Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балаковский политехнический техникум»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе
«Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизненному и творческому пути Марины Цветаевой:
Болью и счастьем пронзенная жизнь…»
для студентов 1-2 курсов всех специальностей
Подготовила:
преподаватель русского языка
и литературы
Несёмова И.В.
Балаково, 2021
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизненному и творческому пути Марины Цветаевой
«Болью и счастьем пронзенная жизнь…»
ПРОЛОГ (Колокольный звон.)
Ведущий 1
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть .(фото рябины в снегу)
ЧАСТЬ-1.Детстсво.ЮНОСТЬ
Ведущий 2
Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года, в Москве.
Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог.
Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша, любит стихи и сама их пишет.
Страсть к стихам – от матери, к работе и к природе – от обоих родителей
«Моим стихам, написанным так рано»(портрет М.Цветаевой)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА - играет «Элегия»(фото:Осень-Зима)
Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. (слайд-шоу детское фото)
Стихи Цветаева начала писать с шести лет, не только по-русски, но с той же легкостью по-французски и по-немецки. В 1910 году она тайком от семьи выпустила довольно объемный сборник стихов "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили самые взыскательные критики: В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, М. А. Волошин.
Стихи юной Цветаевой подкупали своей талантливостью, своеобразием и непосредственностью, а некоторые из них уже предвещали будущего великого поэта, и в первую очередь безудержная и страстная "Молитва", написанная в день семнадцатилетия:
Ведущий 3:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ведущий 2:
Мария Александровна ,мама Марины Цветаевой, растила не только на сухом хлебе дома: она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку, вечное чудо природы, одарила многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок. (фото матери)
Дала им в руки лучшие в мире книги - те, что прочитываются впервые. Возле нее было просторно уму, сердцу, воображению. С детских лет любовью Марины станет Пушкин.
(Отрывок из книги « Мой Пушкин»)
«Бабочки на снегу»
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним. Скамейка. На скамейке Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Оба cтоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я хорошо понимаю, что рыжий кот, Августа Ивановна, куклы не любовь, что это - любовь: когда скамейка, на скамейке она, потом приходит он и все время говорит, а она не говорит ни слова.
- Что же, Муся, тебе больше всего понравилось? - мать, по окончании.
- Татьяна и Онегин.
- Что? Не Русалка, где мельница, и князь, и леший. Не Рогнеда?
- Татьяна и Онегин?
- Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла? Ну что ты там могла понять?
Молчу.
Мать торжествующе:
- Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть лет! Но что же тебе там могло понравиться?
- Татьяна и Онегин.
- Ты совершенная дура и упрямее десяти ослов! (Оборачиваясь к подошедшему директору школы, Александру Леонтьевичу Зографу). Я ее знаю, теперь будет всю дорогу на извозчике на все мои вопросы повторять: Татьяна и Онегин, все бы предпочли Русалку, потому что - сказка, понятное. Прямо не знаю, что мне с ней делать!!!
- Но почему, Мусенька, Татьяна и Онегин? - с большой добротой директор.
- (Я, молча, полными словами:) Потому что - любовь.
- Она наверное уже седьмой сон видит! - подходящая Надежда Яковлевна Брюсова, наша лучшая и старшая ученица, - и тут я впервые узнаю, что есть седьмой сон, как мера глубины сна и ночи. (цветы)
- А это, Муся, что? - говорит директор, вынимая из моей муфты вложенный туда мандарин, и вновь незаметно (заметно!) вкладывая, и вновь вынимая, и вновь, и вновь...
Но я уже совершенно онемела, окаменела, и никакие мандариновые улыбки, его и Брюсовой, и никакие страшные взгляды матери не могут вызвать с моих губ - улыбки благодарности. На обратном пути - тихом, позднем, санном, - мать ругается:
- Опозорила!! Не поблагодарила за мандарин! Как дура - шести лет - влюбилась в Онегина!
Мать ошибалась. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее - немножко больше), не в них двух, а в их любовь. В любовь.
Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались. Никогда - когда садились, всегда - когда расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушел, она осталась, так что если поднять занавес - она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. Татьяна на этой скамейке сидит вечно.
Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь - обрекла.
Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку - и руки, не страшась суда - то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я
потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА - играет «Элегия»
ЧАСТЬ-2 ЗНАКОМСТВО. ЗАМУЖЕСТВО
Ведущий 3
В один день с Мариной, но годом позже - 26 сентября 1893 г.- родился ее муж, Сергей Яковлевич Эфрон. (фото с мужем)
В детстве и юности Сергей, будучи общительным и открытым, оставался глубоко одиноким. Одиночество это разомкнула только Марина.
Ведущий 2
Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной и кроткой красотой юноша, с поразительными, огромными, в пол-лица, глазами. Заглянув в них и прочтя все наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА - играет «Элегия»
Ведущий 1: Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 г. ПОРТРЕТ М.Цветаевой
ВИДЕО-( «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении А.Б. Пугачевой.)
Ведущий 3 (фото с мужем)
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились.
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.
Ведущий2: В роковом 1914 г. Сережа, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом. Позже он поступит в юнкерское училище, и это сыграет роковую роль в его дальнейшей судьбе: он окажется после революции в лагере белогвардейцев, в эмиграции.
Ведущий 1:
Как правая и левая рука -
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает - бездна пролегла
От правого - до левого крыла!
ЧАСТЬ-3 РАЗЛУКА.НУЖДА
Ведущий 2: Марина с двумя дочерьми, Ариадной и Ириной, остается в голодной Москве. Она пытается спасти девочек, но защитить от голода и холода обеих ей не удастся. (фото детей)
Добрые люди - практичные добрые люди - убедили меня отдать девочек в образцовый детский приют в Кунцево. Я долго сопротивлялась, наконец сдалась. Увы, во главе образцового приюта стоял мерзавец, спекулировавший детскими продуктами. Приехав навестить девочек, я нашла Алю почти безнадежно больной (и брюшняк, и сыпняк, и инфлюэнция, и еще что-то). А Ирина еще дюжила. А пока я билась с Алей и ее выхаживала, спасала, Ирина умерла в приюте - умерла с голоду.
Ведущий 1
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.
Но обеими - зажатыми -
Яростными - как могла!
Старшую у тьмы выхватывая -
Младшей не уберегла.
Две руки - ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки - и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле. (фото детей)
Ведущий 2
Остается одна Аля. Были мы - помни об этом в будущем, верно, лихом! Я - твоим первым поэтом, ты - моим лучшим стихом. Они - мать и дочь - станут неразлучны. (фото «Сумерки»)
Дорожкою простонародною,
Смиренною, богоугодною,
Идем - свободные, немодные,
Душой и телом - благородные.
Сбылися древние пророчества:
Где вы - Величества? Высочества?
Мать с дочерью идем - две странницы.
Чернь черная навстречу чванится.
Быть может - Бог на нас оглянется...
Пусть будет - как ЕМУ захочется:
Мы не Величества, Высочества.
Так, скромные, богоугодные,
Дорожкою простонародною -
Так, доченька, к себе на родину:
В страну Мечты и Одиночества -
Где мы - Величества, Высочества.
В годы гражданской войны связь между мужем и женой прервалась почти совершенно; доходили лишь недостоверные слухи с недостоверными оказиями, писем практически не было - вопросы в них никогда не совпадали с ответами. ( фото с мужем)
Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, - с утра ни корки черствой -
Мечту такую полюбя,
Что - может - всем своим покорством
- Мой Воин! - выкуплю тебя.
Найти мужа Марине поможет Илья Эренбург. 1 июля 1921 г. Марина получила первое после долгой разлуки письмо.
ЧАСТЬ-4 Встреча после разлуки
Ведущий 1(фото семьи)
Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и еще большим чудом будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю - сердце замирает - страшно - ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждет.
Все года нашей разлуки - каждый день, каждый час - Вы были со мной, во мне. Все годы, что не с Вами, прожиты, как во сне. Жизнь моя делится на до и после, и после - страшный сон, рад бы проснуться, да нельзя.
Берегите себя, заклинаю Вас. Вы и Аля - последнее и самое дорогое, что у меня есть.
Храни Вас Бог.
Ваш С. . ( фото С.Эфрона)
Получив письмо от мужа, Марина решает ехать к нему. Весной 1922г. они отправляются в Чехию, где в это время был С. Эфрон. Что везли с собой?
Вот сохранившийся в одной из рабочих тетрадей список:
карандашница с портретом;
чабровская чернильница;
тарелка со львом;
сережин подстаканник;
Алин портрет;
янтарное ожерелье;
Алины валенки;
сапоги;
примус, иголки для примуса.
Этот список - свидетельство крайней нищеты, которая будет сопровождать ее всю жизнь.
(фото М.Цветаевой)
Денег у меня никогда не будет, мне нужно многого: откупиться от всей людской низости: чтобы на меня не смел взглянуть прохожий, чтобы никогда нигде не смел крикнуть кондуктор, чтобы мне никогда не стоять в передней, никогда и т.д. На это никогда не заработаешь. . ( фото М.Цветаева)
Ведущий 1
Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей - и что - Орда!
Два намиру у меня врага,
Два близнеца - неразрывно слитых:
Голод голодных - сытость сытых.
Ведущий 2:
Жизнь за границей оказалась трагичной: нищета, одиночество, а главное, - тоска по родине.
В Праге мне плохо. Живу здесь, как под колпаком. Из русских знаю очень многих, но мало к кому тянет. А вообще, к людям очень тянет. И в Россию страшно как тянет. Как скоро мне можно будет вернуться?
Самое тяжелое в моих письмах это - необходимость писать о своей жизни. А она так мне мерзка, что рука каждый раз останавливается на этом самом месте. Если бы рухнула стена, нас с родиной разделяющая. (фото Чехии-3,5 и фото Франции-14 лет)
Ведущий 3
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц - ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно -
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!)
Где унижаться - мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично на каком
Непонимаемой быть встречным!
Остолбеневшим как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все равны, мне все - равно,
И, может быть, всего равнее -
Роднее бывшее всего...
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно - рябина...
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА - играет «Элегия»(фото:День,Полдень)
Ведущий 2:
. Но были в эмиграции и счастливые моменты. Таким желанным, счастливым, было рождение сына 1 февраля 1925 г.
Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Буду любить его - каким бы он ни был; не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть.
Ведущий 1 (фото «Лето»)
На льдине - любимый, на мине - любимый,
На льдине, в Гвиане, в Геенне - любимый.
В коросте желанный, с погоста - желанный:
Будь гостем! - лишь зубы да кости - желанный!
Тоской подколенной до тьмы проваленной
Последнею схваткою чрева - жаленный.
И нет такой ямы, и нет такой бездны -
Любимый! желанный! жаленный! болезный!
Решение вернуться в Россию было решением матери. Она сделала это не потому, что жила в ужасающей бедности.
Не потому, что презирала окружающий ее буржуазный мир, не потому, что ненавидела фашизм.
Она вернулась потому, что мечтала обрести родину своему сыну.
Ведущий 2 (фото Цветаевой)
Ни к городу и ни к селу -
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край - всем краям наоборот -
Куда назад идти - вперед.
Идти, особенно - тебе,
Руси не видывавшее
Дитя мое... Мое? Ее -
Дитя! То самое былье,
Которым порастает быль.
Землицу, стершуюся в пыль, -
Уже ль ребенку в колыбель
Нести в трясущихся горстях:
- Русь - этот прах, чти этот прах!
От неиспытанных утрат -
Иди - куда глаза глядят!
Всех стран - глаза, со всей земли -
Глаза, и синие твои
Глаза, в которые гляжусь:
В глаза, глядящие на Русь.
Да не поклонимся словам!
Русь - прадедам, Россия - нам,
Вам - просветители пещер -
Призывное - СССР, -
Не менее во тьме небес
Призывное, чем SOS.
Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, дом - вперед -
В свой край, в свой век, в свой час.
Ведущий 3: Цветаева вернулась в Москву 18 июня 1939 года вслед за дочерью и мужем, не обольщаясь, не рассчитывая на многое, но то, что ее ожидало в России, было хуже всяческих ожиданий. . ( фото Москвы)
Сергей Эфрон был не только мягким, скромным, задумчивым. Он был человеком безукоризненной честности и благородства, стойким и мужественным. Свой белогвардейский юношеский промах он искупил огромной и долгой молчаливой, безвестной, опасной работой на СССР, на Испанию, за которую, вернувшись на родину, должен был получить орден Ленина. А вместо этого...
Когда он встречал Марину на вокзале, был болен и близок к отчаянию, чувствовал приближение грозы.
В ночь на 27 августа 1939г. дочь Ариадна была арестована, а еще меньше чем через два месяца арестовали Сергея.
ПОЕТ НАТАЛЬЯ ВАРЕНЦОВА «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою, как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца,
Оттого, что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других - у той одной,
Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты -
О проклятье! - у тебя остаешься - ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, -
Оттого что мир - твоя колыбель, и могила - мир! . ( фото Влюблённых)
МАРАТ: Цветаеву не арестовали - ее казнили незамечанием, непечатаньем, нищетой.
НИНА Зверева ( «Вчера еще в глаза глядел..»)
Марина много тяжелее других восприняла объявление войны. Марину охватило то, что зовут паническим ужасом.
Она рвалась прочь из Москвы, чтобы спасти сына от опасности зажигательных бомб, которые он тушил. Так они оказались в Елабуге. . ( фото Елабуги)
Работы в Елабуге она найти не могла. Цветаева написала заявление с просьбой о том, чтобы ее устроили судомойкой в столовую для писателей в Чистополе (сама она не была членом Союза писателей).
По свидетельству хозяев дома, где Марина жила с сыном в Елабуге, ее подкармливала местная милиционерша, которой Цветаева помогала при постирушках.
Но самая страшная разрушительная сила зрела в 16-летнем Георгие-жажда освободиться от опеки матери, жить как он хочет.
Однажды Цветаева в разговоре с сыном скажет: Одному человеку не хватает одной жизни, другому ее слишком много. 31 августа 1941 г. Марина ушла из жизни.
Эпилог
Элегия-играет. ( фото цветы)
Н.Зверева(лирнические1 стих-ие) фото женщин
Н.Варенцова поет
н.Зверева-1 стих-ие
Ольга Иванова-поет
Финал-представление участников
СПРАВКА (для себя)
В 1910 году, еще в гимназии, издаю свою первую книгу стихов – «Вечерний Альбом» – стихи 15, 16, 17 лет – и знакомлюсь с поэтом Максимилианом Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью.
Летом 1911 года еду к нему в Коктебель и знакомлюсь там со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном, которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь. Замуж за него выхожу в 1912 году.
В 1912 году выходит моя вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается моя первая дочь – Ариадна.
В 1913 году – смерть отца.
В 1920 году умирает моя вторая дочь, Ирина, трех лет от роду.
В 1922 году уезжаю за границу, где остаюсь 17 лет, из которых три с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции.
Город Елабуга станет последним земным пристанищем неукротимой души поэтессы. «Воздух, которым я дышу, воздух, трагедии… Хватит ли у Вас сил долюбить меня до конца, то есть в час, когда я скажу: «Мне надо умереть». Ведь я не для жизни, у меня все – пожар. Я ни в одну форму не умещаюсь, даже в наипросторнейшую – своих стихов! Не могу жить. Все не как у людей»
Впервые традиционная Цветаевская научная конференция открывалась не в музее М. Цветаевой в Борисоглебском переулке, а в ГМИИ им. Пушкина. Причин тому было несколько. 2007 год оказался удивительно «урожайным» на юбилеи, вернее, на круглые даты в Цветаевской семье: 160 лет со дня рождения Ивана Владимировича, 115 лет со дня рождения Марины Ивановны, 95 лет со дня рождения её дочери – Ариадны Сергеевны Эфрон, 95 лет исполнилось самому музею, и в этом году 15-летие праздновал Дом-музей М. Цветаевой в Борисоглебском. Поэтому и тема конференции посвящалась не только творчеству великого поэта 20-го века Марины Цветаевой: «Семья Цветаевых в истории и культуре России».
Выступление И.А. Антоновой называлось «Слово об Иване Владимировиче Цветаеве». Ирина Александровна вспоминала, как менялось отношение к создателю музея. В 1947 году, когда надо было бы отмечать 100-летний юбилей И.В. Цветаева, ничего не проводилось, о Иване Владимировиче говорилось вполголоса, видимо, в связи с тем, что члены семьи Цветаевых были репрессированы…
«На моих глазах появилась в музее Анастасия Ивановна Цветаева, говорила И.А. Антонова, - сначала застенчиво, робко… Помню Ариадну Сергеевну Эфрон, которая тоже вела себя очень скромно. Чаще других бывала здесь Валерия Ивановна, бывал Андрей (сводные брат и сестра Марины и Анастасии – О.Г.). В 1962 году были установлены памятные доски на фасаде музея, посвященные И.В. Цветаеву и Ю.С. Нечаеву-Мальцеву, главному «жертвователю» музея. Это было непросто…»
Цветаевские костры – явление уникальное. Возникла эта традиция случайно, просто-напросто собравшихся в Тарусе поклонников поэзии Марины Цветаевой не пустили во Дворец культуры, чтобы отметить день рождения поэта, двери оказались закрыты… И тогда они пошли на берег Оки, в лес, на «хлыстовскую» поляну - туда, где так любили жечь костры Марина с Асей, стали читать стихи и петь песни, и настолько это неформальное общение было органичным поэзии и духу Цветаевой, что встреча у костра состоялась и на следующий год, а потом ещё и ещё… А потом Цветаевские костры стали зажигаться и в других городах, связанных с семьёй Цветаевых, а порой и там, где просто находился энтузиаст-цветаевед… Сейчас Цветаевские костры горят по всему миру, не только в России, но и в Германии, Израиле, Канаде, США.
В письме Ахматовой М. Цветаева писала: «… Я тоже дерево: бренное, льну к вечному. Дерево и людям: проходят, садятся… - проходят. Я – пребываю. А потом меня срубят и сожгут и я буду огонь».
17