Методическая разработка НОД по ОО «Познавательное развитие»
в подготовительной группе «Земля на глобусе и карте»
Цель Расширение представлений об окружающем мире, его многообразии, планете Земля.
Задачи:
Формировать представления о форме земли. Познакомить детей с научной версией образования Земли, с понятием «глобус» - модель Земли, дать понятия, что карта -это плоское изображение земного шара. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Расширять словарный запас детей; умение использовать монологическую и диалогическую речь. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Вид деятельности:
Познавательная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры):
Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о планете Земля. Способность планировать свои действия для достижения цели – создание плоского макета Земли. Приобретут навыки коммуникации и толерантности.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Наша планета Земля».
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: Белая бумага, линейки, цветные карандаши, круглые трафареты поверхности земли, карта мира, глобус, фонограмма с фрагментами записи музыки.
Организация и методика проведения образовательной деятельности.
Вводная часть (организационный, мотивационный этап):
Звучит тихая музыка.
Воспитатель Сегодня мы с вами поговорим о нашей планете, планете, на которой мы живем. А как называется наша планета? Да, Земля. Какая она по форме и размеру? Да наша планета круглая - это огромный-преогромный шар. И мы с вами живем на этой прекрасной планете Земля. Но не всегда это было так. Я приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие на воздушном шаре в прошлое и узнать, как же зарождалась наша планета Земля. Полетели? Возьмемся за ленточки и в путь! (звучит музыка, имитируется полет).
2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап): Использование видео проектора.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в прошлое. Посмотрите, как вокруг все необычно. Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газов. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность ее покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температура понизилась, начались дожди, сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве, и изображают ее в виде глобуса. А что такое глобус?
Дети: Глобус - это модель нашего земного шара.
Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие. Какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?
Дети: Вода, моря, океаны.
Воспитатель: Давайте это проверим с помощью нашего глобуса. Да, и чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море, или океан. Какие еще цвета есть на глобусе?
Дети: Зеленый, коричневый, желтый.
Воспитатель: Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни. Предлагаю вам немного отдохнуть
Динамическая пауза. «Лес, горы, море» Звучит музыка. Дети под музыку выполняют движения различных зверей, деревьев, «лес» - деревьев, лесных жителей, «горы» - орлов; «море» -движения морских животных.
Воспитатель: А теперь нам пора обратно, в наше время. Присядем, закроем глаза и полетели.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Моря есть-
Плавать нельзя,
Дороги есть-
Ехать нельзя,
Земля есть-
Пахать нельзя. Что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Представьте, что мы с вами отправились в путешествие и брать с собой в путь глобус неудобно. Как же нам быть? Для этого люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта?
Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже рассмотрим карту нашей планеты (воспитатель вывешивает карту мира). Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Географическая карта — изображение модели земной поверхности в уменьшенном виде.
Практическая часть.
Воспитатель: Дети, у меня для вас есть задание. (Дети проходят к столам и садятся). Посмотрите, у вас на столах лежит бумага, круглые трафареты поверхности земли, цветные карандаши, линейки. Вы сказали, что на глобусе и карте больше всего синего цвета, это вода. Вода занимает три четверти поверхности Земли. Чтобы представить себе, что означает три четверти, нарисуем круг (дети используют круглые трафареты поверхности земли). Возьмем линейку и разделим круг на четыре равные части. Три части раскрасим в голубой цвет, а одну, оставшуюся, часть- в коричневый. Три части, окрашенные в голубой цвет-вода, одна часть коричневого цвета- суша. Значит, можно сказать, что вода занимает в три раза больше места на Земле, чем суша!
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что такое карта, глобус- это наши помощники в путешествии.
3.Заключительная (рефлексивный этап):
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?
Скажите, что нового Вы сегодня узнали? Расскажите, что Вам запомнилось и понравилось? Какие новые слова узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: Дети, поглядите, на глобус, мы знаем, что это модель Земли, где живут все люди на свете. Земля- земной шар- это действительно наш общий большой дом. Поэтому, мы, люди, должны жить в мире и согласии. Любить и беречь наш общий дом.