СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Олимпиада по информатике» по дисциплине «Информатика и ИКТ» для всех профессий и специальностей

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  методической разработке рассмотрена методика организации и проведения олимпиады по информатике для студентов I курса, дано обоснование выбора олимпиады как формы организации внеурочной деятельности студентов, а также поставлены цели проведения олимпиады и решены задачи, необходимые для достижения целей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Олимпиада по информатике» по дисциплине «Информатика и ИКТ» для всех профессий и специальностей»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»

(ОГБПОУ «КТАБ»)

636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36

Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45

e-mail: ktab70@yandex.ru












Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Олимпиада по информатике»


по дисциплине «Информатика и ИКТ» для всех профессий и специальностей ОГБПОУ «КТАБ»


преподаватель И.В. Морозов






















с.Кожевниково, 2022г.

Аннотация


В методической разработке рассмотрена методика организации и проведения олимпиады по информатике для студентов I курса, дано обоснование выбора олимпиады как формы организации внеурочной деятельности студентов, а также поставлены цели проведения олимпиады и решены задачи, необходимые для достижения целей.












Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ____ от _______________ 2022 г.

Председатель _____________
















СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………………………4

Положение о проведении олимпиады …………………………………………………….5-7

  1. Общие положения………………………………………………………………………5

  2. Участники олимпиады…………………………………………………………………5

  3. Порядок организации и проведения олимпиады…………………………………….6

  4. Задания………………………………………………………………………………….7

Список литературы……………………………………………………………………………8

Приложения…………………………………………………………………………………….9



























Пояснительная записка


Внеурочная работа со студентами продолжает занимать особое место в структуре образовательного и воспитательного процессов. Она во многом способствует совершенствованию учебного процесса.

Внеклассная работа, как один из видов внеурочной работы, имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей студентов, открывает дополнительные возможности для формирования таких ценных социально-значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др.

Главное же её назначение – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей учащихся в разных отраслях науки и культуры.

Олимпиада по информатике – это одна из форм организации внеурочной деятельности при изучении информатики. Цель подготовки к олимпиаде – развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков студентов, ускорению процесса перехода от обучения к самообучению – наивысшей ступени образовательного процесса.

Совмещение традиционного и личностно-ориентированного типов обучения наиболее полно соответствует современной концепции преподавания информатики, как фундаментальной науки и признания ее высокого развивающего потенциала.

Положение о проведении олимпиады


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, а также порядок проведения олимпиады студентов ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» по дисциплине «Информатика и ИКТ».

1.2. Олимпиада проводится с целью выявления и развития у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

1.3. Основными задачами проведения Олимпиады является выявление одаренных студентов, обеспечение их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации, уровня качества подготовки специалистов в области информационных технологий, определение степени владения современными программными средствами и вычислительной техникой, всестороннее развитие интересов, способностей учащихся, подготовка студентов к участию в олимпиадах более высокого уровня (областных, региональных, всероссийских); повышение интереса учащихся к углубленному изучению дисциплины, повышение успеваемости по дисциплине за счет лучшего усвоения учебного материала в процессе подготовки к участию студентов в олимпиаде, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач, умение применять полученные знания на практике.

1.4. Олимпиада проводится 1 раза в год, по общему согласованному решению предметно-цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин.


2. Участники олимпиады

2.1. Участниками Олимпиады могут быть все желающие студенты очного отделения техникума по всем специальностям и профессиям, которые должны показать умение работать со стандартным программным обеспечением, пакетом «Microsoft Office».

2.2. Для проведения Олимпиады по дисциплине необходимо, чтобы было подано не менее 5 заявок на участие.


3. Порядок организации и проведения олимпиады

3.1. Олимпиада организуется и проводится преподавателем Морозовым И.В.   в кабинете №212.

3.2. Сроки проведения Олимпиады устанавливаются предметно-цикловой комиссией профессиональных дисциплин.

3.3. Задания для Олимпиады составляются в одном варианте.

3.4. В задания включены вопросы минимально обязательного уровня. Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

3.5. На выполнение заданий дается 2 академических часа, при этом не учитывается время разъяснения участникам Олимпиады правил ее проведения.

3.6.Студентам, принимающим участие в Олимпиаде, запрещается:

  1. спрашивать что-либо относительно содержания заданий у присутствующих преподавателя и членов комиссии;

  2. совещаться друг с другом;

  3. пользоваться справочной, учебной литературой и другими материалами;

  4. пользоваться личными компьютерами, калькуляторами, электронными записными книжками, мобильным телефоном и иными средствами связи;

  5. выходить из аудитории; но в исключительных случаях может быть разрешено выйти только по согласованному решению присутствующих преподавателя и членов комиссии и в сопровождении одного из них, а также при условии оставления заданий в аудитории на столе преподавателя.

3.7. Если преподаватель выявит какое - либо из вышеуказанных нарушений, он вправе отстранить студента, нарушившего установленные правила, от дальнейшего участия в Олимпиаде и аннулировать выполненные им задания.

3.8. По прошествии двух часов с момента начала выполнения олимпиадных заданий все участники обязаны сдать свои работы. В целях обеспечения объективности оценки, олимпиадные работы предоставляются преподавателю для проверки анонимно.

3.9. Работы проверяются лично преподавателем, составлявшим задания.Работы должны быть проверены в течение трех дней с момента проведения Олимпиады по данной дисциплине.

3.10. Каждому участнику предоставляется персональный компьютер на время выполнения заданий.

3.11. Во время проведения олимпиады участники самостоятельно решают предложенные задачи.

3.12. По истечении времени проведения олимпиады запрещается выполнять любые действия на компьютере

3.13. Участники олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями олимпиады, если количество набранных ими баллов превышает 50% от максимально возможного количества баллов. Если несколько участников набрали одинаковое наибольшее количество баллов, то все они признаются победителями. В случае, когда победители не определены, определяются только призеры. Численность победителей и призеров олимпиады определяется жюри олимпиады, а именно не более 10% от общего количества участников олимпиады.

3.14. Победители Олимпиады награждаются грамотами техникума.

3.15. Победители олимпиады представляют техникум на олимпиадах областного, регионального, всероссийского уровня. Очередность направления студентов на вышеуказанные олимпиады определяется согласно занятому месту на Олимпиаде, желанию и возможностям студентов.


4. Задания (Приложение №1, Приложение №2)


Олимпиада проводится в два этапа:

- первый (теоретический) этап – проводится в форме компьютерного тестирования;

- второй (практический) этап – проводится в форме выполнения практикоориентированных заданий.










Список литературы

    1. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2021

    2. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике // Информатика и образование. – 2020. № 1

    3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для сред. проф. образования.

– М.: Издательский центр «Академия», 2017

    1. Немцова Т.И, Назарова Ю.В. Практикум по информатике. Часть 1: учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2017

    2. Колдаев В.Д., Павлова Е.Ю. Сборник задач и упражнений по информатике: учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2017

    3. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор WORD. – М.: Академия, 2020

    4. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. – М.: Академия, 2020

    5. Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика – М.: Академия, 2019

    6. http://www.metod-kopilka.ru

    7. www.edu/ru/modules.php

    8. http://comp-science.narod.ru
















ПРИЛОЖЕНИЯ



Теоретический этап – (тестирование на ПК)


Кодирование информации


Задание 1

Вопрос:

Декодируйте слова при помощи перестановки букв и сделайте сопоставление

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) символ

2) сигнал

3) сканер

__ ловсим

__ гисанл

__ ксаерн


Задание 2

Вопрос:

Правда ли, что одна и та же информация может быть закодирована разными способами и представлена в разных формах?

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) да

2) нет


Задание 3

Вопрос:

При помощи какого кода закодирована вся информация в компьютере?


Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) восьмеричного

2) кода дорожных знаков

3) двоичного

4) азбуки Брайля



Задание 4

Вопрос:

Выберите способы кодирования информации:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) экстрасенсорный

2) графический

3) числовой

4) символьный


Задание 5

Вопрос:

Как называется процесс обратный кодированию?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) информирование

2) редактирование

3) изменение

4) декодирование



Задание 6

Вопрос:

Музыкальное произведение кодируется с помощью

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) азбуки Брайля

2) дорожных знаков

3) флажковой азбуки

4) нотных знаков



Системы счисления

  1. Системой счисления называют:

а) алфавит; б) способ представления чисел; в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами; г) набор чисел в определенной последовательности;

  1. Системы счисления делятся на:

а) четные и нечетные; б) позиционные и непозиционные; в) троичные, семеричные, десятичные; г) двоичные, восьмеричные, шестнадцатеричные;

  1. В восьмеричной системе счисления присутствуютсимволы:

а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; б) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; в) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; г) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F

  1. В двоичной системе счисления присутствуют символы:

а) 1, 2; б) 0, 1; в) а, в; в) все перечисленные

  1. Единичная система счисления относится к:

а) позиционной системе счисления; б) непозиционной системе счисления;

  1. ЭВМ выполняет арифметические расчеты в системе счисления:

а) десятичной; б) двоичной; в) единичной; г) шестнадцатеричной;

Алгоритмы

1. Выберите название свойства алгоритма, которое означает, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия:
а) дискретность
б) понятность
в) определённость
г) массовость

2. Какая форма записи алгоритмов обладает наибольшей наглядностью?
а) словесная
б) рекурсивная
в) графическая
г) построчная

3. Выберите, что предусматривает алгоритм структуры “ветвление”:
а) выбор условий,
б) выбор алгоритмов,
в) выбор команд (действий)

4. Алгоритм называют циклическим:
а) если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
б) если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
в) если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий.

5. Название самого распространенного графического способа записи алгоритма:
а) таблица
б) схема
в) блок-схема

6. Выберите один из способов записи алгоритмов:
а) графический
б) изобразительный
в) изображаемый

Архитектура компьютера

1.Компьютер – это:

а) устройство для работы с текстами;

б) электронное вычислительное устройство для обработки чисел;

в) устройство для хранения информации любого вида;

г) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;

2. Какое устройство в компьютере служит для обработки информации?

а) манипулятор "мышь"

б) процессор

в) клавиатура

г) оперативная память

3.Скорость работы компьютера зависит от:

а) тактовой частоты обработки информации в процессоре;

б) наличия или отсутствия подключенного принтера;

в) объема внешнего запоминающего устройства;

г) объема обрабатываемой информации.

4. Тактовая частота процессора – это:

а) число двоичных операций, совершаемых процессором в единицу времени;

б) число вырабатываемых за одну секунду импульсов, синхронизирующих работу узлов компьютера;

в) число возможных обращений процессора к операционной памяти в единицу времени;

г) скорость обмена информацией между процессором и ПЗУ.

5. Объем оперативной памяти определяет:

а) какой объем информации может храниться на жестком диске .

б) какой объем информации может обрабатываться без обращений к жесткому диску.

в) какой объем информации можно вывести на печать.

6.  Укажите наиболее полный перечень основных устройств:

а) микропроцессор, сопроцессор, монитор;

б) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода/вывода;

в) монитор, винчестер, принтер;

г) АЛУ, УУ, сопроцессор;


Технологии поиска информации

1.Поисковой системой не является:
а) Google
б) FireFox
в) Rambler

2. Что не является браузером:
а) Rambler
б) Mozila firefox
в) Google Сhrome

3. Наиболее полная и мощная поисковая система, в которой хранятся 8 миллиардов Web-страниц:
а) Google
б) Yandex
в) Rambler

4. Что не является поисковой системой:
а) Rambler
б) Google Сhrome
в) Google

5. Браузером является:
а) Linux
б) Android
в) Mozilla Firefox

6. Что такое гиперссылка:
а) примечание к тексту
б) указатель на другой Web-документ
в) выделенный фрагмент текста