СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка викторины «А знаете ли вы?» по дисциплине «Экология»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке предложен сценарий викторины «А знаете ли вы?». Викторина может проводиться как внеурочное мероприятие для школьников 10-11 класса и для студентов 1-2 курса профессий/специальностей СПО, изучающих экологию. Также методическая разработка может быть использована классными руководителями для организации проведения внеклассной работы с обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка викторины «А знаете ли вы?» по дисциплине «Экология»»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Викторина «А знаете ли вы?»

по дисциплине «Экология»


для учащихся 10-11классов и студентов 1 – 2 курса СПО







__________________________________________________________________




Пояснительная записка

Экология изучает окружающий мир и взаимоотношения в нем живых существ. В последние десятилетия все большее значение приобретают знания и умения, направленные на рациональное использование, восстановление и охрану окружающей среды, т.е. знания, направленные на улучшение экологической обстановки. Человек должен строить свои взаимоотношения с природой по таким законам, которые не нарушали бы естественной эволюции жизни и не противоречили ее развитию. Таким образом, одним из важнейших звеньев стратегии охраны окружающей среды является постановка экологического воспитания и образования, конечная цель которого- формирование у человека высокой экологической культуры, ответственного отношения к природе.

Экологическая викторина позволяет в игровой форме, с элементами развлекательного характера, углубить знания учащихся по экологии, показать важность экологических проблем, влияние на экологическую ситуацию каждого человека.

В методической разработке предложен сценарий викторины «А знаете ли вы?».

Викторина может проводиться как внеурочное мероприятие среди студентов 1-2 курса профессий/специальностей СПО, изучающих экологию.

Также методическая разработка может быть использована классными руководителями для организации проведения внеклассной работы с обучающимися.



Цели и задачи

Основная цель проводимой викторины является формирование интереса обучающихся к экологии; закрепление и интерпретация уже полученных знаний; подготовка к решению жизненных задач и воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Обучающие: углубить и расширить знания о живых организмах и их связях в природе

Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности; совершенствовать творческие способности

Воспитательные: воспитание уважения к природе, к живым организмам, формирование целостного взгляда на мир.



Методическое оснащение викторины

  1. Методическая разработка викторины «А знаете ли вы?»

  2. Комплект заданий для участников викторины

  3. Критерии оценки работ участников викторины

  4. Сводная таблица результатов

Место проведения: аудитория

Время проведения: 90 мин

Формы работы: групповая, индивидуальная


Методы работы: анализ экологических ситуаций, решение экологических задач и составление рекомендаций для решения экологических проблем.

Дидактический материал: список вопросов для блиц-опроса (конкурс 2), карточки с экологическими терминами (конкурс 3), карточки с вопросами о причинах ухудшения экологической обстановки (конкурс 4), карточки с экологическими задачами (конкурс 5).



Структура мероприятия:


1. Организационный этап: приветствие, сообщение темы, цели, установка на активную мыслительную деятельность, деление на команды.

2. Конкурсный этап.

  • Конкурс 1: «Визитная карточка»: приветствие команд, презентация командой своего названия, эмблемы и девиза.

  • Конкурс 2: «Выбери верное»: блиц-опрос (быстрые ответы на вопросы преподавателя).

  • Конкурс 3: «А знаете ли вы основные экологические термины?»: каждая команда получает карточку с экологическим термином. Задача команды дать определение термина и озвучить его.

  • Конкурс 4: «А знаете ли вы ответы на важные экологические вопросы?»: каждая команда получает карточку с вопросом. Задача команды дать ответ и озвучить его.

  • Конкурс 5: «А знаете ли вы как решить экологическую задачу?»: каждая команда получает карточку с задачей. Команды должна предложить решение экологической задачи и озвучить его.

3. Заключительный этап: жюри озвучивает итоги конкурса, заключительное слово ведущего, награждение победителей.



Тайминг мероприятия


1. Организационный этап: 5 минут

2. Конкурсный этап.

  • Конкурс 1: «Визитная карточка»: 5 мин + 10 мин (по 2 мин. на презентацию от каждой команды) = 15 мин.

  • Конкурс 2: «Выбери верное» блиц-опрос: 10 мин.

  • Конкурс 3: «А знаете ли вы основные экологические термины?»: 5 мин + 10 мин (2 мин. на ответ одного участника из каждой команды) = 15 мин.

  • Конкурс 4: «А знаете ли вы ответы на важные экологические вопросы?»: 5 мин + 10 мин (2 мин. на ответ одного участника из каждой команды) = 15 мин.

  • Конкурс 5: «А знаете ли вы как решить экологическую задачу?»: 10 мин. + 10 мин (по 2 мин. на ответ одного участника из каждой команды) = 20 мин.

3. Заключительный этап: 10 мин.


Количество баллов за конкурсные задания

За выполненные в полном объеме задания каждая команда получает:

  • Конкурс 1: «Визитная карточка» - 1 балл;

  • Конкурс 2: «Выбери верное» блиц-опрос – на всех участников 14 вопросов – 14 баллов;

  • Конкурс 3: «А знаете ли вы основные экологические термины?» - 2 балла;

  • Конкурс 4: «А знаете ли вы ответы на важные экологические вопросы?» - 3 балла;

  • Конкурс 5: «А знаете ли вы как решить экологическую задачу?» -5 баллов.

Максимально каждая команда может набрать 25 баллов.



Проводит викторину ведущий.


В функции ведущего входит:

  • выдача раздаточных материалов участникам викторины;

  • оглашение вопросов викторины;

  • принятие решений о правильности или ошибочности ответов участников;

  • подведение итогов викторины и оглашение результатов.


Жюри


При проведении викторины, обязательным является присутствие жюри, которое должно состоять из 3 (трёх) человек.

В функции жюри входит:

  • присуждение или изъятие баллов у отвечающих команд в викторине;

  • подсчёт баллов, заработанных командами в викторине;

  • принятие решений по неоднозначным ответам участников викторины, то есть, достойны ли такие ответы быть засчитаны как правильные или неправильные. Плюс, в функции жюри входит разрешение спорных вопросов, которые могут возникать в период проведения викторины.





Описание конкурсных заданий

Конкурс 1: «Визитная карточка»

Каждая команда-предприятие придумывает слоган, который озвучит лидер команды, а также на листке нарисует эмблему предприятия и объяснит ее значение. Время на выполнение 5 мин. На презентацию 2 мин.

Так как конкурс творческий судьи выставляют одинаковые баллы: 1 балл, если какая-нибудь из команд не справится, то 0 баллов.

Конкурс 2: «Выбери верное»

Необходимо выбрать правильный вариант ответа.

Вопросы задаются всем командам одновременно, первой отвечает команда, которая подняла эмблему своего предприятия первой.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

  1. «А знаете ли вы какие глобальные изменения в биосфере вызваны деятельностью человека

1. Кислотные дожди», являющиеся результатом

А) растворения в воде оксидов серы и азота, поступающих в атмосферу в результате хозяйственной деятельности человека

Б) растворения в воде йода, поступающего в атмосферу в результате хозяйственной деятельности человека

В) перемешивания с водой твердых пылевых частиц поступающих в атмосферу в результате хозяйственной деятельности человека


2. Озоновый слой:

А) задерживает тепловое излучение земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения


3. Разрушают озоновый слой:

А) органические химические соединения, содержащие бром и хлор, например фреон

Б) химические соединения, содержащие азот, например азотную кислоту

В) электромагнитное и ультрафиолетовое излучение


4. Парниковый эффект в биосфере наблюдается вследствие накопления в атмосфере

а) пыли

б) ядовитых веществ

в) углекислого газа

5. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

а) парникового эффекта

б) циклических процессов на Солнце

в) вырубки лесов на планете


6. Расширение озоновых дыр приводит к

1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов

2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижению температуры и повышению влажности воздуха


  1. «А знаете ли вы как необходимо утилизировать отходы?»

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а. Пластмасса

б. Стекло.

в. Металл.


2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а. Рассортировать.

б. Собрать в одном месте.

в. Раскрошить.

3. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а. Компостировать.

б. Сжечь при специальных условиях.

в. Переплавить.


4. Первоочередная забота при выборе свалки:

а. Защита поверхности земли и грунтовых вод.

б. Ограждение места свалки.

в. Укомплектование соответствующей техникой.

5. Вредные выбросы оказывают влияние:

а. Только на те регионы, где появилось загрязнение.

б. На близлежащие регионы.

в. Даже на территории, удаленные от места, где произошел выброс вредных веществ.


6. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а. 10 лет.

б. 50 лет.

в. 100 лет и более.


7. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

а. 1-2 года.

б. 5-8 лет.

в. 20 и более.


8. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а. Их захоронение.

б. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

в. Рециркуляция (повторное использование отходов).



Конкурс 3: «А знаете ли вы основные экологические термины?»


Каждая команда получает карточку с экологическим термином. Задача команды дать определение термина и озвучить его.

Время на выполнение задания 5 минут. На ответ 2 минуты.

От команды дает ответ 1 участник. Его задача – публично объяснить этот термин.

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.


Термины: экосистема, биоценоз, пищевая цепь, экологическая пирамида, антропогенные экосистемы, антропогенные факторы.

Конкурс 4: «А знаете ли вы ответы на важные экологические вопросы?»


Каждая команда получает карточку с вопросом. Задача команды дать ответ и озвучить его.

За каждый правильный ответ начисляется 3 балла.

Время на выполнение задания 5 минут. На ответ 2 минуты.


Задания для команд

  1. Значение промышленной революции для человечества, прежде всего в создании и развитии новых технологий. Какие минусы вы видите в достижении человечеством научно-технического прогресса?

(Ответ: Минусы заключаются в значительном ухудшении условий жизни человека, особенно в крупных городах. Человек все сильнее становится зависимым от искусственной системы жизнеобеспечения).


  1. Назовите основные причины загрязнения атмосферного воздуха в больших городах. Какие основные компоненты являются опасными загрязнителями?

(Ответ: в больших городах и густонаселенных районах первенство в загрязнении атмосферы переходит к промышленному и автомобильному транспорту. С выхлопными газами в атмосферу поступает угарный газ, оксиды азота, углеводороды. Мелкие частицы свинцовой пыли).



  1. Что является основным источником смога? Какие вещества способствую образованию смога в атмосфере?

(Ответ: Смог- ядовитый туман, резко ухудшающий условия жизни людей. Основными источниками смога являются промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыли, сажу. Золу. Способствуют образованию смога.)


  1. Какую роль играет озоновый экран и к каким последствиям приводит уменьшение озонового экрана.

(Ответ: Озоновый экран поглощает жесткие ультрафиолетовые лучи, губительные для живых организмов. При уменьшении озонового экрана резко повышается число заболеваний раком кожи человека. Кроме того, приводит к повышению температуры на поверхности Земли. А значит. Изменению климата на планете).


  1. Объясните, в чем преимущество использования замкнутых циклов производства? Приведите примеры.

(Ответ: Преимущества замкнутых циклов заключается в отсутствии отходов производства. А значит и источников загрязнения. Примерами таких технологий могут служить замкнутые циклы воздуха и воды при которых полностью исключаются выбросы отходов в окружающую среду. Очистные сооружения всегда производят вредные продукты очистки, требующие дальнейшей утилизации).



Конкурс 5: «А знаете ли вы как решить экологическую задачу?»


Каждая команда получает карточку с задачей. Команды должна предложить решение экологической задачи и озвучить его.

За верный ответ начисляется 5 баллов.

Время на выполнение задания 10 минут. На ответ 2 минуты.

Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Ситуация 1

Проблема

Вблизи микрорайона жилых домов спланирована автостоянка. Которая будет вплотную граничить с подъездами к домам. С тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

Ответ:

Последствия:

  1. автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и азота. Альдегидами, углеводородами, аэрозолями свинца. Соединениями мышьяка.

  2. Повышается транспортная нагрузка на дороги – подъезды к жилым домам. Что повышает во много раз угрозу травматизма жителей.

  3. Дети на прогулках получают не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.

  4. Усиливает шумовое загрязнение, особенно в утренние часы.

Предлагаемое решение:

Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу. А также снижают шум. Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную прилегают к нежилым зданиям. Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями.

Ситуация 2

  1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема:

В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.

Ответ:

Последствия:

  1. Кроме натуральных веществ – дерева. Бумаги, хлопчатобумажных тканей, сухостоя травянистых растений и т.д.. люди выбрасывают и синтетические вещества – различные пластмассы. А при их сгорании выделяются ядовитые вещества.

  2. Сжигание мусора повышает пожарную опасность территории. Где проводится утилизация таким способом.

  3. Этот способ утилизации активно снижает количество кислорода в воздухе. Способствует накоплению углекислого газа. канцерогенных веществ, сажи, копоти.

Предлагаемое решение:

Весь бытовой мусор подвергнуть захоронению после активного измельчения. Однородной массе легче разлагаться в почве. Активнее пропагандировать вторичное использование бытовых отходов

Ситуация 3

  1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Ответ:

Проблема

Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон. Голубей. Грызунов и других разносчиков инфекции. Бродячих собак и кошек.

Последствия:

  1. Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов.

  2. Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм.

  3. На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и канцерогены.

  4. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.

Предлагаемое решение:

Убрать свалку из жилого района. Установить контейнера для раздельной утилизации бытовых отходов. Организовать работу дворников по приему и контролю. Размещению в них мусора жителями, вывозу бытовых отходов для захоронения.

Ситуация 4

  1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.

Ответ:

Последствия:

1.Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома. Многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы).

  1. Магистраль разрушит ландшафт. Будут снесены некоторые памятники природы и культуры.

  2. Уничтожится значительная часть плодородных полей. Потеряются пастбища, сократится численность скота.

  3. Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнит жизнь людям.



Предлагаемое решение:

Построить дорогу в обход города, что сохранит качество окружающей среды и значительно снизит вред от автомагистрали.

Ситуация 5

3. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

На садово-огородных участках борются с насекомыми-вредителями с помощью химических средств защиты растений.

Ответ:

Последствия:

  1. Ядохимикаты, убивающие насекомых-вредителей. Могут быть очень опасными и для человека.

  2. Недопустимо попадание ядохимикатов на кожу, глаза, вдыхать запахи от ХСЗР. Т.к. такой контакт может вызвать серьезные заболевания у человека.

  3. Попадание ядовитых веществ на землю так же не обходится без последствий, т.к. способствует уничтожению редуцентов из почвы, поглощается вторично овощными и плодовыми культурами. Накапливаются в них и делают овощи и фрукты вредными для здоровья человека.

  4. Ядовитые вещества становятся участниками круговоротов веществ, нарушая их естественные циклы.

  5. применение одних и тех же ядохимикатов длительное время влечет за собой снижение эффективности их действия на насекомых-вредителей.

Предлагаемое решение:

Использовать растения и другие биологические методы для защиты растений. Может быть эффект будет не столь сильным. Зато вы не причините вреда ни себе ни окружающей среде. Можно применить смешанные посевы. Например, горчица в смеси с горохом снижает повреждение зерен гороховой плодожоркой.



Подведение итогов викторины и определение команды-победителя



По окончании викторины жюри определяет команду-победителя готовит отчет о результатах викторины. Победителем Викторины признаётся команда, набравшая наибольшее количество баллов. Решение об определении команды-победителя оформляется протоколом



Ведущий оглашает результаты викторины. Проводит награждение победителей.











































Приложение 1. Задания для Конкурса № 4

_____________________________________________________________


Значение промышленной революции для человечества, прежде всего в создании и развитии новых технологий. Какие минусы вы видите в достижении человечеством научно-технического прогресса?

________________________________________________________________


Назовите основные причины загрязнения атмосферного воздуха в больших городах. Какие основные компоненты являются опасными загрязнителями?


________________________________________________________________



Что является основным источником смога? Какие вещества способствую образованию смога в атмосфере?


___________________________________________________________________________________



Какую роль играет озоновый экран и к каким последствиям приводит уменьшение озонового экрана.


_________________________________________________________________



Объясните, в чем преимущество использования замкнутых циклов производства? Приведите примеры.

Приложение 2. Задания для Конкурса № 5

____________________________________________________________________________

Ситуация 1. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

Вблизи микрорайона жилых домов спланирована автостоянка. Которая будет вплотную граничить с подъездами к домам. С тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

___________________________________________________________________________

Ситуация 2. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема:

В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.

____________________________________________________________________________

Ситуация 3. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон. Голубей. Грызунов и других разносчиков инфекции. Бродячих собак и кошек.

_____________________________________________________________________________

Ситуация 4. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.

_____________________________________________________________________________

Ситуация 5. Объясните последствия и предложите пути решения следующей ситуации:

Проблема

На садово-огородных участках борются с насекомыми-вредителями с помощью химических средств защиты растений.

Приложение 3. Бланки для учета результатов викторины



Команда 1

Конкурс №

Суммарный балл

Место

Название:


1

2

3

4

5

Участники:

1.







2.



3.



4.



5.



ИТОГО за каждый конкурс











Команда 2

Конкурс №

Суммарный балл

Место

Название:


1

2

3

4

5

Участники:

1.







2.



3.



4.



5.



ИТОГО за каждый конкурс











Команда 3

Конкурс №

Суммарный балл

Место

Название:


1

2

3

4

5

Участники:

1.







2.



3.



4.



5.



ИТОГО за каждый конкурс











Команда 4

Конкурс №

Суммарный балл

Место

Название:


1

2

3

4

5

Участники:

1.







2.



3.



4.



5.



ИТОГО за каждый конкурс











Команда 5

Конкурс №

Суммарный балл

Место

Название:


1

2

3

4

5

Участники:

1.







2.



3.



4.



5.



ИТОГО за каждый конкурс











Приложение 4. Итоговая ведомость

Викторина «А знаете ли вы?» по дисциплине «Экология»

Участники: студенты 1-2 ГБПОУ КК ПСХК, группы: _____________________________________________________________________


Дата проведения: _____________


Итоговая ведомость

группа ________

Команда

Конкурс №

Суммарный балл

Место

1

2

3

4

5





















































группа ________

Команда

Конкурс №

Суммарный балл

Место

1

2

3

4

5





















































Победители:

Группа

Команда

Суммарный балл

Место













Жюри:__________________________ _________________________

__________________________ _________________________

__________________________ _________________________