Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №398 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 6-7 классов «Литературная мозаика»
Составила:
Учитель русского языка и литературы
Егорова Галина Евгеньевна
Санкт-Петербург
2022
Цель: развивать интерес к литературе, чтению художественных книг, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; мотивировать учащихся на получение изучения предмета
Задачи:
проверить знания обучающихся по литературе;
развивать познавательный интерес к произведениям художественной литературы;
способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, развивать интеллект, внимание, память, воображение;
прививать любовь к литературе как к учебному предмету.
закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения литературы в школе и самостоятельного чтения;
воспитывать в обучающихся уверенность в своих силах, волю к победе, умение работать в группе.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация, наглядный и раздаточный материал
Описание: Данное мероприятие – это литературная игра, в которой 3 команды. Каждая тропа - это задание, которое нацелено на проверку знаний обучающихся по предмету и развитие творческих способностей. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему
Ход мероприятия
Организационное начало и приветствие
Дорогие друзья! Мы приветствуем вас на нашем мероприятии «Литературная тропа». Мы надеемся, что данное мероприятие принесет вам радость, интерес, позитивные эмоции, позволит вам показать свои знания по предмету. Приступая к игре используйте свои творческие способности, внимание, смекалку, командный дух. Команда-победитель получит сладкий приз и грамоту победителя.
Основная часть
Команды, распределитесь по своим местам и приступим к соревнованиям. Оценивать ваши знания будут члены жюри.
Приветствие команд (название, девиз)
У вас есть 3 минуты, чтобы придумать название своей команде и девиз.
Конкурс «литературная разминка».
Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. Если команда не знает ответ, то ход переходит к следующей команде.
Как называется русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто её автор?(В.Ф. Одоевский «Морозко».)
Знаменитый русский баснописец. (Крылов)
Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)
С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?( Соловей-разбойник)
Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (Ведро.)
Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)
Мальчик с деревянным носом. (Буратино)
Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)
Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники? Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)
Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)
Самый лучший знаток и рассказчик сказок - это... Кто? (Бабушки.)
Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)
Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей Бессмертный.)
Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться?(«Мойдодыр».)
Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?(Н. Носов.)
Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга.)
. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист.)
Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством? («Колобок».)
Какой зверь жаловался Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство? (Лиса.)
Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.(Царевна-лягушка.)
Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)
3.Конкурс «Пословица — это зеркало народа»
Найдите правильное продолжение пословице.
1. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
2.Прочел хорошую книгу - встретился с другом.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книгу читай, разуму набирай.
Будешь книжки читать, будешь все знать.
Знание - солнце, книга – окно
Нет умного соседа - с книгой побеседуй.
Испокон века книга растит человека.
С книгой жить век не тужить.
Книги не говорят - правду сказывают.
Конкурс «Художественное произведение»
Каждая команда получает список произведений и авторов. Необходимо правильно подобрать автора к произведению. Время – 5 минут (10 произведений в разнобой)
«Толстый и тонкий» А.П.Чехов
«В дурном обществе» Владимир Галактионович Короленко
«Железная дорога» Н.А.Некрасов
«Левша» Николай Семенович Лесков
«Осел и Соловей» И.А.Крылов
«Дубровский» А.С.Пушкин
«Чудесный доктор» Владимир Галактионович Короленко
«Бежин луг» И.С Тургенев
«Три пальмы» М.Ю.Лермонтов
«Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак
«Демьянова уха» (И.А.Крылов)
«Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)
«Бородино» (М.Ю.Лермонтов)
«Алые паруса» (А.С.Грин)
«Муму» (И.С.Тургенев)
«Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)
«Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)
«Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)
«Робинзон Крузо» (Д.Дефо)
«Снежная королева» (Х.К.Андерсен)
«Светлана» (В.А.Жуковский)
«Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)
5 конкурс. «Портрет»
На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.
За каждый правильный ответ дается 1 балл.
6 конкурс «В мире поэзии»
Продолжите строки стихотворений. Назовите произведение и автора стихотворения.
1.Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
( С.Есенин.«Береза»)
2.Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(А.С.Пушкин «Няне»)
3.- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М.Ю.Лермонтов «Бородино»).
4. Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
(М.Ю.Лермонтов «Парус»)
5. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
6. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А.С.Пушкин «И.И.Пущину»)
7. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю.Лермонтов «Тучи»)
8. Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
(М.Ю.Лермонтов «Утес»)
9. Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)
10.Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
(А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом»)
11.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
(И.А.Крылов «Ворона и лисица»)
12. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
(И.А.Крылов «Свинья под дубом»)
13.Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
(Н.А.Некрасов «Железная дорога»)
14. Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
(Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)
7 конкурс «Мир знатоков»
За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.
Подведение итогов. Рефлексия
Наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.
Награждение команд грамотами. Звучит музыка.
10