СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Зеленая аптека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная программа (викторина), расширяет кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Зеленая аптека"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1 г. Липецка









Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии


5 – 6 класс



Чикина Наталья Александровна

учитель биологии









Липецк 2013


Оглавление




  1. Введение 3

  2. Методическая разработка внеклассного мероприятия

  3. по биологии «Зеленая аптека» 4

  4. Заключение 14

  5. Литература 15

  6. Приложение






















Введение


«Зеленая аптека» познавательная программа (викторина). Расширяет кругозор в области лекарственных растений. Формирует навыки по сбору лекарственных растений. Учит отличать ядовитые растения от не ядовитых. В игровой форме знакомит детей в игровой с разными способами лечения простудных заболеваний. Воспитывает бережное отношение к природе

Цели и задачи:

  • углубить знания учащихся о лекарственных расте­ниях;

  • сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых;

  • познакомить детей в игровой форме с немедицин­скими способами лечения простудных заболеваний.

  • расширять кругозор в области лекарственных растений.

  • воспиты­вать бережное отношение школьников к собственному здоро­вью.

Оборудование: презентация, коллекция лекарственных растений, рисунки. Костюмы участников.

Оформление: презентация, коллекция лекарственных растений, рисунки.

Место проведения: аудитория или актовый зал.

Мероприятие проводилось 7 апреля, во всемирный день здоровья.



















Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии

«Зеленая аптека»

Мероприятие проводилось 7 апреля, во всемирный день здоровья (слайд 1).

Выходят ведущие (слайд 2)

Ведущий 1. Даже в самых древних памятниках письменности, есть указания на использование человеком целебных свойств растений. Тайной лечебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции и Риме, применяли растения для лечения и на Руси. На Ру­си лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Пер­вые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах (слайд 3).

Человека изучавшего свойства растений на Руси называли «травниками». От какого слова образовано это название? (Ответы детей.) Изучив лекарственные свойства растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас. Из известных сейчас на Земле 500 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные, целебные свойства которых используются в современной научной медицине. (слайд 4)

Ведущий 2 ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь - на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду –

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята –

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Ведущий 3. (слайд 5)

Лес - как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения.

Ведущий 4. Давайте более подробно познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Как вылечить простуду без лекарств.

Ведущий. 1

Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка, В середине золотая. Кто она такая?

Появляется Ромашка. (слайд 6)

Ромашка. Это я - Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя - Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем по­ехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои семена рассеялись вдоль дороги. А вскоре склоны её покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.

Ведущий 2. Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка. Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Предлагает отвар.

Под музыку появляется Подорожник. (слайд 7)

Подорожник. Это я - Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на до­роге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота вы­ехала телега. Одна змея успела уползти, а другая - нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вме­сте скрылись из виду.

С названьем простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок - подорожник

Растет у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли...

Невзрачный цветок подорожник

Растёт у дороги в пыли.

Ведущий 3. Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?

Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат - беги ко мне срочно. Я помогу!

Под музыку появляются Шиповник, Мать-и-мачеха.

Ведущий 4. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?

Растения вместе. Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.

Шиповник. Где-то в чаще дремучей, (слайд 8)

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царём кустов

За цвет и запах моих цветков.

Хоть куст мой зелёный

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Ведущий 1. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нём содержится витамин С. И то­гда гриппом вы болеть не будете

.Мать-и-мачеха выходит вперед.

Мать-и-мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

Ведущий 2 . Знаем! Ты - Мать-и-Мачеха!

Мать-и-мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, (слайд 9)

Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдёт!

Ромашка. Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке! Давайте танцевать.

Танцуют все растения, а на полянке появляется девочка. Она гуляет, не замечая, как топчет растения, толкает их.

Ведущий 3. Стой! Посмотри, что ты делаешь!

Девочка. Я? Гуляю! А что?

Ведущий 3. Оглянись и посмотри, что ты натворила!

Девочка. Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны!

Хочет уйти с полянки, но тут с нею начинаются неприят­ности: натёрла ногу, начала чихать, кашлять, заболела голова, поднялась температура. Появляется мама девочки и поёт на мотив песни из м/ф «Бременские музыканты».

Мама. Что ты, доченька моя, побледнела?

Иль головка у тебя заболела?

Надо, надо обратиться к врачу...

Девочка. Ой, к врачу я не хочу!

Появляется доктор Пилюлькин.


Мама. Осмотрите мою дочь вы внимательно.

И поставьте ей диагноз обязательно.

Ну, а я ее потом полечу...

Д е в о ч к а. Я таблеток не хочу!

Пилюлькин. Здравствуйте, ребята!

Что случилось?

Что болит?

Есть и йод, и вата, и пилюли!

Девочка. Боли, доктор, в голове,

Помогите, доктор, мне.

Не хочу я даже сладость -

Вот какая везде слабость!

Пилюлькин. Сейчас осмотр проведу,

Чем смогу - тем помогу,

Ручки слабые, ножки тоже.

Так. На что это похоже?

Ну-ка рот открой пошире:

Раз, и два, и три, четыре.

Зубы все пока на месте.

Посоветуемся вместе...

Советы-реплики от ребят.

Надо дать ей таблетки! (слайд 10_

В нос закапать из пипетки!

Надо выпить порошок!

Антибиотиков мешок!

Надо дать ей микстуру!

Справку дать от физкультуры!

Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!

Ваши знания видны,

Но таблетки ей вредны!

Организм ваш молодой –

Сам он справится с бедой.

Только чуда вы не ждите –

Себе сами помогите;

А помощников не счесть!

Травы лечащие есть!

Отвари и пей, когда

Подойдёт к тебе беда.

Пилюлькин. А ещё, девочка,

Баня с паром, кипятком,

Веником и лежаком!

Девочка. Нет! Сегодня я уже купалась!

Без ушей чуть не осталась!

Пилюлькин. Нет так нет! (слайд 11)

Тогда скорей

Чая с мёдом ты попей!

Иль с вареньем из малины,

Или с соком из рябины.

У природы есть секрет,

Как быть здоровым много лет.

Девочка. Вот спасибо, доктор, вам!

Каждый должен думать сам,

Как здоровье сохранить

И болезни победить.

Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!

Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, у неё всё перестаёт болеть.

Ведущие 4 проведем практикум. (слайд 12-13) Демонстрация способов лечения и профилактики:

- ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с до­бавлением масел): по пояс раздеться и укрыться полотенцем так,

чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;

пропаривание в воде с горчичным порошком: лучше па­рить руки, а не ноги, а чтобы это не было скучно, положить в таз игрушки;

витаминный салат из лука.

Ведущий 4. Чтобы вы все не только посмотрели и послу­шали, но и запомнили, возьмите с собой рецепты, которые под­скажут, как ещё можно лечиться без лекарств.

Раздаёт с Пилюлькиным взрослым и детям отпечатанные рецепты.

Ведущий 1. Не забывайте, что все лекарства «зелёной апте­ки» применяют только по назначению врача. Для того чтобы лекарственное растение при заготовке не потеряло своих лечеб­ных свойств, необходимо соблюдать определенные правила. (слайд 14 15)

Памятка сборщика

правил по сбору лекарственных растений. (Одно верно назван­ное правило оценивается в 1 балл.)

ПАМЯТКА СБОРЩИКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветы - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осе­нью.

Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как мно­гие из них ядовиты.

Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.

В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

Растительные яды в малых дозах используются как лекар­ство.

Ведущий. Очень часто некоторые растения мы видим в первый раз, некоторые из них могут быть ядовитыми; для того чтобы обезопасить себя, запомните три правила:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

  • рвать

  • нюхать

  • брать в рот

Ведущий 2 Может быть ребята, вы знаете, какие части используют в растениях для лечебных целях? (слайд 16-20)

Одуванчик ле­карственный

Ромашка аптеч­ная

Подорожник большой

Чистотел боль­шой

Тысячелистник обыкновенный

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (ответ)

Растение

Какую часть используют

Применение в медицине

1. Одуванчик лекарственный

Лист Корень

Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка

2. Ромашка аптечная

Цветки

Противовоспалительное средст­во, полоскание и промывание ротовой полости, волос

3. Подорожник большой

Листья

Заживляет раны, помогает при ушибах

4. Чистотел большой

Надземную часть

Лечение кожи, туберкулёза

5. Тысячелистник обыкновенный

Надземную часть

Кровоостанавливающее, зажив­ление ран

Ведущий 3. Викторина Полезные свойства растений

Командам раздаются карточки с изображением растений, задается вопрос. Необходимо поднять карточку с изображени­ем того растения, о котором идёт речь. (За каждый правиль­ный ответ -1 балл.)

Вопросы:

Порошок из корней, какого растения используют для улуч­шения аппетита? (Одуванчик лекарственный.)

Настой из листьев, какого растения используют для при­жигания бородавок? (Чистотел большой.)

Это растение используют для остановки кровотечения. (Тысячелистник обыкновенный.)

Если вас укусила пчела или вы поранили ногу, лист, какого растения вы используете? (Подорожник большой.)

У вас болит горло, - какое растение вы будете использо­вать для полоскания рта? (Ромашка аптечная.)

Из листьев этого растения готовят салат. (Одуванчик ле­карственный.)

Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием. (Ромашка аптечная.)

Ведущий 4. Многие растения, которые растут у нас на ого­роде, обладают лечебными свойствами.

Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идет речь. (Один верный ответ - 1 балл.) Изображения расте­ний закреплены не стенде.

Загадки:

  1. Эти разные листочки
    Лечат сердце, лечат почки.
    Улучшают аппетит,
    Боль прогонят, где болит.
    Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке. (Петрушка.)



  1. Этот плод - аптека наша,
    Из него полезна каша,
    Семечки - деликатес,

И глистам - противовес.

Диетическое блюдо -

От болезней всех, как чудо! (Тыква.)

  1. Овощ этот очень крут!
    Убивает всех вокруг.
    Помогут фитонциды
    От оспы и чумы,

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы! (Лук.)

  1. В бордовых корнеплодах
    Лекарство от запоров.
    Давленье понижает

И кровь оздоровляет.

Салат от ожиренья,

А сок - от воспаленья. (Свёкла.)

  1. Листья - будто кружева,
    Украшенье для стола.
    Повышают аппетит,
    Придают здоровый вид.
    Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (Укроп.)

Ведущий 4. Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

-Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу

Ты к себе скорей зови!

Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наше встреча не пройдёт бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям. А о чём вам хочется рассказать? (Ответы детей.)

Лекарственные растения можно собирать в природе, это - целая наука, их можно купить в аптеке. Демонстрируется коллекция лекарственных растений.

Приложение Презентация. Коллекция лекарственных растений.

















Литература

Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений. ГУГК 1983 г. … Дикорастущие полезные растения СССР. М.: "Мысль" 1976.

Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. - Вып. 2/ Авторы-составители Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. - 214 с.

Сорокина Л.В. Край родной: Сценарии о живой природе. - М.; ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!