СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия Литературная гостиная «И странная тоска теснит уж грудь мою…» М.Ю.Лермонтов- поэт и художник

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: М.Ю.Лермонтов – поэт и художник

 

Эпиграфы: «Боюсь не смерти я. О нет!                        Боюсь исчезнуть совершенно.                        Хочу, чтоб труд мой вдохновенный                        Когда-нибудь увидел свет…»

 

«Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам..»

                                               М.Лермонтов

Цели:

- погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности. Задачи: Обучающие: - расширить представления учащихся о Золотом веке русской поэзии; - формировать знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

Воспитательные: - воспитывать интерес к творчеству Лермонтова,  воспитывать желание понять внутренний мир поэта, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов;

- воспитывать читательскую культуру и эстетический вкус; - воспитывать любовь к литературе как искусству слова; - воспитывать любовь к русской литературе и искусству Развивающие: - совершенствовать умение работать с поэтическим текстом - развивать умение анализировать поэтическое произведение - способствовать развитию образного мышления

- развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

развивать творческую деятельность учащихся, интерес к литературе и чтению,

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия Литературная гостиная «И странная тоска теснит уж грудь мою…» М.Ю.Лермонтов- поэт и художник»


Методическая разработка

внеклассного мероприятия


Литературная гостиная


«И странная тоска теснит уж грудь мою…»

М.Ю.Лермонтов- поэт и художник












Подготовила преподаватель русского языка и литературы

З.Р.Меликова











Тема: М.Ю.Лермонтов – поэт и художник


Эпиграфы: «Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…»


«Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам..»

М.Лермонтов

Цели:

- погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности.
Задачи:
Обучающие:

- расширить представления учащихся о Золотом веке русской поэзии;
- формировать знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

Воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству Лермонтова, воспитывать желание понять внутренний мир поэта, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов;

- воспитывать читательскую культуру и эстетический вкус;
- воспитывать любовь к литературе как искусству слова;
- воспитывать любовь к русской литературе и искусству
Развивающие:
- совершенствовать умение работать с поэтическим текстом
- развивать умение анализировать поэтическое произведение
- способствовать развитию образного мышления

- развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

развивать творческую деятельность учащихся, интерес к литературе и чтению,

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


в результате урока студенты смогут

- дать определение понятиям «золотой век», романтизм, реализм

- выразительно читать стихотворения, в том числе выученные наи­зусть

- анализировать и оценивать лирическое произведение на основе художественных особенностей;

1.Умение анализировать текст лирического произведения, используя алгоритм: история создания, тема, проблемы, система образов, характеристика героев, эмоциональная окраска, настроения и чувства, система художественно-изобразительных средств, композиция, актуальность.

2. Умение строить моновысказывание, вести диалог.

3.. Понимание позиции автора.




Формирование УУД:

Регулятивные действия:

- продолжить формирование умений ставить цели,

- планировать свою деятельность,

- действовать по составленному плану, алгоритму,

- осуществлять контроль

Познавательные действия:

- умение слушать и отвечать на вопросы учителя и сверстников;

- умение анализировать с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществление синтеза (составление целого из части);

Коммуникативные действия:

- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учётом позиции других,

- овладевать нормами общения,

- выбирать стратегию общения,

- регулировать собственное речевое поведение, точно и полно выражать свои мысли


1.Умение ставить перед собой цель (мотивация).

2.Формирование гражданской позиции, патриотизма.

3.Формирование навыков саморазвития и самовоспитания.

4. Умение высказывать свою точку зрения;

давать оценку лирическим произведениям на основе личностного восприятия




У.2 анализировать и интерпретировать лирические произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

У.3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У.4 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У.5. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

У.7 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного яз.;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

З.3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;

З.4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.


Словарь: Золотой век, лирика, лирический герой, романтизм, реализм, одиночество, тоска, любовь

Тип: комбинированный


Методы обучения: беседа с элементами исследовательской работы (биографы, чтецы), выразительное чтение стихов студентами и преподавателем, сравнение стихотворений, анализ стихотворений, сопровождаемый показом портретов и иллюстраций, заочное путешествие, прослушивание выразительного чтения стихотворений в записи мастеров художественного слова, прослушивание романса на стихи Лермонтова


Методы контроля: устный, фронтальный, индивидуальный опрос


Междисциплинарные связи: история, география, искусство, музыка


Место проведения: кабинет 22


Оснащенность урока: презентация, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты


ТСО: компьютер, мультимедийный проектор

Раздаточный материал для каждого студента (словарь урока, хронологическая таблица, тексты стихотворений, план анализа лирического произведения)


Список использованной литературы:

1. Лермонтовская энциклопедия. Москва. Издательство «Советская энциклопедия». 1981г.

2. Мосолов Б. Обзор художественных работ Лермонтова. 1913.

3. Пахомов А.Ф. Живописное наследие Лермонтова. Москва. Издательство «Знание». 1948г.




Введение


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл".

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых.

Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.






Заключение


Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях? Дать однозначный ответ, как отображаются произведения Лермонтова в живописи, сложно. Можно сказать точно, что эти два вида искусства успешно дополняют друг друга. В зависимости от картины и стихотворения, они служили иллюстрацией друг к другу – смотря что увидело свет раньше. Так, стихотворение «Кавказ», несомненно, было навеяно романтическими и чарующими пейзажами местности. А затем поэзия отображалась в живописи. Стихотворение «Кавказ» пронизано переживаниями лирического героя о том, что на заре осознанной жизни он вынужден отбывать службу на Кавказе, вдали от Родины. Но он любит этот край, дарующий ему столько наслаждения от созерцания его красот. Изобразить такие переживания на холсте, согласитесь, сложно. Но тут работает функция дополнения.

Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа.

Все свои жизненные наблюдения и страстные рефлексии Лермонтов превращал не только в слово, но и в живописный или графический образ. Его литературный язык богат в своем колоризме, а рисунки наполнены литературными и биографическими подробностями. М.Ю. Лермонтова трудно назвать профессиональным живописцем или графиком, однако несомненно, что душа художника и глаз художника органично дополняли его гениальный литературный дар.
























Список использованной литературы



1. Лермонтовская энциклопедия. Москва. Издательство «Советская энциклопедия». 1981г.

2. Мосолов Б. Обзор художественных работ Лермонтова. 1913.

3. Пахомов А.Ф. Живописное наследие Лермонтова. Москва. Издательство «Знание». 1948г.








































ТЕМАТИКА И ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ

ЖИВОПИСИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.


По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова

могут быть разбиты на несколько групп:


 военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах);


 пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков, среди акварелей их немного);


 портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках, акварельные портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отдельным листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок);


 карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей);


 жанровые сцены (светские сцены, кавказские бытовые сцены; Лермонтов разрабатывал эти сцены главным образом в рисунках);


 наброски и рисунки, не имеющие определённого сюжета, - обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей.























Аннотация


Методическая разработка знакомит с фактами биографии поэта и художника М.Ю.Лермонтова. В основу положены исторические и документальные сведения о судьбе поэта.












































Рецензия


на методическую разработку внеклассного мероприятия

«М.Ю.Лермонтов – поэт и художник»


Методическая разработка предназначена для студентов 1-2 курсов и проводилась в связи с 205-летним юбилеем М.Лермонтова.

Методическая разработка знакомит с фактами биографии поэта ХIХ столетия М.Ю.Лермонтова, с его лирикой и художественным наследием.

В основу положены исторические и документальные сведения о сложной судьбе поэта (два ведущих). На протяжении всего мероприятия звучали поэтические произведения (поэты), тем самым реализовывались личностно-ориентированный и дифференцированный подходы. Выступления студентов сопровождались показом презентации, использованием наглядных, раздаточных и дидактических материалов (буклеты о пребывании Лермонтова в Тарханах и на Кавказе).

Данное мероприятие воспитывает эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые стихи Лермонтова, помогает организовать развивающий и познавательный досуг студентов, расширяет кругозор, развивает художественный вкус, пробуждает интерес к чтению.

Оформление методической разработки: портреты поэта, эпиграфы, подборки стихов, картин, высказывания о поэте - всё это способствует более сильному восприятию поэтического слова, стимулирует чтение-размышление студентов.

Содержание отобранного материала, его объём, поставленные цели соответствуют уровню подготовки студентов, их возрасту.

Данная методическая разработка может быть использована как дидактический материал для проведения уроков и внеклассных мероприятий по дисциплине «Литература».




Председатель ПЦК

общеобразовательных дисциплин_____________ М.А. Голикова















Литературная гостиная.

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и художник

«И странная тоска теснит уж грудь мою…»


Цель: погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности.

Задачи: развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

развивать творческую деятельность учащихся, интерес к литературе и чтению,

развитие интеллектуального потенциала, творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения и личностных качеств обучающихся;
совершенствования коммуникативных способностей; 
более близкое прикосновение к Золотому веку русской литературы и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры.

воспитывать желание понять внутренний мир поэта, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов;
воспитание любви и уважения к русскому языку, литературе, искусству


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические  слайды, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты.


Список использованной литературы:

1. Лермонтовская энциклопедия. Москва. Издательство «Советская энциклопедия». 1981г.

2. Мосолов Б. Обзор художественных работ Лермонтова. 1913.

3. Пахомов А.Ф. Живописное наследие Лермонтова. Москва. Издательство «Знание». 1948г.


Ход мероприятия

Эпиграф:

«Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам…»

М.Лермонтов



Цель работы: познакомить студентов с жизнью и творчеством М.Лермонтова

Задачи работы:


  1. Изучить биографию М.Лермонтова.

  2. Выяснить, какие картины и на какие темы писал Лермонтов.

  3. Определить.

  4. Воссоздать образ поэта как личности.

  5. Найти интересные факты.


Гипотеза:.


Актуальность темы заключается в том, что 2019 год – юбилейный, исполняется 205 лет со дня рождения М.Лермонтова.


Объект исследования: жизнь и творчество М.Лермонтова

Предмет исследования: Лермонтов как поэт и художник











































Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" для обучающихся всех профессий СПО (п.Стрелецкий) - БПОУ ОО «Орловский технический колледж», 2018 – 34 с.





Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС по учебной дисциплине «Русский язык». Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение студентом теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.

В данных рекомендациях рассматривается распределение времени на внеаудиторную самостоятельную работу, содержание внеаудиторной самостоятельной работы, критерии оценки.

Даны методические рекомендации по написанию сочинения, изложения, по использованию Интернет-ресурсов. Рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятельности обучающихся (или предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем, конспектирования текста, работа со словарями, тестовые задания, работа с текстом.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося.

Рекомендации предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов, при подготовке к экзаменам.




Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС по учебной дисциплине «Литература». 85 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентом теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.

В данных рекомендациях рассматривается распределение времени на внеаудиторную самостоятельную работу, содержание внеаудиторной самостоятельной работы, критерии оценки.

Представлены требования к составлению и оформлению реферата, конспекта, рецензии, сообщения, презентации, кроссвордов. Даны методические рекомендации по заучиванию стихотворений, по написанию сочинения, составления характеристики литературного героя, плана по прочитанному произведению, по анализу эпизода литературного произведения, по использованию Интернет-ресурсов. Рекомендации предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов





Организация разработчик – БПОУ ОО «Орловский технический колледж



Составитель: Карпова И.А. - преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.



Рецензент: Е.А.Рухлядева, преподаватель БПОУ ОО «Орловский технический колледж»












Рассмотрено и одобрено к использованию в работе на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

Протокол № от 2018г.


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         Методические указания составлены в соответствии с программой  и предназначены для  выполнения  внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине  «Литература». Учебная дисциплина «Литература» проводится  в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем профессиям:

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в программе учебной дисциплины.

Характерная  черта внеаудиторных самостоятельных работ  - выполнение заданий индивидуально, самостоятельное  приобретение нужных сведений. В связи с этим  предусмотрены работы по  всем основным разделам  курса.

Программой   дисциплины «Литература» предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ в количестве   85 часов

  Цель внеаудиторных самостоятельных работ – подготовить студентов к самостоятельному общению с искусством слова; знать содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённой структуре, предполагающей следующую последовательность этапов проведения:
















Литературная гостиная.

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и художник

«И странная тоска теснит уж грудь мою…»

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в литературной гостиной, чтобы поговорить о Великом поэте – Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Ведущий 2 (слайд - портрет Лермонтова)

Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех толках о нём, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек.

Ведущий 1

Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык.

Ведущий 2

Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать.

Ведущий 1

«Если бы он профессионально занимался живописью, - писал Ираклий Андроников, - он мог бы стать настоящим художником». По рассказам С.А.Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребёнка было ползать по полу и чертить мелом.

Ведущий 2 (слайд   - детский портрет Лермонтова)

На самом раннем портрете будущий поэт изображён в возрасте 2 - 3 лет с мелом в правой руке и свитками с рисунками – в левой. А.П. Шан–Гирей вспоминает «…он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…»

Ведущий 1. На протяжении всей жизни Лермонтова художник в нём жил рядом с поэтом. До нас дошли его чудесные акварельные портреты, живописные масляные полотна с видами Кавказа, многочисленные зарисовки тушью и карандашом на полях рукописей, в юнкерских тетрадях, походных альбомах.

Ведущий 2. (слайд -"Портрет герцога Лермы") Лермонтов-художник 

Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но и этого вполне достаточно, чтобы составить общее мнение об этом амплуа поэта.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. "Испанская страсть", в соответствии с романтическим каноном - потаённая, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.

Ведущий 1. (слайд – пейзажные картины-3) Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели "Белая береза" и "Парус" (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или "Древняя рать", где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой "юнкерской тетради", созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры.

Ведущий 2.  (слайды – черкесы -2)

Та же экспрессия присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести A. Mapлинского "Амалат-бек". Во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого, а по окончании юнкерской школы - Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.

Ведущий 1.  (слайды – кавказские виды - 4)

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом: "Вид Пятигорска", "Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"), "Вид горы Крестовой", "Вид Тифлиса", "Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами") и другие (все 1837- 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.

Ведущий 2.  (слайды – кавказские виды - 3) Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы на склонах гор представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Кавказ впервые предстает в качестве романтического края. Скалы больше не внушают страх – они поражают величием, природа щедро делится своими красотами. Лермонтов был первым, кто открыл в Кавказе его романтичность.

Ведущий 1.  (слайды – портреты - 6) В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда. Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.

Ведущий 2 Судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но несмотря на это поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновлённый мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Ведущий 1 (Слайд – книги Лермонтова)

Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова, ведь именно через его сочинения можно узнать историю его души и понять его как поэта и человека.
За свою недолгую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о жизни и смерти, о вечности и поиске смысла жизни, о добре и зле, о любви и дружбе, о прошлом и будущем, о природе.

Ведущий 2

Лермонтовым написано около четырёхсот стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. В людской памяти поэт жив до сих пор. Во многих городах его именем названы улицы, стоят памятники. Лермонтову посвящали монеты и марки. На его стихи написаны русские романсы.

Он погиб на дуэли под Пятигорском совсем ещё молодым человеком. Неполных 27 лет – это трагически мало. Сегодня мы собрались, чтобы почитать стихи Лермонтова, поразмышлять вместе с поэтом, насладиться музыкальностью созвучия его слов.

Стихотворение «И скучно и грустно…» (Слайд – анализ стихотворения)

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… Но кого же?.. На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…

Ведущий 1 (слайд портрет Лермонтова, отца, матери поэта)

Вспомним основные вехи биографии Лермонтова.

Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов – носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Мария Михайловна – происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки Елизаветы Алексеевны.

Ведущий 2 Она сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги, взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства. Мише пришлось жить в разлуке с отцом, о котором он слышал только дурное. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим.
Ведущий 1(слайд - Тарханы)

Лермонтов вырос в Тарханах, имении бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны, в окружении друзей и хороших гувернёров.

Стихотворение «Один среди людского шума…»

Один среди людского шума,
Возрос под сенью чуждой я,
И гордо творческая дума
На сердце зрела у меня.
И вот прошли мои мученья,
Нашлися пылкие друзья,
Но я, лишенный вдохновенья,
Скучал судьбою бытия.
И снова муки посетили
Мою воскреснувшую грудь,
Изменой душу заразили
И не давали отдохнуть.
Я вспомнил прежние несчастья,
Но не найду в душе моей
Ни честолюбья, ни участья,
Ни слез, ни пламенных страстей.

Ведущий 2 (Слайд – Москва ).                    

Когда Лермонтову исполнилось 14 лет он с бабушкой переехал из Тархан в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании мальчика. Осенью он был принят в Московский университет благородного пансионата. За годы обучения в пансионате и университете появляются замечательные ранние стихотворения.

Стихотворение «Парус»  (Слайд)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Ведущий 1

Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. В образах природы будущий поэт ищет сходство со своими душевными переживаниями.  Картины родной природы проникнуты искренней любовью и нежностью.

Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» (Слайд)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Ведущий 2(Слайд – Старая Москва).  

Поэт любил Москву, город своего детства, своей юности. С глубоким и искренним чувством воспевает поэт свой любимый город. В своём творчестве он не раз обращался к облику Москвы. Любовь к этому городу он пронёс через всю свою недолгую жизнь.

Ведущий 1(Слайд – Бородинское поле).  

Лермонтовская Москва хранила еще живую память о войне 1812 года, когда была спасена Россия. Лермонтов – певец героической Москвы, ее простых и мужественных защитников, героев Бородина.                                                                                                    

Стихотворение «Бородино» (отрывок) (Слайд)

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы! 

Ведущий 2(Слайд – портрет Пушкина).     

Никогда не забудет Россия мрачный январский день 1837 года. Страшная весть – на дуэли убит Пушкин. Пушкин убит…, но не умолк голос великой поэзии. Никто в эти страшные дни не сказал правды с такой прямотой и силой, как Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта».                                                                                                    

Стихотворение «Смерть поэта» (отрывок)  

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… И убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Ведущий 1 (слайды Кавказ, горы)

До 10 лет Лермонтов рос болезненным мальчиком. И чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ. Так еще в раннем детстве поэт искренне полюбил горные пейзажи, яркие краски, своеобразный свободолюбивый характер местных жителей. Прекрасные и величественные горные вершины произвели на поэта огромное впечатление и подарили поэту покой и вдохновение.

Ведущий 2

В апреле 1840 года друзья провожали Лермонтова в ссылку на Кавказ. Здесь, в стране синих гор и белых облаков Лермонтов чувствует себя узником, его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянью. В то время были написаны «Демон», «Герой нашего времени». 

Стихотворение «Дума» (Слайд)

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.

Ведущий 1 (слайд – картины Лермонтова)                                

Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплётом. Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта. Виновником дуэли был сам убитый. В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых. Так ушёл из жизни ещё один великий поэт России, которому было всего 26 лет. Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством восхищаются многие годы. По поводу этой трагической смерти Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу»

Ведущий: Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу тебе с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».

Ведущий 1.  (слайд – место дуэли)
Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх,
Мартынов — прямо в грудь поэту. Разразилась гроза, дождь хлестал, а ни врача, ни коляски не было. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний.

Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле. 
Ведущий 2.  Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль… 

Ведущий 1.  (слайд – могила поэта в Тарханах)
Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом в Тарханах. Здесь поэт и обрел вечный покой

2 Ведущий: Поражают пророчества поэта. Лермонтов не только предчувствовал свою смерть, но и прямо видел её заранее. То видение, которое описывает поэт в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии, подтверждая очередной раз его гениальность.

«Сон». (Слайды)

В полдневный жар в долине Дагестана 
С свинцом в груди лежал недвижим я; 
Глубокая еще дымилась рана, 
По капле кровь точилася моя.

Лежал я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня – но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена.

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Ведущий 1.  Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.

Ираклий Андроников писал о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».

 (слайд – памятник  Лермонтову в Пятигорске)

Молитва
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них. 
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Ведущий 2.  На этом наша литературная гостиная закрывается. Спасибо всем, кто принял в ней участие. Замечательно, что сегодня мы вместе слушали и читали стихи великого поэта, познакомились с его картинами. Они так тонко передают настроение. Каждый смог найти в них своё душевное состояние.

Мы считаем, что поэзия Лермонтова всегда будет для Вас светлым парусом, всегда будет будить мысль, волновать сердце, зажигать воображение. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!