СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Литература» 11 класс Интеллектуальный марафон

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный марафон

Внеклассное мероприятие по литературе для учеников 11 класса

Цели и задачи:

Предметные:

-  расширить и углубить знания обучащихся по русской литературе ХIХ – ХХ вв;

- совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как худож. целого;  

- способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;

- углублять представление о специфике литературы в ряду других искусств.

Метапредметные:

- развивать творческие способности, логическое мышление студентов;

- повышать интеллектуальный и культурный уровень, расширять кругозор обучающихся;

- развивать интерес к учебно-познавательной деятельности;

- формировать умение работать в группе, в команде, сотрудничать;

- формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

Личностные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; толерантного отношения друг к другу.

В ходе мероприятия формируются следующие компетенции:

- коммуникативная (работа в группах)

- учебно-познавательная (знакомство с новым материалом)

- информационная (работа с текстами произведений)

- личностного самосовершенствования (расширение литературоведческих знаний).

Межпредметные связи: русский язык, история, география, искусство

Вид мероприятия: конкурс.

Применяемые методы: соревнование, конкурсы, групповые задания, работа в парах, декламирование, творческое задание

Оборудование: выставка  книг, мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, оценочные листы для жюри.

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Литература» 11 класс Интеллектуальный марафон»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26

367014 г.Махачкала пос. Сепараторный ул.Северо-Осетинская 71а тел. 60-26-26


Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по дисциплине «Литература»


11 класс

Интеллектуальный марафон



Учитель Меликова Заира Рагадиновна



Интеллектуальный марафон

Внеклассное мероприятие по литературе для учеников 11 класса

Цели и задачи:

Предметные:

-  расширить и углубить знания обучащихся по русской литературе ХIХ – ХХ вв;

- совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как худож. целого;

- способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;

- углублять представление о специфике литературы в ряду других искусств.

Метапредметные:

- развивать творческие способности, логическое мышление студентов;

- повышать интеллектуальный и культурный уровень, расширять кругозор обучающихся;

- развивать интерес к учебно-познавательной деятельности;

- формировать умение работать в группе, в команде, сотрудничать;

- формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

Личностные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; толерантного отношения друг к другу.

В ходе мероприятия формируются следующие компетенции:

- коммуникативная (работа в группах)

- учебно-познавательная (знакомство с новым материалом)

- информационная (работа с текстами произведений)

- личностного самосовершенствования (расширение литературоведческих знаний).

Межпредметные связи: русский язык, история, география, искусство

Вид мероприятия: конкурс.

Применяемые методы: соревнование, конкурсы, групповые задания, работа в парах, декламирование, творческое задание

Оборудование: выставка  книг, мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, оценочные листы для жюри.

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Участники: три команды по 6-8 человек, ведущие, жюри, болельщики. В качестве домашнего задания участники должны придумать название и девиз своей команды.

Программа проведения интеллектуального марафона.

1. Домашнее задание: представление команд (название и девиз)

2. Старт. «Разминка»: назвать фамилии русских писателей (выявить эрудицию, внимательность).

3. 1 этап дистанции «Мы родом из детства…» Фэйс-контроль (проверить биографические знания).

4. 2 этап дистанции. Вопросы из живописи (проверить знания в области искусства).

5. 3 этап дистанции. Вопросы из области географии (определить знатока по географии)

6. 4 этап дистанции. Вопросы из области истории (определить знатока по истории)

7. 5 этап дистанции. Факты из жизни писателей и поэтов (проверить знания биографий)

- Конкурс болельщиков. Сошли с дистанции. Игра со зрителями. Русский язык.

8. 6 этап дистанции. Рифма в помощь вам. (проверить знания по лирике)

9. 7 этап дистанции. Фэйс-контроль. Определите литературного героя по его словесному портрету

- Конкурс болельщиков. Сошли с дистанции. Игра со зрителями. Сказочный ералаш.

10. 8 этап дистанции. Наказы родителей детям (умение быстро находить правильное решение)

11. 9 этап дистанции АФИША (проверить знания и умения студентов по драматургии)

12. 10 этап дистанции. Назовите героя по роду его занятия (знание содержания произведения )

13. 11 этап дистанции. “Жилище” (умение быстро находить правильное решение, знание текста).

14. Финиш. «Поэтическая дуэль» (умение выразительно читать стихотворения наизусть)

- Конкурс болельщиков. Узнай произведение по его началу и концу.(знание содержания произведения)

15. Подведение итогов и награждение.




Ход марафона:

Марафон – это олимпийский легкоатлетический вид спорта, забег на дистанцию от 40 до 43 км. Учитываются все этапы забега от старта до финиша, а также промежуточные результаты. Интеллект – ум, рассудок, разум, способность мыслить. Чтобы успешно преодолеть марафонскую дистанцию, надо блеснуть эрудицией.

Старт. Разминка: Назовите фамилии русских писателей.

-  Александр Сергеевич (Пушкин, Грибоедов)

-  Михаил Юрьевич (Лермонтов)

-  Николай Васильевич (Гоголь)

- Николай Алексеевич Некрасов

-  Иван Сергеевич (Тургенев)

-  Лев Николаевич (Толстой)

-  Федор Михайлович (Достоевский)

- Фёдор Иванович Тютчев

- Иван Андреевич Крылов

- Александр Иванович Герцен

- Афанасий Афанасьевич Фет

- Александр Николаевич Островский

- Василий Андреевич Жуковский

-  Михаил Евграфович (Салтыков-Щедрин)

-  Антон Павлович (Чехов)

-  Михаил Васильевич Ломоносов

-  Николай Семёнович Лесков

За каждый правильный ответ – 1 балл

1 этап дистанции «Мы родом из детства…» Фэйс-контроль Слайды 3-8

На слайдах изображены портреты писателей и поэтов в детстве и молодости. Кто из них кто? (1. Лермонтов 2. Тютчев 3. Салтыков-Щедрин 4. Пушкин, 5.М.Цветаева

6. Блок 7. Маяковский 8. Толстой 9. Чехов 10. Тургенев 11.Булгаков 12. Зощенко)

2 этап дистанции. Вопросы из живописи Слайд 9

На экране размещены портреты (17): Пушкин, Некрасов, Достоевский, Толстой, Тютчев, Лермонтов, Крылов, Герцен, Фет, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Гоголь, Жуковский, Чехов, Грибоедов, Тургенев) — Определите, кто изображен на этих портретах.


3 этап дистанции. Вопросы из области географии слады 10-24

(Названия населённых пунктов спроецированы на экран)

1.Кому из русских писателей и поэтов принадлежат данные имения:

Ясная Поляна -Толстой

Болдино - Пушкин

Шахматово - Блок

Грешнево - Некрасов

Тарханы - Лермонтов

Спасское-Лутовиново

Овстуг - Тютчев

Константиново - Есенин

Карабиха - Некрасов

Мураново - Тютчев

Михайловское - Пушкин

Новосёлки - Фет

Мелихово - Чехов

Щелыково- Островский

2. «С какими писателями связаны эти места?» Слайд 25

1. Михайловское, Болдино, Петербург, Царское Село (А.С. Пушкин)

2. Тарханы, Пятигорск, Кисловодск (М.Ю. Лермонтов)

3. С.Великие Сорочинцы, Петербург, Миргород, Рим (Н.В. Гоголь)

4. Таганрог, Мелихово, Ялта, Сахалин (А.П. Чехов)

5. Ясная Поляна, Тула, Москва (Л.Н. Толстой)

6. Немиров, Петербург, село Грешнево, Карабиха (Н.А. Некрасов)

7. Овстуг, Германия, Петербург, Мураново (Ф.И.Тютчев)

3. В заголовках каких литературных произведениях есть географические названия?

(«Тихий Дон» Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Бородино» Лермонтова, «Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» Маяковского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Полтава» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «На Волге» Некрасова, « Севастопольские рассказы» Л.Толстого)

3. С какими литературными персонажами связаны данные географические названия:

А. Богучарово Болконский

Б. Город С. Старцев

В. Никольское Анна Сергеевна Одинцова

Г. Петербург Раскольников

Д. Отрадное Наташа Ростова

Е. Калинов Катерина, Тихон, Борис, Кабаниха, Дикой

Ж. Орёл Иван Северьяныч Флягин

4 этап дистанции. Вопросы из области истории слады 26-34

1. Кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя, награждён орденом Святой Анны «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя», «В память войны 1853-1856гг». Какое произведение было им написано под впечатлением этого события? (Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы») Слайд 26

2. Кто из русских поэтов служил на Кавказе, командовал сотней, его именем чеченские женщины пугали своих детей, и был представлен к награждению именной саблей «За храбрость»? (М.Ю.Лермонтов) Слайд 27

3. Кто из русских писателей, являясь дипломатом, владел 8 иностранными языками (латинский, английский, французский, арабский, итальянский, персидский, греческий, немецкий), участвовал в переговорах и помог России подписать мирный договор с Персией? (А.С.Грибоедов) Слайд 28

4.Какой русский поэт был воспитателем наследника русского престола Александра II? (В.А.Жуковский) Слайд 29

5. Кто из русских поэтов был повешен по приказу царя за организацию декабрьского восстания 1825 года? (К.Ф.Рылеев) Слайд 30

6. Какой русский писатель в XIX веке совершил кругосветное путешествие на корабле, в каком произведении он описал это событие? (Гончаров «Фрегат Паллада») Слайд 31

7. Кто из русских писателей написал «Историю государства Российского»? (Н.М.Карамзин) Слайд 32

8. Кто из русских писателей написал «Историю Пугачёвского бунта»? (Пушкин) Слайд 33

9. Кто из русских поэтов написал цикл стихов «На поле Куликовом»? (А.Блок) Слайд 34


5 этап дистанции. Факты из жизни:

определите биографии каких писателей и поэтов

представлены в приведённых ниже фрагментах: Слайды 35-45

1)  Родился в дворянской семье. В 11 лет поступил в гимназию. Учился неровно, часто болел. В 16 лет отец забрал его из гимназии и на следующий год отправил в Петербург, в Дворянский полк (военную школу). Вместо школы юноша пытается в Петербурге поступить в университет, но тщетно. Два года он посещает университет вольнослушателем, отец отказывает ему в материальной поддержке. Юноша остаётся без средств к существованию, живёт скудными литературными заработками (пишет водевили, стихи и критические заметки для газет и журналов). Некоторое время жил с нищими на чердаках, в подвалах, в ночлежках. В 22 года сближается с Белинским. Организует издание альманаха «Физиология Петербурга», к участию в котором привлекает Белинского. В 26 лет вместе с Панаевым приобретает права на издание журнала «Современник». (Н.А.Некрасов) Слайд 35


2) Обстоятельства своего рождения он стыдился и старался их скрывать. Его мать, немка, будучи беременна уже вторым ребёнком сбежала от мужа с русским офицером. В России они незаконно обвенчались, а через несколько месяцев после венчания родился мальчик, который был подложно записан на фамилию отца. Обман раскрылся, когда юноше исполнилось 14 лет. Он был лишён всех дворянских прав и записан на фамилию матери. Ради службы и желания получить дворянский титул пожертвовал своей любовью, и его возлюбленная погибла (на ней загорелось кисейное платье от пламени свечи). В 40 лет приобрёл поместье в Орловской губернии, хозяйничал весьма успешно. Сорок лет стремился вернуть себе дворянское звание и фамилию Шеншин. Умер в возрасте 72 лет. (А.А.Фет – Шеншин) Слайд 36


3)  Родился в Орле, начальное воспитание получил в семье. В возрасте 15 лет поступил на словесный факультет Московского университета. Через год перешёл в Петербургский университет на философский факультет. По окончании университета в следующем году выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В одном из своих произведений, находясь под стражей, изобразил свою мать, жестокосердную помещицу. Осенью 1843 года  впервые увидел  её на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Ему было 25 лет, ей  — 22 года. Он никогда не состоял в браке и всю жизнь любил эту французскую певицу. Жил в её семействе «на краешке чужого гнезда», как говорил он сам. Сотрудничал в журналах «Современник», «Вестник Европы». Удостоен звания почётного доктора Оксфордского университета. Последние годы своей жизни  провёл за границей. Умер во Франции в Буживале в 1883 году, похоронен в Петербурге (И.С.Тургенев) Слайд 37


4. Назовите писателей-земляков. ( Ф. И. Тютчев, Тургенев, Апухтин, Андреев, Бунин, Фет, Лесков, Зайцев).


5.Эти орловские писатели часть своей жизни провели в эмиграции? (Бунин, Андреев, Зайцев) Слайд 38

6. Поэта ссылали на Кавказ. Друзья решили проститься с ним. Он был тронут заботой близких людей. Стоя у окна, поэт написал это произведение и в тот же вечер по просьбе друзей прочитал его. Когда он закончил, глаза его были влажны от слез? О каком стихотворении идет речь? (М. Ю.Лермонтов «Тучи»). Слайд 39

7. Назовите имя возлюбленной поэта, которая была ровесницей его старшей дочери, состояла с ним в гражданском браке и умерла раньше его от чахотки. Елена Денисьева

Слайд 40

8. Детство какого писателя прошло в Замоскворечье, а героями произведений стали русские купцы? А.Н. Островский Слайд 41

9. Действие какого произведения происходит в вымышленном городе Калинове? «Гроза» А.Н. Островский Слайд 42

10. Кому посвятил свой роман «Отцы и дети» Тургенев? В.Г. Белинскому Слайд 43


11. Назовите автора и роман, названный по имени главного героя, написанный писателем спустя 10 лет после рождения замысла в Мариенбаде и получивший название «мариенбадское чудо». Гончаров, «Обломов» Слайд 44


12. Кто из русских писателей в возрасте 70 лет катался на коньках, в 75 увлекался велосипедным спортом, в 82 года быстро ездил  верхом на лошади?  (Л.Н.Толстой) Слайд 45




Сошли с дистанции. Игра со зрителями Русский язык

А) Угадай слово по шутливой характеристике

1) Не цветы, а вянут; не белье – а их развешивают очень доверчивые и любопытные. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в ней прячут концы нечистые люди. (Вода)

3)Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. (Ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваются в не свои дела; им клюют; его задирают; ставят на нем зарубки. (Нос)

5) Проглатывают, за него тянут, дергают. (Язык)

6) Его приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. (Слово) 
Б) Объясните значение металла в людях

1) Стальная воля. (Жесткий, целеустремленный)

2) Железные мускулы. (Сильный)

3) Золотое сердце. (Добрый)

4) Серебряный голос. (Мягкий голос)

5) Оловянные глаза. (Пустые, равнодушные)

6) Бронзовая кожа. (Загорелый)

7) Медный лоб. (Глупый)

8) Луженая глотка. (Громкоголосый, голосистый) 

1)Названия литературных произведений, в состав которых входят числительные 
Ответы: 
Три толстяка 
Три медведя 

Четыре танкиста и собака 

Двенадцать стульев 
Семнадцать мгновений весны 

Петр I 

Волк и семеро козлят 

Трое в лодке, не считая собаки 

Сердца трех 

Пятнадцатилетний капитан 

«Три мушкетера», «Двенадцать», «Белоснежка и семь гномов»,

«Два капитана», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Как мужик двух генералов прокормил», Три поросенка», «Три сестры», «Тысяча и одна ночь» и др.)

6 этап дистанции. Рифма в помощь вам. Слайд 46

По рифме определите стихотворение и назовите автора.

……………………..сырой.

……………………..молодой,

………………………крылом,

………………………под окном.

(А.С.Пушкин «Узник»)


……………………..скажу,

……………………..ничуть,

……………………..твержу

……………………..намекнуть.

(А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»)

……………….заледенелый,

……………….белой,

……………….услышал,

……………….вышел.

(С. Есенин. Клён ты мой, опавший…)


7 этап дистанции. Фэйс-контроль

Определите литературного героя по его словесному портрету,

назвать произведение и автора

1) Разночинец-нигилист, отец которого был лекарем. Одевался в черный балахон с кистями. Для своих медицинских экспериментов ловил лягушек, отчего руки его были постоянно красными. Лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. (Евгений Базаров «Отцы и дети» И.С. Тургенев)

2) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (Родион Раскольников)

3) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» (Наташа Ростова)

4) «По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет.

Правый глаз чёрный, левый – почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой». (Воланд; М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

5) Автор отмечает, что его персонаж имеет внешнее сходство с Ильей Муромцем, легендарным героем былин, отличается огромным ростом. У него открытое смуглое лицо. Волосы этого героя густые, волнистые, свинцового цвета (его проседь отливала этим необычным цветом), носит подрясник послушника с монастырским поясом, а также высокий суконный колпачок черного цвета. По виду герою можно дать немногим более пятидесяти лет. Однако он был богатырем в полном смысле этого слова. Это добрый, простодушный русский богатырь. (Иван Северьянович Флягин «Очарованный странник»)

6) «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. Он одинок. Живется ему скучно, ничего его не интересует» От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет. (Дмитрий Ионыч Старцев)

7) «…глаза его были холодны и горды…» (Ларра)

8) «Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» (Соня Мармеладова)

9) «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. (Андрей Болконский)

10) Помещица, пять лет прожила за границей, шесть лет назад умер муж, потом утонул сын. В Париже жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег. (Любовь Андреевна Раневская)

11) « Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» (Мармеладов)

12) «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Её волосы жирно были смазаны маслом. Её тонкая и длинная шея была похожа на куриную ногу. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела» (Алена Ивановна)

13) Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. (Анна Сергеевна Одинцова «Отцы и дети»)

14) У … большой, обвислый живот, ноги пухлые... Тронет пальцем

голубовато-багровую икру, сначала образуется белая ямка, а потом

медленно-медленно над ямкой волдыриками пухнет кожа, и то место, где тронул

пальцем, долго наливается землянистой кровью. Уши, нос, скулы, подбородок туго, до отказа, обтянуты кожей, а кожа - как сохлая вишневая кора. Глаза упали так глубоко внутрь, что кажутся пустыми впадинами. … четырнадцать лет. Не видит хлеба …пятый месяц. …пухнет с голоду. (М.Шолохов «Алёшкино сердце»)

15) «От отца унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки. До пятнадцати лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля. Теперь он командир эскадрона, ему 18 лет» (Николка Кошевой «Родинка» М.Шолохов)


Сошли с дистанции. Игра со зрителями. Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите героя известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял дар речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

5. Герой, испытывая свое изобретение – машину времени, попал в ХVI век, в палаты Ивана Грозного…(Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич»)

6.«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности» - так думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой… (Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

7. Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы при полёте в Петербург. (Чёрт)


8 этап дистанции. Наказы родителей детям

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Наказ отца Чичикова «Мёртвые души»


 И сыну наказали: "Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!" "Пуще всего берегись уды! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!" С-Щедрин «Премудрый пескарь»


«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет.. . А коли узнаю, что ты поступил не как сын Николая Болконского, мне будет.. . стыдно!» Напутствие старого князя Николая Болконского сыну: «Война и мир»


9 этап дистанции АФИША

Действующие лица: Слайд 47

Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.

Василиса Карповна, его жена, 26 лет.

Наташа, ее сестра, 20 лет.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел, 28 лет.

Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна, его жена, 30 лет.

Настя, девица, 24 года.

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов, картузник, 45 лет.

Барон, 33 года.

Сатин, Актер — приблизительно одного возраста: лет под 40.

Лука, странник, 60 лет.

Алешка, сапожник, 20 лет.

Кривой Зоб, Татарин — крючники.

Несколько босяков без имен и речей. М. ГОРЬКИЙ «НА ДНЕ»


Действующие лица: Слайд 48


Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Анна Андреевна, жена его

Марья Антоновна, дочь его

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ

Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Иван Кузьмич Шпекин, почмейстер

Петр Иванович Добчинский

городские помещики

Петр Иванович Бобчинский

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга

Осип, слуга его

Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь

Федор Андреевич Люлюков

ИВАН Лазаревич Растаковский отставные чиновники,

Степан Иванович Коробкин почетные лица в городе

Степан Ильич Уховертов, частный пристав

Свистунов

Пуговицин полицейские

Держиморда

Абдулин, купец

Фавронья Петровна Пошлепкина, слесарша

Жена унтер-офицера

Мишка, слуга городничего

Слуга трактирный

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

(Н.В.Гоголь «Ревизор» Комедия)


Действующие лица Слайд 49

 

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 лет.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий

Начальник станции

Почтовый чиновник

Гости, прислуга

Действие происходит в имении Л. А. Раневской. Антон Павлович Чехов. Вишневый сад

 

10 этап дистанции. Назовите героя по роду его занятия:

  1. Бывший студент (Раскольников)

  2. Живет по «желтому билету» (Соня Мармеладова)

  3. Адвокат (Лужин)

  4. Телеграфист (Сатин, Желтков)

  5. Земской врач (Старцев)

  6. Следователь (Порфирий Петрович)

  7. Странник (Лука)

  8. Пишет романы о том, чего никогда не может быть (Вера Иосифовна Туркина)

  9. Служил в казенной палате (Барон)

  10. Забывала тех, кого любила (Старуха Изергиль)

  11. Стремился к подвигу (Андрей Болконский)

  12. Был увлечен масонством (Пьер Безухов)

  13. Для кого кумиром был Наполеон (Раскольников, Болконский)

  14. Мечтает о карьере музыканта (Екатерина Ивановна Туркина)

  15. Содержал ночлежку (Костылев)

  16. Знает о том, что нужно делать с вишней (Фирс)

17.«Вечный студент», «облезлый барин» (Петя Трофимов)

11 этап дистанции. “Жилище”

1. … Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. … комната его была проходная.  Дверь в дальнейшие помещения или клетки ...была приотворена. … В комнате было душно… … c лестницы несло вонью… … из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма… (Комната Мармеладова)

2. Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Раскольников «Преступление и наказание»

3. Небольшой дворянский домик на московский манер находился в одной из нововыгоревших улиц города***. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика. Молодые люди вошли. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. (Дом Авдотьи Никитишны Кукшиной «Отцы и дети»)

4.…Небольшая комната …  с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… …Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело… …Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Квартира Старухи (ее комната в квартире)

5) Он еще раз окинул комнату и все, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех нотах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил, что похож на хозяина (Гоголь «Мертвые души» Собакевич)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!