Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного занятия на тему
КВИЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
по учебным дисциплинам ОУД.01 «Русский язык», ОУД.02 «Литература»
по профессиям среднего профессионального образования
08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
РАЗРАБОТЧИК РАССМОТРЕНО
Кобылкин А.О. На заседании ЦК
общеобразовательных
дисциплин №2
Председатель
____________ А.О.Кобылкин
Симферополь, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеаудиторное занятие (квиз по русскому языку и литературе) является открытым мероприятием, направленным на приобщение обучающихся СПО к изучению русского языка и литературы, к чтению, книжной культуре, развитию творческих инициатив. Методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении подобных мероприятий.
Вид занятия: игра (квиз).
Методическая цель занятия – демонстрация игровых технологий.
Дидактическая цель – развитие познавательного интереса у обучающихся.
Задачи:
1. способствовать приобретению обучающимися дополнительных знаний по русскому языку и литературе;
2. способствовать развитию у обучающихся творческих навыков;
3. прививать интерес к изучению русского языка и литературы.
Освоение внеаудиторного занятия направлено на формирование у обучающихся следующих личностных результатов:
ЛР 5.Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
Технология обучения: игровая.
Методы и приемы работы: метод частично-поисковый.
План занятия
Содержание этапов урока | Виды и формы работы | Время |
1. Организационный момент | Приветствие | 2 мин. |
2. Мотивация | Постановка цели | 3 мин. |
3. Ход | Занимательные вопросы по русскому языку и литературе | 35 мин. |
4.Этап обобщения систематизации знаний | Рефлексия. Подведение итогов | 5 мин. |
Ход занятия
Преподаватель. Объявление темы и цели. Объяснение обучающимся правил проведения занятия в виде соревнования между командами. Деление на 2 команды. За каждое правильно выполненное задание начисляются баллы.
Сегодня встречаются сильнейшие игроки – представители групп. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; мы определим самых умных, мудрых и находчивых любителей русского языка и литературы.
Девиз нашей игры: Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир!
Недаром о русском языке написано столько хороших, задушевных строк, стихотворений. Послушаем отрывок стихотворения о Русском языке нашего земляка замечательного писателя и поэта Семёна Петровича Данилова:
Я ко всем наукам ключ имею!
Я со всей вселенною знаком !
Потому что я имею
Русским всеохватным языком!
Правила игры: Игра состоит из двух туров: первый тур – занимательные вопросы по русскому языку, второй тур – вопросы по литературе. Время размышления над вопросом – одна минута. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков.
Тур
Сколько букв в русском алфавите? 33
Из чего состоит письменная речь? Из предложений
2. Из чего складываются предложения? Из слов
3. Звуки видят или слышат? Слышат
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово? Буквы
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки. Кость.
6. В каком слове 40 гласных? (сорокА)
7. В каких словах по 100 согласных? (стоЛ, стоГ, стоН)
8. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)
9. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд?
(согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)
10. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных. (всплеск, взгляд, встреча)
11. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные? (имя)
12. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз? (стоНЕТ)
13. О каких знаках препинания идёт речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу,
За свой характер я плачу –
За то что много знать хочу. (Вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый. (многоточие)
Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк:
Он всем старается помочь,
Он в слове «мать» и слове «дочь»
И в тихом лунном слове «ночь»
Чтоб никого не огорчать,
Он всё старается смягчить. (мягкий знак)
14. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением (Буква ё)
15. Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
Шиворот на выворот («совсем наоборот») Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".
Спустя рукава («Трудится неохотно») Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".
Точить лясы («Ничего не делать»», без пользы проводить время за разговором») Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)
16. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, и закончите их.
Весна красна цветами: (а осень снопами)
Весною час упустишь: (годом не наверстаешь)
Осень прикажет, а: (весна своё скажет)
Декабрь год кончает, а: (зиму начинает)
В зимний холод: (всякий молод)
Ни в марте воды: (ни в апреле травы)
Лето припасает, а: (зима поедает)
Где в апреле река,: (там в июле лужица)
17. Объясните написание словосочетания:
Грамотный инженер – («обладающий знаниями в инженерии»)
Грамотное сочинение – («не содержащее ошибок»)
Грамотный чертёж – («выполненный со знанием дела»)
Грамотный ученик – (умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить)
18. Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня (позавчера, вчера, завтра, послезавтра).
Тур
1.Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «Горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»?
Гоголь или Пушкин?
2.Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница»?
Жуковский или Державин
3.Откуда эти строки: У Лукоморья дуб зеленый,
Злотая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
«Руслан и Людмила» или «Сказка о царе Салтане»
4.Назовите писателя по фактам биографии:
Годы жизни 1828-1910 (Лев Толстой )
Работал земским врачом (Антон Чехов )
Приговорен к смертной казни (Федор Достоевский)
Получил Нобелевскую премию (Иван Бунин)
Участвовал в обороне Севастополя (Лев Толстой)
Родился в Таганроге (Антон Чехов)
Спасаясь от кредиторов, провел за границей 4 года (Федор Достоевский)
Настоящее имя М.Горького (Алексей Максимович Пешков)
В 1920 году эмигрировал во Францию (Иван Бунин)
Был женат на актрисе Ольге Книппер (Антон Чехов)
5. Назовите героя:
«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (Родион Раскольников)
«Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить» (Наполеон)
«…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…» (Пьер Безухов)
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» (Наташа Ростова)
«Она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама» (Оля Мещерская»)
«Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» (Соня Мармеладова)
«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. (Андрей Болконский)
6. Назовите фамилии русских писателей:
Александр Сергеевич (Пушкин, Грибоедов)
Михаил Юрьевич (Лермонтов)
Николай Васильевич (Гоголь)
Иван Сергеевич (Тургенев)
Лев Николаевич (Толстой)
Федор Михайлович (Достоевский)
Михаил Евграфович (Салтыков-Щедрин)
Антон Павлович (Чехов)
Владимир Владимирович (Маяковский)
Михаил Васильевич (Ломоносов)
7. Кто из двух писателей жил раньше?
- Жуковский - Есенин
- Бунин - Пушкин
- Лермонтов - Куприн
- Некрасов - Блок
- Грибоедов - Чехов
- Салтыков-Щедрин - Солженицын
8. Кто из писателей в своих произведениях чаще других прибегает к теме
«нечистой силы»? (Гоголь, Булгаков)
9. Кто из писателей погиб на дуэли? (Пушкин, Лермонтов: Дантес, Мартынов)
10.Кто из писателей большую часть своей жизни провел в эмиграции? (Бунин, Набоков, Солженицын, Бальмонт)
11. Определите название произведения и его автора по именам главных героев:
а) Вакула, Оксана, Чуб, Солоха (Вечера на хуторе... Ночь перед Рождеством, Гоголь)
б) Андрей Гаврилыч, , Владимир Андреевич, Маша Троекурова (Дубровский, Пушкин)
в) Петр Гринев, Савельич, капитан Миронов, Маша (Капитанская дочка, Пушкин)
г) Чичиков, Манилов, Ноздрев, Коробочка (Мертвые души, Гоголь)
д) Илья Ильич, Ольга Сергеевна, Штольц, Захар (Обломов, Гончаров)
е) Фамусов, Софья, Молчалив, Чацкий (Горе от ума, Грибоедов)
ж) Базаров, Кирсанов, Фенечка, Катя (Отцы и дети,Тургенев)
з) Соня, Родион Раскольников, Мармеладов, Лизавета (Преступление и наказание, Достоевский)
и) Евгений, Ольга, Татьяна, Ленский (Евгений Онегин, Пушкин)
Рефлексия: (по методике «Фразеологизм или пословица»): Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию сегодняшнего внеаудиторного занятия? (примеры ответов обучающихся: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.)
Подведение итогов.