СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОУП «Литература» на тему: «Друзья мои, прекрасен наш союз…»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОУП «Литература» на тему: «Друзья мои, прекрасен наш союз…»»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОУП «Литература» на тему: «Друзья мои, прекрасен наш союз…» (Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина)».

Разработчик: преподаватель ГАПОУ ЛО «ВТАЛК» Горюнова Е.К.

Цели:

1)образовательная цель заключается в углублении, повторении и систематизации знаний обучающихся по теме дружбы в лирике великого русского поэта А. С. Пушкина;

2) развивающая цель направлена на формирование умения отбора и подготовки литературоведческого материала для выступления; умения выразительного чтения лирического и прозаического текстов; умения принимать участие в беседе;

3)воспитательная цель заключается в формировании таких ценностных понятий, как дружба, преданность и верность дружбе, честь, патриотизм.

Оформление.

Цитаты из произведений А. С. Пушкина; стенгазета, посвящённая поэту; портреты А. С. Пушкина и его лицейских друзей: А. Дельвига, В. Кюхельбекера, И. Пущина. А. Горчакова и других.



Эпиграф

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

А. С. Пушкин

Ход мероприятия:

1.Слово преподавателя.

Честь, дружба, верность долгу, любовь к родине…Эти понятия, наполненные высоким смыслом, важны для каждого человека. Дружба, дорогие ребята, занимает одно из первых мест в ряду нравственных символов. Верность нравственным ценностям, в том числе и дружбе, помогает людям выживать в трагические моменты жизни и побеждать трудности. Потеря дружбы – тяжёлое испытание для людей.

Русские писатели и поэты всегда обращалась в своих произведениях к проблеме дружбы. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Особенно ярко тема дружбы воплощена в лирических произведениях великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Лирике на тему дружбы мы посвящаем нашу литературную композицию на тему: «Друзья мои, прекрасен наш союз…». Почти все стихотворения о дружбе поэт посвятил своим лицейским однокашникам.

Слово предоставляется студенту Фёдорову Павлу, который расскажет об этимологии слова «однокашники».

2. Выступление студента по теме: «Этимология слова «однокашники». Судьба слова в современном обществе».

Чтобы учеба шла успешно, родители ребенка в старину всегда носили в школу угощение. Приводя первый раз ученика в школу, родители подносили учителю «хлеб-соль». Как правило, это были калачи, водка и какая либо живность. Каждый четверг ученик нес в дом учителя «четверговое», а в праздники – «праздниковое»: сыр, масло постное или сливочное, куличи и калачи, яйца и даже бублики. Однако самым популярным подношением считалась каша.

По окончании изучения каждой книги и ученик приходил в школу с родителями и приносил горошек пшенной каши. Поверх горшка с кашей клали платок. В особы узел заворачивали угощение – калач и жаркое. Это угощение съедали родители вместе с учителем, а ученикам отдавали кашу. Пустой горшок разбивали во дворе и в это день уже не учились. Таких дней в году случалось немало, так как дети поступали в школу в разное время и книги осваивали не одновременно. Так и стали называть тех, кто вместе ел кашу, «однокашниками». Слово сохранилось по сей день.

(По М. Коротковой)

Слово учителя. Почти все стихотворения о дружбе поэт посвящает своим лицейским однокашникам. Как все мы помним, родители поэта отдали его на обучение в Царскосельский лицей.

Лицей был создан по указу царя Александра Первого. И бесплатное обучение, и покровительство царя, и блестящая карьера в будущем – все это привлекло большое количество людей. 19 октября 1811 года Лицей был открыт. Товарищами Пушкина стали Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Яковлев, Корсаков и многие другие.

Слово предоставляется студенту Потапову Антону, который выразительно прочитает и прокомментирует стихотворение «19 октября 1927 года».

3.Выступление студента, посвящённое роли дружбы в жизни и судьбе А. С. Пушкина.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «19 октября 1927 года». Комментарии к стихотворению.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Комментарий к стихотворению«19 октября 1927 года»: в рукописи был эпиграф: Nunc est bibendu. Horatius (Теперь надо пить. Гораций).

19 октября (1811)- день открытия Лицея, лицейская годовщина, отмечавшаяся лицеистами.

Он не пришел, кудрявый наш певец…- о Н. Корсакове, умершим в Италии 26 сентября 1820 г.

Чужих небес любовник беспокойный…- о Ф. Матюшкине, моряке, отправившийся в 1825 г. в кругосветное плавание.

«На долгую разлуку…»- реминисценция их «Прощальной песни воспитанников царского лицея», сочиненной А. Дельвигом.

О Пущин мой, ты первый посетил…- о И. Пущине, который навестил Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г., когда останавливался в имении своего дяди, в селе Лямоново, недалеко от Михайловского.

О Дельвиг мой …-А. Дельвиг гостил у Пушкина в апреле 1825 г.

Скажи , Вильгельм…- обращение к В. Кюхельбекеру.

Несчастный друг!..- пережил всех лицеистов первого выпуска А. Горчаков, дослужившийся до министра иностранных дел, умерший 84-х лет.

Слово учителя. Однокашником Пушкина был добрейший человек Антон Дельвиг. Вспомним о судьбе этого человека и о стихах Пушкина, посвящённых ему.

4.Выступление студента Пименова Леонида, посвящённое лицейскому другу А.С.Пушкина поэту А. Дельвигу, рано умершему добрейшему человеку, которого любили все лицеисты. Выразительное чтение стихотворения Пушкина, посвящённого Дельвигу.



Биография А. Дельвига.

Антон Дельвиг родился в Москве, в семье военного, принадлежавшей к старинному обедневшему лифляндскому роду. Сначала учился в частном пансионе. В 1811 поступил в только что открытый Царскосельский Лицей, где учился вместе с А. Пушкиным, И. Пущиным и В. Кюхельбекером. Антон рано начал писать стихи. В 1814 первые стихи Дельвига были опубликованы в «Вестнике Европы». Ко времени окончания Лицея он был уже известен в литературных кругах.

Основной жанр поэзии Дельвига – идиллии и стихи в жанре русских народных песен. Он одним из первых разрабатывал русский сонет.

Лирика его сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. А. Пушкин высоко ценил стихи А. Дельвига.

Первые годы после окончания Лицея молодой Дельвиг жил почти впроголодь. Лишь в 1821 устроился в императорскую публичную библиотеку, начальником его стал И. Крылов. В 1825 он женился на дочери М.А. Салтыкова. В 1825-1831 Дельвиг издавал альманах «Северные цветы» и «Литературную газету», имевшие большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени.



Выразительное чтение наизусть стихотворения «К Дельвигу…». Комментарий к стихотворению.

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

Наперснику богов не страшны бури злые:

Над ним их промысел высокий и святой;

Его баюкают камены молодые

И с перстом на устах хранят его покой.

О милый друг, и мне богини песнопенья

Еще в младенческую грудь

Влияли искру вдохновенья

И тайный указали путь:

Я лирных звуков наслажденья

Младенцем чувствовать умел,

И лира стала мой удел.

Но где же вы минуты упоенья,

Неизъяснимый сердца жар,

Одушевленный труд и слезы вдохновенья!

Как дым исчез мой легкий дар.

Как рано зависти привлек я взор кровавый

И злобной клеветы невидимый кинжал!

Нет, нет, ни счастием, ни славой,

Ни гордой жаждою похвал

Не буду увлечен! В бездействии счастливом,

Забуду милых муз, мучительниц моих;

Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом,

Внимая звуку струн твоих.

Комментарий к стихотворению.

Слово учителя. Одним из сердечных друзей Пушкина стал Вильгельм Кюхельбекер, о судьбе которого расскажет вам Харин Дмитрий.

5.Выступление студента, посвящённое судьбе лицейского друга В. Кюхельбекера. Выразительное чтение стихотворения, посвящённого декабристам. Комментарий к стихотворению.

Биография В. Кюхельбекера.

В. Кюхельбекер родился 21 июня 1797 г. в Петербурге. Он происходил из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817 г.), где началась его дружба с А. С. Пушкиным и А. А. Дельвигом.

После окончания лицея Кюхельбекер служил в Коллегии иностранных дел, преподавал русский язык и латынь. В 1820— 1821 гг. он путешествовал по Европе; читал в Париже публичные лекции о русской литературе, при этом вёл речь и о необходимости политических преобразований в России. Выступления прервались по приказу русского посольства.

В 1822 г. В. Кюхельбекер служил на Кавказе чиновником особых поручений при генерале А. П. Ермолове. В ноябре 1825 г. он был принят К. Ф. Рылеевым в тайное Северное общество. Во время восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге Кюхельбекер стрелял в великого князя Михаила Павловича, выстраивал солдат для контратаки.

После провала восстания пытался бежать за границу, но был арестован в Варшаве и приговорён к смертной казни, заменённой затем каторгой в Динабургской крепости. С 1836 г. жил на поселении в Сибири.

Кюхельбекер стал печататься с 1815 г. В ранних стихах следовал традиции элегической поэзии В. А. Жуковского, с начала 20-х гг. XIX в. активно выступал против сентиментализма, защищая романтизм. Он написал программную статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (опубликована в 1824 г. в альманахе «Мнемозина», который Вильгельм Карлович издавал вместе с В. Ф. Одоевским).

В противовес «камерной лирике» Кюхельбекер создаёт тираноборческую трагедию «Аргивяне» (1822—1825 гг.), стихотворения «К Ахатесу», «К друзьям на Рейне» (оба 1821 г.) — произведения, исполненные гражданственного пафоса.

В заточении и в ссылке Вильгельм Кюхельбекер не изменил своим прежним идеалам (стихотворения «Элегия», 1832 г.; «На смерть Якубовича», 1846 г., и др.), хотя в его лирике усилились мотивы одиночества, обречённости («19 октября», 1838 г.; «Участь русских поэтов», 1845 г.; трагедия «Прокофий Ляпунов», 1834 г.).

Мистическая идея предопределённости трагической судьбы нашла отражение и в наиболее значительном прозаическом произведении — повести «Последний Колонна» (не окончена).

В. Кюхельбекер умер в Тобольске 23 августа 1846 г.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Во глубине сибирских руд…».

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Комментарий к стихотворению «Во глубине сибирских руд».

Слово учителя. Этого человека А. С. Пушкин назвал: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Это Иван Пущин. Как и все лицеисты первого выпуска, Пущин был увлечён свободолюбивыми идеями. Он стал членом Северного общества декабристов, после восстания 1825 года попал на каторгу. О нём расскажет Столяров Дмитрий.

6.Выступление студента, посвящённое другу Пушкина по Царскосельскому лицею Ивану Пущину. Он, как и Кюхельбекер, выбрал путь декабриста. Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина, посвящённого Пущину.

Биография И. И. Пущина.

Пущин Иван Иванович (1789 - 1859) - декабрист. Он прослужив короткое время, по окончании курса в Царскосельском лицее, в гвардейской конной артиллерии. Тотчас же по выходе из лицея Пущин вступил в первое тайное общество, основанное в 1817 году, и был одним из деятельных его членов. Верховный уголовный суд 1826 года, признав его "виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов", - приговорил его к смертной казни, которая заменена была пожизненной каторгой. По прошествии 20 лет он был поселен сначала в Туринске (где Пущин, по показаниям местных властей, "ничем, кроме чтения книг, не занимался"), а потом в Ялуторовске (здесь он пристрастился к сельскому хозяйству). Возвращен из ссылки в 1856 году. От него остались "Записки о дружеских связях с А.С. Пушкиным" (в "Атенее", 1859, ч. II, № 8) и "Письма из Ялуторовска" (1845) к Энгельгардту, сообщающие сведения о его жизни там, о товарищах, о самом Ялуторовске и его жителях и т. п. (в "Русском Архиве", 1879, III т.). Пушкин в 1826 году написал Пущину послание, исполненное необычайной теплоты и полученное им в Чите только через два года. В последний раз упоминает о нем великий поэт в 1827 году, в стихотворении "19 октября".



Выразительное чтение наизусть стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный». Комментарии к стихотворению.

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Комментарий к стихотворению «Во глубине сибирских руд».

Слово учителя. Этот лицейский друг Пушкина всю жизнь служил Отечеству, долгое время был министром иностранных дел. Мы ведём речь об Александре Горчакове. О нём расскажет

7.Выступление студента Волкова Ивана. Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина, посвящённого Горчакову.



Биография А. М. Горчакова.

Он родился 4 июля 1798 г. в Хаапсалу в старинной дворянской семье. Окончив гимназию, поступил в 1811 г. в Царскосельский лицей (одноклассник А. С. Пушкина, А. А. Дельвига и др.), который окончил в 1817 г. с золотой медалью, и был определён на службу в Министерство иностранных дел.Первые дипломатические шаги предприняты Горчаковым на постах секретаря посольства в Лондоне (1824 г.), поверенного в делах во Флоренции (1829 г.), советника посольства в Вене (1832 г.).

У Горчакова сложились неприязненные отношения с министром иностранных дел К. В. Нессельроде, который умышленно тормозил его рост по службе. В 1838 г. Горчаков подал в отставку и только в 1841 г. вернулся к дипломатической деятельности в качестве посланника в Штутгарте.С 1850 г. Горчаков был представителем при Германском союзе, где стремился укрепить влияние России на дела второстепенных германских государств.В 1854 г. Горчакова назначили посланником в Вене. После Парижского конгресса (1856 г.), который подвёл итоги Крымской войны, он стал министром иностранных дел.

Основную задачу внешней политики России Горчаков видел в отмене статей Парижского договора о нейтрализации Чёрного моря. Он сумел вбить клин в единую антирусскую коалицию европейских держав и в 1870 г. добился подписания конвенции, позволившей России иметь на Чёрном море военный флот и строить военно-морские базы.

В 1875 г. дипломатическая позиция Горчакова уберегла Францию от новой агрессии Германии. В ходе русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. Горчаков занял неопределённую позицию, в итоге на Берлинском конгрессе (1878 г.) Россия лишилась плодов собственной победы. Это во многом способствовало падению популярности министра, кроме того, по состоянию здоровья он фактически отошёл от дел.

В 1882 г. Горчаков получил формальную отставку. Умер 27 февраля 1883 г. в Бадене (Швейцария).

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Князю А. М. Горчакову». Комментарии к стихотворению.

Пускай, не знаясь с Аполлоном,
Поэт, придворный философ,
Вельможе знатному с поклоном
Подносит оду в двести строф;
Но я, любезный Горчаков,
Не просыпаюсь с петухами,
И напыщенными стихами,
Набором громозвучных слов,
Я петь пустого не умею
Высоко, тонко и хитро,
И в лиру превращать не смею
Мое - гусиное перо!
Нет, нет, любезный князь, не оду
Тебе намерен посвятить;
Что прибыли соваться в воду,
Сначала не спросившись броду,
И в след Державину парить?
Пишу своим я складом ныне
Кой-как стихи на именины.

Что должен я, скажи, в сей час
Желать от чиста сердца другу?
Глубоку ль старость, милый князь,
Детей, любезную супругу,
Или богатства, громких дней,
Крестов, алмазных звезд, честей?
Не пожелать ли, чтобы славой
Ты увлечен был в путь кровавый,
Чтоб в лаврах и венцах сиял,
Чтоб в битвах гром из рук метал,
И чтоб победа за тобою,
Как древле Невскому герою,
Всегда, везде летела вслед?
Не сладострастия поэт
Такою песенкой поздравит,
Он лучше муз навек оставит!
Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцем нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура!
А там - когда Стигийской брег
Мелькнет в туманном отдаленьи,
Дай бог, чтоб в страстном упоеньи,
Ты с томной сладостью в очах,
Из рук младого Купидона
Вступая в мрачный чолн Харона,
Уснул..... Ершовой на грудях!

7.Слово учителя. Ещё одно прекрасное пушкинское стихотворение, посвящённое дружбе и идеалам юности, прочитает Браун Владислав.


Выступление студента Брауна Владислава. Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина, посвящённого П.Чаадаеву.



Биография П. Я.Чаадаева.

Пётр Чаадаев родился 7 июня 1794 г. в Москве в дворянской семье. Он выпускник Московского университета (1811 г.), участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии (1813—1814 гг.), член декабристских Союза благоденствия (1819 г.) и Северного общества (1821 г.).

Друживший с ним в ту пору А. С. Пушкин называл Чаадаева Брутом, который вечно точит свой кинжал, желая что-то сокрушить.

Скончался 26 апреля 1856 г. в Москве.



Выразительное чтение наизусть стихотворения «К Чаадаеву». Комментарий к стихотворению.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Комментарий к стихотворению «К Чаадаеву».

Слово учителя. Ребята, дружба – великое понятие. Зарождается это чувство чаще всего в детстве или юности. Настоящая дружба основана на верности и исповедовании одних и тех же нравственных принципах. Пронесите чувство настоящей дружбы через всю жизнь. Так вам будет интереснее и плодотворнее жить.

Берите пример с Александра Сергеевича Пушкина, который пронес почти через свою жизнь и многие стихотворения от юности до зрелости чувство дружбы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!