Методическая разработка урока/занятия внеурочной деятельности
по теме « Деньги и их функции»
Разработчик:
Струкова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания
Курск
2024
Содержание
Введение | |
1. Общая характеристика занятия | |
2. Педагогическая характеристика занятия | |
3. Методическая характеристика занятия | |
Заключение | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ | |
ПриложениЕ № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 | |
| |
Введение
Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам.
Методическая разработка учебного занятия обществознания на тему: «Деньги и их функции» отражает реализацию одного из направлений модуля образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 7 классов.
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами практикума, индивидуальная и групповая работа , основной дидактической целью которого является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (деньги, функции, виды денег) – являются составляющей частью экономической потребности.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах, во внеурочной деятельности, на родительских собраниях. В результате у школьников формируются понятия денег и их функций, умение применять свои знания на практике.
Общая характеристика занятия
Характеристика условий реализации проекта
Участники проекта: педагог, учащиеся 7 класс
Название предмета: обществознание (школьный компонент)
Место занятия в логике реализации предмета: комбинированное занятие.
Вид деятельности учащихся: урочная деятельность
Количество занятий по теме - 1
Тип занятия: изучение нового материала
Формы проведения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Учебно-методическое обеспечение
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. 7 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова,
Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2014.
Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /
Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.
Презентация на тему «Деньги и их функции»
Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Деньги и их функции»
Цели: определить, какие функции выполняют деньги в жизни современного общества и государства; уметь извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные:Научаться определять: что такое деньги, функции денег, признаки денег, виды денег
Получат возможность научиться: анализировать факты из истории денег, определять функции денег, почему бумажные деньги вытеснили металлические, работать с учебником, материалами Интернета, высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные
- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
-коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
Личностные:
-сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение денег в жизни человека и общества
Описание учебного процесса
Этап | Продолжительность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Оргмомент | 3 мин | Индивидуально ученик путем перемещения составляет определение и называет термин (деньги). Определяют термин (функции). Записывают тему и план урока в тетрадь |
II. Актуализация знаний | 5 мин | Отвечают на вопросы. |
III. Изучение нового материала | 20 мин | Отвечают на вопросы по содержанию просмотренного видео. Сообщение о денежной эмиссии. Работают в группах, составляют мини - проекты по материалам учебника «Обществознание» Называют функции денег. |
IV. Первичное осмысление и закрепление | 10 минуты | Выполняют задания на карточках, приводят собственные примеры (ситуации) из жизни. Выполняют упражнение: называют функцию денег «Из жизни Пети Иванова» |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 мин | Рассуждают, высказывают собственную точку зрения, приводят примеры. Читают общий вывод о том, какую роль играют деньги в обществе, в жизни каждого человека. Читают «Советы по использованию денег». Заканчивают предложения (на слайде) Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
VI Домашнее задание | 2 мин | Записывают домашнее задание |
|
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Оргмомент | Словесные | Вводная беседа |
II. Актуализация знаний | Словесный, наглядный | Пословицы и поговорки, загадки |
III. Изучение нового материала | Работа в группах | Работа в группах, выступление по мини-проектам |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Мозговой штурм | Решение практических задач |
V. Итоги урока. Рефлексия | Практический | Беседа, рисунок в тетради |
VIДомашнее задание | Словесный | Обсуждение домашнего задания |
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке
работа в группах;
игровое и практическое моделирование;
работа с понятием;
мозговой штурм.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…
Сегодня на уроке меня удивило…
Больше всего на уроке мне понравилось…
Я узнал……
Я выполнял задания…
Самая ценная информация для меня…
Хотелось бы еще узнать…
Было трудно…
Заключение
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, истории, обществознанию, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федеральный закон от 29.12.2012 "№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Интернет-ресурсы
http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.
http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3144955/pub_600998499444cb7e989a98a0_60099a9a2004fb39322a8266/scale_1200
https://hotgeo.ru/uploads/posts/2019-04/1554196745_1j.jpg
https://youtu.be/IY2vmVpzsm4
Приложение № 1.
Сценарий урока на тему: Деньги и их функции.
Струкова Елена Николаевна, учитель обществознания.
Цели: определить, какие функции выполняют деньги в жизни современного общества и государства; уметь извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.
Задачи урока
Обучающие : Сформировать образное представление о происхождении и истории денег, овладеть понятиями «деньги», функции денег
Развивающие : Выяснить функции денег и их роль в современном мире, формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
Воспитывающие :Воспитание личностных компетенций в развитии познавательного интереса, коммуникативных компетенций в совместной поисковой деятельности учащихся
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные:Научаться определять: что такое деньги, функции денег, признаки денег, виды денег
Получат возможность научиться: анализировать факты из истории денег, определять функции денег, почему бумажные деньги вытеснили металлические, работать с учебником, материалами Интернета, высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные
- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
-коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
Личностные:
-сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение денег в жизни человека и общества
Оборудование: учебник «Обществознание», проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки).
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проектное обучение.
Методы: проблемный, поисковый.
Ход урока.
1. Определение темы и цели урока. На интерактивной доске задание: (слайд № 1) из слов составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает (роль, обмен, товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Задание выполняется путем перемещения слов.
Учащиеся определяют, что это термин «Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Слайд № 2. Перечислены термины: обязанность, назначение, круг деятельности, роль. Задание: с помощью словаря на букву «ф» определите значение термина. Учащиеся называют, что это функция.
Итак, какова тема нашего урока? Называют - Деньги и их функции (на презентации слайд № 1)
Затем называют цель урока – изучить функции денег (слайд № 2)
2. Актуализация знаний. Учитель: но прежде чем изучать функции денег, давайте вспомним.
А) Как осуществлялся обмен до появления денег?
Б) Что такое эквивалент?
В) Почему впоследствии роль эквивалента перешла к металлам?
Г) Почему люди придумали деньги?
Учитель: в прежние времена у разных народов деньги выглядели по разному, с течением времени они изменялись, в том числе с наступлением новой эпохи, проводились денежные реформы. Но сегодня во всем мире существует три основных вида денег – назовите их.
Учитель показывает слайды: № 3 – металлические деньги; слайд № 4 – бумажные деньги (банкноты); слайд № 5 – электронные деньги (безналичные).
3. Изучение темы. Учитель показывает видео о производстве денег в России (3 минуты) https://youtu.be/IY2vmVpzsm4 , задает вопросы. Звучит индивидуальное сообщение об эмиссии денег. (Слайд № 6)
Работа в группах. Задание – подготовить мини - проект об одной из функций денег (по жребию): мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления (сбережения). Индивидуальный мини – проект: мировые деньги.
План работы над проектом.
1. Название функции.
2. Содержание функции.
3. Пример из жизни.
4. Рисунок (по желанию). На выполнение проекта – 6-7 минут, защита – 2-3 минуты (слайд № 7)
Итак, подведем итоги, назовем пять функций денег (слайд № 8)
Функции денег
Меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар
Средство обращения - деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки
Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем
Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
4. Первичное закрепление изученного материала: группы получают карточки – ситуации,
А) примеры из жизни; задание – определите функции денег. (Слайд № 9)
№ 1. Плитка шоколада стоит 120 рублей.
№ 2. Покупатель купил бутылку молока за 90 рублей.
№ 3. Безработный получает пособие по безработице
№ 4. Гражданин Н. положил деньги в банк под проценты.
Б) Упражнение «Один день из жизни Пети Иванова» . (Слайд № 10)
В) Установите соответствие между функциями денег и примерами ( Слайд №11)
5. Обсудим: деньги – это нравственная категория. Они – добро или зло? (Слайд № 12,) В каждой группе должны написать несколько предложений: деньги – добро, потому что……
Деньги – зло, потому что.…… Заслушиваются ответы. (Слайд №13,14)
6. Рефлексия.
А. По содержанию урока (сл. № 15). Б. Эмоциональная, смайлики (сл. № 16, 17).
7. Подведение итогов, выставление оценок.
– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Д/з: выучить параграф 13;
Приложение № 2
Для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Задание
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку.
(Мера стоимости).
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (средство платежа).
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.
(Средство обращения).
4. Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево . (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (мировые деньги)
Приложение №3
Загадки на закрепление изученного материала
На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)
И врачу, и акробату
Выдают за труд…
(Зарплату)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет…
(Кассир)
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?
(Банкомат)
Дядя Коля нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется…
(Монета)
Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(Деньги)
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(Кошелек)
Маленькая,
Кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни с чему сама не годна,
А всем нужна.
(Монета)