-Уважаемые дети, не секрет, что теория уравнений и неравенств занимает в школьном курсе математики достойное ведущее место. Это связано с тем, что большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений и неравенств. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических иррациональных и т.д. уравнений и неравенств. Многие практические задачи решаются с их помощью. Необходимость решать уравнения не только первой степени, но и второй – квадратные ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков, с земляными работами фортификации, с развитием такой науки, как астрономия. Актуально это и сейчас. Приведите примеры, которые вы знаете, где необходимо знание решений квадратных уравнений. При необходимости добавление учителя: в сопромате, в машиностроении, архитектуре, в программах для записи видео, звука, векторной и растровой графики. -Таким образом, без решения квадратных уравнений немыслимо проектирование сложной электроники, механики, техники. Конечно, сейчас разработаны программы по решению квадратных уравнений, применяя которые в один клик можно получить корни. Но прежде чем поехать на автомобиле, человек должен научиться ходить. Так и здесь: мы должны уметь решать квадратные уравнения, причём, не просто решать, а решать как можно быстрее, в нашем случае рациональнее. Давайте вспомним, какие способы решения квадратных уравнений нам известны? -Необходимо заметить, что некоторые из этих способов в каждом конкретном случае имеют преимущество над другими – во времени и в степени сложности. Предлагаю вашему вниманию квадратное уравнение +3х+2=0. Решите его всевозможными способами, из перечисленных выше. Можно выйти к доске. -Уважаемые ученики, какой способ наиболее прост, на ваш взгляд? Почему? 2. Мотивация; Да, конечно. Можно поехать от Москвы до Санкт-Петербурга на велосипеде, на Сапсане, а раньше ходили пешком или ездили на телеге, запряжённой лошадью. Каждый из способов путешествия имеет свои прелести, но что касается времени, затраченного на преодоление пути, то, несомненно, быстрее на Сапсане. С этим трудно поспорить. Но представьте, что есть способ, который приводит к нахождению корней этого уравнения ещё быстрее. С этим способом и с некоторыми ещё вы сможете сейчас познакомиться, работая в группах. Вашему вниманию будет представлена информация. Ваша задача: ознакомиться с представленной информацией, решить квадратные уравнения, определив для каждого наиболее оптимальный способ вычисления корней, используя полученную информацию. 3. Знакомство с различными нетрадиционными способами решения квадратных уравнений (в группах); -Уважаемые дети, ответьте мне на вопрос: какой способ из тех, с которыми вы ознакомились, приводит к определению корней ещё быстрее, чем теорема, обратная теореме Виета? Групповая работа по отбору способа решения квадратных уравнений и решению квадратных уравнений; коллективное обсуждение; -Следующее задание каждой группе – решить предложенные квадратные уравнения, подбирая наиболее удобный способ решения: ; - 5 - 2=0; - 2 - 1=0;  +5 - 1=0;  +115=0 - 3 - 1=0; 2 +5 + 3=0; ; 5 18 -90 +108=0; - +1) -1=0; 345 Учитель оказывает необходимую помощь группам, отдельным учащимся, испытывающим затруднения. - Итак, уважаемые ученики, давайте с вами обсудим полученные результаты, а затем подведём итог нашему уроку. -Оцените свою работу и степень вашей включенности в общий результат группы. Поставьте себе оценку. Дайте оценку работе товарищей. Рефлексия, итог урока; -Итак, сегодня мы с вами познакомились с новыми способами решения квадратных уравнений. Имеют ли они практическое значение? Если да, то какие из них именно? -Получаем ли мы, применяя эти способы, выигрыш во времени? В степени сложности? -Почувствовали ли вы удовольствие от того, что новые знания помогли вам проще решить предложенные квадратные уравнения? Да, действительно, с далёких времён люди совершали попытку найти способы решения квадратных уравнений. Немалый труд к созданию теории решения уравнений приложили такие учёные, как немецкий математик Михаэль Штифель, итальянский математик Джероламо Кардано, французские математики Рене Декарт и Франсуа Виет, английский математик Исаак Ньютон и многие другие. Вот интересный факт. С понятием «Золотого сечения» тесно связано квадратное уравнение . О других интересных фактах и о многом другом, связанным с решением квадратных уравнений, можно ознакомиться в математических книгах и журналах, найти на просторах Интернета. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите задание на дом. В качестве домашнего задания предлагаю сконструировать 7 квадратных уравнений на применение различных способов решения и записать на карточке. На следующем уроке вы обменяетесь и порешаете созданные вами уравнения в парах. По желанию вы можете подготовить сообщения об интересных фактах, связанных с теорией квадратного уравнения. -Урок окончен. Спасибо за урок! | - При расчётах взлёта и посадки самолёта; - при расчётах тормозного пути автомобиля; - при вычислении мощности ракеты для вывода на орбиту космического корабля и просадки на Землю; - при расчётах траектории движения различных физических тел – от элементарных частиц до звёзд; В экономических дисциплинах; - С помощью разложения на множители; - Выделением квадрата двучлена; - По формуле через дискриминант; - По второй формуле через дискриминант, делённый на 4 (когда второй коэффициент – чётное число); -Подбором, с помощью теоремы, обратной теореме Виета (когда квадратное уравнение приведённое); -Случаи решения неполных квадратных уравнений. Учащиеся решают и демонстрируют решение на доске: 1) По формуле через дискриминант: D= -4ас=9-8=1, D0, = ; = - 1. 2)Способом разложения на множители: +3х+2= +2х+х+2=х(х+2)+(х+2)=(х+2)(х+1). (х+2) (х+1) =0, х+2=0 или х+1=0, = - 1. 3)Выделением квадрата двучлена: +3х+2= +2∙х∙ + +2= - +2= - ; - =0, = ; = или = = | =  = -2. 4) Подбором, с помощью теоремы, обратной теореме Виета: Если приведённое квадратное уравнение имеет корни, то  Значит, это числа -2 и -1. Итак, = - 1. -Это четвёртый способ: подбором, по теореме, обратной теореме Виета. Решение занимает меньше всего времени. Легко подобрать два целых числа, которые в произведении дают 2, а в сумме -3. Учащиеся в группах знакомятся с другими способами решения квадратных уравнений из источников, которые заранее приготовлены учителем. Среди них: решение уравнений методом переброски первого коэффициента, решение квадратных уравнений специального вида (когда сумма всех коэффициентов равна 0, когда сумма первого коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту), геометрический способ решения квадратных уравнений (для всех групп); графический способ, решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки, с помощью номограммы (для групп детей, интересующихся математикой). - В уравнении +3х+2=0 сумма первого коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту, (1+2=3), значит, один из корней равен числу -1, а второй корень находится по формуле - = -2 В группах учащимися проводится решение заданных квадратных уравнений. Предварительно учащимися в группе обсуждается наиболее оптимальный способ решения, проводится корректировка решения. Учащиеся могут обращаться друг к другу за помощью, а также проконсультироваться у учителя. - Уравнение 1. Корни: -4; -1. Решается как уравнение специального вида: когда сумма первого коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту. Значит, один из корней равен числу -1, а второй корень находится по формуле - . - Уравнение 2. Корни:- ;1. Решается как уравнение специального вида: когда сумма всех коэффициентов равна 0. Значит, один из корней равен числу 1, а второй корень находится по формуле . - Уравнение 3. Корни:- ; . Решается методом переброски первого коэффициента, в процессе решения видоизменённого квадратного уравнения применяется теорема, обратная теореме Виета, затем найденные корни делятся на первый коэффициент. - Уравнение 4. Корней нет. Неполное квадратное уравнение (случай, когда в=0, с≠0). Решается переносом в правую часть уравнения коэффициента с, изменяя его знак на противоположный, и делением обеих частей на коэффициент а. В итоге квадрат переменной оказывается равным отрицательному числу, чего быть не может. - Уравнение 5. Корни:- ; . Решается методом переброски первого коэффициента, в процессе решения видоизменённого квадратного уравнения применяется теорема, обратная теореме Виета, затем найденные корни делятся на первый коэффициент. - Уравнение 6. Корни: 0;5. Неполное квадратное уравнение (случай, когда в≠0, с=0). Решается вынесением общего множителя за скобки и применяется условие равенства произведения множителей нулю. - Уравнение 7. Корни:-1; - . Решается как уравнение специального вида: когда сумма первого коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту. Значит, один из корней равен числу -1, а второй корень находится по формуле - . - Уравнение 8. Корни:- ; 1. Решается как уравнение специального вида: когда сумма всех коэффициентов равна 0. Значит, один из корней равен числу 1, а второй корень находится по формуле . - Уравнение 9. Корни: -1,5; -1. Решается как уравнение специального вида: когда сумма первого коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту. Значит, один из корней равен числу -1, а второй корень находится по формуле - . - Уравнение 10. Корни: 2-3 ; 2+3 . Решается по второй формуле через дискриминант, делённый на 4 (когда второй коэффициент – чётное число); - Уравнение11. Корни: - ; . Неполное квадратное уравнение (случай, когда в=0, с≠0). Решается переносом в правую часть уравнения коэффициента с с противоположным знаком и делением обеих частей на коэффициент а. В итоге квадрат переменной оказывается равным положительному числу, значит уравнение имеет два противоположных действительных корня. - Уравнение12. Корни: 2; 3. Решается делением обеих частей уравнения на 18, так как все коэффициенты кратны 18, а затем корни находятся подбором, с использованием теоремы, обратной теореме Виета. - Уравнение13. Корни: .; 1. Решается как уравнение специального вида: когда сумма всех коэффициентов равна 0. Значит, один из корней равен числу 1, а второй корень находится по формуле . - Уравнение 14.Корни:- ; 1. . Решается как уравнение специального вида: когда сумма всех коэффициентов равна 0. Значит, один из корней равен числу 1, а второй корень находится по формуле . Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей по группе). - Да, это метод переброски коэффициента, решение уравнений специального вида. - Они действительно, помогают быстрее, чем традиционные способы, определять корни. Быстрее и проще. Предполагаемый ответ: Да. Учащиеся записывают домашнее задание на дом. -Спасибо. До свидания. |