СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока учебной практики.Тема урока: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение трудовых приемов и операций.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока учебной практики.Тема урока: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ.»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий строительный техникум»











Методическая разработка урока учебной практики








Профессия Мастер общестроительных работ





Тема урока: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ.





















Богданова Елена Александровна



мастер производственного обучения













2022г.

УРОК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ

«МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»



Место проведения: учебная мастерская каменных работ

Мастер п/о Богданова Елена Александровна

Дата 05.12.2022г.

Группа 2-21

Присутствуют - 10 чел

Отсутствуют – 2 чел.


УП.03 Выполнение каменных работ

Тема: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ


Профессиональные компетенции:

Выполнение каменных работ:

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.

ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.

ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня.

ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий.

ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки.

ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.

ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций.


Цели урока:

Образовательная: Выработать у студентов умения: правильно и качественно выполнять трудовые приемы, организовать рабочее место, распознавать по внешнему виду гидроизоляционные материалы, выполнять устройство гидроизоляции, определять область применения инструментов при устройстве гидроизоляции.


Развивающая: Способствовать формированию у студентов устойчивых умений и навыков, профессиональных качеств каменщика


Воспитательная: Способствовать воспитанию у студентов точности соблюдения требований технологического процесса, бережного отношения к инструментам и экономии материала, привить культуру труда, дисциплину, самоконтроль, чувство дружбы и взаимопомощи.


Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Вид урока:

- комбинированный (беседа, самостоятельная работа репродуктивного типа).


Форма организации учебной деятельности: сочетание коллективной и индивидуальной работы.


Материально – техническое и дидактическое оснащение урока:

1. Программа подготовки рабочих по профессии Мастер общестроительных работ

2. Плакаты «Каменные работы».

3. Материалы гидроизоляционные.

4. Проектор

5. Компьютер.


Предварительная работа: студенты получили предварительное задание: подготовить сообщения.



ХОД УРОКА


1. Организационная часть (5мин):

1.1. Приветствие

1.2.Проверка посещаемости студентов

1.3. Создание делового и эмоционального настроя на урок.


2. Вводный инструктаж (35-40мин):

2.1.Сообщение темы урока, цели учебной деятельности

- Сегодня на уроке будем изучать тему: Выполнение гидроизоляции при выполнении каменных работ

Цель нашего урока:

1. Научиться выполнять гидроизоляционные работы

2. Изучить места устройства гидроизоляции в зданиях

3. Научиться правильно, организовать рабочее место. Инструмент, инвентарь, приспособления

4. Изучить требования к качеству окрасочной гидроизоляции

5. Изучить требования к качеству оклеечной гидроизоляции

6. Изучить требования по охране труда при выполнении гидроизоляционных работ






3. Актуализация и систематизация опорных знаний и умений:

Предварительно проверяются теоретические знания, повторяются основные правила, которые необходимы для практической работы.

Форма работы: фронтальный опрос

- Где используется силикатный кирпич?

Ответ: Такой кирпич изготавливается на силикатной основе, откуда получил свое название «силикатный». Он более легкий и мягкий, менее прочный в сравнении с красным, уступает тому в универсальности применения, так как используется только в кладке стен и перегородок. Не допускается его применение в фундаментах, цоколях, печах, каминах, трубах и других ответственных конструкциях. Силикатный кирпич обладает несколько большей плотностью и, как следствие, большей теплопроводностью, пониженной водостойкостью. Он приблизительно на треть дешевле.

- Какова должна быть толщина кирпичных стен и перегородок?

Ответ: Ширину кладки стен, называемую обычно толщиной стены, делают кратной в ½ кирпича или камня: в 1 кирпич – 25 см, в 1,5 – 38 см, 2 – 51 см, в 2,5 кирпича – 64 см и т.д. Толщина стен (в сантиметрах) назначается с учетом толщины вертикальных швов в кладке. Перегородки в зданиях имеют толщину ½ или ¼ кирпича, т.е. 12 или 6,5 см.

- Влияют ли на прочность здания размеры и форма кирпича?

Ответ: С увеличением высоты кирпича уменьшается количество горизонтальных швов в кладке и увеличивается пропорционально квадрату высоты его сопротивление изгибу. В связи с этим при одинаковой прочности кирпичей более прочной оказывается та кладка, которая выполнена из камней большей высоты. Чем правильнее форма кирпичей, тем лучше и равномернее заполняются раствором швы в кладке, лучше передается нагрузка, лучше перевязывается кладка и выше становится ее прочность.

- С чего начинают кладку?

Ответ: С закрепления угловых и промежуточных порядовок. Их устанавливают по периметру стен и выверяют по отвесу и уровню или нивелиру так, чтобы засечки для каждого ряда на всех порядовках находились в одной горизонтальной плоскости. Порядовки располагают на углах, в местах пересечения и примыкания стен, а также на прямых участках стен на расстоянии 10-15 м друг от друга. После закрепления и выверки порядовок выкладывают маяки в виде убежной штрабы, располагая их на углах и на границе возводимого участка. Затем к порядовкам зачаливают шнуры-причалки.



После того, как будут установлены порядовки, выложены маяки и натянуты шнуры-причалки, процесс кладки выполняют в такой последовательности: раскладывают кирпичи на стене, расстилают раствор под наружную версту и выкладывают наружную версту. Дальнейшие операции зависят от принятого порядка кладки: порядного, ступенчатого или смешанного.

- Как проверяется правильность углов, вертикальность и горизонтальность стен?

Ответ: Правильность закладки узлов здания проверяют деревянным угольником. Горизонтальность рядов не реже двух раз на каждом ярусе кладки контролируют правилом и уровнем. Для этого правило кладут на кладку, ставят на него уровень и, выровняв его по горизонтали, определяют величину отклонения кладки от горизонтали. Если она не превышает установленного допуска, отклонение устраняют в процессе последующей кладки. Обнаруженные отклонения осей конструкций, если они не превышают установленных допусков, устраняют в уровнях междуэтажных перекрытий.

- Как рационально выполнить ту или иную кладку?

Ответ: Звеном «двойка» целесообразно вести кирпичную кладку стен с большим количеством архитектурных деталей или проемов, кладку перегородок, столбов, стен толщиной в 1-1,5 кирпича. Звеном «тройка» удобно вести кирпичную кладку стен толщиной в 2 кирпича, а при цепной системе перевязки – в 1,5 кирпича и более. Звеном «четверка» выкладывают кирпичные стены толщиной не менее 2 кирпичей с одновременной облицовкой керамическими фасадными камнями или плитами. Звеном «пятерка» преимущественно возводят стены толщиной более 2 кирпичей с небольшим количеством проемов, без архитектурных деталей и облицовки. Звеном «шестерка» целесообразно выполнять кладку стен толщиной в 3 кирпича. В составе такого звена три «двойки», которые последовательно выполняют кладку наружной версты, внутренней версты и забутки.

- Чем отличается однорядная (цепная) перевязка?

Ответ: Чередованием ложковых и тычковых рядов в кладке. Поперечные швы в смежных рядах сдвинуты относительно друг друга на 1/4 кирпича, а продольные – на полкирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда.

-Вопрос. Как выглядит многорядная перевязка?

Ответ: При многорядной перевязке кладка состоит из отдельных стенок толщиной в 1/2 кирпича (120 мм), сложенных из ложков и перевязанных через несколько рядов по высоте тычковым рядом.

В зависимости от размеров кирпича установлена максимальная высота ложковой кладки между тычковыми рядами для различных видов кладки: из одинарного кирпича толщиной 65 мм – один тычковый ряд на шесть рядов кладки; из утолщенного кирпича толщиной 88 мм – один тычковый ряд на пять рядов кладки.

4. Формирование компетенций студентов (изложение нового материала, показ презентации)

4.1.Объяснение нового материала (сопровождается презентацией)

Вступительное слово мастера п/о

В условиях континентального климата фундаментальная бетонная основа периодически промерзает, а затем оттаивает. Это приводит к нарушению ее целостности. Защитить конструкцию фундамента от разрушительного воздействия негативных факторов окружающей среды предназначена гидроизоляция.

Изучение материала:

- Назначение и виды гидроизоляции: (слайды 2-20)

1. Гидроизоляционные материалы

Студент: При выполнении влагозащитной изоляции используют следующие материалы:

 

Обмазочные Мастики битумные горячие. Продаются в кусковом виде. Перед применением требуется их разогрев до 120º, что представляет определенную опасность во время работы. Полимерно- и резиново-битумные холодные мастики, приготовленные на основе растворителей органического происхождения. Наиболее востребованы мастики на основе полиуретана: Гипердесмо (однокомпонентная) и Гипердесмо РВ (двухкомпонентная). Это – высокоэластичные гидроизоляционные материалы, длительного срока эксплуатации.Они обладают устойчивостью к агрессивному воздействию щелочей, кислот и солей (при концентрации, не превышающей 10%) . Им не грозит разрушение бактериями и прочими микроорганизмами. У них — максимальная влагостойкость.

 

Оклеечные Широко востребованы пергамин и рубероид. Их недостаток — в способности впитывать влагу из внешней среды, что является причиной загнивания и разрушения. При понижении температуры окружающего воздуха они приобретают повышенную хрупкость. Улучшенными гидроизоляционными качествами обладают современные полимерно-битумные материалы – Гидробутил, Бризол Техноэласт, Рубитекс, ТехноНИКОЛЬ, Гидростеклоизол.Это материалы, являются более долговечными. Но и они в морозную погоду становятся хрупкими. В результате, стыки и места перегибов могут разрушаться.

 

Штукатурные Для гидроизоляции этого вида готовят специальные растворы на основе асфальтобетона,

полимерцемента, стеклоцемента; а также используют традиционные цементно-песчаные смеси и активированный торкрет

 

Проникающие. При этом виде гидроизоляции рекомендуется использовать растворы PENETRON, КАЛЬМАТРОН, XYPEX, VANDEX, Maxseal, «Акватро» и пр.

 

Инновационным материалом для защиты фундамента от проникновения влаги, являются мембраны DELTA-NB и DELNA-MS20. Они имеют высокую плотность и большую степень защиты от различных воздействий подпочвенных вод. Компонентами мембраны являются полиэтилен, поливинилхлорид или полиолефин. Изготавливаются в виде профилей или плоских листов, различной толщины.


2. Виды гидроизоляции (слайды 21-33)

3. Места устройства гидроизоляции в зданиях

4.Устройство гидроизоляции:

- Приготовление мастик

- Устройство горизонтальной гидроизоляции

- Устройство вертикальной окрасочной гидроизоляции

- Устройство вертикальной оклеечной гидроизоляции


5. Инструменты, инвентарь и приспособления применяемые при устройстве гидроизоляции: (слайды 34-52)

- Инструмент, инвентарь, приспособления


Студент: При устройстве гидроизоляции применяют следующий инструмент и инвентарь (демонстрация инструмента)

Волосяная щетка с удлиненной ручкой

Пеньковая кисть

Гребок с резиновой вставкой

Проволочная щетка

Шпатель-скребок из листовой стали

Шпатель с удлиненной ручкой

Нож

Конусный бачок

Стальной ковш

Прикаточный каток

Шпатель с короткой ручкой


- Требования к качеству окрасочной гидроизоляции

- Требования к качеству оклеечной гидроизоляции

- Требования по охране труда при выполнении гидроизоляционных работ.



4.2 Закрепление нового материала

- Самостоятельная проверка изученного материала (тесты) – (слайд 53)

- Самопроверка – (слайд 54) Приложение 1

- Оценивание студентов

  

5. Текущий инструктаж (5 ч.):

5.1Формирование практических знаний и способов действий. Закрепление изученного материала, в ходе которого студенты самостоятельно выполняют кладку на известково-песчаном растворе с применением гидроизоляции.

Наблюдение за деятельностью студентов при выполнении задания.

5.2 Заполнение листа наблюдений по критериям:

- организация рабочего места,

- соблюдения правил техники безопасности;

- соблюдения технологии выполнения операции;

- правильности пользования инструментами и приспособлениями;

- качества выполнения работ;

- периодического самоконтроля обучающегося при выполнении работы.

Мастер проводит по необходимости индивидуальный инструктаж с повторным объяснением, показом приемов и операций, привлекая внимание всех.

6. Заключительный инструктаж (15мин)

Подведение итогов;

Обсуждение результатов, отметить лучших студентов;

Объявление оценок

Выставить оценки в журнал.

Домашнее задание:

1) Повторить учебные элементы модуля по кладке сплошных стен толщиной в 2,5 кирпича при однорядной системе перевязки швов;

2) Выполнить в рабочих тетрадях графическую модель (чертеж) кладки сплошных стен толщиной в 2,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов;

3) Выполнить чертеж раскладки кирпичей и расстилания раствора для кладки сплошных стен толщиной в 2,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов.

Уборка рабочих мест.


Литература:

1. Журавлев И.П. Каменщик, Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.

2. Ищенко И.И. Технология каменных и монтажных работ, М., Высшая школа, 1998. – 478с.

3. Попов К.Н. Материаловедение для каменщиков, монтажников конструкций, М., Высшая школа, 2001. – 442с.


Интернет-ресурсы:

1. Гидроизоляционные работы: электрон. ресурс http://www.mukhin.ru/besthome/master/16.htm



Приложение 1

Самостоятельная поверка

ТЕСТ

1.К жесткой гидроизоляции относят:

а) цементно-песчаная; б) окрасочная;

в) оклеечная; г) нетвердеющая.

2.Вяжущее черного цвета, получаемое при переработке нефти называют:

а) деготь; б) битум;

в) мастика; г) полимер.

3.Технический картон пропитанный дегтем называют:

а) изол; б) толь;

в) пергамин; г) гидроизол.

4.Для нанесения и разравнивания мастик при наклеивании рулонов гидроизоляции применяют:

а) волосяную щетку; б) проволочную щетку;

в) пеньковую кисть; г) гребок с резиновой вставкой.

5.Количество слоев, наносимых при устройстве окрасочной гидроизоляции, не менее:

а) одного; б) двух;

в) трех; г) пяти.

6.Нахлест полотнищ рулонных материалов в продольных стыках должен составлять:

а) полотнища приклеивают встык; б) 10 см;

в) 15 см; г) 30 см.

7.Поверхности стен оклеивают рулонными материалами:

а) горизонтальными рядами в направлении снизу вверх;

б) горизонтальными рядами в направлении сверху вниз;

в) вертикальными рядами в направлении снизу вверх;

г) вертикальными рядами в направлении сверху вниз.

8.Между несколькими рабочими звеньями при ведении работ с применением горячего битума допустимо расстояние:

а) не регламентируется; б) не менее 5 м;

в) не менее 10 м; г) не менее 50 м;

9.Правила приготовления грунтовки, состоящей их растворителя и битума:

а) не регламентируется; б) не допускается;

в) битум вливают в растворитель; г) растворитель вливают в битум.

10.Максимальная температура, при которой разрешается использовать в работе битумные мастики:

а) не регламентируется; б) не выше 120С;

в) не выше 160С; г) не выше 180С.







Ключи


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

в

б

б

в

в

в

в



Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется студенту, при выполнении 100% заданий теста

оценка «хорошо» выставляется студенту, при выполнении 75% заданий теста

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении 50% заданий теста

оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении менее 50% заданий теста





2