- подвести студентов к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном Государстве, воспитывать чувство собственного достоинства.
Этап урока | Ход урока | № слайда |
Оргмомент. Сообщение темы и целей. | Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы с вами говорим о рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», о котором сам писатель сказал следующие слова: «50-идесяти миллионам, погибшим в ссылках и лагерях, достаточно было и бугорка моего рассказа». В качестве эпиграфа я предлагаю вам высказывание Василия Шукшина: "Нравственность есть Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью и думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду". Как вы думаете, почему эта цитата, на мой взгляд, близка теме сегодняшнего урока? (ответы студентов на основе прочитанного материала – рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - связь с темой, идеей и проблематикой произведения) | 1 |
Вступительное слово учителя. Беседа по материалу домашнего задания | Исторический путь нашей станы был сложен, полон трагедий и драматизма, напряженного труда, нечеловеческих испытаний, но в то же время великих побед и достижений. Мы должны знать эту историю с ее темными и светлыми страницами, но не только как историю государства, а еще и как историю народа, семьи, человечества. И наши уроки, уроки литературы, помогают в том, чтобы у нас сформировалась своя позиция, свое видение тех событий как счастливых, так и трагических. Я не ставлю целью сформировать вашу оценку тех дней, я бы хотела, чтобы вы смогли увидеть те страницы истории не только с точки зрения историков, но и с точки зрения участников тех событий. Сообщения студентов (основные аспекты и события в хронологической последовательности, трагические и радостные события в общей канве, их роль) об особенностях внутренней и внешней политики Советского Союза в 30-50 г.г 20 века. Информация основана на изучении материала домашнего задания. Какова же роль писателя в рамках понимания проблемы связи человека и истории? Согласны ли вы с высказыванием А.И.Герцена: "Литература у народа, лишенного общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения, своей совести"? Ответы студентов о том, что сейчас можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Все особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Мы видим трагические или счастливые события страны не в глобальном масштабе, а в жизни отдельных людей, простых людей, обычных граждан страны с их сильными и слабыми сторонами; мы видим, как в этой исторической машине люди ломаются или, наоборот, сохраняют человеческое достоинство. Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема репрессированных и безвинно замученных в годы сталинского террора, тема сохранения человеческого достоинства в страшнейших условиях, тема связи личности и истории, поскольку он сам прошел через все эти испытания. Что же мы знаем о А.И.Солженицыне? | 2 |
Краткое (тезисное) сообщение 1 обучающегося о жизненном и творческом пути А. Солженицына. | Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В том же году отец его, подпоручик военного времени (добровольно ушедшего на войну из студентов Московского университета), погиб от несчастного случая на окоте. Мать, в войну кончавшая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростове-на-Дону. Там Солженицын кончил среднюю школу, затем физмат университета (еще успев до войны пройти заочно два курса филфака МИФЛИ). С осени 1941 - в армии, осенью 1942 закончил ускоренный курс 3-го ЛАУ в Костроме. Затем назначен командиром разведывательной звукобатареи, и в этой должности прослужил непрерывно на разных фронтах до своего ареста на передовой в Восточной Пруссии в феврале 1945. Осужден по ОСО к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 сослан навечно в Казахстан (Кок-Терек Джамбульской области). Там преподавал математику, физику и астрономию. В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Иван Денисович". После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет; в 1974, после появления 1-го тома "Архипелага ГУЛАГа", обвинен в измене родине и выслан за границу. Женат, трое сыновей. Другие его произведения: роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус», очерки «Бодался теленок с дубом», киносценарии, пьесы, рассказы, публицистика и фундаментальный труд «Красное колесо» (к 1991 г вышло 10 томов). Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество вернулось на Родину. Хорошо, что это произошло при жизни Александра Исаевича. | 3 |
Беседа с целью выяснения уровня выполнения домашнего задания | В качестве домашнего задания вы должны были выполнить тест по рассказу «Один день Ивана Денисовича» и составить краткую лекцию по прочитанному произведению. Беседа по вопросам к лекции: Исторические основы рассказа Особенность названия, первое издание произведения Какие проблемы ставит в рассказе А. Солженицын? Какова композиция рассказа? Кто такой Иван Денисович Шухов? Какие качества на протяжении рассказа можно в нем увидеть? Почему бригадир Тюрин, смеясь, говорит Шухову: "Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет!" "Кто два дела руками знает, тот - еще и девять подхватит". Какой же образ главного героя перед нами предстает? Почему из номера Щ-854 он превращается для нас в живого человека, на долю которого выпали страшнейшие испытания? Почему, спрашивая «За это? А я при чем?», он не страшен в гневе или в состоянии безысходности, а вызывает уважение? Какому толстовскому образу из романа-эпопеи «Война и мир» близок образ Ивана Денисовича? Почему вы так думаете? (Платон Каратаев) Почему даже те, кто сломался, упал морально и нравственно, вызывают, в первую очередь, жалость? Анализ слайда после ответов студентов, основанных на анализе и цитировании. Важно привести детей к мысли, что образ Шухова – это собирательный образ русского народа в годы сталинских репрессий; образ Ивана Денисовича сложился из образа солдата Шухова, воевавшего с автором в ВОВ и никогда не сидевшего, общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. Кроме того, важно понимать, что сталинские репрессии – это дело не одного человека, это система власти. | 4 |
Стадия вызова (парная или индивидуальная мозговая атака). | А теперь приступим к более глубокому осмыслению рассказа. Перед вами на слайде вопросы, на которые вы должны ответить. Работать можете в парах или индивидуально. Как бы вы ответили на простой расчет Шухова: "Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость". Как вы понимаете привычку Шухова: «Так и вся жизнь у зэка, только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись». Объясните и расскажите об этом страшном законе лагеря: «Кто кого сможет, тот того и гложет». «И тут чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло». «Теплый зяблого разве когда поймет?». Сформулируйте свою мысль. Как это вы понимаете? Жена пишет Шухову: «С войны самой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, уходят повально или в город на завод, или на торфоразработки. Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись -колхоза не признают: живут дома, работают на стороне... Тянут же колхоз те бабы, каких еще с тридцатого года загнали, а как они свалятся - и колхоз сдохнет». Почему Шухову этого-то и не понять никак: живут дома, а работают на стороне? Расскажите о его товарищах по бригаде. Сопоставьте их. Кто остается человеком, а кто не справляется, не имея внутреннего стержня? О каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Почему? «Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний». За что уважают Ивана Денисовича его товарищи? Кого так жаль Шухову? О ком это говорится: «Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить». «Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся». Почему в конце рассказа мы понимаем, что на фоне страшных моментов, описанных Солженицыным, день Шухова сложился удачно? Что за «счастливые моменты» произошли за день? Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос: «Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?» В ходе дискуссии ребята приходят к определенным выводам, основываясь на своих размышлениях, на знании исторических фактов того периода, на повторном прочтении фрагментов рассказа. Краткая беседа по заданным вопросам с цитированием. | 5 |
Стадия осмысления (заполнение таблицы). Работа в группах. | Объединение в группы по 4-6 человек для заполнения таблицы по проблемам рассказа на основе анализа текста. Во время работы в группах обучающиеся могут пользоваться текстами произведения в электронном или бумажном формате и иными справочными материалами. | Отключение проектора |
Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание) | Беседа с представителями групп (защита выполненных таблиц): Какие проблемы вы увидели в рассказе? Как их сформулировали? (обращение к правилам постановки и формулирования проблем текста) К каким средствам прибегает А. Солженицын, показывая нам развитие данной проблемы? (способы комментирования) Какие средства художественной выразительности помогают авторы раскрыть тот или иной образ, ту или иную проблему? К какому выводу приводит нас автор по данной проблеме? Каков его взгляд на данный вопрос? Какие произведения помогут вам аргументировать эту точку зрения на заявленную проблему? К какой проблеме у вас пока мало литературного материала для аргументации? После обсуждения каждая группа выставляет себе бальную оценку за все этапы работы с таблицей (от 0 до 3 баллов). | 6 |
Домашнее задание | В ходе анализа произведения с позиции выявления проблематики и заполнения таблиц, мы с вами выявили некоторые недочеты в вашей работе. Поэтому вашим первым д/з будет доработка таблиц, а основным заданием – написание публицистического сочинения на тему «Проблемы, поднятые А.И.Солженицыным в его произведении «Один день Ивана Денисовича» | 7 |
Итог урока. | В конце урока мне хотелось бы вновь обратиться к словам А.Солженицына: «А едва развеяна будет ложь - отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет». Как вы понимаете эти слова, исходя из сегодняшней работы? Какие уроки мы можем извлечь из истории? Для чего? Какова роль литератора в сложные периоды жизни страны? Какова его роль в развитии страны? Кто из классиков еще до Солженицына говорил об этом? Оценки за урок выставляются за правильность ответов во время дискуссии, за работу в группах по результатам самооценки и выявления самых активных участников групп. Таким образом, результат работы на уроке будет оценен у каждого студента. | |