ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46
Методическая разработка урока
учебной практики
УП.01.Учебная практика основной программы профессионального
обучения (профессиональной подготовки)
по профессии 18874 Столяр
Тема «Шиповые столярные соединения»
Выполнила:
Морозов А.В.
мастер производственного обучения
2021 год
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Дата проведения: 13.10.2021 г.
Место проведения: Столярная мастерская
Время проведения: 6 часов
Мастер производственного обучения: Морозов Александр Вячеславович.
Тема программы № 1: Технология столярных и мебельных работ. – 120 часов
Тема урока: Шиповые столярные соединения
Тип урока: Урок по формированию умений.
Вид урока: урок – практикум.
Дидактическая цель урока: формирование первоначальных умений по изготовлению шипового соединения.
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать умения поэтапного выполнения рабочих приемов по изготовлению шипового соединения. Совершенствование умений по осуществлению контроля качества выполнения трудовых операций по подгонке шипа по размеру проушины и сборки шипового соединения.
Развивающая:
Развить умения и навыки по самостоятельному выполнению учебно-производственных заданий с соблюдением заданных ТУ на выполнение операций, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательная:
Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнения учебного задания, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, рационального использования рабочего времени.
Методы обучения:
наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация образцов, инструментов, материалов);
словесные (беседа, устное объяснение);
практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций).
Межпредметные связи:
МДК.01.01. Технология изготовления столярных и мебельных изделий
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная.
Материально-техническое и методическое обеспечение урока:
Оборудование, инструменты и приспособления:
верстаки, рейсмусы, стамески, ножовки, компьютер, мультимедийная презентация
2. Материалы:
заготовки из древесины
3. Дидактический материал:
контрольный образец шипового соединения
алгоритм изготовления элементов шипового соединения и его соединение
(Приложение 1)
Ход урока
Элемент структуры урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1.Организационная часть ( 3-5 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: - посещаемость; - наличие рабочей формы и инструментов. | Приветствуют мастера, настраиваются на урок. | |
2.Вводный инструктаж (40 мин.) 2.1.Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков 2.3.Объяснение нового материала. Инструктирование обучающихся по ключевым вопросам темы. | 2.1.Сообщает: - тему, цели занятия; - значимость данной работы в изготовлении столярных изделий. 2.2.Знакомит: - с планом проведения урока; - инструментами и приспособлениями. 2.2. Организует работу по повторению и закреплению ранее изученного материала: Проводит устный опрос: - какие шиповые соединения столярных изделий бывают? - где применяются угловые концевые соединения и их назначение? - где применяются угловые серединные соединения и их назначение? - где применяются угловые ящичные соединения и их назначение? - что такое шип и проушина?: - назовите элементы шипового соединения? - какой порок древесины будет препятствовать изготовлению шипа и проушины? 2.3. Объясняет технологическую последовательность изготовления деталей шипового соединения и их соединение: - контрольный образец шипового соединения; - инструкционно - технологическая карта изготовления элементов шипового соединения и их соединение (Приложение 1). Выдает заготовки. Сообщает время на выполнение задания. Напоминает учащимся об организации рабочего места и соблюдении безопасных условий труда. Сообщает о критериях оценок за урок. | Слушают, запоминают. Отвечают на вопросы мастера. Слушают, воспринимают, запоминают последовательность операций. Знакомятся с дидактическим материалом. Решают проблемную ситуацию. Отвечают на вопросы. Слушают, воспринимают. | Словесный (беседа) Словесный (беседа, опрос) |
Словесный (беседа, объяснение) Наглядно-демонстрационный. Практический. Письменное инструктирование. Словесный (беседа, объяснение) Словесный (беседа, объяснение) |
3.Текущий инструктаж (5 часов) Самостоятельная работа обучающихся. Целевые обходы. | 3. Осуществляет целевые обходы рабочих мест во время самостоятельной работы обучающихся: - проверяет правильность организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности; - обходит обучающихся с целью проверки правильности выполнения трудовых приемов и технологического процесса изготовления элементов шипового соединения; - - оказывает помощь обучающимся при разметке и использованию инструмента; - проводит индивидуальные инструктажи, в случае, если обучающийся начал допускать ошибки; - проверяет соблюдение требований ТБ при работе - проводит приемку и оценивает работу. | Самостоятельно выполняют работу. Пользуются раздаточным материалом. Самостоятельно оценивают качество работы. | Практический. Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций. Демонстрация наглядных пособий. |
4.Заключительный инструктаж (10 мин.) 4.1. Сообщает о результатах работы, достижений целей урока. 4.2. Выдача домашнего задания. | 4. Подводит итоги выполнения самостоятельной практической работы. (Приложение 2). Анализирует и обобщает: - разбирает характерные недочеты в работе обучающихся и способы их предупреждения; - отмечает обучающихся, добившихся хорошего качества; - сообщает и комментирует оценки обучающимся. | Слушают, делают выводы. | Словесный. (беседа, объяснение) Рефлексия. |
5. Уборка рабочих мест. | Контролирует уборку рабочих мест. | Осуществляют уборку рабочих мест | |
Мастер производственного обучения: А.В. Морозов.
Приложение 1
Инструкционно-технологическая карта изготовления элементов шипового соединения и их соединение
1. С помощью линейки масштабной откладывают длину шипа и глубину проушины
Разметка шипов и проушин, а также деталей нескольких одинаковых соединений должна производиться одновременно
Во избежание ошибок все вычисления производятся два раза.
2. С помощью угольника проводят линию через точку
По угольнику переносят линии разметки на другие стороны
Оставляем припуски на оторцовку
(2…3 мм)
3. Разметка шипа и проушин с помощью рейсмуса
Настраиваем рейсмус на два размера, чтобы одновременно получить толщину шипа
Перед разметкой очередной заготовки проверять правильность установки рейсмуса
4. Проводим разметку на три стороны
Для соединений УК-1 толщина шипа равна
S1=0,4 S0 (толщине детали)
Риски должны быть прямолинейными, хорошо видимы, но не глубокими
5.Запилить шип и проушину по линии разметки
Пропилы должны проходить по удаляемой части древесины
Запиливаем остро заточенной мелкозубой ножовкой с небольшим разводом зубьев
6. Отпилить заплечики шипа
Запиливают с небольшими отклонением линии пропила во внутрь
Обеспечивает лучшее прилегание заплечиков к смежному бруску
7. Продолбить проушину с двух сторон
Выдалбливаем долотом, подобранным под размер проушины. Долбление с двух сторон до половины толщины бруска
Следить, чтобы лопасть долота располагалась параллельно пластям заготовок
8. Подогнать шип по размеру проушины
Шиповое соединение выполняем с величинами натягов и зазоров в пределах 0,1…0,3 мм, т.е. практически плотным
Зачищаем шип рашпилем, т.к на шероховатой поверхности лучше задерживается клей
9. Собрать шиповое соединение
Детали должны соединяться под прямым углом друг к другу, без перекоса и видимых зазоров в местах примыкания
Выполнение соединения сравнить с образцом, определить наличие дефектов и способы их устранения
Приложение 2
Карта оценивания
Ф.И.О. | Устный опрос | Практический показ | Организация раб. места | Правильность выполнения приѐмов и операций | Соблюдение правил техники безопасности | Качество выполненного изделия |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Критерии оценки процесса изготовления шипового соединения (по карте оценивания
90% - 100%– оценка «отлично»
60% – 90%– оценка «хорошо»
30% – 60%– оценка «удовлетворительно»
менее 30%– оценка «неудовлетворительно»