СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 6 классе "Произношение существительных" (технологическая карта)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 6 классе "Произношение существительных" (технологическая карта)»







Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Произношение имен существительных»

(ФГОС)

6 класс

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львов и другие)





Составитель: Безгузикова Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ГБОУ школа 595 Приморского района Санкт-Петербурга








Тема урока: Произношение имён существительных

Цель урока: формирование орфоэпических норм употребления имён существительных.

Задачи:

-познакомить с произношением существительных, которые входят в орфоэпический словарик учебника;

-познакомить с произношением словоформ «предлог +существительное», также с произношением заимствованных слов;

-способствовать развитию языкового кругозора учащихся за счет знакомства с новыми словами;

-развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

-развивать умение аргументировать, доказывать;

-развивать умение слушать и распределять внимание во время слушания;

-мотивировать к учебной деятельности, воспитывая чувство интереса к предмету, культуре общения.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, орфоэпический словарь, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, исследовательская работа (опрос), творческое самовыражение.

Тип урока: урок общеметодической направленности


п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя


Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Сообщение темы и цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Постановка проблемного вопроса

А) Сценка.

Встречаются две подружки (Марина и Анастасия):

- Привет, Марина!

- Привет, Настя!

- Как провела выходные?

- Я помогала бабушке перебирать свеклУ и сушить щАвель.

- Так это же здорово! СвЁкла, щавЕль – витамины!

Б) Выявление противоречия:

- Ребята, что вам показалось странным и непонятным в разговоре девочек?

- К какой части речи относятся эти слова? 

-Как же должны произноситься эти существительные? А в слове ревЕнь?

- А ответить на этот вопрос нам поможет сегодняшний урок.

В) Формулирование темы урока, постановка цели и задач учащимися.

- Какова же тема нашего урока? Что вы можете узнать и чему научиться на уроке?

Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Составляют предложения:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Ответы на вопросы:

1. Что значит правильно произнести слово?

2. Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? Приведите примеры.

3. Можно ли произнести букву? А записать звук?

4. Задумываетесь ли вы, как произнести то или иное слово? А может быть, говорите не задумываясь?

5. Замечаете ли вы ошибки в произношении звуков и в выборе места ударения в словах? Если да, то как вы относитесь к ошибкам (безразлично, отмечаете про себя, поправляете того, кто допустил ошибку)?

6. Где и у кого можно узнать (проверить) правильность произношения слова в случае затруднений?

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Приводят примеры.


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

IV

Проблемное объяснение нового знания


обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Работа с учебником.

Прочитайте текст упр. 159 с. 64-65

Что нужно знать, чтобы говорить правильно?

- Вспомните основные орфоэпические нормы, присущие русскому литературному языку.

(- в безударном положении не произносится звук о : в первом предударном слоге, после твердых согласных, а также в начале слова на месте буквы о произносится а : п[а]ра;

- парные звонкие согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: ду[п];

- парные глухие согласные перед звонким согласным озвончаются: про[з’]ба;

- в сочетаниях согласных –стн-, -здн- происходит выпадение звука;

- в возвратных глаголах на конце пишется – тся, -ться, а произносится [ца];

- на месте сочетаний –чн-, -чт- произносится [ш])

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.


Наблюдают.

Делают выводы.



Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

V

Первичное закрепление


проговаривание и закрепление нового знания

А)Фронтальная работа.

Мы с вами вспомнили основные орфоэпические нормы, присущие русскому литературному языку. Давайте теперь попробуем по фонетической записи прочитать фразу, соблюдая эти нормы.

Упражнение 167.

Кто прочитает? Откуда эти слова? Какой смысл вкладывал в них И.А. Крылов? Он высмеивает тех, кто жертвует своим достоинством и самоуважением для того, чтобы иметь что-то лучшее.

б) Работа в парах.

Ребята, особую сложность представляют слова, пришедшие из других языков. В случае, если мы встретимся с такими словами, что нам поможет? Разумеется, словарь. Упражнение 165. Посмотрите на слова, представленные в упражнении. Что вы можете о них сказать? (сущ., инояз.)

Вы сейчас будете работать в парах. 1 ряд выписывает слова ТОЛЬКО с мягким согласным перед Е, 2 – ТОЛЬКО с твёрдым согласным перед Е, 3- одновременно с твёрдым и мягким согласным перед Е. Что нужно сделать, если вы будете сомневаться? Стр. 321-323 Орфоэпический словарик

Проверка:

1-фанера, термин, бассейн, шинель.

2-экспресс, энергия, темп, купе, тест.

3-лотерея, центнер.

Работа в парах.

Записывают слова

Выбирают и объясняют свой выбор.

Проверяют себя и друг друга по орфоэпическому словарику




Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания

VI

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

А) Работа в группах.

Ребята, а какие слова не так давно тоже вызвали у вас затруднения при написании и соответственно при произношении. Форма мн.числа имён существительных. Давайте вспомним. Работа в группах. Образуйте от предложенных слов форму мн.ч. Р. или И.падежей.

Р. п. мн.ч.

Цыгане – много …

Сапоги- много…

Чулки- много …

Помидоры- много…

Апельсины-много…

И. п. мн.ч.

Директор- …

Слесарь-

Шофёр-…

Пекарь-…

Профессор-…

Якорь-…

Нарушение правил устной речи ведет к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и невыразительной.

Грамотная речь является показателем образованности, воспитанности и облегчает взаимопонимание людей в устном общении.

Нужно чаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка, прислушиваться к образцовой речи учителей, актёров, чтецов, лингвистов.

Записывают в тетрадь.

Осуществляют взаимопроверку.

Работают в группах.




Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Л: самоопределение

Р: умение давать самооценку.

Л: адекватная самооценка

VII

Итог урока (рефлексия деятельности «Поезд»)


самооценка результатов деятельности

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. При этом каждый может выбрать: положить только один жетон или два.

Осуществляют самооценку.


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия

VIII

Домашнее задание

самоопределение

Дифференцированное домашнее задание.

А)Придумать четверостишье, которое помогло бы запомнить произношение того или иного слова.

Б)В орфоэпическом словарике учебника найдите 8 слов, которые вы произносите не так, как там рекомендовано. Произнесите их несколько раз правильно. Запишите их с транскрипцией.

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!