СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Векторы формирования наставнического процесса для профессионального развития молодого педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Векторы формирования наставнического процесса для профессионального развития молодого педагога"»

ВЕКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАСТАВНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА


Дёмина Татьяна Николаевна,

Учитель начальных классов

Высшей кваллификационной категории

ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск


В 2022 году в ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» пришли молодые, энергичные и позитивные учителя. Первоочередная задача администрации - создать такие условия, при которых молодые педагоги будут с радостью идти на работу, с удовольствием развивать профессиональные компетенции, смогут увлечься педагогикой, задержаться в профессии на долгие годы.

Восточная пословица гласит: «Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей!». Молодых специалистов тоже нужно «растить», делясь с ними опытом, поддерживая эмоционально, вместе шагая по школьным будням.

Чтобы образовательный процесс приносил молодому педагогу радость и позитив, опытный наставник сопровождает его, оказывая методическую поддержку. В рамках реализации персонализированной программы наставничества в начале учебного года наставником совместно с молодым учителем был разработан план мероприятий.

Индивидуальный план становления и развития молодого специалиста под руководством наставника

Форма наставничества: «Учитель - учитель».

Ролевая модель: «Опытный учитель - молодой специалист».

ФИО, должность наставляемого: Демко Алина Андреевна, учитель начальных классов

Ф.И.О., должность наставника: Дёмина татьяна Николаевна

Срок осуществления плана: 2023-2024 уч. год – на добровольных началах по собственной инициативе и запросу наставляемого.

2024-2025 уч. год продолжение осуществления наставнического процесса на основании приказа директора ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск и запросов наставляемого

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста – учителя начальных классов Демко Алины Андреевны.

Задачи работы:

- оказание методической помощи начинающему педагогу в повышении уровня организации педагогической и образовательно-воспитательной деятельности;

  - изучение нормативно-правовой документации;

  - помощь в ведении документации учителя (календарно-тематический план, учебные прогарммы, СИПР, документация педагога, портфолио, мониторинг и т.д.);

   - использование инновационных технологий в работе с детьми младшего школьного возраста;

   - организация учебно-познавательной деятельности, помощь в постановке целей и задач;

   - использование здоровьесберегающих технологий в ходе проведения образовательной деятельности;

  - механизм использования дидактического и наглядного материала;

- организация работы по профессиональному росту педагогов (работа по самообразованию, участие в конкурсах, вебинарах, изучение периодических изданий, передового опыта высококвалифицированных педагогов, оформлении портфолио);

  - общие вопросы организации работы с родителями.



Проект, задание

Срок

Планируемый результат

Фактический результат


1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

До октября 2023

Определен перечень дефицитных компетенций, которые требуют развития

Результат достигнут в полной мере


1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития

До октября 2023

Сформулирован перечень тем консультаций с наставником

Результат достигнут в полной мере


1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенций, достижении интеллектуальных и творческих результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятия раздела 2

До октября 2023

Разработаны меры по преодолению профессиональных трудностей

Результат достигнут в полной мере


Раздел 2. Вхождение в должность

2.1

Изучить локальные нормативные акты ОО: Правила внутреннего трудового распорядка; положения, регулирующие образовательную деятельность, и др.

До ноября 2023

Изучены Правила внутреннего трудового распорядка. Изучено положение о текущей и промежуточной аттестации, положение о системе оценивания в ОО

Результат достигнут в полной мере


2.2

Выстроить траекторию взаимодействие коллективом: руководство ОО, педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, руководитель ШМО

До ноября 2023

Совместно с наставником обсуждены порядок взаимодействия и направления сотрудничества с педагогом-психологом, социальным педагогом, руководителем ШМО

Результат достигнут в полной мере


2.3

Изучить официальную страничку ОО в социальных сетях, правила размещения информации в сети интернет о деятельности ОО

До октября 2023

Изучены правила размещения информации в сети интернет

Результат достигнут в полной мере


2.4

Изучить нормативные документы, регулирующие деятельность педагога: должностную инструкцию, Положение о ВСОКО

До октября 2023

Изучено содержание нормативных документов, которые регулируют деятельность педагога: должностная инструкция, Положение о ВСОКО

Результат достигнут в полной мере


2.5

Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО. Освоить правила поведения с родителями, коллегами, учениками

До ноября 2023

Учитель осуществляет деятельность в соответствии с Кодексом этики и служебного поведения сотрудника ОО

Результат достигнут в полной мере


2.6

Сформировать понимание о правилах безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей

До ноября 2023

Учитель соблюдает правила безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей

Результат достигнут в полной мере


2.7

Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса

До конца учебного 2023-2024 года

Организован результативный учебный процесс по предмету «Русскому языку»

Результат достигнут в полной мере


2.8

Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности

До конца учебного 2023-2024 года

Изучены методы самоанализа урока.
Представлены три самоанализов урока

Результат достигнут в полной мере


3. Направления профессионального развития педагогического работника

3.1

Изучить психологические и возрастные особенности младших школьников

До мая 2024 г.

Изучены психологические и возрастные особенности учеников 1-4-х классов, которые учитываются при подготовке к занятиям

Результат достигнут в полной мере


3.2

Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности по повышению функциональной грамотности учеников

Ноября 2024 г.

Изучен опыт организации функциональной грамотности во время внеурочной деятельности

Результат достигнут в полной мере


3.3

Изучить успешный опыт работы с родителями. Изучить методику подготовки и проведения родительских собраний. Освоить приемы вовлечения родителей во внеурочную деятельность

До мая 2024 г.

Совместно с наставником подготовлено и проведено родительское собрание во 2-Б классе.

Результат достигнут в полной мере


3.4

Освоить методику составления технологических карт урока

До октября 2024 г.

Составлены технологические карты уроков и поурочные планы по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык» для 3-х классов

Результат достигнут в полной мере


3.5

Изучить методику организации проектной и исследовательской деятельности учеников

До сентября 2024 г.

Подготовить проект для представления в классе

Результат достигнут в полной мере


3.6

Изучить систему профессионального развития педагога.

  1. Узнать о курсах повышения кваллификации и проходить обучение.

  2. Узнать и принимать участие в конкурсах профессионального мастерства.

  3. Организовать и провести открытый урок, внеурочное занятие в рамках аттестации на кваллификационную категорию.

До декабря 2024 г.

Выбраны формы собственного профессионального развития на 2023/25 учебный год: прохождение курсов повышения квалификации, участие в педагогических конкурсах профессионального мастерства. Организация и проведение открытого урок, внеурочное занятие в рамках аттестации на кваллификационную категорию.

Результат достигнут в полной мере


3.7

Изучить лучшие практики изучения функциональной грамотности на уроках начального звена

До октября 2024 г.

Изучена практика разработки и организации обучающих по функциональной грамотности

Результат достигнут в полной мере


3.8

Освоить эффективные подходы к планированию деятельности учителя.

Проанализировать свою педагогическую деятельность. Подготовить документы для аттестации на кваллификационную категорию.

До декабря 2024 г.

Освоен подход по постановке целей. Проведён анализ педагогическую деятельность. Систематизированы и подготовлены документы для аттестации на кваллификационную категорию.

Результат достигнут в полной мере


3.9

Подготовить публикацию для распространения педагогического опыта

Декабря 2024 г.

Подготовлена публикации: разработки уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий

Результат достигнут в полной мере


Задача наставника — оказать помощь молодому учителю в проектировании урока деятельностного типа, обращая внимание на создание проблемной ситуации, обсуждение решения проблемы учащимися, актуализацию, применение и закрепление ими знаний.

На первых порах наставник и молодой педагог вместе подробно обгова- ривают детали урока: его ход и этапы, применение активных методов обучения, приемов мотивации учащихся, проектирование учебных ситуаций, управление целеполаганием и учебной деятельностью школьников, использование ИКТ, наглядного материала и т.д.

Наставник в текущей деятельности проводит с наставляемым беседы, консультации, педагогические мастерские, помогает разработать индивидуаль- ный маршрут профессионального развития и составить портфолио достижений, оказывает практическую помощь в подготовке к урокам, внеурочным занятиям, воспитательным событиям.

Результаты наставничества не заставляют себя долго ждать. Молодой пе- дагог Демко Алина Андреевна, учитель начальных классов ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск в 2024 году приняла участие в проекте «Флагманы образования» и вошла в шестёрку лучших полуфиналистов регионального этапа. Результат – диплом призёра полуфиналиста Всероссийского конкурса «Флагманы образования» 2024.; уверенно и на высоком профессиональном уровне демон- стрирует результаты своей педагогической деятельности при проведении открытого урока в рамках аттестации на присвоение кваллификационной категории.

Сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, доверие, взаимопонимание, диалог, высокая ответственность, творческие поиски и инициативы способствуют развитию у молодых педагогов интереса к профессии, оказывают положительное влияние на их профессиональное становление.

Доказано, что сотрудничество педагогов-единомышленников разных поколений является лучшим способом их профессионально-личностного развития.

Наставничество — постоянное взаимодействие молодого специалиста с представителями педагогического сообщества, помогающее его успешной интеграции в профессию.

В настоящее время наставничество рассматривается как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ме- такомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Система партнерских отношений наставника и молодого педагога выстраивается в несколько этапов.

  1. Диагностический этап.

На первом этапе проводится оценивание текущего состояния личностно-профессионального развития молодого специалиста с позиции предстоящей деятельности.

Педагог-наставник знакомится с начинающим учителем, проводит собеседование и диагностику сформированности компетенций, оказывает помощь в самодиагностике затруднений.

  1. Проектировочный этап.

Совместно разработанные карты будущего сотрудничества расставляют акценты на успешность и достижение желаемых результатов.

Выстраивая траекторию взаимодействия на основе выявленных профессиональных дефицитов, наставник вместе с молодым педагогом отмечает его точки роста (желаемые результаты), формирует векторы развития (конкретные действия, шаги по формированию конкретных профессиональных компетенций).

  1. Деятельностный этап.

На данном этапе происходит непосредственное сотрудничество наставника и наставляемого, реализуются различные формы педагогической активности, идет процесс взаимного обогащения профессиональным опытом и наращивания компетенций. Подготовка, проведение и посещение уроков, внеурочных занятий и воспитательных событий, их анализ; совместное участие в деятельности педагогических сообществ, методической работе. В центре внимания наставника находятся:

    • личность наставляемого и его внутренний мир;

    • адаптация начинающего педагога в социальной и образовательной среде организации;

    • профессиональная деятельность молодого специалиста;

    • система социальных отношений молодого педагога, в которые он включен в рамках своей профессиональной деятельности.

Наставник учит начинающего педагога преодолевать препятствия, внушая ему веру в собственные силы и позитивные профессиональные перспективы.

  1. Рефлексивный этап.

Рефлексивный анализ результатов взаимодействия с учетом данных итоговой диагностики и самодиагностики позволяет наставнику оценить уровень профессиональной компетентности молодого педагогического работника, определить степень готовности к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей.

Карта реализации индивидуальной траектории профессионального развития молодого специалиста учителя начальных классов
Демко Алины Андреевны под руководством наставника
Дёминой Татьяны Николаевны

Форма наставничества: «Учитель - учитель».

Ролевая модель: «Опытный учитель - молодой специалист».

ФИО, должность наставляемого: Демко Алина Андреевна, учитель начальных классов

Ф.И.О., должность наставника: Дёмина татьяна Николаевна

Срок осуществления плана: 2023-2024 уч. год – на добровольных началах по собственной инициативе и запросу наставляемого.

2024-2025 уч. год – продолжение осуществления наставнического процесса на основании приказа директора ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск и запросов наставляемого

Направление

Мероприятие

Результативность

Информационная деятельность

1. Изучение федеральных концепций в сфере образования по преподаваемым предметам

Изучена концепция начального образования образования

1. Консультация «Современный урок и его организация. Использование современных образовательных технологий»

Проработаны основные требования к современному уроку (по М. Поташнику), рассмотрены современные образовательные технологии (системно-деятельностный подход), проанализированы с точки зрения их эффективности

Развивающая деятельность: дидактический аспект

2. Проведение уроков, мастер-классов наставником для молодого или вновь прибывшего специалиста

Наставником проведен урок русского языка во 2 классе «Что такое лексическое значение слова». Проведен подробный анализ урока, акцент сделан на выполнении основных требований к современному уроку

3. Занятие «Способы контроля учебных достижений учащихся (комбинированные работы, портфолио). Виды диагностики планируемых результатов»

Совместная работа наставника с наставляемым по созданию комбинированных контрольных работ по учебным предметам начального звена

4. Изучение, освоение и организация участия учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах (онлайн) для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.

Организация участия учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах (онлайн) для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей. Результат (дипломы, сертификаты учащихся, благодарственные документы учителю Демко А.А.)

Развивающая деятельность: воспитательный аспект

1. Занятие «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия, внеурочного занятия»

Рассмотрены основные формы классного часа, выделены основные структурные единицы, определены эффективные методы и приемы работы

2. Совместная разработка планов-конспектов занятий внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия

Разработаны конспекты по внеурочной деятельности. Разработан сценарий проведения внеклассного занятия.

Разработана СИПР для учащегося 1 класса с нарушениями интеллекта, вариант 1 по индивидуальной форме обучения.

Рарзаботана реализация социальной программы развития «Планета здоровья» младших школьников в летний период.

1. Практикум «Педагогическое проектирование»

Изучен алгоритм разработки учебного и творческого проекта. Выделены основные содержательные компоненты. Проведен анализ двух педагогических проектов, разработанных другими учителями школы. Выявлены сильные и слабые стороны при организации проектной деятельности.

2. Наставничество в ходе работы по теме самообразования

Проводятся регулярные беседы, в  оде которых Демко А.А. задает вопросы по теме самообразования

3. Организация посещения курсов повышения квалификации

Демко А.А. прошла курсы повышения кваллификации, и курсы профессиональной переподготовки, рекомендуемые наставником

Развивающая деятельность: саморазвитие

4. Участие в методической работе школы, посещение методических мероприятий (семинаров, мастер-классов, конференций и т. п.)

Демко А.А. повышает свою профессиональную компетентность, занимается саморазвитием, участвуя в педагогических конференциях, вебинарах.

Алина Андреевна выступает на школьных методических объединениях во время практических семинаров, мастер-классов.

Демко А.А. принял участие в в проекте «Флагманы образования» и вошла в шестёрку лучших полуфиналистов регионального этапа. Результат – диплом призёра полуфиналиста Всероссийского конкурса «Флагманы образования» 2024.

Анкетирование «ИКТ-компетентность учителя»

Проведено. Учитель продемонстрировал хороший уровень владения ИКТ

1. Посещение уроков, оказание методической помощи. Персональный контроль учителя.

Замдиректора по УВР посетила уроки педагога совместно с педагогом-наставником. Был проведен самоанализ уроков.

3. Участие в заседании школьного методического объединения

Демко А.А. принимает участие в заседаниях ШМО, задаёт вопросы опытным коллегам, по улучшению качества образовательных результатов учащихся.

Диагностическая деятельность

1. Анкетирование «ИКТ-компетентность учителя»

Проведено. Учитель продемонстрировал хороший уровень владения ИКТ

Коррекционная деятельность

1. Посещение уроков, оказание методической помощи.

Замдиректора по УВР посетила уроки педагога совместно с педагогом-наставником. Был проведен самоанализ каждого урока.

На основе анализа первых результатов сотрудничества обозначена новая точка роста наставляемого, выстроен вектор его дальнейшего профессионального развития.

Наставничество — форма эффективного сотрудничества педагогов, в котором наставник помогает молодому специалисту определить свои точки роста, выстроить векторы профессионального развития, мотивирует наставляемого на достижение успеха