СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в рамках национально-регионального компонента" Сказки бурятской земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по сказке А.А.Тороева " Дружба пяти пальце". 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в рамках национально-регионального компонента" Сказки бурятской земли"»

Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»





Методическая разработка урока в рамках национально-регионального компонента

" Сказки бурятской земли"

Тема: "Народная дружба и братство дороже всякого богатства."

( По сказке А.А.Тороева " Дружба пяти пальцев"



Выполнил: учитель начальных классов:

Малыгина Елена Анатольевна





Учебный предмет

Сказки бурятской земли( в рамках национально-регионального компонента)

Учитель

Малыгина Елена Анатольевна( Владимировна)

Класс

4 класс

Тема урока:

"Народная дружба и братство дороже всякого богатства."

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Форма урока

Путешествие в мир сказки

Цель:

создать условия для понимания детьми бурятской авторской сказки- сказки дружбы и взаимоуважения


Задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес к чтению бурятских сказок, бурятскому языку, культуре, национальным традициям и обычаям бурятского народа, со способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного понимать и переживать прочитанное.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; понимание необходимости проявление дружбы и толерантности к любому народу.

Создать условия для развития интереса к семейному чтению..


Развивающие:

Углублять восприятие прочитанного, осваивать художественную идею, формировать читательские и речевые умения, такие как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий; развивать коммуникативную культуру общения и взаимопонимания.

Планируемые результаты:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст сказки, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;слушать и понимать речь других.

Личностные: - Эмоциональный комфорт, толерантность;

- Продолжать воспитание интереса и бережного  отношения к семейному чтению как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

- Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- Творческий подход к выполнению заданий..

Метапредметные УУД:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- самоконтроль  и самооценка своей учебной деятельности.

- овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.


Методы и формы обучения

Сказкотерапия, объяснительно-иллюстративный, практический( самостоятельная работа); фронтальная и индивидуальная формы работы.

Образовательные технологии:


Технология деятельностного метода обучения,здоровьесберегающие;информационно-коммуникативные технологии; дифферинцированное обучение


Оборудование

Компьютер,сказка А.А.Тореева "Дружба пяти пальцев", презентация, листы самооценивания.














Пояснительная записка

Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ.- " Бурятские сказки отражают культуру, духовные ценности, нравственные начала народа"-Санжиева С.Ж .[1.стр5]Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Сказка учит не бояться трудностей. - Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. . У сказочного Героя всегда много друзей: людей не зависимо какой национальности, или зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.   - Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но дружба, взаимоуважение, толерантность , смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.  - Сказка учит любви к родителям. Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.  - Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.  Различны модели жизненных ситуаций в сказках позволяют принимать определенную сторону добра или зла.













Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Организационный момент

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;



Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Поздоровайтесь, через рукопожатие! Теперь на позитиве можно начать урок.




Приветствие детей




Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила








Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


2. Актуализация опорных знаний



Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

организовать актуализацию умений работать с текстом




-Дети, отгадайте загадку :



Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.( Пальцы)


Еле шорохом шурша,
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Правильно, сегодня мы отправимся в путешествие .....В мир сказки....

-Дома вы читали с родителями разные сказки, назовите какие сказки вы прочли?

-Вы читали бурятские народные сказки, а сегодня мы познакомимся с авторской или литературной сказкой.

-Когда я попросила вас поздороваться через рукопожатия, что вы почувствовали?

-Вот так приветствуют себя близкие друзья, что объединяет нас всех вместе?

-Постарайтесь сформулировать тему урока

" Дружба ....."

Что же такое дружба?- Обратимся к словарю Ожигова: Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

А все ли люди хотят дружить?

 Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов

-В нашем классе учатся ребята восьми национальностей: русские, немцы, евреи, украинцы башкиры, узбеки ,татары, буряты.


-А в каких детских международных конкурсах мы с вами участвовали? (математический конкурс «Кенгуру», «Медвежонок» по русскому языку, «Британский Бульдог»,)

-Итак сказка А.А.Тореев



" Дружба пяти пальцев"




Ответы детей



















( о сказках, в которых герои пальцы)



( ответы детей)

" Девочка-луна",

" Два барана и лиса"," Будамшу" бурятская

народная сказка





ответы детей



На доске

ДРУЖБА







Ответы детей



Дружба народов-это 1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах.

4) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.






Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.




3. Постановка цели и задач урока

Цель:

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;


  • - Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Сегодня выясним, чему учит это произведение.

У вас на столах есть оценочные листы.

- Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу:

Знаю

Хочу узнать



- Что вы уже знаете на тему –бурятские сказки?

- Что бы вы хотели узнать?

- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы.

Итак, сегодня на уроке мы работаем по плану:

1. Биография А.А.Тороева.

2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказки.

3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказки.

4. Чтение по ролям.

5. Контроль знаний, умений и навыков с применением тестирования.

6. Выводы

Чтение бурятской сказки А.А. Тороев " Дружба пяти пальцев"

определить характеристику главных героев и их поступков, т.е. работа по тексту сказки.

Заполняют таблицу







Ответы детей









План на доске

















Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).











Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).



4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: закрепить полученные знания детей посредством выполнения различных заданий.






















Что же такое сказка?
Итак, работаем по плану:



Биография А.А. Тороева.



Торо́ев, Аполло́н Андре́евич (1893—1981) — народный бурятский сказитель, улигершин, поэт.

Родился в крестьянской семье, с детства слышал много сказок, былей, преданий и легенд от своей бабушки Ш. Янгутовой и других народных сказителей. Обладая феноменальной памятью, он все услышанное и прочитанное запоминал на всю жизнь. Впоследствии эта природная способность очень помогла ему в дальнейшей жизни, так как в 17 лет Аполлон потерял зрение. Кроме удивительной памяти он обладал природным чувством юмора, способностью к творчеству и импровизации. К примеру: из более чем 100 сказок, записанных с его слов, около 30 сочинил он сам.






-Сказка А.А.Тороева в переводе на бурятский язык называется- табан хурган

( пять пальцев)

_ Познакомимся с названиями пальцев на бурятском языке:

ЭРХЫ- большой палец

ДОЛЁОБОР- указательный палец

ДУНДА ХУРГАН- средний палец

НЭРЭГУЙ ХУРГАН- безымянный палец

ШЭГШЫ-мизинец

Дети отвечают, то что им уже известно

анализируют



Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.



Сказитель- рассказчик народных

 сказок, исполнитель

 былин.



Улигершин- люди со способностью создавать новые литературные материалы в традиционной эпической форме.  под аккомпанемент 

национального смычкового или щипкового музыкального инструмента речитативом или пением.



На доске



ЭРХЫ

ДОЛЁОБОР

ДУНДА ХУРГАН

НЭРЭГУЙ ХУРГАН ШЭГШЫ

Дети показывают и проговаривают названия пальцев на бурятском языке





Регулятивные УУД:

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;




Познавательные: устанавливать аналогии; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной форме,























Теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке:

НЭГЭН-один ,ХОЁР-два,

ГУРБАН-три,ДУРБЭН-четыре,ТАБА.-пять

-У нас в Бурятии есть памятник природы, каменный останец, -Табáн Хургáн (бур. табан хурган — «пять пальцев») —напоминающий кисть руки с обращёнными вверх немного сжатыми пальцами. Находится Табан Хурган в Тугнуйской долине близ сёл Галтай и Нарсатуй Мухоршибирского района Бурятии. Памятник природы является священным камнем бурят. Табан Хурган появился в результате серии разломов. Ветер и воды в течение времени окончательно сформировали созданный природой рисунок, и в результате появился известный далеко за пределами региона памятник природы.


На доске


( дети проговариваю счет пальцев на бурятском языке)



На доске





Личностные: осознают многообразие взглядов и направлений; понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности, учатся, осмысливать предложенную информацию.


5. Физ. минутка.

(2 мин)


Цель:

переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы;

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы

Разминать

(на это слово пальцы сжать в кулаки)

Это Баир

(показывают большие пальцы обеих рук)

Самый сильный, самый толстый и большой

(большими пальцами покачивать из стороны в сторону)

Радна нужен для того, чтоб показывать его

(большие пальцы остаются вытянутыми из кулака,

 а указательные на обеих руках немного двигаются)

А Эрдэм, он самый длинный, и стоит он в середине

(выводят средние пальцы из кулаков)

А Мунхо, он безымянный, он избалованный самый

(выводят безымянные пальцы)

А Зорик, хоть и мал

(вывести мизинцы)

Очень

(прижать к ладоням большие пальцы)

Ловок

(согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках,

 прижать к ладоням)

И удал

(подушечки мизинцев повернуть к лицу, приближаются к губам,

после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя)





Учащиеся под музыку выполняют движения, чтобы снять усталость.




6. Обобщение и систематизация знаний

Цель:

- организовать закрепление знаний;

2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказки.

Сказка: «Дружба пяти пальцев».


-Какая главная мысль сказки?

-Какое плохое дело надумали братья?

-Кто отговорил своих братьев от плохих поступков?

Как вы понимаете выражение-каждый из нас потеряет своё имя?

-В нашей стране с рождения каждый имеет право на имя, отчество и фамилию. И каждый должен гордиться своим именем, отчеством и фамилией.

-Так чему же учит нас сказка?



Дети читают сказку

Главное в сказке -это дружба, согласие, нельзя совершать плохие поступки.

Ответы детей, выборочное чтение




Сказка учит взаимопониманию, сотрудничеству.










Личностные:

представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;













3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказки
- Соотнесите названия пальцев которые написаны на бурятском языке- Охарактеризуем главных героев) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.
Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа


1

ШЭГШЫ- НЭРЭГУЙ ХУРГАН-

ЭРХЫ-

ДОЛЁОБОР-

ДУНДА ХУРГАН-


 большой палец указательный палец средний палец безымянный палец мизинец

2

Чем занимаются

 

3

Характер братьев

упрямый, трудолюбивый, честный, мудрый, дружелюбный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

 

4. Чтение сказки по ролям

-Сейчас в группе каждый будет читать свою роль.

Дома вы будете читать сказку по ролям всей семьей.













Дети обсуждают в паре ответы, записывают





































































Дети выразительно читают сказку по ролям.

Работа в группе









Познавательные:

выделять существенную информацию из текстов; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;


Коммуникативные:

работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;



















































Коммуникативные:



Работая в группе учитывать мнения других





7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(10 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;


Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.

Тест

1) Сколько участвовало героев в сказке?

а) 8, б) 5, в) 7.

2) Кто из братьев надумал плохое дело?

а)НЭГЭН,б)ХОЁР,в)ГУРБАН,г)ДУРБЭН,д)ТАБА.

3) Кто из героев не дорожит свои именем

а )большой палец, б)указательный палец,

в ) средний палец, г)безымянный палец, д) мизинец.

4) Кому принадлежат слова" Воровство — очень нехорошее дело! У нас ведь в почете тот, кто честно трудится.?

а )ЭРХЫ, б)ДОЛЁОБОР, в)ДУНДА ХУРГАН,

г)НЭРЭГУЙ ХУРГАН,д) ШЭГШЫ.





Учащиеся выполняют тест, затем взаимная проверка по образцу.












Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; метод пяти пальцев-рефлексия





- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке??

- Чему учит это сказка?

- Главная мысль этого произведения?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?

На столе у вас заготовки ( цветной бумаги) обведите свою руку и напишите на каждом пальчике написать ответ на соответствующий вопрос.: ( презентация)

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

- Ребята, какое настроение у вас в конце урока?

-Понравилась ли вам сказка

-Вспомните в прошлом году мы с вами ездили в г.Улан-Удэ на кукольное представление в театр кукол " Ульгер"-предлагаю вам самим поставить кукольное представление по бурятской сказке А.А. Тороева " Дружба пяти пальцев".

-Поэтому на уроке технологии мы будем изготавливать персонажи для сказки.....

Спасибо за урок!

Организация фиксирования нового знания

Ответы детей

Главное жить в мире со всеми , проявлять уважение и сотрудничество.
















Объяснение домашнего задания


Самооценка, взаимооценка

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)



























Используемая литература и интернет-ресурсы

  • Санжиева С.Ж." Как научить детей дружить"-сказкотерапия для хороших детей и умных родителей.

  • .https://gazky.ru/skazki-narodov-mira/skazka-pro-pyat-paltsev/

  • https://www.liveinternet.ru/users/4421433/post176238400/

  • https://www.maam.ru/detskijsad/bilingvalnoe-integrirovanoe-zanjatie-tema-raskazyvanie-skazki-a-a-toroeva-druzhba-pjati-palcev-taban-hurgan.html

  • https://www.adou.ru/categories/2/articles/115

  • https://vk.com/topic-30258919_25382280

  • https://esreporter.com/v/пять-пальцев-якутская-народная-сказка-читает-виталий-альшанский-sRYruXV7UPg.html

  • https://sib-guide.ru/siberia/di/501

  • http://www.myshared.ru/slide/1035449/

  • http://librebook.me/baikala_ozera_skazki_tom_ii/vol2/1









Приложение№1

А.А.Тороев " Дружба пяти пальцев"

Однажды, пять пальцев затеяли очень интересную беседу.

- Братцы, я сегодня сворую овечку, мы все будем сытыми! – говорит большой палец.

- Иди, братец, иди поскорей, иди, я покажу самую- самую жирную овечку! – говорит указательный палец.

- Воровать! Воровать! Разве это хорошо! Каждый из нас потеряет своё имя! - глубоко вздохнул средний палец.

- А мне все равно! - я своё имя смешаю с землёй, золой! А мне все равно! - говорит безымянный палец.

Мизинец выпрямился, вытянулся и очень строгим голосом сказал;

- Братцы, остановитесь, вы надумали плохое дело делать! Воровство — очень нехорошее дело! У нас ведь в почете тот, кто честно трудится.

— Так-так, мизинец, досказывай, — обрадовался большой палец.

— Мы должны трудиться в согласии, и жить в дружбе, — продолжал мизинец, — быть всегда пальцами честной, работящей руки.

Братья одобрили слова мизинца. Даже безымянный палец согласился.







Приложение№2



















Приложение№3