Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию детей «Турнир «ЭКО-знайка»
Автор-составитель: Пшеничникова В.Д.,
преподаватель ДШИ-1 им.Г.В.Свиридова
города Курска
Пояснительная записка
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, воспитателям, классным руководителям образовательного учреждения любого профиля для проведения воспитательного мероприятия с целью экологического воспитания. Турнир по экологическим знаниям можно провести для детей 10-17 летнего возраста. Сначала надо провести беседу по экологии, а для закрепления знаний организовать «Турнир «ЭКО-знайка».
Экологическое образование детей – важная задача любой школы. Одним из условий его реализации является воспитательная работа по изучению и решению проблем окружающей среды. Проведение экологических внеклассных мероприятий имеет огромное образовательное значение. Именно внеурочная работа, строящаяся на основе интереса и активного участия детей, способствует приобретению и закреплению знаний по экологии, ребенок с детства начинает понимать, насколько важно поддерживать чистоту на планете и охранять природу, к каким последствиям может привести потребительское отношение к природе.
Задача школы состоит не только в том, чтобы преподнести определенный объем знаний по экологии, но и формировать способность к приобретению навыков научного анализа явлений природы, результатов воздействия человека на природу.
Являясь активной формой обучения, турнир в игровой форме, вносит разнообразие в череду привычных форм, вызывает живой интерес детей.
Для организации турнира можно сформировать из детей две команды, выбрать командиров в каждой группе. Можно привлечь к участию и родителей обучающихся и сделать смешанные группы.
Цель проведения мероприятия:
- закреплений знаний по экологии,
- воспитание экологической культуры и здорового образа жизни,
- формирование разумного отношения к природе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- формировать у детей представление о том, как деятельность человека, развитие промышленности и сельского хозяйства влияют на природу, состояние планеты,
- воспитывать любовь к природе и желание её беречь,
- научить применять полученные знания на практике.
Сценарий проведения
Каждая команда получает лист с одним вопросом. У команд вопросы разные. Даётся не более 2 минут на обдумывание. Ведущий зачитывает вслух вопрос для первой команды и оценивает ответ с помощью баллов, в зависимости от того правильный ли ответ и насколько полный. Вторая команда может дополнить ответ и получить дополнительный балл. Затем ведущий зачитывает вопрос для второй команды. И так далее. Для каждой команды 12 вопросов. Баллы суммируются, определяется команда-победитель.
1. Вопрос: Что такое Красная книга?
Ответ: в Красную книгу занесены исчезающие виды организмов, животных и растений, которые нуждаются в специальных мерах защиты).
2. Вопрос: Как называется поступление вредных веществ в среду обитания? Оно оказывает отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?
Ответ: загрязнение.
3. Вопрос: Поступление каких веществ опасно для озонового слоя, и что произойдёт, если озоновый слой исчезнет?
Ответ: Хлорсодержащих веществ. Погибнет всё живое под воздействием у/ф лучей. Толщина озонового слоя уменьшилась и появились озоновые дыры, которые увеличивают УФ-радиацию. Самым губительным для озона признали хлор, а также бром, входящие в состав фреонов. Фреон используют в холодильниках и кондиционерах. Опасные хлорфторуглероды используются при производстве огнетушителей, аэрозолей, растворителей. Поднимаясь в атмосферу, фреон распадается на хлор, который уничтожает озоновый слой Земли. На международном уровне приняли решение ограничить и прекратить выпуск хлорфторуглеродов.
4. Вопрос: Назовите болезни, вызываемые загрязнением воздуха.
Ответ: Бронхиты, трахеиты, рак лёгких, конъюнктивиты.
5. Вопрос: Назовите основные источники загрязнения воздуха.
Ответ: Промышленные предприятия, выхлопные газы машин, извержения вулканов; ТЭС.
6. Вопрос: Какие меры вы предлагаете для уменьшения «парникового эффекта»?
Ответ: Повышать эффективность использования горючего, разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источники энергии. Прекращение сведения лесов, организовывать посадки леса.
7. Вопрос: Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
Ответ: Нефть. Нефтяные разливы приводят к гибели огромного количества морских животных, рыб и птиц.
8. Вопрос: Запасы пресной воды на планете катастрофически сокращаются. Назовите главных потребителей пресной воды.
Ответ: Люди, животные, промышленность, сельское хозяйство. Пресная вода необходима для питья, выращивания пищи, производства энергии.
9. Вопрос: Чем опасны для водных обитателей синтетические моющие средства?
Ответ: Стиральный порошок, шампунь, сода изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет).
10. Вопрос: К чему приводят кислотные дожди?
Ответ: Увеличивают кислотность почв, вредно влияют на состояние озёр, рек, служат причиной гибели лесов, разрушают плодородный слой земли. Подкисление океанических мелководий ведёт к невозможности размножения морских беспозвоночных животных, что может привести к разрыву пищевых цепей и нарушению экологического равновесия в Мировом океане.
11. Вопрос: Толщина плодородного слоя земли?
Ответ: В среднем, толщина плодородного слоя составляет от 10 до 30 см, в зависимости от окружающих условий. Здесь земля содержит наибольшее количество полезных веществ, способствующих росту растений. А вообще толщина плодородного слоя различна, в одних местах может быть 2-3 см, а в других 150-200 см.
12. Вопрос: Сколько лет требуется для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр?
Ответ: Примерно 100 лет.
13. Вопрос: Какие функции выполняет почва?
Ответ: Производит органическое вещество и минерализует отмершие органические остатки. Почвенный покров обладает способностью обеспечивать рост и продуктивность растений, т. е. производить урожай. Это свойство почвы является одним из условий существования человека и возникновения сельского хозяйства со всеми его отраслями.
14. Вопрос: Что способствует деградации почвы?
Ответ: Нерациональное использование земельных ресурсов: строительство на плодородных почвах индустриальных объектов; перегрузка почв удобрениями пестицидами; эрозия; чрезмерное развитие пастбищного животноводства.
15. Вопрос: Каким путём химические вещества могут проникнуть в организм?
Ответ: Через органы дыхания, с водой, пищей, через кожу.
16. Вопрос: Какой способ является самым простым для обеззараживания воды?
Ответ: Кипячение.
17. Вопрос: Почему люди приобретают собственную систему очистки воды?
Ответ: Вода из-под крана содержит много загрязнений, в том числе свинец. Для очистки используется хлор, который опасен для здоровья человека.
18. Вопрос: К чему может привести использование самодельных электрических приборов или неисправных приборов?
Ответ: Возгорание, пожар.
19. Вопрос: Какие домашние растения могут стать причиной отравления? Немалое число декоративных растительных культур ядовиты. Токсические соединения нередко не только присутствуют в разных частях таких цветов, но и сами растения могут выделять в воздух ядовитые пары. Цветы, имеющие слишком навязчивый и сильный аромат, способны провоцировать ухудшение самочувствия обитателей.
Ответ: Азалия, гортензия, декоративный Паслён, Молочай, Диффенбахия, Олеандр, Кротон, Мимоза стыдливая, Плющ вечнозеленый, Адениум.
20. Вопрос: Предложите варианты «чистых» источников энергии, не загрязняющих биосферу.
Ответ: можно использовать энергию воды, ветра, солнца вместо сжигания ископаемых видов топлива. Солнечные и ветряные электростанции. Альтернативные источники энергии — это и есть будущее. Их использование растет с каждым годом. Германия, например, уже почти наполовину питается только возобновляемыми источниками энергии, такими как ветер, Солнце и тепло недр Земли. К 2038 году страна планирует полностью перейти на альтернативную энергетику, закрыв все угольные и атомные электростанции. Электромобили более экологичны в использовании, чем автомобили, работающие на бензине.
21. Вопрос: Какая деятельность человека способствует глобальному потеплению климата планеты?
Ответ: главной причиной возникновения такой проблемы, как потепление климата, считается сжигание нефти, газа и угля для получения электроэнергии. Ее расходуют машины на промышленных предприятиях, автомобили, мобильные телефоны, компьютеры. При горении ископаемых образуется парниковый газ диоксид углерода. Уровень диоксида углерода непрерывно увеличивается. Под его воздействием температура земной поверхности повысилась в среднем на 0,8 °C. Этого оказалось достаточно для масштабных климатических изменений.
22. Вопрос: К чему привело глобальное потепление планеты?
Ответ: тают вековые ледники и снег, учащаются экстремальные погодные явления, частые засухи, пожары, наводнения, возрастает риск ураганов и тайфунов. Летом люди и животные страдают от невыносимой жары. Высыхают пастбища, сохнет трава и деревья. Повышается количество катастрофических пожаров, нагревается океан, повышается его уровень. Изменение климата опасно для здоровья живых существ.
23. Вопрос: Что могут сделать люди, чтобы замедлить процесс потепления климата планеты?
Ответ: факторы, тормозящие негативные процессы:
- строительство новых АЭС, заменяющих существующие ТЭС. В отличие от последних они используют для получения электроэнергии не органическое топливо, а энергию атома;
- внедрение инновационных технологий, направленных на очищение атмосферы от парниковых газов;
- развитие “зеленой” энергетики, то есть использование энергии воды, ветра, солнца вместо сжигания ископаемых видов топлива;
- восстановление лесов.
24. Вопрос: Причины возникновения лесных пожаров, человеческий фактор.
Ответ: Согласно статистике, около девяноста процентов всех лесных пожаров происходят по вине человека. Причин возникновения пожаров, связанных с человеческой беззаботностью очень много:
- курение;
- непотушенные костры;
- сжигание мусора;
- оставленные в лесу стеклянные бутылки и осколки (Через стекло хорошо проходит и преломляется свет, вследствие чего срабатывает эффект линзы, который может стать началом серьезного пожара);
- фейерверки;
- преднамеренный поджог;
- ДТП (стать причиной масштабных лесных пожаров могут искры и взрывоопасные вещества в машинах, а также взрыв газового баллона при ДТП);
- несоблюдение правил пожарной безопасности.