СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока технологии: "Основы графической грамоты" 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока технологии: "Основы графической грамоты" 5 класс.»

Методическая разработка урока технологии. Учитель: Хохлова О.С.

ОО МБОУ Школа № 160 Класс 5 УМК: учебник, методические пособия, рабочая программа, ЭФУ.

Тема урока

Основы графической грамоты

Тип урока

Комбинированный.

По способу проведения: урок практикум.

По этапам формирования навыков: вводный урок.

По приоритету: информирующий.

Ведущая цель урока

Способствовать формированию у учащихся знания о значении умения и навыков построения и оформления, графической документации.

Планируемые результаты (после урока учащиеся смогут…):


Предметные


-Будут уметь выполнять эскизы одно детального изделия, с использованием чертёжных инструментов, по единым нормам и правилам (гост).

-Будут знать, что такое масштаб.

-Будут объяснять значение линий на чертеже.

-Будут применять знания значений линий на практике при построении чертежа.

-Будут выполнять эскизы, наброски, чертежи простейших изделий.

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

РУУД – определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

ПУУД- определять из какого материала сделан предмет изображённый на чертеже и его масштаб.

КУУД- уметь слушать, строить позитивные отношения.

Личностные

Сформируют представление о значимости полученных на уроке знаний, о правилах выполнения графической документации.

Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют)

-имеют опыт обращения и назначение чертёжных инструментов из уроков математики и рисования.


Формы оценки планируемых результатов

Предметных: тестирование по теме урока « Основы графической грамотности» (проверка на следующем уроке),

Предметных: оценка правильности, выполнения эскиза рамки круглого карманного зеркала без крышки.

Средства

Материально-технические: простые карандаши, линейки, ластики, тетради.

Учебно-информационные: учебники, ЭОР, презентация, тесты.

Домашнее задание

- Ответить на вопросы параграфа. Подготовиться к тестированию по пройденной теме.

- Выполнить чертёж рамки круглого зеркала без крышки в тетради, по всем нормам и правилам, установленным гос стандартом.



Технологическая карта урока

Этап урока


Подэтап

Деятельность учителя (конкретные методы и приемы)

Деятельность учащихся

Средства

Результат этапа

Вводный

Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.




Актуализация субъектного опыта обучающихся

Организует повторение темы прошлого урока ( что такое проект, какие существуют этапы проектной деятельности, какую выбрали тему для проектной работы.)

Участвуют в обсуждении результатов прошлого урока. Отвечают на вопросы домашнего задания.


Актуализирован имеющийся опыт учащихся.

Мотивация/

создание проблемной ситуации

Для создания проблемной ситуации представляет учащимся картинки с чертежами различных объектов (стул, дом, платье, корабль, и т.д.)

Предлагает учащимся определить, что за объекты они видят на чертежах.

Организует обсуждение.

- Что за объект может быть изготовлен по увиденным чертежам?

- Из каких материалов может быть изготовлен объект №1, №2, № 3, № 4?

- Можно ли изготовить какое либо изделие без набросков, эскизов, чертежей?

-Нужно ли человеку уметь выполнять чертежи, наброски, эскизы?

-Мы умеем их выполнять?

-Для разработки проекта нам нужно уметь это делать?

- Обобщает ответы.

- Подводит к мысли, что для изготовления любого изделия необходимо сделать наброски, эскизы, технические рисунки, чертежи, что является одним из этапов проекта

Какую цель поставим на сегодняшнем уроке?

Учитель обобщает: Научиться графической грамоте.

Учащиеся рассматривают и предполагают, дают ответы на вопросы.





Участвуют в обсуждении.


















Учащиеся отвечают.

Чертежи различных объектов.

Приложение №1.

Обеспечена мотивация к освоению содержания урока.

Основной

Целеполагание и планирование

Наша цель: Ознакомиться и усвоить знания о элементах графической грамоты, научиться правильно выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки одно детальных изделий используя чертёжные инструменты.




Достижение планируемых результатов/

решение учебной проблемы

Учитель показывает слайды презентации с примерами и даёт определения словам.

- набросок

- эскиз

- технический рисунок

- чертёж

Демонстрирует чертёж детали.

Предлагает внимательно посмотреть на чертёж, что бы увидеть, что линии различаются друг от друга.

В чём особенность этих различий?

- длина штрихов

- расстояние между штрихами

- точки между штрихами

- толщина линий

Что же они обозначают?

Демонстрирует слайд с таблицей типы линий.

Показывает учащимся два предмета, портновское лекало (молоток) и пуговицу (гайку).

Спрашивает у учащихся, могут ли они нарисовать в тетради эти предметы. Какие из этих предметов они могут зарисовать в тетрадь, а какие нет, почему?

Спрашивает, удобно ли рисовать?

Рисовать неудобно, потому, что лекало слишком большое, а пуговица очень маленькая.

Поэтому, вычерчивая малые изделия, их изображение увеличивают, а большие уменьшают.

Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры называют – масштабом.

- натуральный масштаб

- увеличенный масштаб

- уменьшенный масштаб

Поясняет - каким бы ни был масштаб чертежа, размеры на нём указывают действительные.

Показывает слайд с изображением чертежа детали.

Предлагает учащимся описать что изображено, определить, из какого материала сделан предмет, какой масштаб?

Думаю, что ответят на вопросы не все и не на все вопросы.

Для удобства распознавания детали изображённой на чертеже в правом нижнем углу чертежа принято записывать сведения о названии, материале и масщтабе.

Показывает слайд с правилами выполнения и оформления (рамки) графической документации.

Спрашивает учащихся, почему необходимо соблюдать единые нормы и правила, установленные ГОСТ при оформлении чертежа?


Получают распечатанные определения новых слов.















Чертят линии в тетради.







Учащиеся смотрят и отвечают на вопрос.






Записывают определение в тетрадь.

















Учащиеся смотрят и слушают.







Учащиеся отвечают.



Приложение №2















Приложение №3














Приложение №4.























Приложение №5


Отработка/

закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий…

- Предлагает учащимся задание, представленное в учебнике «Выполнение эскиза рамки круглого зеркала без крышки».

- Предлагает вспомнить определение, что такое эскиз?

- Чем отличается эскиз от чертежа?

- Предлагает рассмотреть план работы на слайде (в учебнике).

- Приготовить инструменты и материалы.

Организует выполнение задания.

Осуществляет контроль и консультирование.

Проверяет правильность использования учащимися чертёжных инструментов.


Знакомятся с заданием.




Отвечают.







Выполняют практическую работу в тетрадях.









Осуществлено первичное закрепление полученного умения.

Заключи

тельный

Контроль выполнения учебных действий

- Правильное использование и применение знаний по типу линий и их применение на практике.

- Умение пользоваться чертёжными инструментами.

- Обсуждает типичные ошибки.

- Выявляет причины ошибок.

- Выставляет оценки в журнал.

Учащиеся обмениваются тетрадями с нарисованными эскизами и оценивают выполненную работу.


Осуществлён контроль результатов.

Оценка образовательных результатов

Рефлексия деятельности

Организует оценку и рефлексию урока.

- Какую цель мы сегодня поставили?

- Мы достигли этой цели?

- Что мы делали, что бы её достичь?

( узнали, что такое эскиз, набросок, технический рисунок, чертёж и что такое масштаб, что такое ГОСТ, выполнили практическую работу).

- Вы поняли, почему необходимо знать основы графической грамоты?

- Понадобятся ли эти знания при изучении тем по конструированию и моделированию швейных изделий?

- Используете ли вы эти знания при работе над проектным изделием?

Участвуют в оценке и рефлексии.


Осуществлены оценка и рефлексия результатов и деятельности.







Приложение № 1



Приложение № 2

Набросок- грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения.

Предварительный, неоконченный вариант какого-либо произведения, изделия и т. п.; то, что составлено, намечено, написано лишь предварительно, в общих чертах.


Эскиз – это изображение выполненное от руки (без чертежных инструментов) с выдержанными на глаз пропорциями с указанием размеров. Эскиз выполняется в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскиз лучше выполнять на бумаге в клеточку, тогда легче выдержать пропорции деталей.

Технический рисунок – это изображение, Технический рисунок – это объемное изображение, выполненное от руки без чертежных инструментов в котором примерно выдержанны пропорции детали, и где видны сразу три стороны детали или изделия. По техническому рисунку легко представить форму детали или изделия.



Чертеж – это изображение детали изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов – линейки, угольника, циркуля, транспортира. На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указаны: название детали, материал, масштаб изображения. Чертеж также можно выполнить на компьютере.

Эскизы различных объектов











Технический рисунок


Вид спереди и сзади

Трёхмерное изображение.

Чертёж
















Приложение № 3


Сплошная толстая линия применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и входящего в состав разреза.

 

Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии–выноски, линии для изображения пограничных деталей ("обстановка").

Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линии разграничения вида и разреза.

Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая. Длину следует выбирать в зависимости от величины изображения, примерно от 2 до 8 мм, расстояние между штрихами 1...2 мм.

Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения, примерно от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами рекомендуется брать 2...3 мм.







Приложение № 4

Масштаб - это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.

- При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Стандарт предусматривает следующие масштабы:

Таблица – Масштабы

Масштабы уменьшения

1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:30; 1:40; 1:50; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000

Натуральная величина

1:1

Масштабы увеличения

2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 15:1;  20:1; 30:1; 40:1; 50:1; 100:1; 200:1; 400:1; 500:1; 800:1; 1000:1





















Приложение № 5































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!