| Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство | Министерство образования Республики Коми | «Печораса промышленнöй да экономическöй техникум» уджсикасö велöдан канму учреждение (УВКУ «ППЭТ») государственное профессиональное образовательное учреждение «Печорский промышленно-экономический техникум» (ГПОУ «ППЭТ») | |
С ЕРИЯ «УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» | МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по занятию учебной практики ПМ.03 Выполнение окрашивания волос МДК 03.01 Окрашивание волос Тема: «Выполнение колорирования длинных волос» Профессия: 43.01.02 Парикмахер Разработала: Сметанина Е.В., мастер производственного обучения г. Печора, 2021 год |
РАССМОТРЕНО Предметной (цикловой) комиссией «Сфера обслуживания, сестринское дело)» Председатель комиссии _____________Е.В.Пыстина «____» ______________2021 г. | О ДОБРЕНО Методическим советом ГПОУ «ППЭТ» Председатель методического совета Е.С.Сахненко ___________________ «____»__________2021 г. |
Методическая разработка предназначена для подготовки и проведения занятий учебной практики среди студентов второго курса по профессии 43.01.02 Парикмахер
Разработчик:
Сметанина Екатерина Владимировна, мастер производственного обучения
Рецензенты:
Пыстина Елена Викторовна – председатель ПЦК «Сфера обслуживания, сестринское дело»
Сахненко Елена Степановна – председатель методического совета
Пояснительная записка
Современное занятие учебной практики должно способствовать проявлению познавательной активности студентов, усилению практической направленности (связь теории с практикой), усвоению учебного материала, самостоятельному поиску знаний по профессии и т.д.
Современное занятие учебной практики остается основным элементом развивающего обучения. Целями такого занятия для мастера п/о становятся развитие профессионального мастерства каждого студента, обучение основным трудовым приёмам, формирование умений планировать свою деятельность, знание технологического процесса и критериев качественных результатов работы.
Занятие проводилось в группе второго курса по профессии 43.01.02 Парикмахер. Тип урока – изучение нового материала на основе ранее изученного материала. Форма урока – выполнение производственного задания. В ходе урока используется прием - «ученик-наставник» и технология проблемного обучения с использованием мультимедийного оборудования, кроме того, используется словесно - наглядные (демонстрация мастером трудовых приёмов) и практические (выполнение упражнений на отработку навыков) методы проведения занятия.
Занятие состоит из двух частей: теоретической (актуализация опорных знаний и изучение нового материала) и практической (отработка навыков выполнения колорирования волос разной длины). Первая часть проводится в кабинете вводного инструктажа; вторая в учебно-производственной мастерской по профессии «Парикмахер».
Актуализация опорных знаний проходит: в форме теста, состоящего из 10 вопросов, задания по построению логической цепочек этапов выполнения колорирования (разведение и нанесения красителя) и отработки правил техники безопасности с использованием программы Power Point.
При изучении нового материала используется словесно - наглядный метод и метод демонстрации трудовых приемов.
Цели и задачи занятия:
Дидактическая: формирование у студентов первичных навыков по выполнению колорирования волос
Развивающая: развитие моторики рук, навыков коммуникативного общения с клиентом, пространственно-образного восприятия модели, ответственности.
Воспитательная: познавательного интереса к теме и выбранной профессии, развитие эстетического вкуса, точности движений и их координированность, умение работать в нужном темпе.
Тип урока: формирование профессиональных умений по выполнению колорирования волос различной длины
Форма организации урока: занятие с использованием технологии сотрудничества («ученик-наставник») и технологии проблемного обучения с использованием мультимедийного оборудования.
Методы обучения: словесно-наглядные (демонстрация мастером трудовых приёмов); практические (выполнение упражнений на отработку навыков);
Объект работы: учебно-производственная мастерская по профессии «Парикмахер»
Материально – техническое оснащение:
Парикмахерские инструменты и приспособления: манекены - тренажеры (болванки), кисточки, фольга, пульверизатор, зажимы, расческа с остроконечной ручкой, мисочки, резиновые перчатки.
Парикмахерское бельё: воротники бумажные, пеньюар, салфетка, полотенце.
Подборка фотографий по теме.
Профессиональные красители для волос.
Мультимедийное оборудование для показа слайдов.
Междисциплинные связи:
тема: 8.1 «Классификация красителей»
тема: 8.6 «Современные методы окраски»
тема: 8.7 «Подбор красителя в зависимости от индивидуальных особенностей клиента»
тема: 1.3 «Санитарно-гигиенические требования к парикмахерским»
тема: 2.4 «Дезинфекция инструментов и приспособлений»
тема: 1.6 «Правила обслуживания посетителей»
тема: 4.1 «Строение волоса»
тема: 4.4 «Химическое строение волоса»
тема: 4.5 «Здоровые и поврежденные волосы. Физические свойства волос»
Литература и иные информационные ресурсы:
Основные источники:
Шеменкова Т.Ю., Технология выполнения окрашивания волос и химической (перманентной) завивки / учебник для студентов учреждений сред.проф.образования; - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208с.
Плотникова, И.Ю., Технология парикмахерских услуг / учебник; - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192с.
Кулешкова, О.Н., Технология и оборудование парикмахерских работ / учебник для начального проф. образования; - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 144 с.
Голубева Е., Учимся окрашиванию, мелированию и колорированию волос / обучающая экспресс – методика; - М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 128 с.
Константинов, А.В., Как стать парикмахером / справочник; - М., Издательский центр «Академия», 2008. – 304с.
Информационные ресурсы:
http://zonakrasoty.ru/page/kolorirovanie-volos
www.parikmaherskay1.ru
www.hairway.ru
http://sinref.ru/000_uchebniki/02550_kosmetologia/000_tehnologia_i_oborudovanie_paricmaherskih_rabot_kuleshkova/000.htm
Содержание занятия учебной практики
Урок является десятым в ПМ.03 Выполнение окрашивания волос. Ранее были пройдены темы: «Общие сведения об окраске волос», «Техника окраски», «Типы окрашивания», «Группы красителей», «Современные методы окраски».
Организационный этап: 5 минут
Проверка готовности студентов к занятию у/п
Вводный инструктаж (45 минут)
- фронтальный опрос
- знакомство с темой занятия
- изучение новой темы
- демонстрация трудовых приёмов
- выполнение производственного задания
- подведение итогов рабочего дня
- выставление отметок
- выдача задания на дом
Ход и содержание урока
Этапы урока | Время этапа мин. | Цели этапа | Действия мастера п/о | Действия студентов |
Вводный инструктаж: 45 мин |
1. Фронтальный опрос. | 10 | Контроль уровня усвоения знаний по темам: «Классификация красителей», «Методы и окрашивания волос», «Типы окрашивания». Развитие коммуникативных навыков Формирование профессионального этикета через устную речь | Задаёт вопросы: 1.Что такое окраска волос? 2.На какие факторы перед окраской нужно обратить внимание? 3.Какие группы красителей вы знаете? 4. Какие методы в окрашивании волос вы знаете? 5.ТБ при окрашивании волос | Возможные варианты ответов: 1.Изменение цвета волос по всей голове или на отдельных её участках. 2.Качество и состояние волос, группа волос, направление роста волос и расположение вихров, форма ушей, лба, носа, требования моды, возраст, общий стиль и пожелания клиента 3. Первая – обесцвечивающая (блондирующая), вторая – химические, третья – физические, четвертая – растительные. 4. Тон – в – тон, мелирование, омбре, балаяж, шатуш, колорирование, тонирование, обесцвечивание. 5.Рассказывают о безопасных условиях выполнения работ при окраске волос, электро- и пожаро безопасности. |
2.Организация рабочего места. | 5 | - | Инструктирует студентов. | Подготовка инструментов и приспособлений к работе. |
2. Выполнение первичных действий |
3.Погружение в тему. | 10 | Повышение мотиваций студентов, активизация их мыслительной деятельности | Комментарии по ОРМ и выполнению ПД | -Показ ОРМ -Выполнение ПД 1.Приглашение клиентов в кресло 2.Индивидуальная беседа, осмотр кожи головы, диагностика волос. 3.Накрытие клиента чистым бельём 4.Мытьё головы (по необходимости) |
3.Показ технологии колорирования волос |
4.Показ технологии выполнения колорирования длинных волос. | 10 | Показ нового трудового приёма при выполнении окрашивания, точность движений | Комментарии по ходу выполнения работы | Студенты наблюдают за работой, при необходимости для уточнения действий задают вопросы мастеру п/о |
4.Работа в «исследовательских мастерских» |
5.Исследова-тельская мастерская | 8 | Развитие исследовательских умений и навыков системного анализа. Развитие умения социального общения Создание «ситуации успеха» | Через мульти-медийное оборудование студенты просматривают фильм с этапами выполнения колорирования волос различных длин. Задания: выявить проблемы, возникающие при ОРМ, технологического процесса, ТБ. | Студенты выполняют задания -внимательно просматривают фильм; -выявляют непредвиденные проблемы; -предлагают варианты решения или методы их предотвращения; -проводят дискуссии групповым методом и «мозговым штурмом». |
6.Демонстрация конечного результата колорирования волос (на модели) | 2 | | Контролирует выполнение технологического процесса. Консультирует в процессе выполнения трудовых приёмов. | Студенты выполняют мытье головы и сушку. |
5.Текущий инструктаж 120 мин |
7.Текущий инструктаж | 120 | Закрепление известных способов и действий по выполнению окрашивания волос. Развитие коммуникативных навыков. | Проверка ОРМ Контроль выполнения ПД на рабочих местах Контроль выполнения технологического процесса. Выявление ошибок. Контроль соблюдения правил ТБ и ПБ | Студенты организовывают рабочее место Выполняют первичные действия: 1.Приглашают клиентов в кресло, проводят индивидуальную беседу, осматривают кожу головы, проводят диагностику волос, накрывают клиента пеньюаром. 2.Выполняют мытьё головы (по необходимости), расчёсывают волосы. 3.Выполняет колорирование волос. Исправляют допущенные ошибки Представляют конечный результат работы. |
6.Заключительный инструктаж: 15 мин |
8.Заключите-льный инструктаж | 15 | Подведение практической деятельности через групповое обсуждение результатов. Контроль уровня усвоения ЗУН | Презентация моделей, групповое обсуждение, предложения по их устранению. Мастер п/о даёт общую оценку групповой и индивидуальной работы. Выставляется аргументированная оценка студенту. Выявляется творческая работа, а также работы, имеющие небольшие недостатки. | Проводится общая оценка работы. Оценивается индивидуальная работа студентов. Выявляются положительные и отрицательные моменты работы. |
Критерии оценивания практической работы
Показатель 1: Организация рабочего места (0 – 2 балла)
2 балла – если рабочее место организованно в соответствии с требованиями технологического процесса
1 балл – если рабочее место организовано с замечаниями мастера производственного обучения
0 баллов – если рабочее место организовано с нарушениями технологических норм и санитарных правил.
Показатель 2: Соблюдение технологического процесса при окрашивании волос (0 – 5 баллов)
5 баллов – если практическое задание выполнено в соответствии с требованиями технологического процесса
4 балла – если студент имел замечания в процессе работы, которые сам устранил по требованию мастера производственного обучения
3 балла – если студент имеет замечания и исправляет при помощи мастера производственного обучения
2 балла – если студент имеет замечания, но самостоятельно не может устранить дефекты
1 балл – если студентом грубо нарушен технологический процесс выполняемой работы
0 баллов – если студент не выполнил задание.
Показатель 3: Соблюдение технологического процесса при выполнении мытья, сушки волос (0 – 5 баллов)
5 баллов – если практическое задание выполнено в соответствии с требованиями технологического процесса (после мытья головы не осталось следов красителя, волосы промыты, после выполнения сушки – волосы не влажные)
4 балла – если студент сам устранил замечания по требованию мастера производственного обучения
3 балла – если студент имеет замечания и исправляет при помощи мастера производственного обучения
2 балла – если студент имеет замечания, но самостоятельно не может устранить их
1 балл – если студентом грубо нарушен технологический процесс мытья, сушки волос
0 баллов – если студент не выполнил мытье, сушку волос.
Показатель 4: Соблюдение техники безопасности (0 – 2 балла)
2 балла – если студент в процессе работы соблюдал технику безопасности
1 балл – если студент имел замечания по соблюдению правил техники безопасности, которые он устранил по требованию мастера производственного обучения
0 баллов – если студент грубо нарушил правила техники безопасности
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
для оценки выполнения практического задания
№ п/п | Ф.И.О. | ОРМ (0 – 2 б) | Соблюдение технологического процесса при выполнении окрашивание волос (0 – 5 б) | Соблюдение технологического процесса при выполнении мытья, сушки волос (0 – 5 б) | Соблюдение Т.Б. (0 – 2 б.) | Общее количество баллов (0 – 14 б) | Оценка |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
13 | | | | | | | |
14 | | | | | | | |
15 | | | | | | | |
16 | | | | | | | |
17 | | | | | | | |
18 | | | | | | | |
19 | | | | | | | |
20 | | | | | | | |
Критерии оценок:
14-13 баллов - 5 (отлично)
12-11 баллов – 4 (хорошо)
10-9 баллов – 3 (удовлетворительно)
менее 9 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Инструкционно-технологичекая карта
окрашивание волос «Колорирование»
№ | Технология выполнения | Схема выполнения |
1 | ОРМ (организация рабочего места) Дезинфекция инструментов Беседа с клиентом Накрытие клиента пеньюаром Тест на чувствительность Деление ВПГ (волосяной покров головы) на зоны: затылочную, височно-боковые, теменную. | |
2 | На верхнее - затылочной зоне отделить прядь толщиной не более 1 сантиметра, зигзагообразным пробором, набрать пряди методом "штопка", подложить на прядь фольгу и нанести краситель. Отделить прядь и оставить ее не прокрашенной. Прокрасить всю затылочную зону | |
3 | Затем выполнить окраску височно-затылочных и теменной зон таким же методом. Оставшиеся пряди волос окрасить в основной тон. | |
4 | Дать время выдержки (смотри инструкцию) | |
5 | Снять фольгу с волос в раковине. Выполнить мытье и регенерацию волос | |
6 | Укладка волос | |
7 | Заключительные работы: | |
8 | Результат | |