Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан "Индустриально-промышленный колледж"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
на тему: «Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
(для студентов 1-2 курсов
среднего профессионального образования)
Автор: Темиров Мурад Межвединович,
преподаватель информатики ГБПОУ РД "ИПК"
г. Избербаш - 2019
Темиров М.М.
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» учебно-методическая разработка внеаудиторного занятия с использованием проектных методов и технологий
ГБПОУ РД "ИПК", 2019. – 12 с.
Пояснительная записка
Одним из эффективных путей воспитания у подростков интереса к дисциплине «Информатика», является организация их игровой деятельности. Одним из древних средств воспитания и обучения является игра.
Игровой компонент- совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого, когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами.
Несмотря на то, что с возрастом игра утрачивает свои позиции, но и в подростковом возрасте, она может сохранить свое влияние как средство стимулирования интереса к обучению.
В настоящее время в обучении немаловажная роль отводится занятиям в форме игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Данная методическая разработка в полной мере удовлетворяет всем этим требованиям.
Наличие разнообразных заданий поможет реализовать индивидуальный подход к обучению студентов, позволяющий им полнее раскрыть свои творческие способности, умения проводить исследования предложенной ситуации, способствует развитию любознательности, глубокого познавательного интереса. Вопросы в конкурсах активизируют мыслительную деятельность студентов, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к дисциплине «Информатика».
Во время проведения данного мероприятия у студентов формируются навыки самостоятельности, воспитываются чувства взаимопомощи, коллективизма, развиваются познавательные процессы, активность, они приобщаются к поисковой и творческой деятельности, достигается целый ряд других развивающих и воспитательных целей.
Данная разработка может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по информатике для старшеклассников, студентов 1 и 2 курсов учреждений СПО.
В данном мероприятии принимает участие четыре команды.
Мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией.
1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ»
Определение основных целей и актуальных задач внеклассного мероприятия для осуществления эффективного воспитательного воздействия.
Определение формы проведения внеклассного мероприятия.
Моделирование проведения внеклассного мероприятия: отбор материала, построение модели определенной формы деятельности, методическая разработка.
Подготовительная работа к внеклассному мероприятию:
выбор аудитории к проведению внеклассного мероприятия, его оформление;
изготовление раздаточного материала и реквизита,
разработка критериев оценки конкурсов мероприятия для жюри;
установка электронной презентации на компьютер, загрузка практического задания на ноутбуки для каждой команды.
5. Проведение внеклассного мероприятия.
Подведение итогов мероприятия, награждение.
Анализ проведенного мероприятия.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ»
Название внеклассного мероприятия: интеллектуальная игра «Брейн-ринг» по дисциплине «Информатика».
Цели и задачи внеклассного мероприятия:
повторение и закрепление основного материала по дисциплине «Информатика», представленного в неординарных ситуациях, демонстрация возможностей использования и применения информационных технологий в творческой деятельности студентов.
воспитание уважения к сопернику, умение работать в команде, выработка организованности, самостоятельности, повышение мотивации обучения.
развитие устойчивого интереса к дисциплине «Информатика», «Информатика и ИКТ», творческого потенциала и индивидуальности, мышления, логики, познавательной активности обучающихся, стойкости, воли к победе, находчивости.
Материалы и оборудование: компьютер, ноутбуки для каждой команды, столы для команд с интерактивными кнопками, проекционное оборудование, экран, электронная презентация, карточки с заданиями, часы, канцелярские принадлежности, оценочные листы для жюри.
Форма проведения внеклассного мероприятия: интеллектуальная игра – соревнование команд.
Методы проведения внеклассного мероприятия:
словесные, наглядные, практические.
Место проведения: ГБПОУ РД "Индустриально-промышленный колледж", г. Избербаш, ул. Абубакара 4.
Продолжительность: 80 минут.
Возраст участников: 15-17 лет (студенты СПО 1-2 курсов).
3. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент.
Открытие интеллектуальной игры «Брейн-ринг».
Состязания команд и болельщиков.
Подведение итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг» и награждение.
4. СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ»
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» сопровождается электронной презентацией и музыкальным оформлением.
Организационный момент.
Регистрация участников интеллектуальной игры, встреча гостей и членов жюри.
Открытие интеллектуальной игры «Брейн-ринг».
Звучит звуковой файл «Начало игры.mp3».
Приветствие, сообщение темы мероприятия, целей и задач, которые предстоит решить в процессе интеллектуальной игры. Настрой на положительную мотивационную основу игровой соревновательной деятельности.
Ведущий: - Итак, мы начинаем интеллектуальную игру «Брейн-ринг»! В «Брейн-ринге» состязаются 4 команды по 4 участника в каждой.
Ведущий: - Приветствуем участников интеллектуальной игры «Брейн-ринг».Команда ..., капитан команды - …
Ведущий: - Приветствуем команды поддержки наших участников игры, представление команд болельщиков…
Представление членов жюри интеллектуальной игры:
Ведущий: - Оценивать игру будут члены жюри: …
Порядок жеребьевки определяет одинаковую очередность во всех конкурсах.
Приступать к выполнению задания конкурса можно только после слов ведущего «Время пошло….».
Во время игры игрокам запрещается: мешать другим командам, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, в том числе интернетом. Общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном конкурсе. За каждое нарушение дисциплинарного порядка или правил игры с команды снимается 1 балл членами жюри.
Ведущий: - Перед началом интеллектуальной игры командам участников игры необходимо пройти жеребьевку, которая определит очередность ответов в конкурсах.
3. Состязания команд и болельщиков.
1 конкурс- домашнее задание«Представление команды».
Задание конкурса: необходимо было заранее придумать название своей команды, девиз, эмблему.
Условия конкурса:
название команды должно соответствовать теме «Информатика»;
форма представления: представление команд в виде презентации, эмблема и девиз в распечатанном виде на формате А4;
продолжительность конкурса не более 2-х минут.
Ведущий: - Согласно жеребьевке очередность команд в игре следующая:...
Жюри оценивают конкурс по критериям оценочного листа, см. Приложение 3.
2 конкурс«Разгадай кроссворд».
Задание конкурса: в каждую строку «Лесенки» кроссворда необходимо вписать слова, определения которых написаны ниже, причем все слова начинаются на одну и ту же букву «Д».
Условия конкурса:
продолжительность конкурса 10 минут;
за правильно разгаданное слово присуждается 1 балл;
за каждую орфографическую ошибку снимается 0,25 балла.
По горизонтали:
Нота.
Цифра десятичной системы счисления.
Разновидность носителя информации.
Размер файла.
Форма взаимодействия пользователя с компьютером.
Гибкий магнитный диск.
Манипуляторное устройство для ввода информации в компьютер.
Условная линия на экране монитора, определяющая его размер.
Логическая операция.
Программное изделие в виде, поставляемом изготовителем.
Одно из свойств алгоритма.
Разбиение непрерывной звуковой волны на отдельные маленькие участки, для каждого из которых устанавливается величина амплитуды.
Объединение различных частей файла, находящихся в разных местах диска, в одну непрерывную часть.
Ведущий: - Время пошло… Фоновое музыкальное сопровождение, звуковой файл «Обсуждение.mp3».
Ответ:
Во время решения командами заданий данного конкурса, проходит 1 конкурс для команд болельщиков «Змейка»,см. Приложение 2.Продолжительность конкурса для болельщиков 10 минут.
3 конкурс«Мозговой штурм».
Раздать командам листы для записи ответов.
Задание конкурса: команда письменно должна ответить на 5 предложенных вопросов.
Условия конкурса:
после выполнения каждого задания капитан команды сдает листок с ответом членам жюри;
каждое правильно выполненное задание приносит команде 2 балла;
продолжительность ответа на вопрос 3 минуты.
Ведущий: - Время пошло… Фоновое музыкальное сопровождение, звуковой файл «Обсуждение.mp3».
1 вопрос. Замените знаки вопроса числами:? Кбайт = ? байт = 36864 бита
Ответ: 36864 бита = = 4608 байт = 4,5 Кбайт.
2 вопрос. Найдите числа: 49010= ?2= ?16
Ответ:49010= 1111010102 = 1EA16.
3 вопрос. В каталоге находятся 6 файлов:
door.doc
fedor.docx
msdos.doc
msdos.dat
radost.doc
rodos.docx
Определите, по какой из масок из них будет отобрана указанная группа файлов:
fedor.docx
msdos.doc
radost.doc
rodos.docx
1) *?do?*.d*
2) ?do*.doc
3) *?do?*.do*
4) *do?.doc*
Ответ:3) *?do?*.do*.
4 вопрос. В ячейке D16 электронной таблицы записана формула =F$12+$F13.Какой вид приобретет формула, после того как ячейку D16 скопируют в ячейку E15?
1) =G$12+$G13
2) =G$12+$F12
3) =F$11+$F12
4) =F$13+$F13
Ответ:2) =G$12+$F12.
5 вопрос. Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, студент создал 3 каталога. Затем в каждом из созданных каталогов он создал еще по 2 каталога. Сколько всего оказалось на диске каталогов, включая корневой?
Ответ:10 каталогов.
4 конкурс –практическая работа на персональном компьютере «Вычислители».
У каждой команды имеется ноутбук с заранее загруженным файлом практического задания.
Задание конкурса: в электронной таблице MS Excel решить задачу, условие которой представлено на Рабочем столе ноутбука в файле Вычислитель.xlsx.
Откройте файл Вычислитель.xlsx.
По имеющейся таблице, выполните вычисления:
подсчитайте общую сумму баллов абитуриентов при сдаче вступительных испытаний;
определите результат зачисления (зачислен/не зачислен), зная проходной балл в ячейке В2;
определите количество зачисленных абитуриентов.
Постройте на этом же листе гистограмму, где отображается каждый абитуриент и его сумма баллов за все вступительные испытания. Гистограмму назовите «Вступительные испытания».
Сохраните файл на Рабочем столе под именем команды.
Условия конкурса:
продолжительность конкурса 12 минут.
за правильно выполненное задание команде присуждается 5 баллов.
Ведущий: - Время пошло… Фоновое музыкальное сопровождение, звуковой файл «Обсуждение.mp3».
Ответ:
Во время решения командами заданий данного конкурса, проходит 2 конкурс для команд болельщиков «Ребусы»,см. Приложение 2.Продолжительность конкурса для болельщиков 12 минут.
5 конкурс «Интеллектуальный марафон».
Задание конкурса: в установленной жеребьевке по очереди каждая команда выбирает категорию и номер вопроса в данной категории. В течение 1 минуты команда совещается и представляет свой ответ, нажав интерактивную кнопку на столе.
Условия конкурса:
если дан неверный ответ, то команды-соперники имеют право ответить на этот вопрос, нажав на кнопку. Отвечает та команда соперников, которая первая нажала кнопку;
за каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Фоновое музыкальное сопровождение, звуковой файл «Обсуждение.mp3».
Вопросы конкурса:
(пояснение задания)
Вопрос
Ответ
Продолжи фразу
(по данным определениям из области информатики продолжите фразу)
Количество бит информации, передаваемой в секунду, – это характеристика какого устройства ПК?
Модема
Информация, не зависящая от личного мнения или суждения, называется…
Объективной
Программное обеспечение, позволяющие создавать файлы с расширением mdb…
MS Аccess
Программа просмотра гипертекстовых страниц WWW…
Браузер
Позиция в записи числа называется ...
Разряд
Участок дорожки магнитного диска называется…
Сектор
И то, и другое –что это такое?
(необходимо определить каким понятиям соответствуют приведенные комментарии.
Например: и ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере.
Ответ: дорожка)
И семейный, и военный, и файловый
Архив
И в трапеции, и у памятника, и у системы счисления.
Основание
И почтовый, и нижний или верхний, и у элемента массива.
Индекс
И искусственное русло, наполненное водой, и линия связи.
Канал
И город в Англии, и разговорное название жесткого диска.
Винчестер
И рыболовная, и компьютерная.
Сеть
Трио
(для данного слова необходимо указать еще два слова (словосочетания), с которыми оно образует смысловую связку
Например: длина…
Ответ: ширина, высота)
Системный блок
Клавиатура, монитор, (мышь) – базовый комплект персонального компьютера
Красный
Синий, зеленый – цветовая модель RGB (red, green, blue)
Шина данных
Шина адреса, шина управления – группа шин в архитектуре компьютера
Конъюнкция
Дизъюнкция, инверсия (отрицание) – базовые логические операции
Оператор цикла с параметром
Оператор цикла с предусловием, оператор цикла с постусловием
Линейный алгоритм
Разветвляющийся, циклический алгоритмы
Компьютерное зазеркалье
(в словосочетаниях, связанных с информатикой, слова заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т.п.
Например: беззвучный микрофон.
Ответ: звуковая колонка)
Гибкая плата
Жесткий диск
Видимая папка
Скрытый файл
Низкий запрет
Высокое разрешение
Отцовский блок
Материнская плата
Естественная глупость
Искусственный интеллект
Долговременный склероз
Оперативная память
6 конкурс – «Конкурс капитанов».
Ведущий: - Капитанов команд прошу выйти на сцену. Команды и болельщики, поприветствуем капитанов аплодисментами! «Конкурс капитанов»состоит из 2 заданий.
Задание конкурса 6.1: Ответьте на вопрос.
Условия задания 6.1:
за правильный ответ присуждается 1 балл;
продолжительность задания 6.1 1 минута.
Варианты вопросов капитанам команд:
Ответ: разветвляющийся алгоритм.
Ответ: оперативная память компьютера предназначена для временного хранения данных в текущий момент времени.
Ответ: операционные системы относятся к системному ПО.
Ответ: утилиты - сервисные программы, расширяющие возможности операционной системы.
Ведущий: - Внимание, время пошло…Фоновое звуковое сопровождение, музыкальный файл «Отбивка минуты.mp3».
Задание 6.2: капитан команды должен с помощью пантомимы изобразить одно из понятий информатики. Пантомима - представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.
Условия задания 6.2:
запрещается капитану команды во время показа пантомимы издавать какие-либо звуки;
команда капитана в течение 1 минуты должна отгадать понятие с трех попыток;
за правильно угаданное понятие присуждается 1 балл;
Варианты заданий для пантомим:
колонки;
курсор;
манипулятор типа «мышь»;
принтер.
Ведущий: - Внимание, время пошло…Фоновое звуковое сопровождение, музыкальный файл «Отбивка минуты.mp3».
4. Подведение итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг» и награждение.
Ведущий: - На этом конкурсы интеллектуальной игры «Брейн-ринг» завершились. Членам жюри предоставляется время для подведения итогов игры. Пока жюри обсуждает результаты интеллектуальной игры «Брейн-ринг» и подчитывает результаты, – музыкальная пауза.
Для подведения итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг» слово предоставляется председателю жюри… Звуковое сопровождение, музыкальный файл «Фанфары.mp3».
Награждение команд участников игры. Команд болельщиков.
Спасибо всем участникам игры, болельщикам, членам жюри, преподавателям, подготовившим участников игры, гостям! До новых встреч!
5. СПИСОК Использованной ЛИТЕРАТУРЫ
Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2016. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(7))
Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2017. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(13))
Златопольский Д.М.Интеллектуальные игры в информатике. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014 — 400 с.
http://kopilkaurokov.ru/informatika/meropriyatia/
http://pedsovet.su/
12