Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
Учебный предмет | Сказки бурятской земли( в рамках национально-регионального компонента) |
Учитель | Малыгина Елена Анатольевна( Владимировна) |
Класс | 4 класс |
Тема урока: | "Народная дружба и братство дороже всякого богатства." |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Форма урока | Путешествие в мир сказки |
Цель: | создать условия для понимания детьми бурятской авторской сказки- сказки дружбы и взаимоуважения |
Задачи: |
Образовательные: | Вызвать интерес к чтению бурятских сказок, бурятскому языку, культуре, национальным традициям и обычаям бурятского народа, со способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного понимать и переживать прочитанное. |
Воспитательные: | Создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; понимание необходимости проявление дружбы и толерантности к любому народу. Создать условия для развития интереса к семейному чтению.. |
Развивающие: | Углублять восприятие прочитанного, осваивать художественную идею, формировать читательские и речевые умения, такие как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий; развивать коммуникативную культуру общения и взаимопонимания. |
Планируемые результаты: | Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст сказки, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;слушать и понимать речь других. Личностные: - Эмоциональный комфорт, толерантность; - Продолжать воспитание интереса и бережного отношения к семейному чтению как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа; - Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; - Творческий подход к выполнению заданий.. Метапредметные УУД: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности. - овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных. |
Методы и формы обучения | Сказкотерапия, объяснительно-иллюстративный, практический( самостоятельная работа); фронтальная и индивидуальная формы работы. |
Образовательные технологии: | Технология деятельностного метода обучения,здоровьесберегающие;информационно-коммуникативные технологии; дифферинцированное обучение |
Оборудование | Компьютер,сказка А.А.Тореева "Дружба пяти пальцев", презентация, листы самооценивания. |
Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ.- " Бурятские сказки отражают культуру, духовные ценности, нравственные начала народа"-Санжиева С.Ж .[1.стр5]Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Сказка учит не бояться трудностей. - Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. . У сказочного Героя всегда много друзей: людей не зависимо какой национальности, или зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. - Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но дружба, взаимоуважение, толерантность , смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. - Сказка учит любви к родителям. Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. - Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. Различны модели жизненных ситуаций в сказках позволяют принимать определенную сторону добра или зла.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; |
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро»! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок! - Ребята, какое у вас сейчас настроение? - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Поздоровайтесь, через рукопожатие! Теперь на позитиве можно начать урок. | Приветствие детей Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила |
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2. Актуализация опорных знаний
Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; организовать актуализацию умений работать с текстом |
-Дети, отгадайте загадку :
Пятёрка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.( Пальцы) Еле шорохом шурша, В класс заходит тишина. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша. -Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Правильно, сегодня мы отправимся в путешествие .....В мир сказки.... -Дома вы читали с родителями разные сказки, назовите какие сказки вы прочли? -Вы читали бурятские народные сказки, а сегодня мы познакомимся с авторской или литературной сказкой. -Когда я попросила вас поздороваться через рукопожатия, что вы почувствовали? -Вот так приветствуют себя близкие друзья, что объединяет нас всех вместе? -Постарайтесь сформулировать тему урока " Дружба ....." Что же такое дружба?- Обратимся к словарю Ожигова: Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? -В нашем классе учатся ребята восьми национальностей: русские, немцы, евреи, украинцы башкиры, узбеки ,татары, буряты. -А в каких детских международных конкурсах мы с вами участвовали? (математический конкурс «Кенгуру», «Медвежонок» по русскому языку, «Британский Бульдог»,) -Итак сказка А.А.Тореев
" Дружба пяти пальцев" |
Ответы детей
( о сказках, в которых герои пальцы)
( ответы детей) " Девочка-луна", " Два барана и лиса"," Будамшу" бурятская народная сказка
ответы детей
На доске ДРУЖБА
Ответы детей
Дружба народов-это 1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна». 2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём. 3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах. 4) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними. |
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
|
3. Постановка цели и задач урока Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | Сегодня выясним, чему учит это произведение. У вас на столах есть оценочные листы. - Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу: - Что вы уже знаете на тему –бурятские сказки? - Что бы вы хотели узнать? - Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы. Итак, сегодня на уроке мы работаем по плану: 1. Биография А.А.Тороева. 2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказки. 3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказки. 4. Чтение по ролям. 5. Контроль знаний, умений и навыков с применением тестирования. 6. Выводы | Чтение бурятской сказки А.А. Тороев " Дружба пяти пальцев" определить характеристику главных героев и их поступков, т.е. работа по тексту сказки. Заполняют таблицу
Ответы детей
План на доске
| Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: закрепить полученные знания детей посредством выполнения различных заданий. |
Что же такое сказка? Итак, работаем по плану:
Биография А.А. Тороева.
Торо́ев, Аполло́н Андре́евич (1893—1981) — народный бурятский сказитель, улигершин, поэт. Родился в крестьянской семье, с детства слышал много сказок, былей, преданий и легенд от своей бабушки Ш. Янгутовой и других народных сказителей. Обладая феноменальной памятью, он все услышанное и прочитанное запоминал на всю жизнь. Впоследствии эта природная способность очень помогла ему в дальнейшей жизни, так как в 17 лет Аполлон потерял зрение. Кроме удивительной памяти он обладал природным чувством юмора, способностью к творчеству и импровизации. К примеру: из более чем 100 сказок, записанных с его слов, около 30 сочинил он сам. -Сказка А.А.Тороева в переводе на бурятский язык называется- табан хурган ( пять пальцев) _ Познакомимся с названиями пальцев на бурятском языке: ЭРХЫ- большой палец ДОЛЁОБОР- указательный палец ДУНДА ХУРГАН- средний палец НЭРЭГУЙ ХУРГАН- безымянный палец ШЭГШЫ-мизинец | Дети отвечают, то что им уже известно анализируют
Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
Сказитель- рассказчик народных сказок, исполнитель былин.
Улигершин- люди со способностью создавать новые литературные материалы в традиционной эпической форме. под аккомпанемент национального смычкового или щипкового музыкального инструмента речитативом или пением.
На доске
ЭРХЫ ДОЛЁОБОР ДУНДА ХУРГАН НЭРЭГУЙ ХУРГАН ШЭГШЫ Дети показывают и проговаривают названия пальцев на бурятском языке
|
Регулятивные УУД: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы; Познавательные: устанавливать аналогии; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной форме, |
| Теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке: НЭГЭН-один ,ХОЁР-два, ГУРБАН-три,ДУРБЭН-четыре,ТАБА.-пять -У нас в Бурятии есть памятник природы, каменный останец, -Табáн Хургáн (бур. табан хурган — «пять пальцев») —напоминающий кисть руки с обращёнными вверх немного сжатыми пальцами. Находится Табан Хурган в Тугнуйской долине близ сёл Галтай и Нарсатуй Мухоршибирского района Бурятии. Памятник природы является священным камнем бурят. Табан Хурган появился в результате серии разломов. Ветер и воды в течение времени окончательно сформировали созданный природой рисунок, и в результате появился известный далеко за пределами региона памятник природы. | На доске ( дети проговариваю счет пальцев на бурятском языке)  На доске  | Личностные: осознают многообразие взглядов и направлений; понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности, учатся, осмысливать предложенную информацию. |
5. Физ. минутка. (2 мин) Цель: переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы; | Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки) Это Баир (показывают большие пальцы обеих рук) Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивать из стороны в сторону) Радна нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вытянутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются) А Эрдэм, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков) А Мунхо, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы) А Зорик, хоть и мал (вывести мизинцы) Очень (прижать к ладоням большие пальцы) Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням) И удал (подушечки мизинцев повернуть к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя)
| Учащиеся под музыку выполняют движения, чтобы снять усталость.
| |
6. Обобщение и систематизация знаний Цель: - организовать закрепление знаний; | 2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказки. Сказка: «Дружба пяти пальцев». -Какая главная мысль сказки? -Какое плохое дело надумали братья? -Кто отговорил своих братьев от плохих поступков? Как вы понимаете выражение-каждый из нас потеряет своё имя? -В нашей стране с рождения каждый имеет право на имя, отчество и фамилию. И каждый должен гордиться своим именем, отчеством и фамилией. -Так чему же учит нас сказка? | Дети читают сказку Главное в сказке -это дружба, согласие, нельзя совершать плохие поступки. Ответы детей, выборочное чтение Сказка учит взаимопониманию, сотрудничеству. |
Личностные: представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
|
| 3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказки - Соотнесите названия пальцев которые написаны на бурятском языке- Охарактеризуем главных героев) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах. Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа | 1 | ШЭГШЫ- НЭРЭГУЙ ХУРГАН- ЭРХЫ- ДОЛЁОБОР- ДУНДА ХУРГАН- | большой палец указательный палец средний палец безымянный палец мизинец | 2 | Чем занимаются | | 3 | Характер братьев | упрямый, трудолюбивый, честный, мудрый, дружелюбный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый | 4. Чтение сказки по ролям -Сейчас в группе каждый будет читать свою роль. Дома вы будете читать сказку по ролям всей семьей.
|
Дети обсуждают в паре ответы, записывают
Дети выразительно читают сказку по ролям. Работа в группе
| Познавательные: выделять существенную информацию из текстов; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; Коммуникативные: работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;
Коммуникативные:
Работая в группе учитывать мнения других |
| | | |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (10 мин) Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест 1) Сколько участвовало героев в сказке? а) 8, б) 5, в) 7. 2) Кто из братьев надумал плохое дело? а)НЭГЭН,б)ХОЁР,в)ГУРБАН,г)ДУРБЭН,д)ТАБА. 3) Кто из героев не дорожит свои именем а )большой палец, б)указательный палец, в ) средний палец, г)безымянный палец, д) мизинец. 4) Кому принадлежат слова" Воровство — очень нехорошее дело! У нас ведь в почете тот, кто честно трудится.? а )ЭРХЫ, б)ДОЛЁОБОР, в)ДУНДА ХУРГАН, г)НЭРЭГУЙ ХУРГАН,д) ШЭГШЫ.
| Учащиеся выполняют тест, затем взаимная проверка по образцу. | Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; метод пяти пальцев-рефлексия
| - Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?? - Чему учит это сказка? - Главная мысль этого произведения? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение? На столе у вас заготовки ( цветной бумаги) обведите свою руку и напишите на каждом пальчике написать ответ на соответствующий вопрос.: ( презентация) - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! - Ребята, какое настроение у вас в конце урока? -Понравилась ли вам сказка -Вспомните в прошлом году мы с вами ездили в г.Улан-Удэ на кукольное представление в театр кукол " Ульгер"-предлагаю вам самим поставить кукольное представление по бурятской сказке А.А. Тороева " Дружба пяти пальцев". -Поэтому на уроке технологии мы будем изготавливать персонажи для сказки..... Спасибо за урок! | Организация фиксирования нового знания Ответы детей Главное жить в мире со всеми , проявлять уважение и сотрудничество. Объяснение домашнего задания Самооценка, взаимооценка Выставление оценок | РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
Однажды, пять пальцев затеяли очень интересную беседу.
- Братцы, я сегодня сворую овечку, мы все будем сытыми! – говорит большой палец.
- Иди, братец, иди поскорей, иди, я покажу самую- самую жирную овечку! – говорит указательный палец.
- Воровать! Воровать! Разве это хорошо! Каждый из нас потеряет своё имя! - глубоко вздохнул средний палец.
- А мне все равно! - я своё имя смешаю с землёй, золой! А мне все равно! - говорит безымянный палец.
- Братцы, остановитесь, вы надумали плохое дело делать! Воровство — очень нехорошее дело! У нас ведь в почете тот, кто честно трудится.
— Так-так, мизинец, досказывай, — обрадовался большой палец.
— Мы должны трудиться в согласии, и жить в дружбе, — продолжал мизинец, — быть всегда пальцами честной, работящей руки.
Братья одобрили слова мизинца. Даже безымянный палец согласился.