Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий строительный техникум»
Методическая разработка урока учебной практики
Профессия Мастер общестроительных работ
Тема урока: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ.
Богданова Елена Александровна
мастер производственного обучения
2022г.
УРОК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ
«МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»
Место проведения: учебная мастерская каменных работ
Мастер п/о Богданова Елена Александровна
Дата 05.12.2022г.
Группа 2-21
Присутствуют - 10 чел
Отсутствуют – 2 чел.
УП.03 Выполнение каменных работ
Тема: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ
Профессиональные компетенции:
Выполнение каменных работ:
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки.
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций.
Цели урока:
Образовательная: Выработать у студентов умения: правильно и качественно выполнять трудовые приемы, организовать рабочее место, распознавать по внешнему виду гидроизоляционные материалы, выполнять устройство гидроизоляции, определять область применения инструментов при устройстве гидроизоляции.
Развивающая: Способствовать формированию у студентов устойчивых умений и навыков, профессиональных качеств каменщика
Воспитательная: Способствовать воспитанию у студентов точности соблюдения требований технологического процесса, бережного отношения к инструментам и экономии материала, привить культуру труда, дисциплину, самоконтроль, чувство дружбы и взаимопомощи.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока:
- комбинированный (беседа, самостоятельная работа репродуктивного типа).
Форма организации учебной деятельности: сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Материально – техническое и дидактическое оснащение урока:
1. Программа подготовки рабочих по профессии Мастер общестроительных работ
2. Плакаты «Каменные работы».
3. Материалы гидроизоляционные.
4. Проектор
5. Компьютер.
Предварительная работа: студенты получили предварительное задание: подготовить сообщения.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть (5мин):
1.1. Приветствие
1.2.Проверка посещаемости студентов
1.3. Создание делового и эмоционального настроя на урок.
2. Вводный инструктаж (35-40мин):
2.1.Сообщение темы урока, цели учебной деятельности
- Сегодня на уроке будем изучать тему: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ
Цель нашего урока:
1. Научиться выполнять гидроизоляционные работы
2. Изучить места устройства гидроизоляции в зданиях
3. Научиться правильно, организовать рабочее место. Инструмент, инвентарь, приспособления
4. Изучить требования к качеству окрасочной гидроизоляции
5. Изучить требования к качеству оклеечной гидроизоляции
6. Изучить требования по охране труда при выполнении гидроизоляционных работ
3. Актуализация и систематизация опорных знаний и умений:
Предварительно проверяются теоретические знания, повторяются основные правила, которые необходимы для практической работы.
Форма работы: фронтальный опрос
- Где используется силикатный кирпич?
Ответ: Такой кирпич изготавливается на силикатной основе, откуда получил свое название «силикатный». Он более легкий и мягкий, менее прочный в сравнении с красным, уступает тому в универсальности применения, так как используется только в кладке стен и перегородок. Не допускается его применение в фундаментах, цоколях, печах, каминах, трубах и других ответственных конструкциях. Силикатный кирпич обладает несколько большей плотностью и, как следствие, большей теплопроводностью, пониженной водостойкостью. Он приблизительно на треть дешевле.
- Какова должна быть толщина кирпичных стен и перегородок?
Ответ: Ширину кладки стен, называемую обычно толщиной стены, делают кратной в ½ кирпича или камня: в 1 кирпич – 25 см, в 1,5 – 38 см, 2 – 51 см, в 2,5 кирпича – 64 см и т.д. Толщина стен (в сантиметрах) назначается с учетом толщины вертикальных швов в кладке. Перегородки в зданиях имеют толщину ½ или ¼ кирпича, т.е. 12 или 6,5 см.
- Влияют ли на прочность здания размеры и форма кирпича?
Ответ: С увеличением высоты кирпича уменьшается количество горизонтальных швов в кладке и увеличивается пропорционально квадрату высоты его сопротивление изгибу. В связи с этим при одинаковой прочности кирпичей более прочной оказывается та кладка, которая выполнена из камней большей высоты. Чем правильнее форма кирпичей, тем лучше и равномернее заполняются раствором швы в кладке, лучше передается нагрузка, лучше перевязывается кладка и выше становится ее прочность.
- С чего начинают кладку?
Ответ: С закрепления угловых и промежуточных порядовок. Их устанавливают по периметру стен и выверяют по отвесу и уровню или нивелиру так, чтобы засечки для каждого ряда на всех порядовках находились в одной горизонтальной плоскости. Порядовки располагают на углах, в местах пересечения и примыкания стен, а также на прямых участках стен на расстоянии 10-15 м друг от друга. После закрепления и выверки порядовок выкладывают маяки в виде убежной штрабы, располагая их на углах и на границе возводимого участка. Затем к порядовкам зачаливают шнуры-причалки.
После того, как будут установлены порядовки, выложены маяки и натянуты шнуры-причалки, процесс кладки выполняют в такой последовательности: раскладывают кирпичи на стене, расстилают раствор под наружную версту и выкладывают наружную версту. Дальнейшие операции зависят от принятого порядка кладки: порядного, ступенчатого или смешанного.
- Как проверяется правильность углов, вертикальность и горизонтальность стен?
Ответ: Правильность закладки узлов здания проверяют деревянным угольником. Горизонтальность рядов не реже двух раз на каждом ярусе кладки контролируют правилом и уровнем. Для этого правило кладут на кладку, ставят на него уровень и, выровняв его по горизонтали, определяют величину отклонения кладки от горизонтали. Если она не превышает установленного допуска, отклонение устраняют в процессе последующей кладки. Обнаруженные отклонения осей конструкций, если они не превышают установленных допусков, устраняют в уровнях междуэтажных перекрытий.
- Как рационально выполнить ту или иную кладку?
Ответ: Звеном «двойка» целесообразно вести кирпичную кладку стен с большим количеством архитектурных деталей или проемов, кладку перегородок, столбов, стен толщиной в 1-1,5 кирпича. Звеном «тройка» удобно вести кирпичную кладку стен толщиной в 2 кирпича, а при цепной системе перевязки – в 1,5 кирпича и более. Звеном «четверка» выкладывают кирпичные стены толщиной не менее 2 кирпичей с одновременной облицовкой керамическими фасадными камнями или плитами. Звеном «пятерка» преимущественно возводят стены толщиной более 2 кирпичей с небольшим количеством проемов, без архитектурных деталей и облицовки. Звеном «шестерка» целесообразно выполнять кладку стен толщиной в 3 кирпича. В составе такого звена три «двойки», которые последовательно выполняют кладку наружной версты, внутренней версты и забутки.
- Чем отличается однорядная (цепная) перевязка?
Ответ: Чередованием ложковых и тычковых рядов в кладке. Поперечные швы в смежных рядах сдвинуты относительно друг друга на 1/4 кирпича, а продольные – на полкирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда.
-Вопрос. Как выглядит многорядная перевязка?
Ответ: При многорядной перевязке кладка состоит из отдельных стенок толщиной в 1/2 кирпича (120 мм), сложенных из ложков и перевязанных через несколько рядов по высоте тычковым рядом.
В зависимости от размеров кирпича установлена максимальная высота ложковой кладки между тычковыми рядами для различных видов кладки: из одинарного кирпича толщиной 65 мм – один тычковый ряд на шесть рядов кладки; из утолщенного кирпича толщиной 88 мм – один тычковый ряд на пять рядов кладки.
4. Формирование компетенций студентов (изложение нового материала, показ презентации)
4.1.Объяснение нового материала (сопровождается презентацией)
Вступительное слово мастера п/о
В условиях континентального климата фундаментальная бетонная основа периодически промерзает, а затем оттаивает. Это приводит к нарушению ее целостности. Защитить конструкцию фундамента от разрушительного воздействия негативных факторов окружающей среды предназначена гидроизоляция.
Изучение материала:
- Назначение и виды гидроизоляции: (слайды 2-20)
1. Гидроизоляционные материалы
Студент: При выполнении влагозащитной изоляции используют следующие материалы:
Обмазочные Мастики битумные горячие. Продаются в кусковом виде. Перед применением требуется их разогрев до 120º, что представляет определенную опасность во время работы. Полимерно- и резиново-битумные холодные мастики, приготовленные на основе растворителей органического происхождения. Наиболее востребованы мастики на основе полиуретана: Гипердесмо (однокомпонентная) и Гипердесмо РВ (двухкомпонентная). Это – высокоэластичные гидроизоляционные материалы, длительного срока эксплуатации.Они обладают устойчивостью к агрессивному воздействию щелочей, кислот и солей (при концентрации, не превышающей 10%) . Им не грозит разрушение бактериями и прочими микроорганизмами. У них — максимальная влагостойкость.
Оклеечные Широко востребованы пергамин и рубероид. Их недостаток — в способности впитывать влагу из внешней среды, что является причиной загнивания и разрушения. При понижении температуры окружающего воздуха они приобретают повышенную хрупкость. Улучшенными гидроизоляционными качествами обладают современные полимерно-битумные материалы – Гидробутил, Бризол Техноэласт, Рубитекс, ТехноНИКОЛЬ, Гидростеклоизол.Это материалы, являются более долговечными. Но и они в морозную погоду становятся хрупкими. В результате, стыки и места перегибов могут разрушаться.
Штукатурные Для гидроизоляции этого вида готовят специальные растворы на основе асфальтобетона,
полимерцемента, стеклоцемента; а также используют традиционные цементно-песчаные смеси и активированный торкрет
Проникающие. При этом виде гидроизоляции рекомендуется использовать растворы PENETRON, КАЛЬМАТРОН, XYPEX, VANDEX, Maxseal, «Акватро» и пр.
Инновационным материалом для защиты фундамента от проникновения влаги, являются мембраны DELTA-NB и DELNA-MS20. Они имеют высокую плотность и большую степень защиты от различных воздействий подпочвенных вод. Компонентами мембраны являются полиэтилен, поливинилхлорид или полиолефин. Изготавливаются в виде профилей или плоских листов, различной толщины.
2. Виды гидроизоляции (слайды 21-33)
3. Места устройства гидроизоляции в зданиях
4.Устройство гидроизоляции:
- Приготовление мастик
- Устройство горизонтальной гидроизоляции
- Устройство вертикальной окрасочной гидроизоляции
- Устройство вертикальной оклеечной гидроизоляции
5. Инструменты, инвентарь и приспособления применяемые при устройстве гидроизоляции: (слайды 34-52)
- Инструмент, инвентарь, приспособления
Студент: При устройстве гидроизоляции применяют следующий инструмент и инвентарь (демонстрация инструмента)
Волосяная щетка с удлиненной ручкой
Пеньковая кисть
Гребок с резиновой вставкой
Проволочная щетка
Шпатель-скребок из листовой стали
Шпатель с удлиненной ручкой
Нож
Конусный бачок
Стальной ковш
Прикаточный каток
Шпатель с короткой ручкой
- Требования к качеству окрасочной гидроизоляции
- Требования к качеству оклеечной гидроизоляции
- Требования по охране труда при выполнении гидроизоляционных работ.
4.2 Закрепление нового материала
- Самостоятельная проверка изученного материала (тесты) – (слайд 53)
- Самопроверка – (слайд 54) Приложение 1
- Оценивание студентов
5. Текущий инструктаж (5 ч.):
5.1Формирование практических знаний и способов действий. Закрепление изученного материала, в ходе которого студенты самостоятельно выполняют кладку на известково-песчаном растворе с применением гидроизоляции.
Наблюдение за деятельностью студентов при выполнении задания.
5.2 Заполнение листа наблюдений по критериям:
- организация рабочего места,
- соблюдения правил техники безопасности;
- соблюдения технологии выполнения операции;
- правильности пользования инструментами и приспособлениями;
- качества выполнения работ;
- периодического самоконтроля обучающегося при выполнении работы.
Мастер проводит по необходимости индивидуальный инструктаж с повторным объяснением, показом приемов и операций, привлекая внимание всех.
6. Заключительный инструктаж (15мин)
Подведение итогов;
Обсуждение результатов, отметить лучших студентов;
Объявление оценок
Выставить оценки в журнал.
Домашнее задание:
1) Повторить учебные элементы модуля по кладке сплошных стен толщиной в 2,5 кирпича при однорядной системе перевязки швов;
2) Выполнить в рабочих тетрадях графическую модель (чертеж) кладки сплошных стен толщиной в 2,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов;
3) Выполнить чертеж раскладки кирпичей и расстилания раствора для кладки сплошных стен толщиной в 2,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов.
Уборка рабочих мест.
Литература:
1. Журавлев И.П. Каменщик, Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.
2. Ищенко И.И. Технология каменных и монтажных работ, М., Высшая школа, 1998. – 478с.
3. Попов К.Н. Материаловедение для каменщиков, монтажников конструкций, М., Высшая школа, 2001. – 442с.
Интернет-ресурсы:
1. Гидроизоляционные работы: электрон. ресурс http://www.mukhin.ru/besthome/master/16.htm
Приложение 1
Самостоятельная поверка
ТЕСТ
1.К жесткой гидроизоляции относят:
а) цементно-песчаная; б) окрасочная;
в) оклеечная; г) нетвердеющая.
2.Вяжущее черного цвета, получаемое при переработке нефти называют:
а) деготь; б) битум;
в) мастика; г) полимер.
3.Технический картон пропитанный дегтем называют:
а) изол; б) толь;
в) пергамин; г) гидроизол.
4.Для нанесения и разравнивания мастик при наклеивании рулонов гидроизоляции применяют:
а) волосяную щетку; б) проволочную щетку;
в) пеньковую кисть; г) гребок с резиновой вставкой.
5.Количество слоев, наносимых при устройстве окрасочной гидроизоляции, не менее:
а) одного; б) двух;
в) трех; г) пяти.
6.Нахлест полотнищ рулонных материалов в продольных стыках должен составлять:
а) полотнища приклеивают встык; б) 10 см;
в) 15 см; г) 30 см.
7.Поверхности стен оклеивают рулонными материалами:
а) горизонтальными рядами в направлении снизу вверх;
б) горизонтальными рядами в направлении сверху вниз;
в) вертикальными рядами в направлении снизу вверх;
г) вертикальными рядами в направлении сверху вниз.
8.Между несколькими рабочими звеньями при ведении работ с применением горячего битума допустимо расстояние:
а) не регламентируется; б) не менее 5 м;
в) не менее 10 м; г) не менее 50 м;
9.Правила приготовления грунтовки, состоящей их растворителя и битума:
а) не регламентируется; б) не допускается;
в) битум вливают в растворитель; г) растворитель вливают в битум.
10.Максимальная температура, при которой разрешается использовать в работе битумные мастики:
а) не регламентируется; б) не выше 1200 С;
в) не выше 1600 С; г) не выше 1800 С.
Ключи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | б | б | в | б | б | в | в | в | в |
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, при выполнении 100% заданий теста
оценка «хорошо» выставляется студенту, при выполнении 75% заданий теста
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении 50% заданий теста
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении менее 50% заданий теста
2