2021г.
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Тема | Умножение натуральных чисел. Законы умножения. |
Типы урока | Изучение нового материала, закрепления знаний |
Цель | Изучение правила умножения натуральных чисел; формирование элементарных умений выполнять умножения натуральных чисел; Формулирование законов умножения; Развитие основных умений выполнять умножение натуральных чисел по основному алгоритму; развитие внимания, логического мышления; Воспитание интереса к изучению предмета. Закрепление теоретических и практических навыков. |
Планируемый результат | Личностные: возможность формирования устойчивой учебной познавательной мотивации, ясно и грамотно излагать свои мысли в устной речи, развивать интерес к различным видам деятельности, сформированность познавательных интересов, направленных на выполнение умножения натуральных чисел; понимание смысла поставленной задачи; Метапредметные: научиться действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, осуществлять контроль своей деятельности, научиться аргументировать свое мнение, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение составлять алгоритм решения, оценить свою деятельность на уроке, умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. Предметные: ученик научится заменять действие умножения сложением и наоборот, умение умножать натуральные числа, находить необходимые компоненты умножения. |
Основное содержание темы, термины, понятия | - дать понятие умножению натуральных чисел; - решение примеров, уравнений и задач на умножение натуральных чисел; - понятия компонентов умножения; - работа с текстом; - формулирование свойств умножения и их применение; - перевод из решения в текст с помощью таблицы. |
Формы работы: | Самостоятельная, фронтальная работа, работа в парах. |
Основной дидактический метод | Продуктивный |
Учебное оборудование | Учебник «Математика 5». Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др АО «Издательство «Просвещение», 2021 Раздаточный материал |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент 1 мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка наличия на столах необходимых предметов для урока - Здравствуйте, ребята, проверьте готовность к уроку, садитесь. | Готовятся к уроку, проверяют наличие принадлежностей. | Коммуникативные: планирование эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Проверка домашнего задания 2 мин | Обеспечение выполнения домашнего задания | - Откройте свои тетради с домашней работой и положите их на край стола, дежурный пройдет и проверит наличие. | Дежурный ученик проходит проверяет наличие домашнего задания. | Коммуникативные: планирование эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Целеполагание и мотивация 5 мин | Формулировка учащимися темы и целей урока. | - Посмотрите внимательно на доску, чего там не хватает? - Предлагаю вам ее разгадать при помощи таблички, которая лежит перед вами (Приложение 1). Я буду задавать вам вопросы, тот ответ, который вы получили нужно зачеркнуть в таблице, а из оставшихся букв составить тему сегодняшнего урока. 1. Число 6 умножить на 2 2. Произведение 43 и 0 3. Сумма чисел 500 и 13 4. От 22 отнимите 9 5. Три раза по три 6. Результат деления числа на само себя 7. Умножить 6 на 4 8. Удвоить число 19 9 От 500 отнять 1 -Итак, тема урока: "Умножение натуральных чисел" - А теперь скажите, ребята, какие цели урока мы можем поставить? | - Не хватает темы урока. Работают в парах, разгадывают тему урока. Актуализировать умение умножать натуральные числа (ответы детей). | Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Актуализация опорных знаний. 1 мин | Формулирование определений, полученных ранее знаний | Как называются компоненты при сложении? Как найти неизвестное слагаемое? Какие законы сложения вы знаете? Как называются компоненты при вычитании? Как найти неизвестное уменьшаемое? | Фронтальная работа учащихся | Коммуникативные: строить понятные для собеседника высказывания, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: выполнения задания. Познавательные: использовать математическую речь. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Объяснение нового материала. 9 мин | Формулирование понятия умножения натуральных чисел | Умножить натуральное число 4 на натуральное число 5 – значит найти сумму трех слагаемых, каждое из которых 5. 4 5 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20. Числа 4 и 5 называют множителями, 20 – произведение. Запомните: Умножить натуральное число а на натуральное число b — значит найти сумму а одинаковых слагаемых, каждое из которых равно b. Умножение — это арифметическое действие второй ступени. Как называются компоненты при умножении? (Числа, которые нужно умножить, называются множителями. Число, получаемое в результате умножения, называется произведением.). Понятно, что если один из множителей равен 1, то произведение равно второму множителю: а 1 = а, 1 а = а. Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0: а 0 = 0, 0 а = 0. Примеры. Запишите произведение в виде суммы и найдите значение: 1) 4 3 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (Записали сумму четырех слагаемых, каждое из которых равно 3); 2) 4 1 = 1 + 1 + 1 + 1 = 3 (Записали сумму четырех слагаемых, каждое из которых равно 1); 3) 1 5 = 5 (Записали сумму одного слагаемого, которое равно 5). | Запись основных понятий в тетрадь. | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Физкультминутка 2 мин | | Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны) Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.) Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.) | Физкультминутка. | |
Решение упражнений 15 мин | Применение определения умножения и его свойств при решении задач, уравнений и примеров | Открываем учебники на странице 84, выполняем №404: а) 707 + 707 + 707 = 707 * 3 б) 50 + 50 + 50 + 50 + 50 + 50 = 50 * 6 в) х + х + х + х + х + х = х * 6 №405: а) 712 * 3 = 712 + 712 + 712 б) а * 6 = а + а + а + а + а + а в) (х + у) * 4 = (х + у) + (х + у) + (х + у) + (х + у) г) ( k + m + 4) * 2 = ( k + m + 4) + ( k + m + 4) №406: 1 способ: 2 * 6 = 12 2 способ: 3 * 4 = 12 3 способ: 6 * 2 = 12 4 способ: 4 * 3 = 12 №410: 1) 12 * 3 = 36 (кг) - во втором ящике 2) 12 + 36 = 48 (кг) - в двух ящиках Ответ: 48 килограммов помидор в обоих ящиках №440: а) х + 15 = 45 б) у - 12 = 18 | Работа у доски и самостоятельная работа в тетради | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Рефлексия 3 мин | Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. | - Итак, пора подвести итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Что значит умножить одно натуральное число на другое? - Как называются числа, которые перемножают? - Как называют результат умножения? - Чему равно произведение m ∙ 1? - Чему равно произведение n ∙ 0? - Достигли ли вы целей урока? - Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Спасибо! | Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают самостоятельно достижение поставленной цели. | Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность. Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала. Личностные: независимость и критичность мышления. Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. |
Домашнее задание 2 мин | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | №450, стр.89 №451 №452 | Учащиеся записывают в дневники задание. | |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент 1 мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка наличия на столах необходимых предметов для урока - Здравствуйте, ребята, проверьте готовность к уроку, садитесь. | Готовятся к уроку, проверяют наличие принадлежностей. | Коммуникативные: планирование эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Проверка домашнего задания 2 мин | Обеспечение выполнения домашнего задания | - Откройте свои тетради с домашней работой и положите их на край стола, дежурный пройдет и проверит наличие. | Дежурный ученик проходит проверяет наличие домашнего задания. | Коммуникативные: планирование эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Целеполагание и мотивация 2 мин | Формулировка темы и целей урока. | - Тема нашего сегодняшнего урока: "Законы умножения" - Скажите, ребята, какие цели урока мы можем поставить? | Записывают тему урока в тетрадь, предлагают возможные цели урока. | Коммуникативные: умение вступать в диалог. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Актуализация опорных знаний 1 мин | Формулирование определений, полученных ранее знаний | Как называются компоненты при умножении? Как найти неизвестный множитель? Как найти произведение? | Фронтальная работа учащихся | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: использовать математическую речь. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Объяснение нового материала. 13 мин | Формулирование понятия умножения натуральных чисел | Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу. От вас потребуется усидчивость, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий. Умножение имеет несколько законов: 1. Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей. Это свойство умножения называют переместительным. С помощью букв его записывают так: а * в = в * а 2. Чтоб к произведению двух чисел прибавить третье, можно первое число умножить на произведение второго и третьего. С помощью букв его записывают так: (а*в)*с = а*(в*с) 3. Сумма n слагаемых, каждое из которых равно нулю, равна нулю. Поэтому верно равенство 0*n=0. 4. Сумма n слагаемых, каждое из которых равно 1 , равен n . Поэтому верно равенство 1*n=n. Давайте проверим что вы запомнили, выполнив №415. | Запись основных понятий в тетрадь, работа у доски. | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Физкультминутка 2 мин | | Класс наш прыгает опять — Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.) А потом у нас прогулка, Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.) Мы учиться все готовы И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.) | Физкультминутка. | |
Решение упражнений 22 мин | Применение определения умножения и его свойств при решении задач, уравнений и примеров | Давайте выполним № 415 на странице 5: а) 50*(2*764) = (50*2)*764 = 76400 б) (111*2)*35 = 111*(2*35)=7770 в) 125*(4*80) = (125*4)*80 = 4000 г) (402*125)*8 = 402*(125*8) = 402000 № 416: а) 483*2*5 = (2*5)*483 = 4830 б) 4*5*333 = (4*5)*333 = 6660 в) 25*86*4 = (25*4)*86 = 8600 г) 250*3*40 = (250*40)*3 = 30000 №419: 1)800-200 = 600 (г) - требуется белил для окна 2) 3*600 = 1800 (г) - требуется белил для трех окон 3) 4*800 = 3200 (г) - требуется белил для четырех дверей 4) 1800+3200 = 5000 (г) - требуется всего белил Ответ: 5000 грамм белил № 422 самостоятельно | Работа у доски и самостоятельная работа в тетради | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Рефлексия 5 мин | Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. | - Итак, пора подвести итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Что значит умножить одно натуральное число на другое? - Как называются числа, которые перемножают? - Как называют результат умножения? - Сформулируйте законы умножения. - Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Спасибо! | Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают самостоятельно достижение поставленной цели. | Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность. Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала. Личностные: независимость и критичность мышления. Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. |
Домашнее задание 2 мин | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | №455, стр.89 №456 №460 | Учащиеся записывают в дневники задание. | |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент 1 мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка наличия на столах необходимых предметов для урока - Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок мы проведем в виде небольшого путешествия, где сможем закрепить действие "умножение" и его законы. Готовы? | Готовятся к уроку, проверяют наличие принадлежностей. | Коммуникативные: планирование эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
Целеполагание и мотивация 4 мин | Формулировка учащимися темы и целей урока. | 1. Давайте с вами угадаем нашу тему урока? Перед вами лежит ребус (Приложение 1), ответом которого является тема нашего сегодняшнего урока. -Итак, тема урока: умножение натуральных чисел. - А теперь скажите, ребята, что вы должны знать и уметь по этой теме. - Где вы можете использовать приобретенные знания? | Разгадывают ребус и отгадывают тему урока Знать правила умножения натуральных чисел. Уметь применять эти правила при решении примеров, уравнений и задач. Использовать приобретенные знания в будущем (ответы детей). | Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Закрепление изученного материала 27 мин | Закрепление правил умножения натуральных чисел при решении задачи, уравнений и примеров | - Закрепим изученную тему в виде игры "Путешествие на остров "Умножение" -Вам необходимо разбиться на 4 команды. -Представьте, что вы оказались на необитаемом острове, который называется «Умножение». Там действуют свои законы. Чтобы выбраться с этого острова, вам необходимо следовать вашей подсказке. Но вот незадача! Ваша подсказка промокла, и некоторые слова вам нужно восстановить. В этом вам помогут карточки с заданиями. Для начала вам необходимо вспомнить: Законы на острове «Умножение» Придумать пример для каждого закона. - Перед вами лежит текст подсказки (Приложение 2), в которой пропущены слова и задания (Приложение 3). Вам необходимо решить все примеры, уравнения и ответить на вопросы. Результатом будет число от 1 до 33, каждая цифра соответствует букве алфавита (Приложение 4). Из букв вы составите слова и заполните пропуски. | Ученики делятся на 4 команды (произвольно) Каждая группа формулирует законы умножения и выбирает человека, который будет отвечать. Группы придумывают примеры для каждого закона и выбирают человека, который будет отвечать. Учащиеся в командах выполняют задания и заполняют пропуски в подсказке. | Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Познавательные: строить логически обоснованное рассуждение, использовать математическую речь. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
Физкультминутка 2 мин | | Поднимает руки класс - это «раз», (Потягивания под счет учителя.) Повернулась голова - это «два». (Движения головой.) Руки вниз, вперед смотри - Это «три». (Приседания.) Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». (Повороты туловища.) С силой их к плечам прижать — Это «пять». (Движения руками.) Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». (Ходьба на месте.) Руки на пояс поставьте вначале. Влево и вправо качните плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки. Если сумели — все в полном порядке. | Физкультминутка. | |
Рефлексия 3 мин | Организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. | - Итак, пора подвести итог урока. Вспомните, какие задания вы выполняли? - Какова тема нашего урока? А цели? Достигли ли вы целей урока? - Ваша работа на уроке мне очень понравилась. И я желаю вам удачи, радости, здоровья, добра и счастья. | Учащиеся перечисляют задания, которые запомнили при выполнении работы. Отвечают на вопросы и оценивают самостоятельно достижение цели. | Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность. Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала. Личностные: независимость и критичность мышления. Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. |
Домашнее задание 3 мин | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | №453, стр.73 №455 №460 | Учащиеся записывают в дневники задание. | |
Однажды ученые поплыли в кругосветное путешествие. По середине Тихого океана грянул шторм, и на ученых обрушился сильнейший 1)______. Они потерпели крушение и попали на 2)_______. На нем было столько града, что у берега образовалась большая 3)_____. Чтобы спастись, ученые написали 4)_________ и отправили его в бутылке. Им было сложно выживать на острове, они ждали, когда письмо дойдет и 5)______ спасут их. Как только их письмо было найдено, сразу же организовали поиски этого острова. Ученых нашли спасатели, и они выбрались с острова целыми и невредимыми.
И сторон у сундука.
v. ,КЛЮЧ, ,1,