Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Живая и неживая природа - единое целое". 5 класс»
Давайте вспомним
1. Что такое тело?
2. Какие бывают тела?
3. Назовите тела неживой природы.
4. Назовите тела живой природы.
5. Чем живое тело отличается от неживого.
Что такое природа?
- Природа – это окружающий нас мир.
Природные тела
- Все предметы, которые составляют природу, называют телами природы или объектами природы
Искусственные тела
- Тела, созданные человеком называются искусственными телами
Природа
Живая
Неживая
Организм – тело живой природы.
Назовите известные вам организмы
Растения
Животные
Грибы
Бактерии
Свойства (признаки) живых организмов
1. Питание
2. Дыхание
3. Рост
4. Размножение
5. Смерть
Свойства живых организмов – биологические явления
1. Клеточное строение
Все живые организмы состоят из клеток (исключение – вирусы)
2. Единство химического состава
Все живые организмы состоят из органических веществ:
3. Целостность
Тела живой природы представляют собой биологические системы (от греч. «система» - целое)
ткань
клетка
орган
организм
молекула
4. Обмен веществ и энергии
А) Дыхание
Дыхание – процесс поглощения кислорода (О 2 ) и выделение углекислого газа (СО 2)
Дыхание
Атмосферным кислородом Кислородом растворенным
в воде
Б) Питание
Растения
Животные,
грибы
Используют для питания неорганическое вещество (вода, углекислый газ), образуя органическое на свету (процесс фотосинтеза )
Питаются готовым органическим веществом.
Используют в пищу растения, их плоды, более мелких животных или и то и другое вместе.
В) Выделение
Это процесс удаления из организма ненужных веществ
5. Рост
В течении всей жизни
(растения, грибы)
До определенного возраста (животные)
Рост – это количественные изменения организма
6. Развитие
Развитие - это качественные изменения организма
7. Размножение
Размножение – процесс воспроизведения себе подобных
8. Раздражимость
Раздражимость – это способность реагировать на изменения в окружающей среде
Биосфера
Биосфера – это оболочка Земли, в пределах которой есть жизнь
Границы:
- Верхняя – озоновый слой
- Нижняя – 8-10 км в твердой каменной оболочке
Отгадай загадки и заполни столбики!
Растения
Животные
ОТГАДАЙ!
Шубка полосатая
Часто умывается,
А с водой не знается.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
А сердце как кумач
На вкус, как сахар сладок,
На вид похож на мяч..(?)
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки…(?)
захрустела на зубах.. (?)
Дразнишь кусается..(?)
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан..(?)
- У кого рога длиннее хвоста?..(?)
- Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прядки.
- Кто надела сто рубах, захрустела на зубах.
Дразнишь кусается.
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Проверь себя!!!
Животные
- Кошка
- Лягушка
- Мышь
- Собака
- Коза
Растения
- Арбуз
- Капуста
- Берёза
- Морковь
- Огурцы
Домашнее задание
§1, выучить термины, записанные в тетради