СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассное интегрированное мероприятие по химии и информатике «it-химик»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное мероприятие по учебным дисциплинам химия и информатика «IT-химик» разработано для проведения внеклассного мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассное интегрированное мероприятие по химии и информатике «it-химик»»


Содержание


Пояснительная записка 3

1. Цель и задачи интегрированного мероприятия. 4

2. Этапы мероприятия и описание заданий 6

3. Ход игры 8

4. Источники информации 10

Приложение 1 11

Описание заданий и критерии оценки 11

Приложение 2 26

Протокол жюри «IT-ХИМИК» 26
























Пояснительная записка


Интегрированное мероприятие по учебным дисциплинам химия и информатика «IT-химик» разработано для проведения внеклассного мероприятия среди студентов

Цель и задачи мероприятия направлены на формирование и развитие естественнонаучной и информационной грамотности обучающихся, побуждение интереса к фундаментальным научным исследованиям в области информатики и химии, развитие познавательной и творческой активности студентов, совершенствование способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий, практико-ориентированных и ситуационных задач на основе междисциплинарной интеграции.

Актуальность методической разработки данного мероприятия в форме командной игры заключается в необходимости применения эффективных современных технологий обучения, особенность которых – в их деятельностном характере. ФГОС СПО нового поколения определяет требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения и воспитания. В содержании образования четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным и личностным. Задача процесса обучения - делать все возможное для достижения обозначенных результатов.

Игровые педагогические технологии делают ставку на активизацию и интенсификацию образовательного процесса. Игровая деятельность, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в профессиональной деятельности. Игра как метод обучения позволяет: во - первых, привлечь большое количество обучающихся, во - вторых, создать условия для преодоления различных трудностей в общении и учебе, вдохновения, самореализации, получения удовольствия от интеллектуальной деятельности.  

Методическая разработка содержит сценарий проведения игры с указанием цели проведения каждого этапа, описание заданий, инструкции по выполнению, ответы и критерии оценивания.




1. Цель и задачи интегрированного мероприятия.


Цель: создать условия для формирования и развития естественнонаучной и информационной грамотности обучающихся на основе междисциплинарной интеграции дисциплин.

Основные задачи:

  • Обеспечить условия для развития познавательного интереса к учебным дисциплинам естественнонаучного цикла, творческих, интеллектуальных способностей студентов.

  • Создать условия для развитие общей эрудиции, мыслительной деятельности, коммуникативных способностей обучающихся.

  • Обеспечить расширение междисциплинарных связей, умения интегрировать знания и применять их для решения практических и нестандартных задач.

  • Создание оптимальных условий для вовлечения студентов и педагогов в совместную творческую деятельность и реализации интеллектуальных способностей обучающихся.

Формируемые общие компетенции:

  • ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

  • ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

  • ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

  • ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

  • ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

  • ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

  • ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

Участники: обучающиеся

Форма организации мероприятия: командные соревнования

Используемая педагогическая технология – игровая с элементами мозгового штурма, практико-ориентированная технология, кейс- технологии.

Образовательные задачи:

  • Создать условия для проявления знаний и умений, интеллектуальных и аналитических способностей обучающихся по учебным дисциплинам информатика и химия.

  • Создать условия для формирования понятий терминологии естественнонаучной и профессиональной терминологии, навыков обработки вычислений.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для проявления творческих, коммуникативных способностей.

  • Создать условия для развития памяти, внимания, воображения.

  • Содействовать формированию и развитию самостоятельной познавательной деятельности.

  • Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать повышению уровня мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин.

  • Способствовать развитию умений работать в команде.

  • Способствовать развитию личностных качеств обучающихся.

  • Способствовать формированию гражданско-патриотической позиции на примерах из жизни великих ученых, их открытиях и изобретениях.


2. Этапы мероприятия и описание заданий


Подготовительный этап. На данном этапе создается организационный комитет из числа преподавателей естественнонаучных дисциплин. Распределяются функции ответственных:

  • за подготовку заданий и критерии оценок к ним;

  • написания сценария мероприятия;

  • подготовка презентаций мероприятия;

  • документации (заявки от команд-участников, приглашений экспертов, бланки заданий, бланки ответов, протоколы жюри, текст дипломов, сертификатов и т.п.);

  • подготовка кабинета;

  • подготовка необходимого оборудования;

  • подготовка волонтеров, фотографов.


  • I этап«Калейдоскоп загадок». Задание в форме загадок. Ответы заполняются в письменном виде на специальном бланке. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Всего 5 баллов. Время выполнения 3 минуты.

  • II этап«Галерея знаменитых ученых»: Задание на установление соответствия между изображениями великих ученых - в области информатики и химии. Ответы заполняются в письменном виде на специальном бланке. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Всего 5 баллов. Время выполнения 5 минут.

  • III этап«Металлы Победы» задания-вопросы на знание фактов, событий из области химии: о каком металле идет речь. Вопросы задаются с помощью презентации. Ответы принимаются в письменной форме на специальном бланке. На один вопрос отводится 1 минута. Время прохождения третьего этапа 6 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Всего 6 баллов.

- IV этап –«Привет, Алиса!» Конкурс капитанов. Капитаны с помощью поисковой программы должны найти ответ на вопрос. Время выполнения 3 минуты. Максимальное количество баллов 2.

- V этап«Эксперимент»: практическое задание на определение реакции среды и распознавание солей универсальным индикатором, которые используются в пищевой промышленности. Ответы принимаются в письменном виде на специальных бланках. Каждый этап решения задачи оценивается в 1 балл. Всего 3 балла. Время на выполнение практического задания 5 минут.

- VI этап«Анатомия компьютера»: игровое задание на знание темы по информатике «Архитектура компьютера». Участники должны из предложенных элементов выбрать нужные и собрать системный блок с необходимым внутренним содержанием и приклеить их на бланок с ответами. Время выполнения 2 минуты.



Завершающий этап. Экспертная комиссия подводит итоги, председатель жюри представляет краткий анализ мероприятия, озвучивает решение, участвует в награждении.


Рефлексия. Церемония награждения.


3. Ход игры


этапа

Задание

Критерии оценки

Начальный этап интегрированного мероприятия


Представление команд, жюри, ведущих.




Этап № 1

Калейдоскоп загадок

Слайд № 2

Таймер – 3 мин

Задание 1. Волонтеры раздают задание на столы (задание и бланк ответов). Пишем номер группы.

Игровое задание. Отгадать загадки по учебным дисциплинам информатика и химия.

Ответы заполняются в письменном виде на специальном бланке.

По окончании времени, волонтеры собирают и относят ответы на проверку жюри.

Каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 5.

Этап № 2

Галерея знаменитых ученых.

Слайд № 4

Таймер – 5 мин

Задание 2. Волонтеры раздают задание на столы (задание и бланк ответов). Задание на знание фактов, событий из науки и жизни ученых: о чем или о ком идет речь? Пишем номер группы.

Впишите в столбец номера фотографий знаменитых ученых в соответствии с их достижениями.

По окончании времени, волонтеры собирают и относят ответы на проверку жюри.

Каждый правильный ответ 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 5.

Этап № 3

Металлы Победы.

Слайд № 6

Таймер – 5 мин

Задание 3. Волонтеры раздают задание на столы (бланк ответов). Пишем номер группы.

С помощью презентации поочередно задаются опросы. Количество вопросов по данной теме 6.

По окончании времени, волонтеры собирают и относят ответы на проверку жюри.

Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Этап № 4

Привет, Алиса.

Слайд № 13

Таймер – 3 мин

Задание 4. Конкурс капитанов команд.

Волонтеры раздают задание на столы (бланк ответов). Пишем номер группы.

С помощью презентации задается вопрос. Капитан, за отведенное время, с помощью голосового помощника от компании Яндекс должен найти правильный ответ.

По окончании времени, волонтеры собирают и относят ответы на проверку жюри.

Правильный ответ 2 балла.

Этап № 5

Эксперимент.

Слайд № 14

Таймер – 5 мин

Задание 5. Волонтеры раздают лабораторный материалы, задания и бланки для ответов

Ответы принимаются в письменном виде на специальных бланках Пишем номер группы.

Проведение ТБ преподавателем Маликовой Е.Л.

Задание: Определение реакции среды и распознавание солей универсальным индикатором, которые используются в пищевой промышленности.

Реактивы и оборудование: Вам выданы пробирки с растворами следующих веществ: поваренной соли NaCl, пищевой соды NaHCO3, хлорид аммония NH4CL и универсальный индикатор.

Ход работы: Исследуйте среду каждого раствора. Для этого в каждую пробирку (по очереди) опустите стеклянную палочку, затем прикоснитесь ею к полоске индикаторной бумаги и сравните полученную окраску со шкалой. Заполните таблицу.

По окончании времени, волонтеры собирают и относят ответы на проверку жюри.

Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 3.

Этап № 6

Анатомия компьютера.

Слайд № 16

Таймер – 2 мин

Задание 6. Волонтеры раздают задание на столы (задание и бланк ответов). Пишем номер группы.

Задание: Из предложенных элементов соберите системный блок с необходимым внутренним содержанием.

Студенты должны отобрать нужные детали системного блока и приклеить на бланок с ответом.

По окончании времени, волонтеры собирают и относят ответы на проверку жюри.

Правильный ответ 1 балл.

Подведение итогов.

Церемония награждения


Для подведения итогов игры слово предоставляется председателю жюри.

Благодарим все команды за участие!

Поздравляем победителей и призеров!



Вручение дипломов победителям и призерам.

Сертификаты участникам, организаторам, членам жюри.







4. Источники информации


        1. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1565 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело". [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - URL: https://politeh.vbglenobl.ru/sites/default/files/fgos_43.02.15._povarskoe_i_konditerskoe_delo.pdf

        2. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2021 г. № 253 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Гарант - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402513206/

        3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Игровые технологии [Электронный ресурс] // URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.VsgGHbSLQoA

        4. Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно-ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий [Электронный ресурс] // URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/10/14/novye-pedagogicheskie-tekhnologii -


Приложение 1 Описание заданий и критерии оценки


1 этап – Калейдоскоп загадок. Внимательно прочитайте загадки. В столбце «Ответы» впишите свой вариант отгадки. Группа_____________________


Загадка

Ответ

1

Когда компьютер мы включили,
Что на экране получили?
Рабочий стол, на нем в порядке
Лежат — квадратик Пуск и Папки.
В папке стрелка — “язычок”? Значит, это ...


2

И компьютеры порой Говорят между собой,

Но для этого одна Им штуковина нужна.

К телефону подключил - Сообщение получил!

Вещь, известная не всем! Называется ...


3

Он решает все проблемы И содержит микросхемы.

Для компьютера – как бог, Лучший друг – ...


4

Работаю в паре с компьютером я. Знакомы с рожденья.

Мы братья, друзья.

На завтрак, обед и на ужин я съем

Штук двести бумажных листов — без проблем.


5

Как-то раз металл в кислоту попал.

Закипело, зашипело и со свистом улетело!

Удивляется народ:– Что такое?


6

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?


7

В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет

Важный элемент …


8

Вы, ребята, мне поверьте —

Этот газ вполне инертен.

Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он,

Незаметный газ …


9

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться — цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы Эти жгучие …


10

Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.


2 этап – Галерея знаменитых ученых. Соотнесите выдающихся ученых и их достижения.

А) Чарльз Бэббидж

(26.12.1791 – 18.10.1871 гг.)

Б) А.Я. Данилевский

(10.12.1838 -18.06.1923 г.

В) В.И. Глебова

(17.10.1885 – 16.12.1935)

Г) Ада Лавлейс

( 10.12.1815 – 27.11.1852 гг.)

Д) М.В. Ломоносов

(19.11. 1711 – 15.04.1765 гг.)







Е) А.П. Ершов

(19.04.1931-8.12.1988 гг.)

Ж) Н.Д. Зелинский (6.02.1861- 31.07.1953)


З) Джон фон Нейман

(28.12.1903 – 8.02.1957 гг.)

И) С.А. Лебедев

(02.11.1902 – 03.07.1974 гг.)

К) Д.И. Менделеев

(08.02.1834 – 02.02. 1907)

Достижения

1

Этого ученого часто называют «отцом компьютера»

2

Сформулировал принцип работы ЭВМ

3

Создатель первой отечественной машины - МЭСМ

4

Советский пионер-программист

5

Первая женщина-программист. Ей же принадлежит первое употребление терминов «цикл» и «рабочая ячейка».

6

Этот ученый заложил основы ферментологии и химии пищи

7

Этот ученый предложил органическую теорию нефти- из костей динозавров, исследовал теорию атмосферного электричества, организовал в России производство мазайки и фосфора

8

Этот знаменитый ученый в одиночку совершил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной системы во время солнечного затмения

9

Он изобрел противогаз

10

Первая женщина в России которая представляла за рубежом научные интересы нашей страны. По ее резолюции был создан на Урале радиоактивный завод.


Бланк ответа.

Группа__________________________

Запишите букву ученого, которому соответствует номер его достижения.

Достижение

Ученый

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



3 этап – Металлы Победы.


Группа ___________________

Запишите Ваши ответы.

Бланк ответа.

вопроса

Ответ

1


2


3


4


5


6




4 этап – Привет, Алиса!

Конкурс капитанов.

Капитаны с помощью поисковой программы должны найти ответ на вопрос.

Группа__________________

Ответ:


5 этап – Эксперимент

Определение реакции среды и распознавание солей универсальным индикатором, которые используются в пищевой промышленности.

Почти все химические процессы, встречающиеся в природе – в организме животных, человека, растениях, земной коре, где жизнь невозможна…происходит в растворе.

В.Освальд


Гидролиз – это химическая реакция взаимодействия солей с водой. Частицы растворенного вещества окружены гидратной оболочкой. В некоторых случаях это приводит химическому взаимодействию с образованием новых веществ. В водном растворе соли появляется избыток свободных ионов H+ (водорода) или OH- (гидроксид) и раствор соли становится кислым или щелочным соответственно. Это необходимо учитывать в пищевой промышленности.

Реактивы и оборудование: Вам выданы пробирки с растворами следующих веществ: поваренной соли NaCl, пищевой соды NaHCO3, хлорид аммония NH4CL и универсальный индикатор.

Ход работы: Исследуйте среду каждого раствора. Для этого в каждую пробирку (по очереди) опустите стеклянную палочку, затем прикоснитесь ею к полоске индикаторной бумаги и сравните полученную окраску со шкалой. Заполните таблицу.


Группа_____________________


Окраска индикаторной бумаги

Среда раствора

Формула

1




2




3






6 этап –

Из предложенных элементов соберите системный блок с необходимым внутренним содержанием.

Группа_____________________








1этап – Калейдоскоп загадок. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Всего 5 баллов. Время выполнения 3 минуты.


Загадка

Ответ

1

Когда компьютер мы включили,
Что на экране получили?
Рабочий стол, на нем в порядке
Лежат — квадратик Пуск и Папки.
В папке стрелка — “язычок”? Значит, это ...

Ярлычок, ярлык

2

И компьютеры порой

Говорят между собой,

Но для этого одна

Им штуковина нужна.

К телефону подключил -

Сообщение получил!

Вещь, известная не всем!Называется ...

Модем

3

Он решает все проблемы

И содержит микросхемы.

Для компьютера – как бог,Лучший друг – ...

Системный блок

4

Работаю в паре с компьютером я. Знакомы с рожденья.

Мы братья, друзья.

На завтрак, обед и на ужин я съем

Штук двести бумажных листов — без проблем.

Принтер

5

Как-то раз металл в кислоту попал.

Закипело, зашипело и со свистом улетело!

Удивляется народ:– Что такое?

Водород

6

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Кислород

7

В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет Важный элемент …

Азот

8

Вы, ребята, мне поверьте —

Этот газ вполне инертен.

Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он, Незаметный газ …

Неон

9

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться — цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы Эти жгучие …

Кислоты

10

Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.

Мел, карбонат кальция




2 этап – Галерея знаменитых ученых.

Соотнесите выдающихся ученых и их достижения.

Бланк ответа.

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Максимально количество баллов 5. Время выполнения 3 минуты.


Достижение

Ученый

1

А - Чарльз Бэббидж

2

З- Джон Фон Нейман

3

И- С.А. Лебедев

4

Е- А.П. Ершов

5

Г- Ада Лавлейс

6

Б- А.Я. Данилевский

7

Д- М.В. Ломоносов

8

К- Д.И. Менделеев

9

Ж- Н.Д. Зелинский

10

В- В.И. Глебова



3 этап – Металлы Победы.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально количество баллов 6. Время выполнения 6 минут.


Бланк ответа.

вопроса

Ответ

1

Железо Fe

2

Свинец Pb

3

Литий Li

4

Алюминий Al

5

Никель Ni

6

Рутений Ru



4 этап – Привет, Алиса!

Конкурс капитанов.

Капитаны с помощью поисковой программы должны найти ответ на вопрос:

Определите науку, которая помогает в научной области химии с использованием информационно-коммуникационных технологий выполнять виртуальный скрининг, молекулярное подобие, фармакофорный поиск, компьютерный синтез, визуализацию и исследование химического пространства.

2 балла за правильный ответ. Время на выполнение 3 минуты.

Ответ:

Хемоинформатика  или химическая информатика или молекулярная информатика — применение методов информатики для решения химических проблем.



Сферы приложения хемоинформатики: прогноз физико-химических свойств химических соединений (в частности, лиофильности, водорастворимости), свойств материалов, токсикологическая и биологическая активность, ADME/T, экотоксикологические свойства, разработка новых лекарственных препаратов и материалов.



5 этап – Эксперимент (Ответы)

Определение реакции среды и распознавание солей универсальным индикатором, которые используются в пищевой промышленности.

Реактивы и оборудование: Вам выданы пробирки с растворами следующих веществ: поваренной соли NaCl, пищевой соды NaHCO3, хлорид аммония NH4CL и универсальный индикатор.

Ход работы: Исследуйте среду каждого раствора. Для этого в каждую пробирку (по очереди) опустите стеклянную палочку, затем прикоснитесь ею к полоске индикаторной бумаги и сравните полученную окраску со шкалой. Заполните таблицу.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (должна быть заполнена полностью строка). Максимально количество баллов 3. Время выполнения 5 минут.


Окраска индикаторной бумаги

Среда раствора

Формула

1

Красная

Кислая

NH4CL

2

Синяя

Щелочная

NaHCO3

3

Не изменяется

Нейтральная

NaCl



6 этап – Анатомия компьютера

Из предложенных элементов соберите системный блок с необходимым внутренним содержанием.

За правильный ответ: 1 балл

Время выполнения: 2 минуты

Ответ:


Приложение 2 Протокол жюри «IT-ХИМИК»


Жюри___________________________________


Группа

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

6 этап

Итого

Место

Макс. кол-во балов

5

5

6

2

3

1




ПК21









ПК22









ПК23









ПР21









ТЭК21




























Пожелания и замечания по данному мероприятию

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!