Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
Тема: «Символы России»
с. Курсавка
2022 год
Методическая разработка предназначена для организации проведения внеаудиторных занятий в рамках реализации предмета в России, введённого в 2022 году «Разговоры о важном»
Организация – разработчик: ГБПОУ КРК «Интеграл»
Разработчики: Прозорова Н.Н., Скрыленко Д.Н., преподаватели ГБПОУ КРК «Интеграл»
Рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании методического Совета ГБПОУ КРК «Интеграл»
Протокол № от ________2022 г.
Председатель методсовета ____________ Тучина Н.Н.
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
kurs_integrall@mail.ru
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Методические рекомендации | 4 |
3. | План занятия | 6 |
4. | Структура занятия | 8 |
5. | Список использованной литературы и Интернет-ресурсы | 10 |
| Приложение | |
Пояснительная записка
Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна. Изучение причин появления государственной символики позволяет исследователю более целостно, полно представить историю развития государства, изменения в политическом курсе, уровень культуры, идеологию и так далее. Законодательное закрепление символов способствовало организационному и идейно-политическому укреплению государства, росту его международного авторитета. Необходимость изучения национально-государственной символики вызвана также таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и других.
Не менее значимую роль играет государственная символика в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей -представителей разных государств.
Государственные символы - национальный герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.
2. Методические рекомендации
Часть 1. Мотивационная: введение в тему.
Во вводной части целесообразно акцентировать внимание обучающихся на том, что символы государства – это не простые атрибуты, а исторически сложившиеся зримые образы, которые играют ведущую роль в сплочении граждан Российского государства, способствуют формированию у них высоких нравственных и гражданско-патриотических ценностей, высокой правовой и нравственной культуры. Символы государства развивают чувство преемственности поколений российских граждан, которыми обучающиеся стали, получив в 14 лет паспорт гражданина Российской Федерации.
Демонстрация видеофильма напоминает об основных государственных символах нашей страны.
Часть 2. Основная.
Занятие продолжается рассмотрением проблемной жизненной ситуации, которую предлагает педагог. Ситуация, в которой обучающиеся поставлены перед вопросом «Как могут гербы нашего государства так различаться и какой из них "правильный"» не предполагает ответа на вопрос, а является мотивирующим элементом, так как:
показывает обучающимся реальную жизненную ситуацию, в которой им могут пригодиться знания по истории;
задаёт некую «интригу» в виде вопроса (какой герб является правильным?), ответ на который станет результатом самостоятельного поиска обучающихся.
Данная часть занятия проводится в форме групповой работы.
Перед началом игры проводится деление аудитории на несколько групп (в зависимости от численности обучающихся). Оптимально деление обучающихся на 4–5 учебных групп по 5–6 человек.
Важным элементом является подведение итогов групповой работы, в котором акцентируется внимание обучающихся на правильном изображении государственного герба.
Задача педагога: своими комментариями, наводящими и дополнительными вопросами стимулировать обучающихся к поиску правильных вариантов ответа и максимальному использованию имеющихся у них исторических знаний и метапредметных умений, главными из которых на данном занятии являются умение сотрудничать и использовать читательские умения при работе с информацией.
Часть 3. Заключение.
В заключение педагог предлагает обучающимся совместно подвести итоги состоявшегося занятия. В сценарии предлагаются примерные вопросы для обсуждения.
В завершение занятия в форме беседы педагог подводит обучающихся к выводу о том, что государственные символы России являются олицетворением её мощи и единения российского народа.
Предлагаемые в сценарии вопросы для обсуждения и дополнительные материалы способствуют организации содержательной беседы.
3. План внеаудиторного занятия
Тема урока: «Символы России»
Цель: на основе имеющихся знаний расширить представления обучающихся об истории официальных символов страны (герб, гимн, флаг), отражающих её суверенитет, единство прошлого и настоящего российской государственности, историческую самобытность нации, объединяющего начала государства для всех граждан.
Задачи:
образовательные: изучить истории происхождения герба, гимна и флага, анализ значения государственной символики.
развивающие: способствовать формированию самостоятельной оценки, политической позиции субъектов, развивать способность к устным и аргументированным выступлениям по вопросам политики, применяя полученные теоретические знания на практике
воспитательные: воспитывать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
методические: совершенствовать методику проведения внеаудиторных занятий с элементами дискуссии.
здоровьесберегающие: способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья студентов; созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.
Формируемые компетенции:
ЛР 01 Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
ЛР 02 Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
ЛР 03 Готовность к служению Отечеству, его защите
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: лекция - беседа.
Комплект материалов:
сценарий,
карточки с заданиями,
текст закона «О государственном флаге России»,
видеоролик,
презентационные материалы.
4. Структура занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему. Вступительное слово педагога (см.: приложение 1), показ видеоролика.
Часть 2. Основная
Анализ текста Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации», групповая работа (см.: приложение 2).
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия (см.: приложение 3).
5. Ссылки на дополнительные материалы по теме занятия
История государственного герба России. РВИО, 2016. –
https://histrf.ru/watch/lectures/istoriia
Публикации
https://bigenc.ru/domestic_history/text/2373302
Государственный герб России: история и значение // РИА Новости. 30 ноября 2008. – https://ria.ru/20081130/156156194.html
Государственные символы от Петра Великого до наших дней // РИА
Новости. 22 августа 2021. – https://ria.ru/amp/20210822/gossimvoly-
1746209553.html
из главных символов России – https://arzamas.academy/materials/848
Герб России // Геральдический портал (всё о флагах и гербах) – https://f-gl.ru/гербы-стран-мира/герб-россии
Приложение 1 Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут)
Педагог. Здравствуйте! Наш сегодняшний разговор о государственных символах России. Давайте вспомним, что к ним относится?
Ответы обучающихся.
Педагог. У каждой страны есть свои государственные символы, как вы считаете, какое значение они имеют для государства?
Ответы обучающихся.
Педагог. А как вы думаете, почему мы говорим о символах России именно сегодня?
Ответы обучающихся.
Справочно для педагога:
30 ноября отмечается День герба Российской Федерации.
Демонстрация видео (дикторский текст).
30 ноября отмечается День герба Российской Федерации.
Именно в этот день в 1993 году было утверждено современное изображение этого государственного символа.
Символы – это определённые знаки, обозначающие что-либо. Именно такое определение символа мы найдём в толковом словаре.
Государственные символы – это официальные знаки, которые рождают ассоциации с конкретным государством. К государственным символам принято относить – герб, флаг и гимн страны.
Герб имеет богатую историю возникновения.
С давних времён люди использовали символические изображения сначала на камне и дереве, потом на металле. Специальные знаки наносили на подвесные печати и деньги, чтобы избежать подделок.
Сегодня Государственный герб – это главный символ России, который объединяет её народ и выражает историческую преемственность поколений.
Ещё один символ страны, Государственный гимн – торжественное музыкальное произведение с текстом, выражающее связь народа с государством.
В знак уважения к символам государства при исполнении гимна и поднятии флага все присутствующие встают.
25 декабря 2000 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный конституционный закон № 1 «О Государственном флаге Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон № 2 «О Государственном гербе Российской Федерации».
С юных лет каждый из нас много раз слышал слова гимна Российской Федерации. Его слова в нашей памяти:
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Приложение 2
Часть 2. Основная (до 20 минут)
Педагог.
Наверняка каждый из вас порой задаёт себе вопрос: «Зачем, изучая историю, нужно запоминать так много дат, имён, фактов, хронологию событий? Разве это пригодится мне в обычной – повседневной жизни? Для чего нужно знать, как точно выглядит государственный герб или российский триколор?»
Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе такие ситуации.
Вы идёте по улице и вдруг замечаете, что на одном здании висит табличка с одним изображением государственного герба России, а в табличке на другом здании – цвет герба и его изображение совсем другие! Или в Интернете, на двух сайтах, которые заявляют себя «официальными», «государственными» вы видите изображения российского флага с двумя совершенно разными гербами…
Как различить, где «правильный» сайт, где нет, где официальное учреждение, а где нет?
Групповая работа
Задание № 1.
Обучающиеся делятся на группы.
1. Каждая группа получает текст Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» и карточки с изображениями герба, полностью или частично соответствующие закону.
Задача: определить, какие гербы соответствуют требованиям закона, а какие нет.
Команды обсуждают, а затем вывешивают на доске правильные и неправильные варианты изображения герба и объясняют, какие элементы герба не соответствуют закону.
Пример карточки с заданием (полный комплект представлен в дополнительных материалах)
Ответы для педагога:
КАРТОЧКА 1
Верный вариант №3
№1 – неверно: все три короны одинаковой величины
№2 – неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр
№4 - неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр
№5 – неверно: отсутствует большая корона
№6 – неверно: отсутствуют малые короны
КАРТОЧКА 2
Верный вариант №3 и №4
№1 – неверно: все три короны одинаковой величины
№2 – неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр
№5 - неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр; геральдический щит не заострён в оконечности
№6 – неверно: отсутствуют малые короны
КАРТОЧКА 3
Верный вариант №6
№1 – неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр
№2 – неверно: геральдический щит не заострён в оконечности, верхние углы щита закруглены
№3 - неверно: отсутствуют малые короны
№4 – неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр
№5 – неверно: отсутствует большая корона
КАРТОЧКА 4
Верный вариант №3 и №5
№1 – неверно: все три короны одинаковой величины
№2 – неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр
№4 - неверно: отсутствует большая корона
№6 – неверно: отсутствуют малые короны
КАРТОЧКА 5
Верный вариант №5
№1 – неверно: геральдический щит не заострён в оконечности, верхние углы щита закруглены
№2 – неверно: геральдический щит не заострён в оконечности
№3 - неверно: цвет геральдического щита синий
№4 - неверно: цвет щита, на котором изображен всадник, синий; плащ всадника красный
№6 – неверно: конь и всадник золотые
КАРТОЧКА 6
Верный вариант №3 и №5
№1 – неверно: конь и всадник золотые
№2 – неверно: неверно: в правой лапе орла — держава, в левой — скипетр
№4 - неверно: цвет щита, на котором изображен всадник, синий; плащ всадника красный
№6 – неверно: все три короны одинаковой величины
Выяснив, какой герб соответствует описанию закона, обучающиеся по группам составляют обоснование и представляют своё видение, что означают отдельные элементы герба, какие исторические факты могут стоять за этими изображениями и т. п.
Задание № 2.
Педагог выводит на экран изображение российского флага, каждая команда составляет свой вариант символического значения триколора, а затем представляет его аудитории.
Задание № 3.
В каких случаях в обязательном порядке используются символы страны?
Одна группа готовит примеры с гербом.
Вторая – с гимном.
Третья – с флагом.
По окончании работы педагог подводит итоги заданий с обучающимися, акцентируется внимание на правильном изображении государственного герба, на правильном использовании символики страны. Основной вывод – символика государственного герба, гимна и флага связана с историческим прошлым и самобытным настоящим страны.
Приложение 3
Часть 3. Заключение (до 3 минут)
Педагог.
Перед нами ряд фотографий, предлагаю обсудить, что их объединяет, есть ли у них общая смысловая нагрузка? (см. дополнительные материалы).
Федор Конюхов покорил Рекордный прыжок Елены Российский космический
Эверест Исинбаевой корабль «Орел»
Российский экипаж впервые в мире приземлился на дне Ледовитого океана в точке Северного полюса
Знамя Победы над Рейхстагом
Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью, в канун 25-ой годовщины Великой
Октябрьской социалистической революции, водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях города.
Дополнительные вопросы для обсуждения:
Почему во время Великой Отечественной войны русские люди делали все, чтобы наш флаг не оказался в руках фашистов? Почему в самые трудные периоды истории нашей страны флаг имел особую значимость?
Почему, когда космический корабль улетает в неизведанные миры на его борту нанесено изображение государственного флага? Какие чувства вызывает его изображение?
Почему при установлении олимпийских рекордов российские спортсмены бегут перед болельщиками, развевая флаг? Что испытывает в это время спортсмен?
Почему альпинисты, покорив вершину, воздвигают на ней флаг? Что это символизирует?
Почему российский флаг был установлен на дне Северного ледовитого океана в точке северного полюса во время погружения батискафа? Что символизирует его установка?
Педагог. Сегодня мы говорили о государственной символике и тех моментах, когда используется гимн, герб или флаг нашей страны.
В начале занятия был задан вопрос – так для чего нужно знать историю нашего герба и флага?
Какой сейчас вы бы дали ответ?
Ответы обучающихся
В жизни вы совершите много добрых, полезных и важных для страны дел, за которые многие из вас получат заслуженные награды: грамоты, почётные знаки, медали, а может, даже и ордена. И на многих из них и удостоверениях к ним будет изображён Государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и её народом.