СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Наша речка, наш водоем…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Наша речка, наш водоем…»»


Методическая разработка внеклассного мероприятия

 «Наша речка, наш водоем…»



Класс: 5

Школа:

Учитель:

Дата: 02.12.2019 г.






Цель: рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья на водоемах в зимнее время.


Задачи:

-формировать представления обучающихся о безопасности на водоемах в зимнее время;

-воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на льду и мерах предосторожности;

-познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшим на льду.

Ход классного часа.


Орг. момент. Приветствие учащихся, настрой на позитивный лад.


Целеполагание, введение в тему классного часа


Предположите тему классного часа.


О чём будет наше занятие.

- А какие изменения происходят зимой?

- Почему в зимнее время нужно быть более осторожным

- Для чего нам надо знать правила поведения в зимнее время?

- Чем грозит пренебрежение этими правилами для ребят?



С приходом зимы и наступлением морозов водоемы покрываются льдом. Ледоставом называется прочный неподвижный ледяной покров на водной поверхности.

После образования ледостава лед используется в качестве сезонных переправ для пешеходов, автомобильного и гужевого транспорта. Во льду прорубаются места для забора воды. Лед используется при проведении активного отдыха и развлечений: катание на коньках, санях, лыжах, проведение походов, соревнований, спортивных и подвижных игр, рыбной ловли. Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие его толщины прилагаемой нагрузке. Для одного человека безопасной считается толщина льда не менее 7 сантиметров.

Чтобы уменьшить вероятность проламывания льда и попадания в холодную воду, необходимо знать и выполнять следующие основные правила:

• прежде чем выйти на лед, убедитесь в его прочности; помните, что человек может погибнуть в воде в результате утопления, холодового шока, а также от переохлаждения через 15-20 минут после попадания в ледяную воду;

• используйте нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу, наметьте маршрут движения, возьмите с собой крепкую длинную палку, обходите подозрительные места;

• в случае появления типичных признаков непрочности льда: треск, прогибание, вода на поверхности льда немедленно вернитесь на берег, идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае – ползите;

• не допускайте скопления людей и грузов в одном месте на льду;

• исключите случаи пребывания на льду в плохую погоду: туман, снегопад, дождь, а также ночью;

• не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, край льда. При отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема;

• никогда не проверяйте прочность льда ударом ноги.

Весной, во время ледохода, на реках и водоемах появляется большое количество льдин, которые привлекают детей. Многие считают катание и проведение других развлечений на льдинах «героическими поступками». Эти забавы нередко заканчиваются купанием в ледяной воде, поскольку льдины часто переворачиваются, разламываются, сталкиваются между собой, ударяются о предметы, находящиеся в воде, попадают в водовороты. После падения в воду нужно как можно быстрее выбраться на берег, держась за льдину, вплавь, опереться руками на льдину, лечь на нее грудью, удерживаться на воде и звать на помощь. Помощь упавшему в воду можно оказывать, используя плавсредства, веревки, шесты. Чтобы избежать подобных несчастных случаев, следует исключить это занятие из числа развлечений детей.

А сейчас, давайте поговорим о том, что делать, если лед проломился:

• не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь;

• обопритесь на край льдины широко расставленными руками, при наличии сильного течения согните ноги, снимите обувь, в которую набралась вода;

• старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на нее грудью, поочередно поднимите, вытащите ноги на льдину;

• держите голову высоко над поверхностью воды, постоянно зовите на помощь.

В неглубоком водоеме можно:

• резко оттолкнуться от дна и выбраться на лед;

• передвигаться по дну к берегу, проламывая перед собой лед.

В глубоком водоеме нужно попытаться выбраться на лед самостоятельно. Для этого необходимо упереться в край льдины руками, лечь на нее грудью и животом, вытащить поочередно ноги на лед. Этот способ связан со следующими трудностями: постоянное обламывание краев льдины, ее переворачивание и движение, быстро нарастающее охлаждение и утомление человека. После выхода из воды на лед нужно двигаться к берегу ползком или перекатываясь в том же направлении, откуда вы пришли. Вставать и бежать нельзя, поскольку можно снова провалиться.

В случае падения в воду одновременно нескольких человек надо по очереди выбраться на лед, помогая друг другу. На льду нужно находиться только в позе лежа. Можно образовать живую цепочку, лечь на лед и передвигаться ползком к берегу.

Бывают ситуации, когда пострадавший не может самостоятельно выбраться из воды, в этой ситуации ему нужна срочная помощь. Делать это следует незамедлительно и очень осторожно:

• если беда произошла недалеко от берега и пострадавший способен к активным действиям, ему нужно бросить веревку, шарф, подать длинную палку, доску, лестницу;

• сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность, надежду;

• можно взять длинный шест за оба конца, сориентировать его середину над пострадавшим и вытащить его из воды;

• для обеспечения прямого контакта с пострадавшим к нему можно подползти, подать руку или вытащить за одежду. В этой работе одновременно могут принимать участие несколько человек. Не подползайте на край пролома, держите друг друга за ноги;

• для обеспечения безопасности необходимо использовать подручные средства: доску, шест, веревку, щит;

• действовать нужно решительно, смело, быстро, поскольку пострадавший теряет силы, замерзает, может погрузиться под воду; после извлечения пострадавшего из ледяной воды его необходимо незамедлительно отогреть.

В том случае, когда пострадавший скрылся под водой, его необходимо постараться вытащить как можно быстрее из воды и оказать помощь. В холодной воде замедляются функции всех систем организма. Известны случаи, когда удавалось спасти человека, который находился под водой 30 минут и более. При этом оптимальные результаты могут быть достигнуты в лечебном учреждении, куда необходимо оперативно доставить пострадавшего.

Викторина

на тему: ''Усвоил ли ты правила безопасного поведения на льду''.

  1. Когда ранний лед становиться прочным?

Только после того, как установятся непрерывные морозные дни, но даже при кратковременной оттепели, которая нередко бывает в зимнее время, лед теряет свою крепость, становиться рыхлым и слабым.

  1. Одинаково ли проходит ледостав на водоемах?

Нет. На реках проходит дольше чем на озерах и прудах. На середине водоемов лед непрочен даже в начале зимы.

  1. По льду какого цвета безопасно ходить одиночному пешеходу?

По прозрачному, с зеленоватым или синеватым оттенком, толщиной не менее 7 см.

  1. Как правильно проверять прочность льда?

Пешней (палкой) ударяют по льду впереди себя по несколько раз в одно и тоже место. Если после 2 - 3 ударов вода не показалась, значит лед надежен.

  1. Можно ли ударами ног проверять прочность льда?

Нет. В этом случае можно сразу провалиться в воду.

  1. Где зимой нужно переходить водоемы?

В местах, где оборудованы специальные ледовые переправы (пешие или автогужевые).

  1. Ледовые переправы отсутствуют, с Вами идет группа людей. Как безопасно перейти водоем?

  2. Как в турпоходе на лыжах с рюкзаками следует переходить водоем?

Отстегнуть крепления лыж, снять с рук петли лыжных палок, снять с одного плеча лямку рюкзака. Расстояние между лыжниками должно быть 5 – 6 метров.



  1. Что требуется от человека, идущего впереди группы, при переходе по льду?

Он должен быть внимателен и осторожен, обходить площадки, покрытые толстым слоем снега (под снегом лед всегда тоньше), прогалины, темные пятна, предупреждающие о наличии полыньи.

10. Вы прошли по льду 15-20 метров, под ногами (пешней) появилась вода. Ваши действия?

Немедленно остановиться и повернуть обратно, наступая на свои же следы, продолжая проверять лед пешней.

11.Какая безопасная толщина льда на водоеме для катания на коньках?

Для одиночного катания – 7 см., для игры в хоккей не менее 10 см., для массового катания – 25 см.

12.Зимний лов рыбы. Какие меры предосторожности?

Опасно собираться большими группами, лед может не выдержать. Не рекомендуется пробивать несколько лунок, расположенных друг от друга ближе, чем на 5 метров.

13. Какие спасательные средства и подручные материалы используются при спасении на льду? Спасательный круг, спасательная лодка на полозьях, спасательные шары, конец Александрова, спасательная лестница, доска, шарф, ремень и др.

14. Вы на водоеме провалились под лед. Ваши действия?

Не барахтаться. Кричать о помощи. Если помощи нет, лечь грудью на кромку льда, выбросить вперед руки, и осторожно выбираться на лед в сторону, откуда Вы пришли. Выбравшись, отползти по льду от опасного места.

15. На водоеме вдали от берега провалился человек, кричит о помощи. Как правильно поступить?

Бежать немедленно на помощь. Захватить с собой доску (шест, ремень, шарф, веревку и т.п.). В 6 – 7 метрах от полыньи лечь на лед и подползти к ней по - пластунски. За 1 – 2 метра от провала подать имеющийся предмет пострадавшему. Как только он уцепился за него, тянуть его из полыньи и ползти на прочный лед или берег.

16. Какое время человек может находиться в воде зимой?

Через 6 – 7 минут человек, находясь в воде зимой, замерзает.



Поиграем в игру «да» и «нет». Я буду спрашивать, а вы отвечайте словами «да» или «нет».

- Можно выходить на лед не убедившись в его прочности? (нет)

- Говорят, вы катались на льдинах. Это правда? (нет)

- А правда ли, что идти по льду следует по уже проложенной свежей тропе? (да)

- Вы спускались на лыжах или на санках с горки прямо на лед? (нет)

- Точно ли, что во время гололеда вы смело переходите дорогу? (нет)

- Можно ли выходить на лед в одиночку? (да)

- В нашем классе есть дети, которые не знают телефона службы спасения? (нет)

- Так нужно ли соблюдать правила безопасности на водоемах в зимнее время? (да)


Подведение итога

Ребята, я надеюсь, что вы все будете выполнять правила поведения на воде в зимний период и элементарные правила безопасности на льду, помните, если вы стали свидетелем происшествия, немедленно сообщите об этом по телефону службы спасения. Будьте внимательны к себе, своему здоровью.