СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока/занятия внеурочной деятельности по теме « Деньги и их функции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка может быть использована  на уроке обществознания и на внеурочных занятиях по Финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока/занятия внеурочной деятельности по теме « Деньги и их функции»»


Методическая разработка урока/занятия внеурочной деятельности

по теме « Деньги и их функции»






Разработчик:



Струкова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания














Курск

2024

Содержание


Введение


1. Общая характеристика занятия


2. Педагогическая характеристика занятия


3. Методическая характеристика занятия


Заключение


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ


ПриложениЕ № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3






Введение

Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам.

Методическая разработка учебного занятия обществознания на тему: «Деньги и их функции» отражает реализацию одного из направлений модуля образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 7 классов.

Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами практикума, индивидуальная и групповая работа , основной дидактической целью которого является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.

Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (деньги, функции, виды денег) – являются составляющей частью экономической потребности.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах, во внеурочной деятельности, на родительских собраниях. В результате у школьников формируются понятия денег и их функций, умение применять свои знания на практике.



Общая характеристика занятия

Характеристика условий реализации проекта

  • Объект: школа

Участники проекта: педагог, учащиеся 7 класс

  • Название предмета: обществознание (школьный компонент)

  • Место занятия в логике реализации предмета: комбинированное занятие.

  • Вид деятельности учащихся: урочная деятельность

  • Количество занятий по теме - 1

  • Тип занятия: изучение нового материала

Формы проведения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

  • Учебно-методическое обеспечение

  • Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
    Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.

  • Обществознание. 7 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова,
    Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2014.

  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /

  • Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.

  • Презентация на тему «Деньги и их функции»



Педагогическая характеристика занятия

Тема: «Деньги и их функции»

Цели: определить, какие функции выполняют деньги в жизни современного общества и государства; уметь извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные:Научаться определять: что такое деньги, функции денег, признаки денег, виды денег

Получат возможность научиться: анализировать факты из истории денег, определять функции денег, почему бумажные деньги вытеснили металлические, работать с учебником, материалами Интернета, высказывать собственное мнение, суждения

Метапредметные

- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.

- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.

-коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные:

-сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение денег в жизни человека и общества

Описание учебного процесса

Этап

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

  1. Оргмомент

3 мин

Индивидуально ученик путем перемещения составляет определение и называет термин (деньги).

Определяют термин (функции).

Записывают тему и план урока в тетрадь

II. Актуализация знаний

5 мин

Отвечают на вопросы.

III. Изучение нового материала

20 мин

Отвечают на вопросы по содержанию просмотренного видео.

Сообщение о денежной эмиссии.

Работают в группах, составляют мини - проекты по материалам учебника «Обществознание»

Называют функции денег.

IV. Первичное осмысление и закрепление

10 минуты

Выполняют задания
на карточках, приводят собственные примеры (ситуации) из жизни.

Выполняют упражнение: называют функцию денег «Из жизни Пети Иванова»

V. Итоги урока. Рефлексия

5 мин

Рассуждают, высказывают собственную точку зрения, приводят примеры.

Читают общий вывод о том, какую роль играют деньги в обществе, в жизни каждого человека.

Читают «Советы по использованию денег».

Заканчивают предложения (на слайде)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

VI Домашнее задание

2 мин

Записывают домашнее задание


Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

  1. Оргмомент

Словесные

Вводная беседа

II. Актуализация знаний

Словесный, наглядный

Пословицы и поговорки, загадки

III. Изучение нового материала

Работа в группах

Работа в группах, выступление по мини-проектам

IV. Первичное осмысление и закрепление

Мозговой штурм

Решение практических задач

V. Итоги урока. Рефлексия

Практический

Беседа, рисунок в тетради

VIДомашнее задание

Словесный

Обсуждение домашнего задания


Методическая характеристика занятия


Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

  1. работа в группах;

  2. игровое и практическое моделирование;

  3. работа с понятием;

  4. мозговой штурм.


Методика оценки педагогической эффективности занятия:

Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…
Сегодня на уроке меня удивило…
Больше всего на уроке мне понравилось…
Я узнал……
Я выполнял задания…
Самая ценная информация для меня…
Хотелось бы еще узнать…
Было трудно…


Заключение

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ


  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).

  2. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, истории, обществознанию, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 "№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Интернет-ресурсы

    1. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

    2. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;

    3. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3144955/pub_600998499444cb7e989a98a0_60099a9a2004fb39322a8266/scale_1200

    4. https://hotgeo.ru/uploads/posts/2019-04/1554196745_1j.jpg

    5. https://youtu.be/IY2vmVpzsm4



Приложение № 1.

Сценарий урока на тему: Деньги и их функции.


Струкова Елена Николаевна, учитель обществознания.

Цели: определить, какие функции выполняют деньги в жизни современного общества и государства; уметь извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.

Задачи урока

Обучающие : Сформировать образное представление о происхождении и истории денег, овладеть понятиями «деньги», функции денег

Развивающие : Выяснить функции денег и их роль в современном мире, формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.

Воспитывающие :Воспитание личностных компетенций в развитии познавательного интереса, коммуникативных компетенций в совместной поисковой деятельности учащихся

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные:Научаться определять: что такое деньги, функции денег, признаки денег, виды денег

Получат возможность научиться: анализировать факты из истории денег, определять функции денег, почему бумажные деньги вытеснили металлические, работать с учебником, материалами Интернета, высказывать собственное мнение, суждения

Метапредметные

- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.

- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.

-коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные:

-сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение денег в жизни человека и общества


Оборудование: учебник «Обществознание», проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки).

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проектное обучение.

Методы: проблемный, поисковый.

Ход урока.

1. Определение темы и цели урока. На интерактивной доске задание: (слайд № 1) из слов составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает (роль, обмен, товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Задание выполняется путем перемещения слов.

Учащиеся определяют, что это термин «Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Слайд № 2. Перечислены термины: обязанность, назначение, круг деятельности, роль. Задание: с помощью словаря на букву «ф» определите значение термина. Учащиеся называют, что это функция.




Итак, какова тема нашего урока? Называют - Деньги и их функции (на презентации слайд № 1)

Затем называют цель урока – изучить функции денег (слайд № 2)

2. Актуализация знаний. Учитель: но прежде чем изучать функции денег, давайте вспомним.

А) Как осуществлялся обмен до появления денег?

Б) Что такое эквивалент?

В) Почему впоследствии роль эквивалента перешла к металлам?

Г) Почему люди придумали деньги?

Учитель: в прежние времена у разных народов деньги выглядели по разному, с течением времени они изменялись, в том числе с наступлением новой эпохи, проводились денежные реформы. Но сегодня во всем мире существует три основных вида денег – назовите их.

Учитель показывает слайды: № 3 – металлические деньги; слайд № 4 – бумажные деньги (банкноты); слайд № 5 – электронные деньги (безналичные).



3. Изучение темы. Учитель показывает видео о производстве денег в России (3 минуты) https://youtu.be/IY2vmVpzsm4 , задает вопросы. Звучит индивидуальное сообщение об эмиссии денег. (Слайд № 6)

Работа в группах. Задание – подготовить мини - проект об одной из функций денег (по жребию): мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления (сбережения). Индивидуальный мини – проект: мировые деньги.

План работы над проектом.

1. Название функции.

2. Содержание функции.

3. Пример из жизни.

4. Рисунок (по желанию). На выполнение проекта – 6-7 минут, защита – 2-3 минуты (слайд № 7)


Итак, подведем итоги, назовем пять функций денег (слайд № 8)

Функции денег

Меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар

Средство обращения - деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки

Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

Средство накопления хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем

Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.


4. Первичное закрепление изученного материала: группы получают карточки – ситуации,

А) примеры из жизни; задание – определите функции денег. (Слайд № 9)

№ 1. Плитка шоколада стоит 120 рублей.

№ 2. Покупатель купил бутылку молока за 90 рублей.

№ 3. Безработный получает пособие по безработице

№ 4. Гражданин Н. положил деньги в банк под проценты.


Б) Упражнение «Один день из жизни Пети Иванова» . (Слайд № 10)


В) Установите соответствие между функциями денег и примерами ( Слайд №11)


5. Обсудим: деньги – это нравственная категория. Они – добро или зло? (Слайд № 12,) В каждой группе должны написать несколько предложений: деньги – добро, потому что……

Деньги – зло, потому что.…… Заслушиваются ответы. (Слайд №13,14)

6. Рефлексия.

А. По содержанию урока (сл. № 15). Б. Эмоциональная, смайлики (сл. № 16, 17).

7. Подведение итогов, выставление оценок.

– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Д/з: выучить параграф 13;

Приложение № 2

Для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Задание

  1. Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку.

(Мера стоимости).

  1. Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (средство платежа).


  1. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.

(Средство обращения).

4. Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево . (Средство накопления)

  1. Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (мировые деньги)








Приложение №3

Загадки на закрепление изученного материала


На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)

И врачу, и акробату
Выдают за труд…
(Зарплату)

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет…
(Кассир)

Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?
(Банкомат)

Дядя Коля нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется…
(Монета)






Чтоб хранить свои доходы, 

На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне, 
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)

Это — средство обращения, 
Это — средство накопления. 
Средство стоимости также, 
Также средство платежа.
(Деньги)

Это — средство обращения, 
Это — средство накопления. 
Средство стоимости также, 
Также средство платежа.
(Кошелек)

Маленькая, 
Кругленькая,
Из кармана в карман скачет, 
Весь мир обскачет, 
Ни с чему сама не годна, 
А всем нужна.
(Монета)