ВЕКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАСТАВНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Дёмина Татьяна Николаевна,
Учитель начальных классов
Высшей кваллификационной категории
ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск
В 2022 году в ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» пришли молодые, энергичные и позитивные учителя. Первоочередная задача администрации - создать такие условия, при которых молодые педагоги будут с радостью идти на работу, с удовольствием развивать профессиональные компетенции, смогут увлечься педагогикой, задержаться в профессии на долгие годы.
Восточная пословица гласит: «Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей!». Молодых специалистов тоже нужно «растить», делясь с ними опытом, поддерживая эмоционально, вместе шагая по школьным будням.
Чтобы образовательный процесс приносил молодому педагогу радость и позитив, опытный наставник сопровождает его, оказывая методическую поддержку. В рамках реализации персонализированной программы наставничества в начале учебного года наставником совместно с молодым учителем был разработан план мероприятий.
Индивидуальный план становления и развития молодого специалиста под руководством наставника
Форма наставничества: «Учитель - учитель».
Ролевая модель: «Опытный учитель - молодой специалист».
ФИО, должность наставляемого: Демко Алина Андреевна, учитель начальных классов
Ф.И.О., должность наставника: Дёмина татьяна Николаевна
Срок осуществления плана: 2023-2024 уч. год – на добровольных началах по собственной инициативе и запросу наставляемого.
2024-2025 уч. год – продолжение осуществления наставнического процесса на основании приказа директора ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск и запросов наставляемого
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста – учителя начальных классов Демко Алины Андреевны.
Задачи работы:
- оказание методической помощи начинающему педагогу в повышении уровня организации педагогической и образовательно-воспитательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации учителя (календарно-тематический план, учебные прогарммы, СИПР, документация педагога, портфолио, мониторинг и т.д.);
- использование инновационных технологий в работе с детьми младшего школьного возраста;
- организация учебно-познавательной деятельности, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровьесберегающих технологий в ходе проведения образовательной деятельности;
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- организация работы по профессиональному росту педагогов (работа по самообразованию, участие в конкурсах, вебинарах, изучение периодических изданий, передового опыта высококвалифицированных педагогов, оформлении портфолио);
- общие вопросы организации работы с родителями.
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат | |
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
1.1 | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | До октября 2023 | Определен перечень дефицитных компетенций, которые требуют развития | Результат достигнут в полной мере | |
1.2 | Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития | До октября 2023 | Сформулирован перечень тем консультаций с наставником | Результат достигнут в полной мере | |
1.3 | Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенций, достижении интеллектуальных и творческих результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятия раздела 2 | До октября 2023 | Разработаны меры по преодолению профессиональных трудностей | Результат достигнут в полной мере | |
Раздел 2. Вхождение в должность |
2.1 | Изучить локальные нормативные акты ОО: Правила внутреннего трудового распорядка; положения, регулирующие образовательную деятельность, и др. | До ноября 2023 | Изучены Правила внутреннего трудового распорядка. Изучено положение о текущей и промежуточной аттестации, положение о системе оценивания в ОО | Результат достигнут в полной мере | |
2.2 | Выстроить траекторию взаимодействие коллективом: руководство ОО, педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, руководитель ШМО | До ноября 2023 | Совместно с наставником обсуждены порядок взаимодействия и направления сотрудничества с педагогом-психологом, социальным педагогом, руководителем ШМО | Результат достигнут в полной мере | |
2.3 | Изучить официальную страничку ОО в социальных сетях, правила размещения информации в сети интернет о деятельности ОО | До октября 2023 | Изучены правила размещения информации в сети интернет | Результат достигнут в полной мере | |
2.4 | Изучить нормативные документы, регулирующие деятельность педагога: должностную инструкцию, Положение о ВСОКО | До октября 2023 | Изучено содержание нормативных документов, которые регулируют деятельность педагога: должностная инструкция, Положение о ВСОКО | Результат достигнут в полной мере | |
2.5 | Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО. Освоить правила поведения с родителями, коллегами, учениками | До ноября 2023 | Учитель осуществляет деятельность в соответствии с Кодексом этики и служебного поведения сотрудника ОО | Результат достигнут в полной мере | |
2.6 | Сформировать понимание о правилах безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей | До ноября 2023 | Учитель соблюдает правила безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей | Результат достигнут в полной мере | |
2.7 | Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса | До конца учебного 2023-2024 года | Организован результативный учебный процесс по предмету «Русскому языку» | Результат достигнут в полной мере | |
2.8 | Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности | До конца учебного 2023-2024 года | Изучены методы самоанализа урока. Представлены три самоанализов урока | Результат достигнут в полной мере | |
3. Направления профессионального развития педагогического работника |
3.1 | Изучить психологические и возрастные особенности младших школьников | До мая 2024 г. | Изучены психологические и возрастные особенности учеников 1-4-х классов, которые учитываются при подготовке к занятиям | Результат достигнут в полной мере | |
3.2 | Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности по повышению функциональной грамотности учеников | Ноября 2024 г. | Изучен опыт организации функциональной грамотности во время внеурочной деятельности | Результат достигнут в полной мере | |
3.3 | Изучить успешный опыт работы с родителями. Изучить методику подготовки и проведения родительских собраний. Освоить приемы вовлечения родителей во внеурочную деятельность | До мая 2024 г. | Совместно с наставником подготовлено и проведено родительское собрание во 2-Б классе. | Результат достигнут в полной мере | |
3.4 | Освоить методику составления технологических карт урока | До октября 2024 г. | Составлены технологические карты уроков и поурочные планы по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык» для 3-х классов | Результат достигнут в полной мере | |
3.5 | Изучить методику организации проектной и исследовательской деятельности учеников | До сентября 2024 г. | Подготовить проект для представления в классе | Результат достигнут в полной мере | |
3.6 | Изучить систему профессионального развития педагога. Узнать о курсах повышения кваллификации и проходить обучение. Узнать и принимать участие в конкурсах профессионального мастерства. Организовать и провести открытый урок, внеурочное занятие в рамках аттестации на кваллификационную категорию. | До декабря 2024 г. | Выбраны формы собственного профессионального развития на 2023/25 учебный год: прохождение курсов повышения квалификации, участие в педагогических конкурсах профессионального мастерства. Организация и проведение открытого урок, внеурочное занятие в рамках аттестации на кваллификационную категорию. | Результат достигнут в полной мере | |
3.7 | Изучить лучшие практики изучения функциональной грамотности на уроках начального звена | До октября 2024 г. | Изучена практика разработки и организации обучающих по функциональной грамотности | Результат достигнут в полной мере | |
3.8 | Освоить эффективные подходы к планированию деятельности учителя. Проанализировать свою педагогическую деятельность. Подготовить документы для аттестации на кваллификационную категорию. | До декабря 2024 г. | Освоен подход по постановке целей. Проведён анализ педагогическую деятельность. Систематизированы и подготовлены документы для аттестации на кваллификационную категорию. | Результат достигнут в полной мере | |
3.9 | Подготовить публикацию для распространения педагогического опыта | Декабря 2024 г. | Подготовлена публикации: разработки уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий | Результат достигнут в полной мере | |
Задача наставника — оказать помощь молодому учителю в проектировании урока деятельностного типа, обращая внимание на создание проблемной ситуации, обсуждение решения проблемы учащимися, актуализацию, применение и закрепление ими знаний.
На первых порах наставник и молодой педагог вместе подробно обгова- ривают детали урока: его ход и этапы, применение активных методов обучения, приемов мотивации учащихся, проектирование учебных ситуаций, управление целеполаганием и учебной деятельностью школьников, использование ИКТ, наглядного материала и т.д.
Наставник в текущей деятельности проводит с наставляемым беседы, консультации, педагогические мастерские, помогает разработать индивидуаль- ный маршрут профессионального развития и составить портфолио достижений, оказывает практическую помощь в подготовке к урокам, внеурочным занятиям, воспитательным событиям.
Результаты наставничества не заставляют себя долго ждать. Молодой пе- дагог Демко Алина Андреевна, учитель начальных классов ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск в 2024 году приняла участие в проекте «Флагманы образования» и вошла в шестёрку лучших полуфиналистов регионального этапа. Результат – диплом призёра полуфиналиста Всероссийского конкурса «Флагманы образования» 2024.; уверенно и на высоком профессиональном уровне демон- стрирует результаты своей педагогической деятельности при проведении открытого урока в рамках аттестации на присвоение кваллификационной категории.
Сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, доверие, взаимопонимание, диалог, высокая ответственность, творческие поиски и инициативы способствуют развитию у молодых педагогов интереса к профессии, оказывают положительное влияние на их профессиональное становление.
Доказано, что сотрудничество педагогов-единомышленников разных поколений является лучшим способом их профессионально-личностного развития.
Наставничество — постоянное взаимодействие молодого специалиста с представителями педагогического сообщества, помогающее его успешной интеграции в профессию.
В настоящее время наставничество рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ме- такомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Система партнерских отношений наставника и молодого педагога выстраивается в несколько этапов.
Диагностический этап.
На первом этапе проводится оценивание текущего состояния личностно-профессионального развития молодого специалиста с позиции предстоящей деятельности.
Педагог-наставник знакомится с начинающим учителем, проводит собеседование и диагностику сформированности компетенций, оказывает помощь в самодиагностике затруднений.
Проектировочный этап.
Совместно разработанные карты будущего сотрудничества расставляют акценты на успешность и достижение желаемых результатов.
Выстраивая траекторию взаимодействия на основе выявленных профессиональных дефицитов, наставник вместе с молодым педагогом отмечает его точки роста (желаемые результаты), формирует векторы развития (конкретные действия, шаги по формированию конкретных профессиональных компетенций).
Деятельностный этап.
На данном этапе происходит непосредственное сотрудничество наставника и наставляемого, реализуются различные формы педагогической активности, идет процесс взаимного обогащения профессиональным опытом и наращивания компетенций. Подготовка, проведение и посещение уроков, внеурочных занятий и воспитательных событий, их анализ; совместное участие в деятельности педагогических сообществ, методической работе. В центре внимания наставника находятся:
личность наставляемого и его внутренний мир;
адаптация начинающего педагога в социальной и образовательной среде организации;
профессиональная деятельность молодого специалиста;
система социальных отношений молодого педагога, в которые он включен в рамках своей профессиональной деятельности.
Наставник учит начинающего педагога преодолевать препятствия, внушая ему веру в собственные силы и позитивные профессиональные перспективы.
Рефлексивный этап.
Рефлексивный анализ результатов взаимодействия с учетом данных итоговой диагностики и самодиагностики позволяет наставнику оценить уровень профессиональной компетентности молодого педагогического работника, определить степень готовности к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей.
Карта реализации индивидуальной траектории профессионального развития молодого специалиста учителя начальных классов
Демко Алины Андреевны под руководством наставника
Дёминой Татьяны Николаевны
Форма наставничества: «Учитель - учитель».
Ролевая модель: «Опытный учитель - молодой специалист».
ФИО, должность наставляемого: Демко Алина Андреевна, учитель начальных классов
Ф.И.О., должность наставника: Дёмина татьяна Николаевна
Срок осуществления плана: 2023-2024 уч. год – на добровольных началах по собственной инициативе и запросу наставляемого.
2024-2025 уч. год – продолжение осуществления наставнического процесса на основании приказа директора ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск и запросов наставляемого
Направление | Мероприятие | Результативность |
Информационная деятельность | 1. Изучение федеральных концепций в сфере образования по преподаваемым предметам | Изучена концепция начального образования образования |
1. Консультация «Современный урок и его организация. Использование современных образовательных технологий» | Проработаны основные требования к современному уроку (по М. Поташнику), рассмотрены современные образовательные технологии (системно-деятельностный подход), проанализированы с точки зрения их эффективности |
Развивающая деятельность: дидактический аспект | 2. Проведение уроков, мастер-классов наставником для молодого или вновь прибывшего специалиста | Наставником проведен урок русского языка во 2 классе «Что такое лексическое значение слова». Проведен подробный анализ урока, акцент сделан на выполнении основных требований к современному уроку |
3. Занятие «Способы контроля учебных достижений учащихся (комбинированные работы, портфолио). Виды диагностики планируемых результатов» | Совместная работа наставника с наставляемым по созданию комбинированных контрольных работ по учебным предметам начального звена |
4. Изучение, освоение и организация участия учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах (онлайн) для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей. | Организация участия учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах (онлайн) для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей. Результат (дипломы, сертификаты учащихся, благодарственные документы учителю Демко А.А.) |
Развивающая деятельность: воспитательный аспект | 1. Занятие «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия, внеурочного занятия» | Рассмотрены основные формы классного часа, выделены основные структурные единицы, определены эффективные методы и приемы работы |
2. Совместная разработка планов-конспектов занятий внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия | Разработаны конспекты по внеурочной деятельности. Разработан сценарий проведения внеклассного занятия. Разработана СИПР для учащегося 1 класса с нарушениями интеллекта, вариант 1 по индивидуальной форме обучения. Рарзаботана реализация социальной программы развития «Планета здоровья» младших школьников в летний период. |
1. Практикум «Педагогическое проектирование» | Изучен алгоритм разработки учебного и творческого проекта. Выделены основные содержательные компоненты. Проведен анализ двух педагогических проектов, разработанных другими учителями школы. Выявлены сильные и слабые стороны при организации проектной деятельности. |
2. Наставничество в ходе работы по теме самообразования | Проводятся регулярные беседы, в оде которых Демко А.А. задает вопросы по теме самообразования |
3. Организация посещения курсов повышения квалификации | Демко А.А. прошла курсы повышения кваллификации, и курсы профессиональной переподготовки, рекомендуемые наставником |
Развивающая деятельность: саморазвитие | 4. Участие в методической работе школы, посещение методических мероприятий (семинаров, мастер-классов, конференций и т. п.) | Демко А.А. повышает свою профессиональную компетентность, занимается саморазвитием, участвуя в педагогических конференциях, вебинарах. Алина Андреевна выступает на школьных методических объединениях во время практических семинаров, мастер-классов. Демко А.А. принял участие в в проекте «Флагманы образования» и вошла в шестёрку лучших полуфиналистов регионального этапа. Результат – диплом призёра полуфиналиста Всероссийского конкурса «Флагманы образования» 2024. |
Анкетирование «ИКТ-компетентность учителя» | Проведено. Учитель продемонстрировал хороший уровень владения ИКТ |
1. Посещение уроков, оказание методической помощи. Персональный контроль учителя. | Замдиректора по УВР посетила уроки педагога совместно с педагогом-наставником. Был проведен самоанализ уроков. |
3. Участие в заседании школьного методического объединения | Демко А.А. принимает участие в заседаниях ШМО, задаёт вопросы опытным коллегам, по улучшению качества образовательных результатов учащихся. |
Диагностическая деятельность | 1. Анкетирование «ИКТ-компетентность учителя» | Проведено. Учитель продемонстрировал хороший уровень владения ИКТ |
Коррекционная деятельность | 1. Посещение уроков, оказание методической помощи. | Замдиректора по УВР посетила уроки педагога совместно с педагогом-наставником. Был проведен самоанализ каждого урока. |
На основе анализа первых результатов сотрудничества обозначена новая точка роста наставляемого, выстроен вектор его дальнейшего профессионального развития.
Наставничество — форма эффективного сотрудничества педагогов, в котором наставник помогает молодому специалисту определить свои точки роста, выстроить векторы профессионального развития, мотивирует наставляемого на достижение успеха