Методическая разработка в рамках реализации дополнительной
общеобразовательной программы «Точка роста»
«Среда программирования Scratch».
Форма проведения мероприятия: проектная деятельность.
Разработка материала патриотической направленности
«Создание анимационной открытки к Дню победы!».
Тип занятия: урок-проект.
АННОТАЦИЯ:
Данная методическая разработка представляет цикл междисциплинарных занятий технической направленности, реализуемых в рамках обучения по программе «Программирование в среде Scratсh». Занятие патриотической направленности, носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию в процессе разработки проектов в среде Scratch. Задания подобраны таким образом, чтобы воспитанник смог самостоятельно, прибегая лишь к незначительной помощи педагога, создать свой проект в рамках одного мероприятия. Может быть полезна, не только учителями информатики, но и другим учителям предметникам.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ: актуальность данной разработки в осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по определению способа создания анимационной видео открытки.
Задачи:
• Образовательная: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
• Развивающая: формирование у детей чувства прекрасного. Развивать исследовательские навыки, умения работать в группе.
• Воспитательная цель: воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — формирование представлений о программной среде Scratch;
• метапредметные — формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
• личностные — понимание роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Необходимые средства ИКТ:
• ПК учителя с установленной программной средой Scratch, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся с установленной программной средой Scratch.
Возраст обучающихся – 9-12 лет.
Во время занятия происходит частая смена деятельности: восприятие материала на большом экране и на слух, участие в обсуждении поставленной задачи, работа с бумажными инструкциями, работа на компьютере, на экране которого размещена презентация, устное представление своего проекта.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
План урока:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Преподаватель: Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено дорогой нашему народу дате - 9 Мая. Какой праздник отмечает наша страна этого числа? (Дети: День Победы)
Преподаватель: Почему он называется День Победы? (Дети: В этот день закончилась война)
Преподаватель:
- История праздника День Победы ведется с 9 мая 1945 года, потому что именно в этот день в пригороде Берлина заместителем Верховного главнокомандующего маршалом СССР Георгием Жуковым от Красной армии был подписан акт о безоговорочной и полной капитуляции.
- Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории страны. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.
- 9 мая вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов
- Что принято дарить на праздники, помимо подарка? (Дети Открытку)
- Вот и мы с вами сегодня создадим открытку к этому замечательному празднику.
Но для начала узнаем поподробнее о символах дня победы.
Преподаватель: Посмотрите на поздравительные открытки на экране. Какие символы использовали художники для создания открыток? (Дети: Парад Победы, памятник неизвестному солдату, знамя Победы, георгиевскую ленточку, звезду героя, вечный огонь, салют, цветы.)
Преподаватель: Для того, чтобы мы с вами смогли сделать открытку, нам нужно познакомиться с символами Великой Победы.
Цель нашего мероприятия узнать о символах победы и каждой группе сделать открытку для ветерана. Дети разбиваются на группы и находят информацию о своем символе победы
Преподаватель Каждая группа находила информацию о символе Победы и сейчас расскажет нам о нем. (Дети выводят символ победы на экран и рассказывают о нем)
Отчет групп
Представленный материал является примерным, учитель координирует подготовку выступлений групп, но ребята могут представить свой материал по данному символу.
1 группа
-Георгиевская лента - это двухцветная черно-оранжевая лента, которая получила свое название от ордена Святого Георгия - покровителя русского воинства. Цвета ленты глубоко символичны. Одни считают, что черные и оранжевые полосы обозначают дым и пламя на полях сражений, отражая отвагу и доблесть воинов, проявленные в боях, вечную славу. Это цвета Российского герба: черный орел и золотая корона, считают другие.
Ленточка стала символом праздника, памяти и уважения к ветеранам и героям, павшим в боях за Родину.
2 группа.
Вечный огонь был зажжен в 1967 году в Москве на могиле Неизвестного солдата в память о тех, кто не вернулся с полей сражений. Огонь вырывается из середины бронзовой звезды, размещенной в центре черного квадрата. Вечный огонь горит в больших парках крупных городов.
3 группа.
Салют – торжественное приветствие во время праздников или военных парадов. Это символ победы, радости, успеха, праздника. Салют, изображаемый на открытках к 9 мая, символизирует разорвавшийся в небе снаряд. Первый праздничный салют был дан в Москве 5 августа 1943 года в честь войск, освободивших города Орел и Белгород.
4 группа.
Символами победного мая можно назвать сирень и гвоздику.
Сирень считается символом Победы. Именно сирень дарили девушки воинам – победителям. Букетами сирени встречали на станциях поезда с возвращающимися из Берлина войсками. Это самый популярный цветок Победного мая.
Красная гвоздика - является символом невинно пролитой крови в годы Великой Отечественной войны. Гвоздики говорят о восхищении человеком, о том, что мы всегда будем помнить его. В России этот цветок также всегда считался символом героев. На протяжении всего послевоенного времени именно гвоздики вручали героям войны 9 мая.
5 группа.
«Золотая звезда» - это опознавательный знак вооруженных сил государства. Он необходим для того, чтобы издалека отличать своих бойцов и технику от вражеских. Высшей боевой наградой во время Великой Отечественной войны была медаль «Золотая Звезда». Она вручалась Героям Советского союза. Более 11 тысяч воинов армии и флота получили это высокое звание.
2. Открытие нового знания. Преподаватель:
а) Чтобы добавить фон из скачанного файла в Scratch, нужно:
Выделить иконку сцены (она находится слева от поля спрайтов).
В верхней правой части окна перейти на вкладку «Фоны».
Нажать на кнопку «Загрузить фон из файла», находящуюся под вкладками.
В появившемся окне выбора файла выбрать нужный файл на компьютере.
Если фон загружался из бесплатных библиотек стоковых фотографий, изображение будет находиться в папке «Загрузки». Достаточно нажать на нужную картинку, и установление фона проекта в Scratch произойдёт автоматически. Важно, чтобы размер изображения для фона был не меньше 480×360 пикселей.
б) Для создания анимации смены костюма и движения голубя в Scratch можно следовать таким шагам:
Добавить на поле скриптов команду «Когда флажок нажат» (это шапка блока).
Под ней разместить команду «Показаться».
Перетащить счётный цикл «Повторять всегда».
Внутрь цикла вставить команду внешнего вида «Следующий костюм » У вас получиться имитация движения голубя.
3. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
1) Работа над созданием собственного проекта учащимися.
Этапы работы:
1. Разработать эскиз открытки.
2. Подобрать фон для открытки.
3. Выбрать/нарисовать элементы для открытки.
4. Подобрать слова поздравления.
5. Добавить анимационные эффекты.
6. Сохранить открытку.
7. Разослать по электронной почте своим близким.
2) Демонстрация готового проекта.
4. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше необычное мероприятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?
Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты. Надеюсь, что знания, которыми вы сегодня воспользовались, помогут в решении творческих задач.
5. Домашнее задание
Установить дома программную среду Scratch с разрешения родителей; придумать и добавить объекты на свою открытку.
Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, имеет возможность не только решить поставленную задачу, но и доработать творчески свой мини-проект.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Сорокина Т.Е. Визуальная среда Scratch как средство мотивации учащихся основной школы к изучению программирования.
Голиков Д. В. Scratch 3 для юных программистов.