Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по учебной дисциплине ОДБ.10 «Обществознание»
Тема: «Особенности молодежной субкультуры»
с. Курсавка
2022 год
Методическая разработка предназначена для организации проведения уроков в рамках реализации дисциплины «Обществознание» при подготовке специалистов среднего звена.
Организация – разработчик: ГБПОУ КРК «Интеграл»
Разработчики: Прозорова Н.Н., преподаватель ГБПОУ КРК «Интеграл»
Рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании методического Совета ГБПОУ КРК «Интеграл»
Протокол № 8 от 23.10.2022 г.
Председатель методсовета ____________ Тучина Н.Н.
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
kurs_integrall@mail.ru
Содержание
| | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Методические рекомендации | 6 |
3. | План урока | 8 |
4. | Структура урока | 11 |
5. | Список использованной литературы и Интернет-ресурсы | 12 |
| Приложения 1-7 | 15 |
1. Пояснительная записка
Современный этап развития образования характеризуется модернизацией, усилением роли педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Одной их таких технологий, удовлетворяющей требованиям современности, является информационно-компьютерная технология (ИКТ), применение которой актуально в настоящее время. Методическая разработка занятия «Особенности молодежной субкультуры» предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Обществознание» для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование по разделу «Основы знаний о духовной культуре человека и общества», теме «Особенности молодежной субкультуры».
Цель: выявление уровня знаний обучающихся о субкультурах, с целью оказания помощи в осознании особенностей юношеского возраста и формирования толерантных отношений к различным субкультурам.
Задачи: определить степень информированности молодёжи о различных субкультурах, существующих в обществе.
Выбор темы для методической разработки осуществлялся с учетом:
- актуальность – изучение проблем становления и развития культуры молодежи.
- полезность (проблематика) - выяснение и анализ причин ухода подростков в различные неформальные движения, причины и смысл образования новых субкультур.
Методическая цель: демонстрация элементов компетентностного подхода.
Методическая разработка содержит: пояснительную записку, методические рекомендации, план урока, структуру урока, приложений в текстовом формате и на сайте https://edu.krk-integral.ru/my/, списка используемой литературы, приложений.
При проведении занятия используются современные методы и технологии обучения: активные, проблемный, словесный (беседа) методы, лично – ориентированный, компетентностный подход, информационно – компьютерная технология.
Структура урока построена следующим образом: актуализация ранее изученного материала осуществляется с использованием активных методов обучения (блиц опрос). Объяснение новой темы происходит с использованием ИКТ, опережающим видом обучения, материал логически обобщается. Закрепление темы осуществляется ответами на заданные вопросы.
Подведение итогов урока подводит студентов к умению формулировать собственное мнение об изученном материале.
Ожидаемые результаты:
- осознание студентами практической значимости знаний о субкультурах;
- формирование и развитие социальных и коммуникативных способностей студентов;
- воспитание активности, целеустремленности, толерантности.
2. Методика организации и проведения урока
В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:
1. Организационный момент складывается из внешней и внутренней подготовки обучающихся к уроку.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний (опрос фронтальный, индивидуальный).
3. Подготовка к восприятию новой темы – это микроэлемент урока. На нем в виде постановки проблемы актуализируются ранее полученные знания и умения, обозначается место урока в теме и курсе, его связь с предшествующими уроками.
4. Изучение нового материала.
5. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения. В задачу этапа входит восстановление в памяти обучающихся теоретические выводы урока. Обычно эта задача решается с помощью фронтальной беседы.
6. Организация домашнего задания. Подробно объясняются цели домашнего задания, рекомендуются источники и приемы работы с ними, оговариваются условия и формы проверки.
Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным – на нем преподаватель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике, по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.
3. План урока
Тема урока: «Особенности молодежной субкультуры»
Цель: выявление уровня знаний обучающихся о субкультурах, с целью оказания помощи в осознании особенностей юношеского возраста и формирования толерантных отношений к различным субкультурам.
Задачи:
образовательные систематизировать знания по теме «Молодежная субкультура»
развивающие: развитие аналитического мышления, умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы, развитие коммуникативной компетенции (готовность работать в команде, вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрения);
воспитательные: воспитание толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми;
методические: способствовать развитию у обучающихся общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной и социальной компетенций, способствующих самореализации личности, нахождению собственного решения проблемы, своего места в мире;
здоровьесберегающие: способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья студентов; созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.
Формируемые компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
Форма проведения (вид занятия): комбинированный.
Методы обучения: проблемная ситуация, наглядные, словесные, практические, опрос онлайн в виде теста, лекция, самостоятельная работа.
Средства обучения и оборудование: интерактивная доска.
Продолжительность: 90 минут
4. Ход урока
1. | Организационный момент | 2 мин. | См.: приложение 1 |
2. | Постановка целей занятия, мотивация учебной деятельности | 1 мин. | См.: приложение 2 |
3. | Актуализация ранее изученного материала (блиц опрос, индивидуальный опрос, онлайн тестирование | 26 мин. | См.: приложение 3 https://edu.krk-integral.ru |
4. | Объяснение нового материала | 28 мин. | См.: приложение 4 |
5 | Составление опорного конспекта | 28 мин. | См.: приложение 5 |
6. | Закрепление изученного материала | 3 мин. | См.: приложение 6 |
7. | Подведение итогов занятия | 2 мин. | См.: приложение 7 |
5. Список использованной литературы
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2021 – с. 348.
Дополнительная литература:
Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1996.
Волков Ю.Г., Добренков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учебник. разрешение. Ростов н / д, 2000.
Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений М. ПРОФИЗДАТ, 1991.
Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности будущего. СПб., 2005.
Куницына В. Н., Какринова Н. В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2005.
Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Социс -2015.
Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебник. разрешение. М., 2006.
Лисовский В. Т. Социология молодежи: Учебник. СПб., 1994.
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследование. 2004.
Ольшанский Ф.Д. Неформалы: групповой портрет в интерьере Москва Педагогика 1991.
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2001;
Щепанская Т. Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1997.
Интернет источники
Студенческий научный форум https://scienceforum.ru/2014/article/2014000641 [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Учебные материалы https://works.doklad.ru/view/ebjLIpkoPOQ.html [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Дистанционное обучение ОГТК http://moodle.ogtk.org/mod/page/view.php?id=1850 [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/студенческие-работы/osobennosti-molodejnoi-sybkyltyry-v-sovremennoi-rossii.html/amp [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных https://istina.msu.ru/conferences/presentations/74510163/ [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/molodyezhnye-subkultury-21-veka-osobennosti-i-vliyanie-na-lichnost-podrostkov/ [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Бесплатный сервис для организации конференций- https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/izvekova_mn.doc.pdf [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Elibrary.RU - научная электронная библиотека https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35672083 [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
ПостНаука https://postnauka.ru/longreads/2491 [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Официальный сайт исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети Интернет https://www.kamgov.ru/emr/news/molodeznye-subkultury-i-antiekstremistskoe-soznanie-52332 [электронный ресурс], дата обращения 12.10.2022г.
Приложение1
Организационная момент
- взаимное приветствие преподавателей и студентов;
- проверка отсутствующих;
- мотивация.
Приложение 2
Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности
На прошлом уроке мы изучали тему: «Духовная культура личности и общества». На предыдущих занятиях мы рассмотрели тему «Понятие о культуре».
Посмотрите на этом слайде представлен материал, который относится непосредственно к теме нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем вести сегодня беседу?
Предполагаемый ответ: о культуре молодежи.
Если мы говорим о культуре молодежи, и она отличается от культуры взрослых системой ценностей, нормами поведения в обществе, вкусами, как мы можем назвать такую культуру? Молодежная субкультура.
Как вы думаете, какая цель поставлена перед нами?
Предполагаемый ответ: узнать об особенностях современных молодежных субкультурах.
В конце учебного занятия вы должны будете дать ответ на следующий вопрос: «В чем причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры?»
Приложение 3
Актуализация ранее изученного материала
На этом этапе проводится проверка теоретических знаний в форме блиц опроса.
Культура (определение)
Виды культуры (материальная, духовная)
Направления накопления культурных ценностей (горизонтальная, вертикальная)
Примеры накопления горизонтальной культуры (традиции, обычаи)
Массовая культура - это (понятная и доступная всем культура (сериалы, поп-музыка…)
Манкуртизм – утрата исторических, культурных связей, утрата нравственных ориентиров
Экранная культура – положительные стороны (экономия времени, ….)
Отрицательные стороны (сокращение живого контакта, виртуализация жизни, влияние на здоровье человека)
Вандализм – осквернение и уничтожение предметов искусства, культуры (граффити).
Формы культуры (народная, массовая, элитарная, экранная)
Сообщения студентов о народной, массовой, элитарной культуре и контркультуре.
Индивидуальный опрос по вопросам:
Культурные ценности и нормы.
Институты культуры.
Проверка домашнего письменного задания.
Докажите или опровергните суждение о том, что в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.
Опишите типичную картину мира жителя древних Афин и средневекового человека.
Приложение 4
Объяснение нового материала
«Молодость – это время усвоения мудрости, старость – время для ее применения»
Ж.Ж. Руссо
Изучение молодежных субкультур является важным направлением не только в российском обществе, но и в мировом масштабе.
Под субкультурой понимается культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни и менталитет ее носителей.
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы - носители этой культуры. Часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе.
Как вы считаете чем отличается субкультура от доминирующей культуры?
Ответы ребят (например: языком, манерой поведения, одеждой и т. д.)
Понятие молодежных субкультур вначале применялось в 60-х годах социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи.
Какие кинофильмы вы могли бы назвать, где отражены представители различных субкультур?
- «Мы из будущего» - скинхеды, «Интерны» - байкеры, «Дом солнца»- хиппи и другие.
В современном обществе существует большое количество субкультур.
По специфике поведения членов группы выделяют на:
- просоциальные (музыкальные, спротивные)
- асоциальные (готы, байкеры)
- антисоциальные (скинхеды)
Проведение опроса
Что является основным источником информации для Вас о субкультурах?
Телевидение
Рассказы друзей
Наблюдение со стороны
Сами участвуем в жизни какой-либо из субкультур
СМИ (газеты, журналы)
Интернет
Нет ответа
Итог: по результатам опроса можно заключить, что основным источником информации о субкультурах является интернет и телевидение.
Просмотр презентации.
Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми группами. Конечно, неформальных молодежных объединений существует намного больше, и охватить все в рамках одного занятия просто невозможно.
Мы постарались исследовать субкультуры, представители которых чаще всего встречаются нам на улицах наших городов, в телепрограммах или в средствах массовой информации.
Подводя итоги вашего исследования, давайте выясним: каковы общие плюсы и минусы принадлежности к данным молодёжным течениям.
Анализ делают обучающиеся.
Негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование татуировок, проколов, порезов; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; вредные привычки, нарушения закона.
При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.
Приложение 5
Тема: Молодёжь как социальная группа
Особенности молодёжной субкультуры
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
Переходность положения.
Высокий уровень мобильности.
Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Субкультура – часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
Агрессивная самодеятельность
Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.
Эпатажная (фр. Epater - поражать, удивлять) самодеятельность
Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность
Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность
Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность
Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Приложение 6
Закрепление изученного материала
1. Какие виды субкультур вы узнали (перечислите и приведите примеры)
2. Какова цель изучения молодежных субкультур (какие социальные вопросы встают перед молодежью: опыт, проблема отцов и детей, социальные проблемы как безработица, невостребованность….)
Вернемся к вопросу, заданному вначале занятия. «В чем причины распространения в современные молодежные субкультуры»
предполагаемые ответы:
Проявление потребности молодежи в самовыражении;
Проявление самостоятельность;
Освобождение от переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых (борьба отцов и детей);
Возможность принадлежать к избранной группе сверстников, где он получает гарантию (или иллюзию) независимости и защищенности от общества.
Протест против господствующей в обществе культуре
Нежелание быть как все
Желание утвердиться в новой среде
Желание привлечь к себе внимание
Неразвитость сферы организации досуга для молодежи
Копирование западных течений, культур
Дань моде
Отсутствие цели в жизни
Возрастные увлечения
Влияние криминальных структур, хулиганство
Безработица (социальные проблемы)
Данные проблемы может решить гуманитаризация всех сфер общественной жизни, особенно институты воспитания и образования.
Приложение 7
Подведение итогов
Рефлексия.
Как вы считаете, нужно ли изучать проблемы молодежи? (нужно) Что хочет донести молодежная субкультура до общества? (в обществе для молодежи есть проблемы, на которые она хочет, чтобы обратило внимание общество)
По результатам блиц опроса, работ малых групп подводится итог урока.
Домашнее задание
Работа с заданием.
Прочитайте текст и выполните задание С4-С7.
«Сегодня – в связи с резким увеличением срока получения образования – верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит с нижней границей, правда в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она в связи с феноменом акселерации – иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно если речь идет о молодежной субкультуре. Однако большинство ученых сходятся на том, что возрастные границы молодости находятся между 14-40 годами.
Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу – почти половину населения. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться с молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения… Молодежная субкультура существует, она образует в первую очередь феномен нашего времени.
… В 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности. Социально-психологические свойства становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого, вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, идеалы и ценности. (Д.А. Силичев)
С4. Что характеризует молодежную культуру как субкультуру?
С5. Какой процесс составляет главную особенность молодежной субкультуры (об этом говорится в последнем предложении приведенного отрывка)
С6. Почему некоторые взрослые в наше время стремятся стать внешне моложе?
С7. Почему в современном мире процесс взросления стал занимать более продолжительное время, чем в XIX веке?