Методическая разработка урока технологии. Учитель: Хохлова О.С.
ОО МБОУ Школа № 160 Класс 5 УМК: учебник, методические пособия, рабочая программа, ЭФУ.
Тема урока | Основы графической грамоты |
Тип урока | Комбинированный. По способу проведения: урок практикум. По этапам формирования навыков: вводный урок. По приоритету: информирующий. |
Ведущая цель урока | Способствовать формированию у учащихся знания о значении умения и навыков построения и оформления, графической документации. |
Планируемые результаты (после урока учащиеся смогут…): |
Предметные | -Будут уметь выполнять эскизы одно детального изделия, с использованием чертёжных инструментов, по единым нормам и правилам (гост). -Будут знать, что такое масштаб. -Будут объяснять значение линий на чертеже. -Будут применять знания значений линий на практике при построении чертежа. -Будут выполнять эскизы, наброски, чертежи простейших изделий. |
Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД) | РУУД – определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. ПУУД- определять из какого материала сделан предмет изображённый на чертеже и его масштаб. КУУД- уметь слушать, строить позитивные отношения. |
Личностные | Сформируют представление о значимости полученных на уроке знаний, о правилах выполнения графической документации. |
Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют) | -имеют опыт обращения и назначение чертёжных инструментов из уроков математики и рисования. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметных: тестирование по теме урока « Основы графической грамотности» (проверка на следующем уроке), Предметных: оценка правильности, выполнения эскиза рамки круглого карманного зеркала без крышки. |
Средства | Материально-технические: простые карандаши, линейки, ластики, тетради. Учебно-информационные: учебники, ЭОР, презентация, тесты. |
Домашнее задание | - Ответить на вопросы параграфа. Подготовиться к тестированию по пройденной теме. - Выполнить чертёж рамки круглого зеркала без крышки в тетради, по всем нормам и правилам, установленным гос стандартом. |
Технологическая карта урока
Этап урока | Подэтап | Деятельность учителя (конкретные методы и приемы) | Деятельность учащихся | Средства | Результат этапа |
Вводный | Организационный момент | Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку. | | | |
Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организует повторение темы прошлого урока ( что такое проект, какие существуют этапы проектной деятельности, какую выбрали тему для проектной работы.) | Участвуют в обсуждении результатов прошлого урока. Отвечают на вопросы домашнего задания. | | Актуализирован имеющийся опыт учащихся. |
Мотивация/ создание проблемной ситуации | Для создания проблемной ситуации представляет учащимся картинки с чертежами различных объектов (стул, дом, платье, корабль, и т.д.) Предлагает учащимся определить, что за объекты они видят на чертежах. Организует обсуждение. - Что за объект может быть изготовлен по увиденным чертежам? - Из каких материалов может быть изготовлен объект №1, №2, № 3, № 4? - Можно ли изготовить какое либо изделие без набросков, эскизов, чертежей? -Нужно ли человеку уметь выполнять чертежи, наброски, эскизы? -Мы умеем их выполнять? -Для разработки проекта нам нужно уметь это делать? - Обобщает ответы. - Подводит к мысли, что для изготовления любого изделия необходимо сделать наброски, эскизы, технические рисунки, чертежи, что является одним из этапов проекта Какую цель поставим на сегодняшнем уроке? Учитель обобщает: Научиться графической грамоте. | Учащиеся рассматривают и предполагают, дают ответы на вопросы. Участвуют в обсуждении. Учащиеся отвечают. | Чертежи различных объектов. Приложение №1. | Обеспечена мотивация к освоению содержания урока. |
Основной | Целеполагание и планирование | Наша цель: Ознакомиться и усвоить знания о элементах графической грамоты, научиться правильно выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки одно детальных изделий используя чертёжные инструменты. | | | |
Достижение планируемых результатов/ решение учебной проблемы | Учитель показывает слайды презентации с примерами и даёт определения словам. - набросок - эскиз - технический рисунок - чертёж Демонстрирует чертёж детали. Предлагает внимательно посмотреть на чертёж, что бы увидеть, что линии различаются друг от друга. В чём особенность этих различий? - длина штрихов - расстояние между штрихами - точки между штрихами - толщина линий Что же они обозначают? Демонстрирует слайд с таблицей типы линий. Показывает учащимся два предмета, портновское лекало (молоток) и пуговицу (гайку). Спрашивает у учащихся, могут ли они нарисовать в тетради эти предметы. Какие из этих предметов они могут зарисовать в тетрадь, а какие нет, почему? Спрашивает, удобно ли рисовать? Рисовать неудобно, потому, что лекало слишком большое, а пуговица очень маленькая. Поэтому, вычерчивая малые изделия, их изображение увеличивают, а большие уменьшают. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры называют – масштабом. - натуральный масштаб - увеличенный масштаб - уменьшенный масштаб Поясняет - каким бы ни был масштаб чертежа, размеры на нём указывают действительные. Показывает слайд с изображением чертежа детали. Предлагает учащимся описать что изображено, определить, из какого материала сделан предмет, какой масштаб? Думаю, что ответят на вопросы не все и не на все вопросы. Для удобства распознавания детали изображённой на чертеже в правом нижнем углу чертежа принято записывать сведения о названии, материале и масщтабе. Показывает слайд с правилами выполнения и оформления (рамки) графической документации. Спрашивает учащихся, почему необходимо соблюдать единые нормы и правила, установленные ГОСТ при оформлении чертежа? | Получают распечатанные определения новых слов. Чертят линии в тетради. Учащиеся смотрят и отвечают на вопрос. Записывают определение в тетрадь. Учащиеся смотрят и слушают. Учащиеся отвечают. | Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4. Приложение №5 | |
Отработка/ закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий… | - Предлагает учащимся задание, представленное в учебнике «Выполнение эскиза рамки круглого зеркала без крышки». - Предлагает вспомнить определение, что такое эскиз? - Чем отличается эскиз от чертежа? - Предлагает рассмотреть план работы на слайде (в учебнике). - Приготовить инструменты и материалы. Организует выполнение задания. Осуществляет контроль и консультирование. Проверяет правильность использования учащимися чертёжных инструментов. | Знакомятся с заданием. Отвечают. Выполняют практическую работу в тетрадях. | | Осуществлено первичное закрепление полученного умения. |
Заключи тельный | Контроль выполнения учебных действий | - Правильное использование и применение знаний по типу линий и их применение на практике. - Умение пользоваться чертёжными инструментами. - Обсуждает типичные ошибки. - Выявляет причины ошибок. - Выставляет оценки в журнал. | Учащиеся обмениваются тетрадями с нарисованными эскизами и оценивают выполненную работу. | | Осуществлён контроль результатов. |
Оценка образовательных результатов Рефлексия деятельности | Организует оценку и рефлексию урока. - Какую цель мы сегодня поставили? - Мы достигли этой цели? - Что мы делали, что бы её достичь? ( узнали, что такое эскиз, набросок, технический рисунок, чертёж и что такое масштаб, что такое ГОСТ, выполнили практическую работу). - Вы поняли, почему необходимо знать основы графической грамоты? - Понадобятся ли эти знания при изучении тем по конструированию и моделированию швейных изделий? - Используете ли вы эти знания при работе над проектным изделием? | Участвуют в оценке и рефлексии. | | Осуществлены оценка и рефлексия результатов и деятельности. |
Приложение № 1
Приложение № 2
Набросок- грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения.
Предварительный, неоконченный вариант какого-либо произведения, изделия и т. п.; то, что составлено, намечено, написано лишь предварительно, в общих чертах.
Эскиз – это изображение выполненное от руки (без чертежных инструментов) с выдержанными на глаз пропорциями с указанием размеров. Эскиз выполняется в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскиз лучше выполнять на бумаге в клеточку, тогда легче выдержать пропорции деталей.
Технический рисунок – это изображение, Технический рисунок – это объемное изображение, выполненное от руки без чертежных инструментов в котором примерно выдержанны пропорции детали, и где видны сразу три стороны детали или изделия. По техническому рисунку легко представить форму детали или изделия.
Чертеж – это изображение детали изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов – линейки, угольника, циркуля, транспортира. На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указаны: название детали, материал, масштаб изображения. Чертеж также можно выполнить на компьютере.
Эскизы различных объектов
Технический рисунок
Вид спереди и сзади
Трёхмерное изображение.
Чертёж
Приложение № 3
Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и входящего в состав разреза.
Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии–выноски, линии для изображения пограничных деталей ("обстановка").
Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линии разграничения вида и разреза.
Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая. Длину следует выбирать в зависимости от величины изображения, примерно от 2 до 8 мм, расстояние между штрихами 1...2 мм.
Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения, примерно от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами рекомендуется брать 2...3 мм.
Приложение № 4
Масштаб - это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.
- При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Стандарт предусматривает следующие масштабы:
Таблица – Масштабы
Масштабы уменьшения | 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:30; 1:40; 1:50; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000 |
Натуральная величина | 1:1 |
Масштабы увеличения | 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 15:1; 20:1; 30:1; 40:1; 50:1; 100:1; 200:1; 400:1; 500:1; 800:1; 1000:1 |
Приложение № 5