МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 9
Тема : Повторение: «Синтаксис и пунктуация». Подготовка к ОГЭ.
Ганина Г.В.
Новые требования федеральных государственных образовательных стандартов акцентируют внимание на деятельностном характере образования: результатом обучения должно стать не просто «Я знаю...» (например, «Я знаю, как образуются словосочетания»), а «Я умею, обладая знаниями...» (например, «Я умею, обладая знаниями о строении словосочетания, синтаксисе, построении текста, риторике, строить предложения, использовать их в разных стилях речи, в разных коммуникативных ситуациях; создавать устные и письменные тексты и т.д.»)
Традиционно первостепенные цели обучения русскому языку в учреждениях начального и среднего профессионального образования заключаются в том, чтобы повторить пройденное в школе и углубить знания по основам науки о русском языке. На этой базе необходимо совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики; закреплять и расширять знания обучающихся в области речеведения; активизировать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи; развивать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока вообще, в том числе и урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Современные государственные образовательные стандарты не отрицают ценностей традиционного урока. Неизменно, как любой текст (дискурс), урок имеет трехчастную структуру (введение, основная часть, заключение) и строгое ограничение во времени (45 минут).
Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа [1]:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Изменения касаются того, как мы (преподаватель — ученики) реализуем содержание урока, то есть, насколько эффективно складывается наше общение.
Известно, что эффективным является такое общение, при котором происходит достижение поставленной цели, реализация коммуникативного намерения говорящего и слушающего, в нашем случае — учителя,преподавателя и учеников.
Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Современный мир предъявляет к будущим специалистам более жесткие требования, несоответствие которым будет отмечаться не наличием хороших или плохих оценок по предмету или дисциплине, а наличием востребованности — как личной, так и профессиональной. Учитывая современные социально-экономические особенности развития общества, необходимо формирование нового типа личности – мобильного, способного ориентироваться в информационном потоке, способного к адекватной самооценке и умению переучиваться при необходимости.
Как урок русского языка помогает обучающемуся решать эти задачи? Насколько способствует формированию «общей культуры, развитию, воспитанию и социализации личности»?
Несомненно, русский язык как средство познания действительности обладает огромным потенциалом в обеспечении развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Задача преподавателя — выстроить траекторию освоения учебной дисциплины так, чтобы обучающийся не просто запоминал, каково строение словосочетания, например, а учился логически мыслить, задавать вопросы (определять границы знания-незнания), взаимодействовать с другими в поиске информации и решении учебных и профессиональных задач. Другими словами, говоря языком современных образовательных стандартов, обучающийся должен овладеть учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-логическими, учебно-коммуникативными общеучебными компетенциями, а также общими компетенциями. Роль преподавателя сводится к тому, о чем говорил ещё Я.Коменский: меньше учить, больше направлять, консультировать, наставлять.
Один из возможных путей достижения эффективности общения на уроке представлен в технологической карте урока русского языка для 9 класса (предпрофильная подготовка). Основной акцент в работе на уроке сделан на подготовке к Основному государственному экзамену (ОГЭ).
Результаты освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык», в соответствии с ФГОС основного общего образования, должны быть представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, где ключевым понятием является самостоятельность обучающегося. Особое внимание в новых ФГОС уделяется метапредметным результатам обучения, отражающим формирование так называемых универсальных учебных действий, обобщенных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. преподавателя: Ганина Г.В.
2.Группа: 9
3. Дисциплина: русский язык .
4. Тема занятия (этап урока): Повторение. Подготовка к ОГЭ. Типология заданий части 2.
5. Цели урока:
1. Обучающие:
-осуществление контроля и систематизации знаний учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация» в рамках подготовки к ОГЭ;
- совершенствование навыков говорения на материале темы «Синтаксис и пунктуация» на материале типологии заданий части 2 ОГЭ;
-выявление уровня сформированности умений и навыков применять в письменной речи орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
2.Развивающие:
-развитие общеучебных компетенций - самоконтроль, анализ, сравнение, определение понятий, работа с письменными текстами;
-развитие общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.
3.Воспитательные
- воспитание уважительного отношения к русскому языку и культуре;
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-закрепить умение работать с тестовыми заданиями типологии части 2 ОГЭ на материале темы «Синтаксис и пунктуация»;
-совершенствовать навыки говорения на материале раздела «Синтаксис и пунктуация»;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки на материале заданий типологии части 2 ОГЭ.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
-развивать творческий подход к решению учебных задач;
- совершенствовать психологическую защиту учащихся к условиям проведения ОГЭ.
Воспитательные:
-формировать уважительное отношение к языку и культуре русского народа.
6. Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений
7. Прогнозируемые результаты:
Личностные: учащиеся доброжелательно относятся к другому человеку, способны вести диалог с одноклассниками; развивают уважительное отношение к родному языку и русской литературе.
Метапредметные: учащиеся оценивают свою деятельность, исправляют ошибки, наблюдают и анализируют, вербализуют эмоциональное впечатление от стихотворения, определят логические связи между явлениями (простое и сложное предложение, связь слов в словосочетании), находят в тексте нужную информацию, преобразуют текст, критически относятся к собственному мнению.
Предметные: учащиеся редактируют письменный текст с соблюдением норм современного русского литературного языка, опознают простые и сложные предложения, выделяют грамматические основы, знают виды обособления; применяют полученные теоретические знания на практике, при работе с заданиями типологии части 2 ОГЭ.
6. Продолжительность занятия — 20 мин.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Форма контроля |
I.Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Фиксация отсутствующих | – | – | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к занятию. Фиксирует отсутствующих | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к занятию | |
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | 5 | Актуализировать предметные знания учащихся, проверить выполнение домашнего задания | На доске – эпиграф к уроку (из стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву») Приложение 1 | Наблюдение, проблемная ситуация. | Ф, И | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого комментирует эпиграф и ставит перед учащимися вопросы. Приложение 1 | Слушают, оценивают, анализируют, отвечают на вопросы (в том числе у доски), восстанавливают текст; работают с терминами. Определяют части речи пропущенных слов, читают выразительно | Восстановленный текст (отрывок из стихотворения А.С.Пушкина); рабочие тетради и тетради для подготовки к ОГЭ |
II.Постановка темы и цели урока. | 1 | Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Мотивация учащихся. | «Таблица понимания» - для каждого учащегося Приложение 2 | | Ф | Подводит обучающихся к постановке темы урока: Когда мы с вами работали над эпиграфом, что мы делали: повторяли, узнавали новое? | Формулируют тему и цели урока; представляют результаты домашней работы, заполняют таблицу понимания | Комментарий эпиграфа к уроку, представление домашней работы, таблица понимания (с ответом на первый вопрос) |
III.Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Практическая работа с языковым материалом. | 10 мин | Систематизация и контроль знаний обучающихся по изученным темам: «Лексика», «Морфология и орфография», «Синтаксиси пунктуация» | Задания разного уровня сложности по темам: «Лексика», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация» | Самостоятельная работа, рефлексия, контроль | Ф, И | Инструктирует обучающихся о порядке выполнения заданий; контролирует выполнение практической работы с языковым материалом Приложение 3 | Слушают, анализируют, осуществляют самооценку, взаимооценку; выполняют тестовые задания, работают с учебником | Рабочие тетради; Рабочие тетради для подготовки к ОГЭ |
IV .Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению. | 1 | | | | | Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания: 1.Учебник, стр.84, зад.107 2. Тренинг:В.2, Ч.2, зад 2-7 | | |
V Рефлексия. Подведение итогов занятия. | 2 | Оценить степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке; Связать результаты урока (личностные, предметные, метапредметные) с целями урока | | | Ф | Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке; организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке (Таблица понимания) | Формулируют конечный результат своей работы на уроке (комментируют). Осуществляют рефлексию (что получилось, что не получилось и почему) Заполняют «Таблицу понимания» | Заполненная «Таблица понимания» |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: _____________________________________________.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа с эпиграфом («мозговой штурм»)
1.Что написано на доске? Это эпитет или эпиграф? Подскажите мне, я путаюсь в терминах.
Словарь:
Эпитет - образное определение (чаще выражено прилагательным)
Эпиграф – цитата во главе сочинения (синонимично слову девиз)
2. Кому принадлежат эти строки? Чтобы понять, восстановим текст.
3. Итак, автор – А.С.Пушкин, название – « К Чаадаеву»
4.Проверим орфографию.
5.Найдем грамматические основы и определим тип предложений.
6.Определим части речи пропущенных слов.
7.Интонационно мы прочли верно, а на письме все ли верно с точки зрения пунктуации?
5. Прочитаем отрывок выразительно.
А.С.Пушкин. К Чаадаеву (1816)
Любви,(1) надежды,(2) … славы (тихой – прил.)
Недолго … нас обман. (нежил – баловал, ласкал – глагол)
… юные …, (исчезли – глагол; забавы – развлечения, игры – сущ.)
Как сон, как … туман. (утренний – прил.)
(1),(2) – запятая между однородными членами предложения – дополнениями. (Типология заданий ч.2.9)
Грамматические основы двух простых предложений – обман нежил; забавы исчезли. (Типология заданий ч.2.8)
Как сон, как утренний туман – сравнение со значением: безвозвратно, невосстановимо (Типология заданий ч.2.3)
Тихой (славы) – эпитет со значением мирный, спокойный. Слава сочетается со словом громкий. (Типология заданий ч.2.8)
Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая». Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях политического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.
Итак, почему эти строки мы выбрали эпиграфом для нашей работы? Пушкин писал о той ситуации в обществе, которая сложилась в 1816 году.
Для нас сейчас актуально другое: на развлечения, забавы нужно оставить час, а делу подготовки к ОГЭ – посвятить время. Детство прошло. Впереди – ОГЭ!
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ТАБЛИЦА ПОНИМАНИЯ
Дисциплина: Русский язык
Класс: 9 Г
Фамилия, имя учащегося
Какую оценку я поставил(а) бы себе за выполнение домашней работы? | |
Что нового я узнал (а) сегодня на уроке? Что повторил (а)? | |
Что у меня получилось и не получилось на уроке и почему? | |
Как применить в жизни полученные на уроке сведения? | |
ТАБЛИЦА ПОНИМАНИЯ
Как Вы оцениваете работу Вашего ребенка на уроке? Что получилось? Что не получилось и почему? | |
Как Вы оцениваете совместную работу всех учащихся класса на уроке? Что получилось? Что не получилось и почему? | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Практическая работа с языковым материалом
(по материалам домашнего задания: текст В.1, Ч.2, зад.2-14)
Словарный диктант
Съезжать, обыкновенный, выгоревший, архипелаг, загорелый, предчувствие, коснуться, гореть, парашют, напряженно, заблистать, поленница, по-прежнему, микроскопический.
Задания:
Сгруппировать слова по орфограммам ( чередующиеся гласные в корнях, дефисное написание наречий, проверяемые гласные в корне слова, -НН- в существительных, разделительный твердый знак, словарное слово)
(Типология заданий ч.2.4,5)
Выделить графически морфему, в которой нам встретилась орфограмма
Составить словосочетания с выделенными словами и определить вид связи (согласование, управление, примыкание)
(Типология заданий ч.2.7)
Сделать морфологический разбор слов парашют, микроскопический.
Работа предложениями из текста
1.Когда нечего сказать, девчонки всегда говорят это слово (55) (СПП с придаточным времени)
2.Пожал плечами Вовка, самый старший и рассудительный из мальчиков (45) (простое предложение с обособленным приложением, обозначающим другое название, характеризующее предмет)
3.Так родилось его открытие: если открыть зонт и если нарисовать на нем изнутри звезды, то получится карта звездного неба (60) (сложное предложение с бессоюзной связью (1 и 2 части предложения разделяет двоеточие) и СПС с однородным подчинением придаточных условия)
Задания.
1.Записать предложения, объяснить расстановку знаков препинания.
2. Определим типы предложений. (Таблица Виды придаточных предложений – в учебнике, на стр.79-80)
3.Нарисуем схемы предложений.
1.(Когда…), [девчонки говорят]
2.[Пожал плечами Вовка]
3.[Родилось открытие]: (если… и если…), (то…)
Использованная литература:
ФГОС основного общего образования.
Примерная программа по русскому языку для основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, предпрофильное обучение.
Русский язык. 9 кл. : учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов ; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014. – 286 с.
Егораева Г.Т. ОГЭ 2016. Основной государственный экзамен. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания. / Г.Т. Егораева. – М. : Издательство «Экзамен», 2016. – 95 с.