Министерство Здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Кишечные инфекции
и правила здорового питания»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
2020
Рассмотрено на цикловой методической комиссии «ОГСЭ, ОПД, ЕН» ___________________ | Утверждаю Зам директора по учебной работе _________________ | | |
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности34.02.01Сестринское дело
Составитель: Матвеева А.Е., преподаватель ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка…………………………………………………… | 4 |
2. | Цели и задачи внеклассного мероприятия………………………………. | 6 |
3. | Участники внеклассного мероприятия …..……………………………… | 7 |
4. | Оснащение и оборудование внеклассного мероприятия………………. | 7 |
5. | Организация внеклассного мероприятия….……………………………... | 8 |
6. | План проведения внеклассного мероприятия с примернойхронокартой……………………………………….…………… | 9 |
7. | Сценарий внеклассного мероприятия……….…………………………… | 10 |
| | |
| | |
| | |
| |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кишечная инфекция – это поражение пищеварительного тракта микроорганизмами, вызывающими интоксикацию, диарею, рвоту, боль в животе, слабость и гипертермию. Одно из самых характерных проявлений кишечной патологии – воспаление слизистой оболочки желудка и кишечника.
Не существует возрастной категории, застрахованной от возникновения кишечной инфекции, но в силу особенностей иммунитета чаще всего от нее страдают дети, пожилые люди, и те, кто недавно перенес тяжелое заболевание. В развитых странах кишечная инфекция занимает второе место после ОРВИ по количеству обращений к врачу.
Заражение происходит из-за попадания в организм здорового человека возбудителей инфекции фекально-оральным или алиментарным путем: через воду, предметы быта, продукты питания. Эти микробы выделяются с калом, рвотными массами, слюной, мочой больными людьми или теми, кто перенес недавно кишечную инфекцию.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.
За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Одной из ведущих причин распространенности неправильного питания является недостаточная информированность школьников,
учителей и родителей о современных рекомендациях по здоровому
питанию. Здоровое питание является основой нормального роста и развития, сохранения здоровья и снижения риска хронических заболеваний. Оно необходимо также для обеспечения нормальной физической и умственной трудоспособности, повышения способности к обучению и улучшению успеваемости в школе. Пособие предназначено для школьников и учителей, преподавателей и студентов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Кишечные инфекции и правила здорового питания»
Цели:
формирования знаний о путях передачи кишечных инфекций и способах профилактики;
изучение культуры питания, как части общей культуры здоровья.
Задачи:
изучить пути передачи кишечных инфекций;
способы профилактики кишечных инфекций;
развитие представлений о правильном питании;
привитие основ здорового питания;
формирование полезных привычек;
организация правильного питания;
расширить знания слушателей о продуктах здорового и нездорового питания;
развитие потребности заботится о своём здоровье.
УЧАСТНИКИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
К участию в лекции привлекаются студенты первого и третьего курса по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Критерии отбора участников:
Высокий уровень мотивации к получению знаний – отличные и хорошие показатели текущей успеваемости, систематическая подготовка ко всем видам занятий, своевременное выполнение всех видов заданий.
Неординарные и творческий подход к решению поставленных задач.
Демонстрирование в процессе обучения наличия общих компетенций, готовность к дальнейшему их формированию.
Владение коммуникативными навыками, культурой поведения, культурой речи, соблюдение требований к внешнему виду студента.
4.ОСНАЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Технические средства:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
2 планшета для ведущих внеклассного мероприятия
Преподаватель для контроля и организации проведения внеклассного мероприятия.
Буклеты.
Проведение внеклассных меропритий в современном формате с использованием компьютерных технологий и мультимедийного оборудования позволяет избежать трудоёмкого оснащения таблицами, муляжами.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1.Мероприятие проводится в конце первого семестра учебного года (ноябрь-декабрь). Сроки проведения мероприятия согласуются с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой»; Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Санаторная школа с наличием интерната для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, р.п. Межевой».
2. Место проведения – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой»; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа с наличием интерната для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, р.п. Межевой».
3. Данное мероприятие может проводиться на базе общеобразовательных и муниципальных учреждений, т.е. студентами для школьников.
Требования к аудитории:
1.Наличие компьютера;
2. Мультимедийного проектора;
3. Достаточное количество сидячих мест в зависимости от количества участников и зрителей.
3. 2 планшета для ведущих внеклассного мероприятия
3.Форма одежды ведущих – белый халат и бейдж.
6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
С ПРИМЕРНОЙ ХРОНОКАРТОЙ
№ п/п | Этап лекции | Примерное время |
1. | Организационный момент | 2 мин. |
2. | Вступительное слово преподавателя (ведущего) | 3 мин. |
3. | Кишечные инфекции | 15 мин. |
4. | Правила здорового питания | 15 мин. |
5. | Ответы на вопросы от слушателей лекции | 5 мин. |
6. | Выводы | 5 мин |
7. СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Кишечные инфекции и правила здорового питания»
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Организм каждого из нас имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить свое здоровье. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.
Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов: бактерии, вирусы и простейшие.
Источником инфекции является человек или животное.
К острым кишечным инфекциям относятся следующие заболевания дизентирия, холера, энтерит, гепатит А, брюшной тиф и др.
Ведущие пути передачи:
• контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
• пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
• водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)
Острые кишечные инфекции (ОКИ) - это многочисленная группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых различными микроорганизмами, простейшими, бактериями, вирусами с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта.
Симптомы заболевания. После попадания возбудителя в организм болезнь проявляется не сразу. Это так называемый скрытый, инкубационный период, который длится от нескольких часов до 10 дней. Потом у больных повышается температура, появляется слабость, тошнота, ухудшается аппетит, появляются боли в животе, рвота, частый жидкий стул. Заболевание может протекать в виде здорового носительства. Больные или носители представляют опасность для окружающих, так как с фекалиями выделяется огромное количество возбудителей в окружающую среду. Далее через загрязненную воду, предметы обихода, руки или пищевые продукты возбудители ОКИ вновь попадают в кишечник здорового человека. Некоторые заболевания протекают в легкой форме, поэтому больные не обращаются к врачу, а занимаются самолечением. Это может привести к нежелательным последствиям. Непременно обратитесь к врачу при первых симптомах заболевания.
Чтобы предохранить себя и детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
строго соблюдайте правила личной гигиены, чаще и тщательно мойте руки с мылом после возвращения домой с улицы, перед едой и после посещения туалета;
для питья используйте кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества;
овощи, фрукты, ягоды тщательно мойте перед употреблением под проточной водопроводной водой, а для маленьких детей ещё и кипяченой водой; - не приобретайте продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли;
в домашних условиях соблюдайте правила гигиены при приготовлении горячих и холодных блюд, сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, особенно скоропортящихся, сырые продукты и готовую пищу следует хранить раздельно;
для обработки сырых продуктов необходимо пользоваться отдельными ножами и разделочными досками;
тщательно прожаривайте или проваривайте продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты;
скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике при температуре +2 +6ºС - постоянно поддерживайте чистоту в жилище и соблюдайте правила личной гигиены Игрушки так же мойте перед тем, как давать детям
Помните, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить!
Для того, чтобы предохранить себя от заражения, соблюдайте следующие правила:
Мойте с мылом руки перед едой и после посещения туалета.
Следите за чистотой рук у детей , прививайте им с раннего детства гигиенические навыки.
Овощи и фрукты тщательно промывайте в проточной водопроводной воде и обдавайте крутым кипятком.
Разливное молоко пейте только кипяченым , особенно после приобретения его у случайных лиц.
При приготовлении пищи - соблюдайте технологию, не нарушайте сроков хранения сырых и готовых продуктов, соблюдайте товарное соседство пищевых продуктов и сырья как при покупке в магазине, так и при хранении в холодильнике.
Убирайте остатки пищи после еды , чтобы не привлекать в помещение мух и тараканов.
Заботьтесь о чистоте своего жилища.
При появлении дисфункции кишечника, болей в животе, повышении температуры тела, рвоты, слабости -немедленно обращайтесь к врачу !
Чтобы защититься от инфекций, необходимо соблюдать правила:
Употреблять для питья только кипяченую или бутилированную воду и напитки в фабричной расфасовке.
При покупке продуктов обращать внимание на срок годности.
Тщательно мыть фрукты и овощи проточной водой, а затем обдавать кипятком.
Необходимо подвергать продукты питания термической обработке.
При приготовлении и хранении пищи не допускать контакта сырых продуктов и готовых блюд
Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки перед едой, после посещения туалета и улицы.
Поддерживать чистоту в жилище
Защитить себя от их укусов клещей и других кровососущих насекомых, которые являются переносчиками инфекционных и паразитарных заболеваний.
Уничтожайте в жилище тараканов, мух и других насекомых. Не использовать для питья воду из случайных природных водоисточников -колодцы, фонтаны, ключи, озера, реки и т.д.
Не употреблять скоропортящиеся продукты (салаты, молочные продукты, изделия с кремом и т.п.), которые более суток хранились в холодильнике.
Не использовать один и тот же разделочный инвентарь для приготовления сырых и готовых продуктов.
Избегать купания в водоёмах в неотведенных для этого местах. При купании в плавательных бассейнах следует избегать попадания воды в полость рта.
Избегать или максимально сократить пребывание в закрытых помещениях в местах массового скопления людей, контакты с больными людьми.
Не заниматься самолечением. При пищевых отравлениях и инфекционных заболеваниях необходима квалифицированная медицинская помощь.
«
Скажи мне, что ты ешь…».
Учить уроки, чтоб на «пять»,
И спортом заниматься,
Чтоб мозг и мышцы укреплять,
Нам надо правильно питаться.
Но перед тем как сесть за стол,
Ты должен вымыть чисто руки,
К
огда ты ешь, то не смотри футбол,
Не отвлекайся на другие звуки.
Завтрак съешь,
А на обед сходи к друзьям,
Уж коль народа мудрость слушать,
А ужин ты отдай врагам.
Враг тоже должен что-то кушать!
Правильное питание – основа здоровья каждого человека. Эту аксиому знают все люди, но не все стремятся воплотить в жизнь.
В
сем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
Сегодня мы идем в здоровую страну.
Болезням там объявим мы войну.
О живительной силе поговорим,
Столовую здоровой пищи посетим!
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Есть такая пословица: «Человек есть то, что он ест». Вот какое важное место в жизни человека занимает еда. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.
А теперь давайте немного поиграем в игру” Кто знает больше полезных продуктов?”.
П
осле того как вы назвали сейчас множество полезных продуктов, расскажите мне по очереди, что каждый из вас ест на завтрак. От того, что мы едим, как, когда и сколько, зависят основные жизненные функции организма и трудоспособность.(Дети по очереди перечисляют содержимое своего завтрака). А теперь поиграем в игру!
Игра “Скатерть-самобранка”.
Ребята, давайте скажем волшебные слова: “По щучьему велению, по нашему хотению появись скатерть самобранка!” Раз, два, три, скатерть развернись… (Педагог за ранее заготавливает плакат, на котором нарисована скатерть с различными продуктами). Какие угощения приготовила нам скатерть? Всё ли здесь полезно для нашего здоровья? Ребята, по часам сейчас время завтрака - утреннего приёма пищи. Что можно взять со скатерти-самобранки на завтрак? (Дети выбирают то, что в основном кушают на завтрак и каждый ребенок объясняет почему он выбрал именно этот продукт).
В пище содержатся все необходимые человеку элементы: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Все они одинаково важны. Однако в природе нет универсального продукта, в котором содержались бы абсолютно все питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная — привести к функциональным расстройствам. Дорогие ребят, у вас потребность в основных пищевых веществах и энергии остается высокой и обусловлена физиолого-биохимическими особенностями: ускоренным ростом и развитием, дифференцировкой различных органов и систем, особенно ЦНС, напряженностью метаболических процессов. Важно соблюдать дифференцированный подход к определению пищевой потребности в зависимости от вида деятельности.
А сейчас, я вам расскажу о пяти самых вредных и полезных продуктах для вашего детского организма, давайте назовем это топом пяти самых вредных и полезных продуктов питания.
Топ-5 самых вредных для детей продуктов питания.
По мнению врачей-диетологов, одним из самых вредных на рынке продуктов питания является Кока-кола. Этот напиток содержит ортофосфорную кислоту в таких концентрациях, что за несколько часов способен удалить ржавчину с гвоздя! Ну а, кроме того, в 1л Кока-колы содержится 25 ложек сахара! Такая нагрузка может оказаться не под силу поджелудочной железе, отвечающей за понижение сахара в крови. Врачи-диетологи предупреждают, что здоровое питание детей должно подразумевать полное исключение Кока-колы из их меню, иначе имеется риск возникновения таких заболеваний как сахарный диабет и ожирение. Диетическая Кока-кола (без сахара) – ничем не лучше. В ней содержатся потенциально опасные для здоровья человека сахарозаменители цикламат и аспартам.
На втором месте по степени вредности – сладкая газировка, содержащая бензоат натрия (Е211). По данным последних биологических исследований, большие количества бензоата натрия повреждают митохондриальную ДНК, что может привести к циррозу печени, болезни Паркинсона, и ряду нейродегенеративных болезней.
Почетное третье место занимают картофельные чипсы. Их делают вовсе не из картофеля, а из восстановленного концентрата порошковой сублимированной картошки. В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для ваших детских желудков. А, кроме того, они «убивают» чувство вкуса нормальной, здоровой пищи. Одна моя знакомая мама 2-летней девочки рассказывает: «Мы с мужем очень любим чипсы, и как-то так получилось, что дочь тоже пристрастилась к ним. Каждый раз в магазине она закатывала такую истерику, что я была вынуждена покупать ей пакетик с чипсами. А потом заметила, что если не посолю пищу чрезмерно, дочь отказывается съедать обед. Она так пристрастилась к пересоленным чипсам, что перестала чувствовать вкус нормальной пищи. Мы испугались и стали принимать меры. В магазин девочку с собой не брали, чипсы не покупали, а, если уж ей очень хотелось похрустеть, предлагали сухарики из пшеничного хлеба. Но в детском саду, где прерогативой является правильное питание детей, она до сих пор ест с неохотой – там никто не досаливает ей еду». Вывод один – не хотите подобных проблем, откажитесь от чипсов !
На четвертом месте по степени вредности – сосиски и дешевая колбаса. В их составе практически нет мяса, зато много жиров (до 40% веса), соевого белка и нитрита натрия, вещества, придающего сосискам и колбасам приятный розоватый цвет. Нитрит натрия в организме превращается в нитрозамины – потенциальный канцероген. Американскими исследователями было выявлена связь между употреблением содержащих его продуктов и раком кишечника, поэтому, чем меньше вы едите сосисок, тем для вашего здоровья полезнее.
На пятом месте – маргарин. Маргарин – это смесь гидрогенизированных, то есть насыщенных атомами водорода, животных и растительных жиров. За счет такой химической модификации маргарин, даже из холодильника, легко намазывается на хлеб, а потому входит в состав практически всех «спредов» и «бутербродных смесей». Но, честно говоря, лучше есть обычное масло, чем такие «спреды». Дело в том, что в процессе гидрирования около 40% молекул жирных кислот меняют свою геометрическую структуру и превращаются в так называемые транс-изомеры. Эти транс-изомеры повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний. Помимо маргарина транс-изомеры содержатся в магазинной выпечке на основе маргарина.
Топ-5 самых полезных продуктов.
Скажем сразу, что такой список составить достаточно трудно. Нормы питания детей разные, у одних несовершенство пищеварительной системы приводит к непереносимости каких-то продуктов питания, какими бы полезными теоретически они ни были, у других возникают аллергии на определенные виды пищи… И все же, мало кто решится отрицать, что правильное питание детей подразумевает включение в их рацион обычных яблок. Содержащиеся в них фруктовые кислоты помогают бороться с гнилостными бактериями, поэтому яблоки очень полезны для желудка. Пектины, также содержащиеся в яблоках в большом количестве, помогают процессу пищеварения. Также яблоки богаты микроэлементами, в частности, железом, и предотвращают развитие анемии. А, кроме того, если ты категорически отказываешься чистить зубки, долька съеденного на ночь яблока может стать в некотором роде заменителем зубной щетки.
С почетным вторым местом в списке самых полезных продуктов питания для детей диетологи никак не могут определиться. С одной стороны, хочется назвать вторым номером морковь – кладезь бета-каротина. С другой стороны, нормы питания детей рекомендуют включение в рацион капусты брокколи, которая, к тому же, является диетическим гипоаллергенным продуктом.
На третьем месте в списке самых полезных стоит лук. Употребление лука позволяет снизить вероятность «подцепить» простуду, повышает иммунитет, снабжает организм витаминами и минералами.
Мало кто представляет себе правильное питание без наличия в меню каш. Каши занимают в нашем списке почетное четвертое место. Они богаты углеводами, жизненно необходимыми для роста и развития ребенка, и в идеале должны присутствовать в твоем рационе каждый день. Каши предпочтительно давать на завтрак, «заряжая» организм энергией на целый день.
На пятом месте в списке самых полезных продуктов питания – молочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии. Они нормализуют микрофлору кишечника, препятствуют развитию дисбактериоза.
Здоровое питание обязательно должно подразумевать наличие в их меню йогуртов, кефиров, творожков. Если добавить к ним фрукты – то лучшей альтернативы вредным сладостям не найти!
«Продукты полезные важны- продукты полезные нужны» .
Правильное питание является главной составляющей для гармоничного роста и развития человека, так как не только обеспечивает его энергией, но и является строительным материалом для его организма. Представим, что наш организм это крепость. И как вы думаете, что будет строительным материалом? Конечно продукты питания. Но продукты могут, как построить крепкую крепость так ее и разрушить. Наш организм может быть здоровым и сильным или больным и слабым, все зависит лишь от того, что мы едим, какие продукты употребляем. Для вашего здоровья и благополучия крайне важно привыкнуть к правильному режиму питания. Уже сейчас с молодости у вас формируется привычка есть как попало, позже это может привести к проблемам со здоровьем. В первую очередь необходимо познакомиться с основными четырьмя группами продуктов. Пищевая пирамида, нарисованная ниже, поможет вам выбрать из всего разнообразия продуктов, что и в каком количестве есть, чтобы получить все необходимые вам питательные вещества и не набрать при этом излишка калорий, насыщенного жира, холестерина, сахара или натрия. Скажите мне ребята , а какие пословицы и поговорки о еде и правильном питании вы знаете? (Дети называют знакомые им поговорки и пословицы). А знакомы ли вы с такими поговорками и пословицами и как вы их понимаете?
– Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.
– Мельница сильна водой, а человек едой.
– Любо брюху, что глаза кашу видят.
– Натощак и песня не поется.
– И пес перед хлебом смиряется.
– Голод и волка из лесу гонит.
– Голод не тетка, пирожка не подсунет.
– Сытый голодному не товарищ.
– Положить зубы на полку.
– Голоден, как волк.
– Когда я ем, я глух и нем.
– Сладкого досыта не наешься.
Ребята, запомните важные правила!
Чтобы получить необходимые для вашего организма калории, белки, витамины, минералы и пищевые волокна (клетчатку), стремитесь к разнообразию в питании.
Уравновешивайте съеденную пишу физической активностью, что поможет вам всегда поддерживать нужный вам вес.
Выбирайте пищу с низким содержанием жира, насыщенного жира и холестерина.
Отдавайте предпочтение пище с большим количеством овощей, фруктов и круп (вы будете сыты и здоровы).
Употребляйте меньше сахара, соли. По возможности ешьте больше рыбы и белого мяса, но меньше красного мяса.
ПИЩЕВАЯ ПИРАМИДА
Пищевая пирамида – наглядный набор продуктов на каждый день. Это вовсе не значит, что вам навязывают жесткий перечень. Пищевая пирамида позволяет выбрать из огромного разнообразия продуктов те, что входят в понятие здоровой и рациональной диеты, подходящей именно вам.
Пирамида дает возможность разнообразить свой стол при одновременном получении необходимых питательных веществ и нужного для нормального, здорового веса количества калорий. Пирамида позволяет контролировать потребление жира, в особенности насыщенного.
В пирамиде особо выделены пять главных групп продуктов, показанных в трех нижних ее этажах.Продукты каждой группы содержат питательные вещества, необходимые вам для сбалансированногопитания. Поэтому продукты из одной категории не могут быть заменены на другие (ни одна группане важнее другой); здоровое питание подразумевает потребление всех видов продуктов.
Старайтесь включать в меню только свежие продукты или, в крайнем случае, полуфабрикаты. Избегайте готовой пищи, требующей только подогрева. В ней меньше питательных веществ и больше сахара, жиров и натрия, чем в домашней еде. Когда вы готовите полуфабрикаты, посмотрите на этикетку, чтобы убедиться, что содержание жира вам подходит.
|
Жиры растительные масла, сладости |
|
Белки (2-3 порции) молочные продукты (2-3 порции) |
|
Фрукты (2-4 порции) Овощи (3-5 порций) |
|
Хлеб, каши, рис и макаронные изделия (6-11 порций) |
Хлеб, каши, рис и макаронные изделия. Эта приготовленная из зерновых пища образует основу пирамиды.Большинство блюд на каждый день (от 6 до 11) нужно готовить из этих продуктов.
Фрукты и овощи.Следующий уровень - также растительная пища. Ешьте фрукты (2-4 раза в день) и овощи (3-5 блюд в день), в которых полезны не только витамины и минералы, но и растительные волокна (клетчатка).
Мясо и молочные продукты. На этом уровне пирамиды большинство продуктов животного происхождения. «Мясная» группа включает в себя мясо, птицу, рыбу, сухие бобы, яйца и орехи. Мясо, птица и рыба богаты белками, витамином В, железом и цинком. Сухие бобы, яйца и орехи содержат белки вместе с другими витаминами и минералами. Молочные продукты - молоко, йогурт и сыр - обеспечивают организм белками, кальцием, строящим кости, и другими питательными веществами. Как правило, продукты животного происхождения жирнее, чем продукты растительные, однако исключать все мясные и молочные продукты из рациона не стоит. Можно включить в меню обезжиренные молочные продукты, постное мясо, птицу без кожи. Они дают такое же количество витаминов и минералов, как и их более жирные двойники. Большинство людей должны употреблять 2-3 блюда из этих двух групп ежедневно. Вегетарианцы, отказывающиеся от продуктов животного происхождения, могут съесть лишнюю порцию сухих бобов или орехов, но и им требуетсяобогащенное меню - дополнительные блюда растительной пищи, дающие достаточное количество кальция, железа и витамина В12.
Жиры, растительные масла и сладости. На вершине пирамиды находятся растительные масла, кремы, сливочное масло, маргарин, сахар, напитки, сладости и десерты. Если желаете иметь здоровый вес, ешьте их умеренно.
Как правильно измерить свою порцию?
Разные продуктовые группы в пирамиде можно разделить на порции. Количество этих порций зависит от того, сколько калорий вам необходимо, что в свою очередь диктуется вашим возрастом, полом, комплекцией и тем, насколько вы активны.
Хлеб, каши и макаронные изделия. 1 кусок хлеба; 30 г каши в пакетике; 90 г вареного риса, макаронных изделий или каши. Овощи. 50 г зеленого салата; 60 г нарезанных вареных или сырых овощей; 175 мл овощного сока.
Фрукты. 1 среднее яблоко, банан, апельсин, груша или персик; 125 г вареных, консервированных или замороженных фруктов; 40 г сухофруктов; 175 мл фруктового сока (100%-ного сока).
Молочные продукты. 250 мл молока или йогурта; 45 г творога; 60 г сыра.
Белки. 60-90 г приготовленного постного мяса без костей, рыбы или птицы (кусок размером с игральную карту). К 30 г мяса можно приравнять следующие продукты: 90 г вареных бобов; 1 яйцо; 50 г орехов: 2 ст. ложки арахисового масла.
Золотые правила питания:
Главное – не переедайте. Ешьте в меру.
Старайтесь употреблять в пищу полезные продукты, много овощей и фруктов.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Перед едой мойте руки с мылом.
Фрукты и овощи надо хорошо мыть.
Во время еды не разговаривайте и не читайте.
8.ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основная:
Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева –М.:Олма-Пресс Инвест, 2016.73с.
«Питание и здоровье». Р. И. Воробьев. Москва «Медицина», 2019.
«Раздельное питание». (Лекция) Т. Данкова. Москва, Сокольники, «ТОР», 30 апреля 2018.
«Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма человека». (Лекция). Б.П. Персец. Москва, 2018.
«Раздельное питание». Ренате Цельтнер. Феникс, 2017.
«Секреты долголетия». Поль С. Брэгг, Герберт Шелтон. Сыктывкар, 2016.
«Три пользы». И. И. Литвина. Санкт-Петербург, 2017
«Человек - соль земли». Надежда Семенова. Санкт-Петербург, «Диля», 2019.
«Чудо голодания». Поль С. Брэгг. Хабаровск, 2019.