Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ГБОУ СПО ЛНР "Комиссаровский колледж-агрофирма
Краткая биография УШИНСКОГО КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА
"УЧИТЕЛЬ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ"
Разработал: преподаватель МАЙДИК ОЛЬГА ИВАНОВНА.
УЧИТЕЛЬ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ.
Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1821 года в городе Туле в семье УшинскогоДмитрия Григорьевича, отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина.
Мать Константина Дмитриевича- Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.
В 1835 году Константин поступил в Новгород-Северскую гимназию.
Закончив в 1840 году гимназию Константин Дмитриевич поступает на учебу в Московский университет на юридический факультет. В 1844 году ученый совет университета присудил ему степень кандидата юриспруденции.
С 1846 по 1849 годы Ушинский К.Д. является профессором камеральных наук на кафедре энциклопедии законоведения государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее.
По рассказам бывших студентов, он увлекательно излагал свои лекции по государственному праву. В 1850 году был вынужден уйти в отставку. Через 1,5 года переезжает в Петербург.
В 1859 году Константин Дмитриевич был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанным с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонении перед царизмом.
Ушинский смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применил наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.
Ушинский К.Д. впервые научно обосновал систему подготовки учителя как важной части педагогической науки. Рассматривая человека как предмет воспитания он указывал на необходимость тщательного изучения педагогики ,психологии ребенка, явления социальной жизни, в которых существует учащийся, рассматривать со знанием истории государства и особенностей данного народа.
Константин Дмитриевич - основоположник русской педагогики и педагогической психологии. Он выдвигал такие идеи:
1.Доказывал влияние социально-экономических условий на воспитание.
2.Выдвинул идею народности в воспитании.
3.Боролся за осуществление воспитания и обучения детей на родном языке, много внес в разработку методики обучения родном языку.
4.Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык-выражение мысли в слове.
5.Сформулировал антропологический принцип в педагогике.
6.Выступал против односторонности классического воспитания в гимназиях.
Целью воспитания, считал Ушинский ,должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.
Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка- это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.
О значимости игры для детского развития говорил так :"В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности явлений и интересов. В игре уже зреющий человек пробуждает свои силы, самостоятельно распоряжается своими же созданиями.. ."
"Игра-это посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых."
Летом 1870 года он лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Прибыв на хутор Богданку, узнал о трагической смерти старшего сына Павлуши.
Найдя в себе силы перебороть постигшее его горе, Константин Дмитриевич перевозит семью в Киев, купив домик по улице Тарасовской, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. Но в дороге простудился, заболел и остановился в городе Одессе, где и умер 3 января 1871 года (22.12.1870 года)
Константин Дмитриевич Ушинский принес мировую славу отечественной педагогике, совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике.
Он считал средствами нравственного воспитания:
1.Обучение, которое неразрывно связано с воспитание.
2.Личный пример учителя.
3.Убеждения.
4.Педагогический такт.
5.Меры предупреждения.
6.Поощрения и наказания.
Своей целью ставил воспитание духовно и нравственно возвышенного человека.
"Методы мои- народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность"
О педагогах говорил так:" Педагоги-это единственный класс людей, для практической деятельности которых учение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной..."
"Леча больного, доктор помогает природе; точно так-же наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета, не учить, а только помогать учиться."
Советы Ушинского педагогам:
-вести себя спокойно;
-быть прямым в словах и действиях;
-выполнять работу обдуманно;
-быть смелым;
-не говорит о себе неуместно;
-не тратить время на пустяки, заниматься только полезным делом;
-каждый вечер анализировать свои действия и поступки;
-не хвастаться делами, которые сделаны, делаются и будут делаться.
"Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель".
Народные пословицы об учении:
-Ученье и труд к победам ведут.
-Повторенье-мать ученья.
-Грамоте учиться-всегда пригодиться.
-Учеба и труд рядом идут.
-Ученье-свет, а не ученье -тьма.
-Ученье-красота, не ученье- сухота.
-Добро того учить, кто слушает.
-Ученье-путь к умению.
-Учить-ум точить.
-Тяжело в учении-легко в бою.
Как сказал В. П .Потемкин :"Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить в нашей современности. Идеи создателя "Детского мира". "Родного слова", "Педагогической антропологии" сохраняют по сей день свою творческую силу".