Методическая разработка НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе «Экскурсия в картинную галерею пейзажа»
Цель: Развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания картин о весне П.М. Гречишкина.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с картинами П.М. Гречишкина. Содействовать формированию представления у детей о жанре живописи- пейзаже. Учить воспринимать содержание пейзажной картины. Закреплять знания детей о весенних месяцах, о признаках весны, первоцветах (подснежники, мать-и-мачеха, тюльпаны нарциссы и др.). Продолжать учить отгадывать загадки. Обеспечить развитие воображения с помощью приёма «вхождение в картину» Воспитывать любовь к прекрасному. Расширять словарный запас детей. Развивать мышление, внимание, память, речь, творческие способности. Вызывать у детей желание рассматривать картины о природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное.
Вид деятельности:
Познавательная, игровая, коммуникативная, творческая.
Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры):
Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о природе родного края с помощью живописи, воспетой в картинах П.М. Гречишкина.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством художника П.М. Гречишкина. Знакомство с различными жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Рассматривание репродукций художников- пейзажистов, репродукций натюрмортов, портретов. Наблюдение явлений, характерных для наступления весны на прогулках с детьми. Беседы о весне. Беседа о родном крае. Рассматривание иллюстраций о Ставрополье (Шпаковском округе).
Словарная работа: пейзаж, художник- пейзажист, картинная галерея, репродукция.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: Иллюстрации картин П.М. Гречишкина; фотография П.М. Гречишкина, атрибуты к занятию.
Организация и методика проведения образовательной деятельности.
1.Вводная часть (организационный, мотивационный этап):
Круг радости: «Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка- земля,
Очень любим мы тебя»
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: -Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
-Правильно, это весна. А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май). После долгой зимы просыпается под тёплыми солнечными лучами земля. Появляются первые листья на деревьях, нежная зелёная травка и первые весенние цветы…
Использование видео проектора (слайд- шоу «первая зелень…первоцвет»)
Воспитатель- Ребята, что Вы увидели на экране? (цветы первоцветы) Назовите, какие цветы ВЫ узнали?
-Игра «Назови правильно весенние признаки» (зеленый мячик-словно первая зелень)
-Ребята, давайте составим картину «ВЕСНА» Только нужно правильно выбрать все признаки весны для весенней картины….
Дети составляют картину на магнитной доске.
-Молодцы! Вам понравилось составлять картины? (да).
2.Основная часть:
2.1. Беседа в картинной галерее.
Воспитатель: Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. И это всё можно изобразить, и оставить на долгие годы. Изображать, уметь видеть эту красоту помогают нам художники при помощи кисти и красок. Поэтому я вас приглашаю в путешествие …………Это место так чудесно, здесь всё очень интересно
В ряд картины здесь стоят. Посмотреть на них велят.
Как же место то зовётся? Есть ответ у нас один
(это выставка картин или картинная галерея)
-Только, давайте вспомним правила поведения в картинной галерее.
- Дети проходят в картинную галерею
А как называются картины, на которых изображена природа, нам поможет вспомнить стихотворение Григория Гладкова - Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, Или сад и облака,
Или снежная равнина, Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «пейзаж»
Пейзаж-французское слово, основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображенная человеком природа.
Вы уже знакомы с нашим земляком, уроженцем села Татарка, Павлом Моисеевичем Гречишкиным, известным мастером пейзажа, художником- пейзажистом. Так как называют художника, который пишет пейзажи?
Дети: Художник- пейзажист
Воспитатель: А картины, которые он пишет?
Дети: Пейзажи
Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал о приходе весны художник Павел Моисеевич Гречишкин в своей картине «Первая зелень».
-Что же интересного увидел художник в лесу? Посмотрите, какие стоят деревья, они пронизаны солнечными лучами. Рядом с высокими и стройными деревьями тянутся тонкие молодые деревца. Молодая зелень тянется к солнцу. Первые цветы
Ответы детей.
2.2.Приём «Вхождение в картину»
Воспитатель предлагает детям мысленно сделать шаг в картину.
«И вот, все мы стоим в лесу. Что вы видите вокруг? Какие стволы у деревьев? Какие кустарники? А что у нас под ногами? (травка, первые цветы)
-Ребята, вы чувствуете, как легко дышится в весеннем лесу. Давайте им подышим. (Дыхательное упражнение)
Пальчиковая гимнастика «Подснежники»
Подснежников цветки (переплести пальцы)
Распускают лепестки (плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит (легко подуть)
Лепестки колышет (пошевелить пальчиками)
К цветку носик приближаем, аромат цветов вдыхаем (втянуть носом воздух)
-А, теперь закройте глаза и мысленно сделайте шаг из картины.
2.3.Рассматривание картины
- И вот мы снова в картинной галерее.
- Давайте подойдём рассмотрим ещё одну картину о весне, написанную художником- пейзажистом П.М. Гречишкиным «Ранняя весна»
- Внимательно рассмотрите весенний пейзаж художника Павла Гречишкина, подумайте, что можно рассказать о весне, изображенной на этой картине.
- Какое настроение- радостное или грустное- вызывает у вас эта картина? Почему?
- Что изображено на этой картине?
-Какой день изображён на картине? Какими красками показал это художник?
-Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну?
- Что художнику казалось интересным, красивым?
- Почему Гречишкин назвал свою картину «Ранняя весна»
Ответы детей.
Давайте подойдём к следующему мольберту. С этой картиной вы знакомы. Я не ошиблась, я сказала картина, не репродукция…Почему я так сказала?
-ответы детей. Что такое репродукция, а что такое картина.
-Это картина местного неизвестного художника «Сельский прудик» г. Михайловска.
2.4. Дидактическая игра «Определи и найди жанр портрета (натюрморта, пейзажа)
-Ребята, подойдём к следующему столику. Что мы видим? Репродукции картин пейзаж, натюрморт, портрет. Почему эта репродукция называется пейзаж, натюрморт, портрет. Ответы детей
- Ребята, на этом мольберте нужно не только рассмотреть картины, но и правильно выполнить задание. Какие вы знаете жанры живописи?
Ответы детей. Проведение игры.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что из каждого путешествия люди привозят с собой различные сувениры, напоминающие об экскурсии. А вы хотите привезти из нашего путешествия сувенир?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо! Мы сувенир сделаем своими руками. Согласны? Я Вас приглашаю в художественную мастерскую, где художники пишут свои картины, там мы его изготовим. Мы с вами будем рисовать весенний пейзаж.
2.5. Самостоятельная художественная деятельность детей
Воспитатель: Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником- пейзажистом. Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Так давайте изобразим на своих картинах- ВЕСНУ
Вспомним картины нашего земляка Павла Гречишкина о весне. Какие он использует цвета красок в своих картинных произведениях, сочные оттенки привычных цветов он добивается с помощью смешивания различных красок.
По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Какие прекрасные у вас получились пейзажи.
Воспитатель: Расскажите, что вам понравилось на нашем занятии, а что не очень? Что получалось, а что было для вас сложно?