Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Адыгея
«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
Методическая разработка
урока
Тема: «Частица как служебная часть речи»
Предмет: «Русский язык»
Преподаватель: Есина Татьяна Владимировна
с. Красногвардейское
2018 – 2019 у. г.
Цель урока:
Ознакомить учащихся с разрядами частиц по значению и их ролью в предложении;
Закрепить навыки распознавания знаменательных и служебных частей речи;
Формировать учебно-языковые умения и навыки.
Культура речи. Использование частиц в разных стилях речи.
Межпредметные связи: русская литература.
Внутрипредметные связи: морфология — культура речи.
Повторение: самостоятельные и служебные части речи; предложения побудительные, вопросительные и восклицательные; наклонения глаголов.
Материал для словарно-семантической работы: чемпион, рукопашный.
Ход урока:
Повторение
Объяснительный диктант (или частичный синтаксический разбор текста, заранее записанного на доске):
На седьмые сутки своего похода Алексей тащился по оттаявшей лесной дороге. Он переполз болотце, и перед ним открылась поляна. Кое-где из-под снега проглядывала колея заброшенной дороги. Алексей полз, даже не отдыхая. «Неужели скоро конец скитаниям?» — подумал он. Каким же страшным показалось лётчику то, что открылось перед ним.
(по Б. Полевому)
Беседа:
какие части речи не являются членами предложения?
для чего служат предлоги и союзы?
назвать «неопознанные» части речи (даже, неужели, не).
провести лингвистический эксперимент: прочитать предложения, опустив эти слова.
изменился ли смысл предложения?
какие оттенки значения вносят эти слова?
дать определение частицы как служебной части речи
Работа по учебнику.
Анализ таблицы:
Предлоги | связывают знаменательные слова друг с другом | не называют ни предметов, ни действий, ни признаков; |
Союзы | связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного | не являются членами предложения; не отвечают на вопросы; |
Частицы | придают дополнительные оттенки словам или предложениям; служат для образования некоторых форм слов | не имеют лексического значения |
При анализе коллективно составляются примеры.
Закрепление:
списать предложения, определить, какой частью речи являются выделенные слова. Подготовить устное обоснование ответа.
Не ты ли, моряк, в рукопашном бою с врагами сражался геройски? (В. Лебедев-Кумач)
Пионер, не теряй ни минуты. (Л. О ш а н и н)
Да будет сталь крепка! (М. Исаковский)
Была бы наша Родина богатой да счастливою, а выше счастья Родины нет в мире ничего. (М. Матус о в с к и й)
Пускай же для счастья цветёт ваша доля. (М. И с а к о в с к и й)
Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои? (А. Фатьянов).
Образец доказательства. В предложении Не ты ли, моряк, в рукопашном бою с врагами сражался геройски? слово НЕ не называет ни предмета, ни действия, ни признака. Следовательно, это служебная часть речи. Оно не связывает ни слова, ни предложения. Значит, это не предлог, не союз. Оно придаёт отрицательное значение местоимению ты.
Следовательно, не — отрицательная частица.
Выборочный диктант: выписать из текста предложения с частицами. Сделать синтаксический разбор:
Мы, — промолвили Частицы, — К этому и я стремлюсь:
Можем с каждым подружиться, Пусть на свете больше будет
Выражаем утвержденье, Тех, кто мир приносит людям!
Отрицание, сомненье... — Да,— поднявшись на дыбы,
- Я всегда, — сказала НЕ,— говорит частица БЫ
Не люблю, что Не по мне. — Эту мысль, — вмешалась ДА,—
Заявляю: Не нужна Подтверждаю я всегда...
Людям новая война. Да здравствуют дети
(А. Т е т и в к и н)
Итог урока:
Слово учителя: для углубления знаний о частицах, давайте сравним их с другими служебными частями речи, посмотрим на отличия. Для этого используем приём коллективного анализа таблицы:
| |
Для чего служит | Разряды по значению |
Для выражения дополнительных смысловых оттенков и чувств | формообразующие (да, давай, давайте, бы(б), пусть, пускай); отрицательные (не, ни); модальные (разве, неужели, ли, что, за, как, вот, вон, только, лишь, вряд ли, именно, как раз, исключительно, почти, же, всё-таки, уж, -ка, -то и др.). |
Пример ы: Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький). Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою. (М. Лермонтов) |
Домашнее задание: индивидуальные творческие карты с частицами для составления связных текстов (не менее 10 предложений).