Тема: День народного единства
Цель: Знакомство с историей возникновения праздника «День народного единства» и событиях, связанных с 1612г.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей праздника;
- подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
- расширить представления детей о территории России, народах её населяющих.
- совершенствовать умения и навыки работы с текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала;
- развивать воображение.
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.
Формировать УУД:
- понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.
- проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать свои достижения на уроке;
- ориентироваться в учебнике;
- планировать свои действия на уроке.
- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию:
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация.);
Оборудование: презентация, кроссворд.
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день. Сегодня наше занятие мы начнем необычно. Я приглашаю вас в центр класса.
Ребята! Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь своим соседям, подарите им свою самую лучезарную улыбку. Подарите тепло своих ладошек и мысленно пожелайте своим одноклассникам всего самого наилучшего, доброго, светлого на этом занятии. Подарили?
Молодцы!
А сейчас я прошу вас сесть по своим местам.
Самоопределение к деятельности
Ну, вот, я вижу, что ваше настроение улучшилось. Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
- Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?
- О чем будем говорить сегодня на мероприятии? Прочтите тему урока
. Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе, друзьях.
Какая цель нашего урока?
А начнем мы сегодня размышлять о дружбе со стихотворения Льва Дмитриевича Измайлова «Монолог о дружбе». Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос, что автор подразумевает под словом «дружба»?
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Как вы думаете, что такое дружба?
- А сейчас мы с вами узнаем, как толкуется это понятие в словаре С. Ожегова.
По толковому словарю С. Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
Сегодня мы поговорим как жили люди в России раньше
Ж ивут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. Один рыбак с рожденья, Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним милее осень, Другим милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна! - Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? - А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране? - Как вы считаете, в какой ситуации страну невозможно победить и завоевать? - Верно. Если мы все вместе будем едины, то никто и никогда не сможет победить и завоевать нас. - Сегодня на уроке, мы на личном опыте наших предков убедимся, почему же так важно быть единым целым и к какому выводу это приведёт. 3 . Работа по теме урока. С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы изучим с тобой! - Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Сколько лет мы его уже отмечаем? День народного единства в России – это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. В истории нашей страны было немало дней, когда весь народ как один человек поднимался на защиту Родины. Сегодня мы вспомним некоторые моменты, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, народ способен противостоять любому врагу. |
- 8 сентября 1380 года на поле Куликовом все полки русских княжеств сошлись под знаменами великого князя московского Дмитрия Ивановича и под этими знаменами одержали полную победу над монгольскими полчищами. Это первый пример единения русского народа.
- В начале 17 века над Россией нависла новая угроза. В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
- Как вы понимаете, что такое Смута?
За это время на Руси произошло много трагических событий. Было страшное время: неурожаи, голод, восстания.
В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного.
Всем этим и воспользовались поляки. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий I был с почестями встречен в Москве.
Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их.
За это время русский трон неоднократно переходил из рук в руки: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Лжедмитрий2, боярские группировки – все боролись за право быть русским царем.
К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. В стране хозяйничали многие самозванцы. Более или менее нормальным было положение в Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, где правили дворяне и горожане.
5. Работа в группах.
- Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.
До нас дошли документы того времени в плохом состоянии. Ваша задача, объединившись в группы по рядам, расшифровать отрывок из этой грамоты.
« Гибнет … от поляков, а … есть основание. Не забудьте, что пока крепок …, то и … крепко;не будет корня, на чём оно будет держаться? » ( Слова для справок: Россия, Москва, Новгород, столица, Киев, Лондон, империя, корень, дерево)
Молодцы. А теперь представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение, первое или второе?
« У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»
« Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военнм) людям ни в чём нужды не было»
- Почему выбрали именно этот вариант? Те из вас. Кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова.
6. Физ. минутка.
7. Продолжение темы урока.
- Вот мы немного взбодрились и отдохнули. Теперь сделали глубокий вдох. Выдох. Успокаиваемся. Настраиваемся на работу.
Были собраны необходимые средства. Оставалось выбрать предводителя народного ополчения.
Им стал Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года оно выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль. Там войско значительно пополнилось отрядами из других городов. Пожарский посылал своих людей расчищать дороги на Москву от шаек польских грабителей. Районы постепенно освобождались от врага и осуществляли охват Москвы с севера и юга. Большие неприятности полякам приносили и партизаны из местных сел.
В октябре 1612 года поляки силой народною были изгнаны из Москвы, а потом и со всей территории земли русской. Подвиг героев остался не только в памяти народной.
8. Работа с иллюстрацией.
- Посмотрите на левую иллюстрацию.
- Как думаете, в каком городе установлен этот памятник?
- Где установлена копия памятника? - Почему в этом городе?
- Памятник установлен в Москве на Красной площади, возле храма Василия Блаженного установлен памятник Минину и Пожарскому. Это самый первый памятник в России.
- Давайте рассмотрим этот памятник. На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями. Как вы думаете, что изображено на первой картине?
- А что изображено на второй картине?
- Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Каким изображен Пожарский?
- На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
- Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
9. Закрепление изученного.
- А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал. На слайдах будут вопросы, я их зачитываю, а вы мне быстро отвечаете. Кто будет активнее всех – получит положительную отметку. Вопросы: - Какая беда обрушилась в те года на Русь? - Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? - Кто возглавил русское войско? - Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? - Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? - Что же такое 4 Ноября для русского народа? - А теперь, возвращаясь к теме нашего урока, попытайтесь ответить, почему праздник носит название День народного единства? Что означает название праздника? - Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было всенародным делом. В едином порыве объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4 ноября как День Народного Единства, который чтили наши предки. |
Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
Удалось ли нам ее достичь?
Попробуйте сделать вывод, каким должен быть друг?
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
10. Рефлексия.
- На столах у вас лежат карточки красная, жёлтая и зелёная. Красная – урок понравился, я доволен своей работой, мне было интересно. Жёлтая – было интересно, но я мало участвовал в обсуждении. Зелёная – было не интересно, я не участвовал в обсуждении с другими детьми. |