Методическая разработка
«Недаром помнит вся Россия
про день Бородино»
проведения внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию
ко Дню защитника Отечества.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова»
г. Ульяновск
Подготовила учитель начальных классов
Лисицына Надежда Николаевна
2018 г.
Михаил Юрьевич Лермонтов
БОРОДИНО
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром Два дня мы были в перестрелке.
Москва, спаленная пожаром, Что толку в этакой безделке?
Французу отдана? Мы ждали третий день.
Ведь были ж схватки боевые, Повсюду стали слышны речи:
Да, говорят, еще какие! «Пора добраться до картечи!»
Недаром помнит вся Россия И вот на поле грозной сечи
Про день Бородина!» Ночная пала тень.
«Да, были люди в наше время, Прилег вздремнуть я у лафета,
Не то, что нынешнее племя: И слышно было до рассвета,
Богатыри — не вы! Как ликовал француз.
Плохая им досталась доля: Но тих был наш бивак открытый:
Не многие вернулись с поля… Кто кивер чистил весь избитый,
Не будь на то господня воля, Кто штык точил, ворча сердито,
Не отдали б Москвы! Кусая длинный ус.
Мы долго молча отступали. И только небо засветилось,
Досадно было, боя ждали, Всё шумно вдруг зашевелилось,
Ворчали старики: Сверкнул за строем строй.
«Что ж мы? на зимние квартиры? Полковник наш рожден был хватом:
Не смеют, что ли, командиры Слуга царю, отец солдатам…
Чужие изорвать мундиры Да, жаль его: сражен булатом,
О русские штыки?» Он спит в земле сырой.
И вот нашли большое поле: И молвил он, сверкнув очами:
Есть разгуляться где на воле! «Ребята! не Москва ль за нами?
Построили редут. Умремте ж под Москвой,
У наших ушки на макушке! Как наши братья умирали!»
Чуть утро осветило пушки И умереть мы обещали,
И леса синие верхушки — И клятву верности сдержали
Французы тут как тут. Мы в Бородинский бой.
Забил заряд я в пушку туго Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
И думал: угощу я друга! Французы двинулись, как тучи,
Постой-ка, брат мусью! И всё на наш редут.
Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уланы с пестрыми значками,
Уж мы пойдем ломить стеною, Драгуны с конскими хвостами,
Уж постоим мы головою Все промелькнули перед нами,
За родину свою! Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена́, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
За утра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
1837
![]()

Конкурсная программа, посвященная «Дню защитника Отечества» «Недаром помнит вся Россия про день Бородино».
Участники: учащиеся 3-4 классов, классные руководители, старшая вожатая, актив школы 9-10 классов.
Цели:
Способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Содействовать проявлению учащимися своей индивидуальности.
Способствовать формированию у учеников потребности быть достойными защитниками своего Отечества.
Развить в детях стремление к изучению истории Российского Государства.
Конкурсная программа.
Звучит "Военный марш" Г.Свиридова. Дети входят в зал, встают у своих мест. Идет показ презентации, которую озвучивают ведущие.
1 ведущий. Сегодня праздник – День защитника Отечества. Испокон веков русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Россия гордится своими великими полководцами: Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, принесшим славу русскому оружию.
2 ведущий. В этот день мы славим своих воинов – защитников. Мужеством и доблестью, не щадя жизни, они отстаивают независимость Родины во все времена. Кому не известны великие события русской военной истории – Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтава, отечественная война 1912 года!
Но наш праздник сегодня посвящен событиям Бородинского сражения.
3 ведущий. Через пять лет я буду господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю ее.
С этими словами Наполеон и его 600-тысячная армия перешли российскую границу.
Начиная войну, Наполеон планировал приграничное генеральное сражение, но отступавшая русская армия завлекла его далеко от границы. Продвигаясь вглубь России, Наполеон терял свои силы из-за бесконечных нападений со стороны крестьян, оставлявших свои деревни.
4 ведущий. Главное и принципиально новое состояло в том, что Кутузов решил применить отличную форму борьбы. Если Наполеон стремился победы одним ударом в генеральном сражение, то Кутузов противопоставил Наполеону другую стратегию, сочетавшую в себе целую систему отдельных сражений, растянутых в глубину маневров, активную оборону с последующим переходом в контрнаступление. Отводя армию вглубь страны, Кутузов уже тем самым подготавливал необходимые условия для последующего перехода к активным наступательным действиям. В этом отношении грандиозное сражение у Бородино сыграло огромную роль.
5 ведущий. Дорогие ребята и учителя! Сегодня особый день и у нас есть возможность проверить, как наши мальчики готовят себя к защите нашей Родины. В предложенных конкурсах они должны будут проявить свою сообразительность, находчивость, выносливость, дисциплину, отличную физическую подготовку – все те качества, без которых мужчина не может быть настоящим солдатом, готовым в любой момент встать на защиту своего Отечества.
1 ведущий.
Конкурс “Шифровка”.
Командам выдаются карточки со словами. Им предлагается объяснить значение этих слов.
Карточка 1: блокада, “Катюша”, фашизм, пехота, Рейхстаг.
Карточка 2: контрнаступление, разведка, “сын полка”, Гитлер, концлагерь.
(жюри подводит итоги)
2 ведущий.
Игра со зрителями.
Пока команды совещаются, проводится игра со зрителями. За правильный ответ присуждается по 1 баллу.
Как назывались первые русские воины? (Дружинники)
О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни)
Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма)
Чем прославился М.Г. Калашников? (Изобрел автомат)
Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер)
3 ведущий.
Гренадерами назывались в русской армии 19 века рослые, физически сильные солдаты, специально обученные бросать гранаты.
А вот и наши «гренадеры». Сейчас они продемонстрируют свою меткость.
Конкурс “Меткий стрелок” (эстафета).
Все команды строятся в шеренгу. Перед командами на некотором расстоянии ставится пластиковая корзина (ведро) и командам выдаются мячи (теннисные или подобные). Цель конкурса: каждый участник команды бросает мяч в корзину. Какая команда большее число раз попадёт, та и выигрывает. Каждый участник бросает по одному разу. Бросают парами - участник и его противник.
(жюри подводит итоги)
4 ведущий.
Конкурс «Отгадай-ка» (разминка)
Участники делятся на совещательные команды. На каждую задачу дается одна минута.
Логические и математические задачи:
Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего? (трое)
Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке? (отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)
Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)
Трое школьников отправились в сад за яблоками. По дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните, (трое, т.к. двое других шли из сада им навстречу)
Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько осталось? (три)
Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
(жюри подводит итоги)
5 ведущий.
Состязание продолжается. Участникам необходимо представить, что они направлены в дозор, а наблюдательный пункт находится на болоте. Нужно удержаться на воображаемой кочке стоя на одной ноге и держа в руках воображаемый бинокль.
Тот, кто первый оступится и «упадет в Болото», считается выбывшим из состязания.
(жюри подводит итоги)
1 ведущий.
А сейчас участникам предстоит выполнить самое трудное задание: передать донесение. Текст этого донесения команды придумывают сами и разыгрывают мини-сценки.
(жюри подводит итоги)
2 ведущий.
Воинская дисциплина обязывает каждого солдата стойко переносить трудности военной службы. Для этого нужна необыкновенная сила духа. А здоровый дух, как известно – в здоровом теле! Поэтому занятия спортом - неотъемлемая часть повседневной жизни солдата.
Демонстрируем свою физическую подготовку: делаем приседания, одну ногу вперед (пистолет). Тот, кто сделает меньше всего приседаний, выбывает из состязания.
(жюри подводит итоги)
Критерии оценок жюри.
Класс | Название команды | Конкурс № 1 | Конкурс №2 | Конкурс №3 | Конкурс №4 | Конкурс №5 | Итоговое кол-во баллов |
3 А | | | | | | | |
3 Б | | | | | | | |
4 А | | | | | | | |
4 Б | | | | | | | |
4 В | | | | | | | |
3 ведущий.
Вот и подошла к концу наша конкурсная программа. И пока жюри подводит итоги дружеских состязаний, давайте поздравим всех ребят, будущих солдат, с Днем защитника Отечества.
4 ведущий.
И пусть на щитах наших воинов всегда будет девиз
«Честь и Родина превыше всего!»
(Звучит "Военный марш" Г.Свиридова.)
5 ведущий.
Оглашаются результаты конкурса. Вручаются грамоты победителям.

С праздником, наши любимые мужчины!!!