Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе
на тему: «Учимся разрешать конфликты»
Цель: учить распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
Задачи:
- рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
- решение проблемы сплоченности коллектива;
- формировать представление о различных вариантах человеческого общения;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование:
- ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
- Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
- Видеозапись мультфильма «Бараны»
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашем занятии, поприветствуйте друг друга улыбкой (улыбнитесь соседу по парте).
II. Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего мероприятия, я хочу показать вам один интересный мультфильм.
Дети смотрят мультфильм «Бараны» https://yandex.ru/video/preview/3294049332903824031
Слайд №1 (На экране выставляется тема «Учимся разрешать конфликты»).
- Как вы думаете, ребята, о чем этот мультфильм? (о столкновении интересов, о конфликте)
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
- А теперь послушаем мудрую Сову.
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений». (Слайд №2)
- Сегодня мы постараемся разобраться: почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей.
III. Содержательный компонент мероприятия. Поисковая деятельность.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
- Давайте вернемся к случаю о барашках и ответим на вопросы:
- Что хотели барашки? Из-за чего возник конфликт?
- Главное, чего не смогли сделать барашки?
- Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией?
- Какие черты характера баранов показывает автор? (неуступчивость и упрямство)
- Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
А сейчас, ребята, я предлагаю вам поделиться на три группы.
(Слайд №3 «Причины возникновения конфликтов: неумение договориться)
2. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам.
- Каждая группа получит карточку с заданием, посовещавшись, вы должны подготовить ответ на вопросы. От каждой группы выступит представитель и озвучит ваш ответ.
А) Карточка № 1 для 1 группы.
– Саша, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Тимур.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Саша и убежал. А Тимур даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
- Прочитайте и подумайте, что произошло между мальчиками?
- Тимур правильно сделал, что сразу закричал на Сашу?
- Как вы думаете, как нужно было поступить Тимуру в этой ситуации?
- По какой причине между мальчиками возник конфликт?(из-за неумения слушать)
(На слайде появляется запись «неумение слушать»)
Б) Карточка № 2 для 2 группы.
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Прочитайте и подумайте, что произошло между командами?
- Почему началась драка?
- Какая команда поступила неправильно?
- Как вы думаете, как должны были вести себя мальчики проигравшей команды? (более сдержанно, держать себя в руках)
( на слайде – «несдержанность»)
Карточка № 3 для 3 группы
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
- Прочитайте и подумайте, что произошло между мальчиками?
- Почему началась драка?
- Что должен был сделать Вася после того, как задел Женю?
- Драку можно было избежать? Как?
(на слайде – «неумение извиняться»)
3. Вывод.
Ребята, давайте сделаем вывод и определим основные причины конфликтов:
После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:
- неумение договориться,
- неумение слушать;
- несдержанность;
- неумение извиняться.
- На один и тот же предмет мы смотрим по-разному, т.е. наши мнения могут
не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты.
IV. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах.
- Что заметили? (Было легче в паре)
- Почему? (Было на кого опереться)
- Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.) (Слайд №4)
- А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации.
- Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке? (Слайд №5 ).
- Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
- Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко.
- Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
А сейчас давайте посмотрим небольшую сценку.
5. «Кто первый?» В.Орлов.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- Какой совет вы бы им дали?
- Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера? Разве из-за этого его перестали бы уважать?
- Молодцы, ребята! Сейчас я хочу рассказать вам историю про одного мальчика.
Однажды один мальчик шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слёзы выступили на глазах.
Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать –не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали всё меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. “Повезло какой-нибудь собаке”, - подумал мальчик и пошёл дальше.
- Как мальчик избавился от своей обиды и злости? Представьте, что обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух. Обязательно улыбнуться.
V. Рефлексия.
- Я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы, слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие отрицательные. (заготовка на ватмане)
(Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять, извиниться, толкать, дразнить, выслушать, накричать ).(Слайд)
- Молодцы! Ребята вы все правильно распределили.
VI. Итог мероприятия.
- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?
- Какие пути выхода из конфликтной ситуации мы с вами рассмотрели.
- Как вы думаете, все-таки, можно жить без конфликтов?
- Предоставляю вам слово, ребята. (чтение стихов)
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссоры
Из любого спора. (В.Орлов)
Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою!
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо! (Ю.Энтин)