Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тамбовского района Тамбовской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Формула Здоровья»
Автор:
Попова Т.В.
учитель математики,
классный руководитель
2020
Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Тематическое направление методической разработки – духовно-нравственное воспитание.
Тема методической разработки – классный час «Формула Здоровья».
Актуальность
Предлагаемая тема классного часа особо актуальна сегодня. Говоря о здоровье человека, неотъемлемая часть его сохранения зависит от самих людей, начиная ещё с детского возраста. Поэтому важно научить ребят, молодёжь бережно относиться к своему здоровью, формировать здоровый образ жизни. Ведь человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. В школьном возрасте мало кто способен осознать, что образование и здоровье – это одно из главных значительных ценностей. Конечная же цель, стоящая перед школой - воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами без помощи активных веществ. Поэтому пропаганде здорового образа жизни в работе классного руководителя уделяется много внимания.
Целевая аудитория внеклассного мероприятия – обучающиеся 13-14 лет.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя - данное мероприятие носит не эпизодический характер, а является частью системной работы классного руководителя в воспитательном процессе. Реализация ФГОС нового поколения коснулась не только образовательного процесса, но и воспитательного. Наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения и воспитания. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. В настоящее время обучающиеся моего класса работают над проектом «Мы за здоровый образ жизни!». Проект реализуется посредством участия в разных мероприятиях, проводимых в школе. Данный проект предполагает привлечь внимание детей и подростков к проблеме здорового образа жизни.
Ребята уже провели социологический опрос и обработали полученную информацию, приняли участие в написании эссе на тему здорового образа жизни, освоили сервис для создания облаков слов — WordArt.com (Tagul.com) и приняли участие в школьном конкурсе. На следующем этапе с привлечением родителей, ребята приняли участие в классном часе «Формула Здоровья».
Предлагаемая тема классного часа особо актуальна сегодня. В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников. Методическая разработка классного часа «Формула Здоровья» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркотиков на организм человека и системы органов, развивает навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. Сценарий классного часа построен с учетом возрастных особенностей подростков, учтены аспекты современных профилактических программ; в нем есть и достаточно серьезная информация, и игровые моменты, и профилактические меры.
Работа над проектом еще не завершена, поэтому ребята примут участие во многих других, школьных и классных, мероприятиях, нацеленных на формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.
Цель внеклассного мероприятия: пропаганда здорового образа жизни (дополнение представления обучающихся о вредных привычках, побуждение подростков к сопротивлению вредным привычкам, умению противостоять давлению сверстников, воспитанию активной жизненной позиции в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности).
Задачи:
Развивать мотивацию к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний.
Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные: знают, что такое здоровье; понимают, что здоровье – ценность, имеют первичное представление о компонентах здоровья; понимают, что здоровый образ жизни – основа здоровья; умеют соотносить предметы по определённому признаку и строить «лесенку» здоровья, получая в итоге общую формулу здоровья.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: под руководством учителя определяют цель и задачи мероприятия, осуществляют контроль собственной деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости вносят корректировки, осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, способны к саморегуляции.
Познавательные: применяют полученные ранее знания в новой, неизвестной ситуации, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, логически рассуждают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слышать, слушать и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, готовы вести диалог, совместно искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Личностные УУД: проявляют интерес к выполняемой деятельности, осознают важность полученных знаний, у обучающихся формируется мотивация, направленная на обогащение своего здоровья, развивается самостоятельность и личная ответственность, навыки сотрудничества, мышление, воображение; формируется установка на здоровый образ жизни.
Планируемый воспитательный эффект: умение придавать духовно-нравственную направленность любой деятельности, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
Форма проведения внеклассного мероприятия: интеллектуальная беседа в ходе, которой ребята по кирпичикам собирают дом ЗОЖ и выводят формулу здоровья.
Оформление: плакаты в зале: «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - единственная драгоценность», «Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом», «Береги здоровье смолоду».
Применяемые технологии:
личностно-ориентированная технология;
здоровьесберегающая технология;
информационно – коммуникационная технология, ЭОР;
технология группового, коллективного творческого дела;
игровая технология,
проектная технология.
Методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Метод убеждения. Приёмы: работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассного мероприятия, беседы с приглашением взрослых товарищей.
Метод перевоспитания. Приёмы: вовлечение индивидуума в общественную жизнь, где чётко оговорены права и обязанности каждого для всех, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося, как члена коллектива, контроль за деятельностью ребёнка как члена социума.
Методы поощрения и наказания. Приёмы: благодарность за групповую работу как в устной форме, так и с вручением похвальных листов, выпуск стенных газет с одобрением работы класса, группы и с порицанием в виде дружеских шаржей о подводящих коллектив, другие поощрения.
Метод «узнаю лучше – уважаю больше». Приёмы: проведение внеклассного мероприятия с самоподготовкой к нему, с участием родителей, бабушек и дедушек.
Метод поиска правильного решения. Приёмы: включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска.
Метод взрыва. Приёмы: доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребёнка, создание ситуации, когда ребёнок как бы сам принимает правильное решение, что приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению.
Способы организации деятельности:
индивидуальный;
фронтальный;
групповой;
парный.
Подготовительная работа с обучающимися:
Ребята были предварительно разделены на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа выбрала себе направление для подготовки к классному часу: спорт, питание, гигиена, режим, вредные привычки, экология, наследственность и профилактика. Выбранное направление необходимо было представить и защитить (презентация, плакат, буклет, видеосюжет, фотовыставка и т.д.).
Родители помогли организовать экскурсию на ЗАО «ИЗОРОК» (п. Строитель Тамбовского района) с целью знакомства с профессиями предприятия, его продукцией, очистительными сооружениями и достижениями рабочих. Эту информацию ребята использовали для представления направления «экология». Кроме этого в рамках работы над проектом ребята посетят еще Тамбовский мусороперерабатывающий завод «КомЭк», который по данным международной рейтинговой организации признан одним из лучших в России. Он занял третье место среди четырнадцати тысяч подобных предприятий.
Ресурсы: ноутбук, проектор, экран, сценарий и презентация классного часа, магнитная доска, мел, жетоны.
Для данного внеклассного мероприятия необходимо пригласить членов жюри (экспертов), врача или школьную медсестру, членов школьного отряда «Волонтеры-медики».
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я вам говорю, «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы, когда–нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека – одна из главных ценностей. Сегодня у нас необычная встреча. Вас заранее я разделила на группы. Ребята выполняли домашнее задание, которое представят нашему вниманию. Вы не просто зрители действия, которое будет происходить в этом классе, мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела. Итак, что влияет на наше физическое здоровье и как вы думаете, из чего состоит здоровый образ жизни? (ребята называют и записывают на доске в кирпичики дома: наследственность, питание, режим, вредные привычки, экология, профилактика, гигиена, спорт)
Каждой команде, согласно выбранным направлениям, даётся лист с заданиями. Итак, вы объединились в команды, а в команде, как известно необходимы слаженность и четкость. От этих качеств зависит успех команды. На протяжении всего хода нашей встречи каждая команда может заработать жетоны, а в конце праздника мы подведем итоги и определим победителя.
Так что же такое здоровье? (ответы детей)
Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим.
Факторы, ухудшающие состояние здоровья - употребление алкоголя, курение, наркомания, неправильное питание. Давайте остановимся на этих составляющих более подробно.
Ведущий: Есть ли в нашем зале люди, которые хорошо разбираются в вопросах здоровья? Я приглашаю по одному представителю от каждой команды выйти и занять места по краю разметки в центре класса. Они будут исполнять роль фишек, как в настольных играх. Командам по очереди я буду задавать вопросы, если они отвечают верно, то их посланник делает шаг вперед, согласно разметке, если неправильно - шаг назад.
Вопросы викторины:
1.Согласныли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (ДА)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (НЕТ)
3.Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (НЕТ)
4. Верно ли, что от курения погибают более 10 000 человек? (ДА)
5. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (ДА)
6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (НЕТ)
7. Отказаться от курения легко? (НЕТ)
8.Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (НЕТ)
9. Взрослые чаще, чем дети ломают ноги? (ДА)
10.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (ДА)
11.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (ДА)
12.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (НЕТ)
13.Правда ли, что ежедневно надо выпивать два стакана молока? (ДА)
14.Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься легкой атлетикой? (ДА)
15.Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (НЕТ)
Ведущий: Посчитаем шаги команд. Посланники команд победителей приносят в копилку своей команды первые жетоны. А членам проигравших команд я предлагаю сделать прыжок вперед! Подравняйте носочки, а теперь попрыгайте на месте. Сцепите руки за спиной и сделайте несколько приседаний.
Как можно назвать то, что вы сейчас делали? (ответ)
Правильно! Разминка, физнагрузка, зарядка, одним словом – активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья или нет? (ДА)
На доске в таблицу «Факторы здоровья» ведущий записывает «активный образ жизни» в графу положительных факторов.
ПИТАНИЕ
(слово команде, ответственной за питание)
1. Разделите продукты на вредные и полезные: чипсы, помидоры, газированные напитки, яблоки, мёд, кириешки, чай, смородина, сметана, крабовые палочки, карамель.
2
. Расскажите, чем опасно употребление чипсов, кириешек, кока-коллы.
3. Разгадайте ребусы: здоровье, спорт и т.д.
РЕЖИМ ДНЯ
(слово команде, ответственной за режим дня)
Лев Толстой прожил до 82 лет, соблюдая строгий режим.
Расскажите о правильном режиме школьника. Начиная с подъема 7.00 – 7.30 – и до глубокого сна 22.00 – 7.00.
Н
а классный час мы пригласили ребят старшеклассников из школьного отряда «Волонтеры - медики». Они рассказали о работе отряда, о необходимости соблюдать «режим дня», о здоровом образе жизни и сделали вывод, что здоровым быть модно. В заключении выступления они разыграли сценку «Режим».
Сценка «Режим» (действующие лица: учитель и ученик)
-А ты, Саша, знаешь, что такое режим?
-Конечно! Режим... Режим –куда хочу, туда скачу!
-Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
-Даже перевыполняю!
-Как же это?
-По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю –4.
-Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
-Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед –и в школу.
-Хорошо.
-А можно еще лучше!
-Как же это?
-Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.
-Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяйка и неуч.
-Не вырастет!
-Это почему же?
-Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
-Как это с бабушкой?
-А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
-Не понимаю – как это?
-Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я,...
-И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
(слово команде, ответственной за борьбу с вредными привычками)
1
. Назовите все знакомые вам вредные для здоровья привычки человека.
2. Расскажите, как курение влияет на здоровье человека (ответы детей сопровождаются презентацией, выполненной в PowerPoint.
3. Защита газет «На волне здорового образа жизни» (домашнее задание комментирует каждая команда).
ПРОФИЛАКТИКА
(слово команде, ответственной за профилактику)
1. Какие средства профилактики болезней вы знаете? (Медицинские обследования, закаливание и др.)
2. Какие виды закаливания вам знакомы?
3.Советы от врача Агаевой Светланы Викторовны (родительница - мама Агаевой Дианы)
Примерный текст выступления: Каждый человек тесно связан с таким понятием как его здоровье. Ведь многое зависит от того, как себя чувствуешь. Хорошее самочувствие значит есть силы, настроение, желание действовать и творить. Этот бесценный дар, и его нужно беречь «смолоду».
Основные принципы и понятия здорового образа жизни закладывались вам еще с раннего детства и прививались родителями.
Первое самое ценное питание для младенца — это молоко матери в сочетании с теплом и заботой. А любовь и ласка, которую родители отдают своим чадам сполна, благотворно отражается на здоровье как детей, так и родителей, словно в унисон.
Спорт — неотъемлемая часть хорошего самочувствия. В спортивных семьях вырастают крепкие детки, следуя примеру родителей. Сбалансированное питание очень важный момент в воспитании ребенка. Богатая полезными веществами и минералами пища жизненно необходима человеку, а ребенку в период интенсивного роста вдвойне. Разнообразный рацион, полезная и вкусная еда — залог здоровья. Так давайте же питаться правильно. Движение — это жизнь! Свежий воздух, как он нам необходим. А прогулки и беседы с друзьями в лесу, бору, возле реки — от этого мы будем только здоровее, как физически, так и морально. А общение принесет нам массу позитивных эмоций.
Психологический микроклимат играет не последнюю роль в становлении и соблюдении здоровья ребенка. Добрые, доверительные отношения в семье великое благо для детей. Дети впитывают все как губки, как хорошее, так и плохое.
Хочется отметить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на ребенка. Влияние на общее состояние здоровья. Необходима профилактика компьютерной зависимости и меры предосторожности использования Интернета.
Психическое и психологическое здоровье детей и подростков, адаптация ребенка в окружающей среде – еще одна составляющая ЗОЖ.
Профилактики простудных и инфекционных заболеваний, влияние спорта на физическое и моральное состояние ребенка. Выбор и разнообразие спортивных секций для детей. Оптимистический настрой от участия в спортивных соревнованиях и играх. Физическое и социальное здоровье детей всё это основы формирования здорового образа жизни.
СПОРТ
(слово команде, ответственной за спорт)
1. Расскажите, каким спортом занимается каждый из вас.
2. Разрекламируйте любой вид спорта так, чтобы всем ребятам в классе захотелось им заняться (буклеты, презентации, видеоролики).
3. Игра. Покажите следующие виды спорта жестами и мимикой, чтобы класс их узнал: футбол, хоккей, борьба, метание, прыжки в высоту, шахматы. (Ребята зарабатывают жетоны)
ЭКОЛОГИЯ
(слово команде, ответственной за экологию)
1
. Экология – это взаимодействие живых организмов с окружающей природой. А кто ещё добавит, что такое Экология? (ответы детей)
2. Мы живём вдали от больших городов, грозит ли нам загрязнение атмосферы? Докажите свою точку зрения. (просмотр видеоролика «Экскурсия на ЗАО «ИЗОРОК», защита презентации)
3. Неблагоприятная экологическая ситуация влияет на здоровье людей, возникают онкологические заболевания (рак). А какие болезни ещё, по-вашему, появляются из-за плохой экологии?
■ заболевания органов дыхания (в том числе бронхиальная астма);
■ заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта;
■ болезни крови и кроветворных органов;
■ болезни кожи и нервной системы;
■ эндокринные заболевания (в том числе диабет);
■ новообразования, аллергозы;
■ врожденные аномалии развития, осложнения беременности и родов
ГИГИЕНА
(слово команде, ответственной за гигиену)
1. Гигиена – что это?
2. Какое стихотворение К.И. Чуковского рассказывает о главном правиле гигиены? (Вспомните отрывок и прочтите наизуст)ь.
3. Отгадайте загадки сами и загадайте одноклассникам.
Костяная спинка, На брюшке щетинка, По частоколу попрыгал, Всю грязь повыгнал. Зубная щетка Лёг в карман и караулю – Рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос. Платок | Светло поле-сторона, Идёт по полю борона, Пшеницу разгребает, Порядок соблюдает. Расческа На стене висит, болтается, Всяк за него хватается. Полотенце | Посмотрите, посмотрите - Тонет в речке и в корыте! Почему ж оно всегда Только там, где есть вода? Мыло Железный дом, Покаты стенки в нём, Крыши нет – есть дно, А на дне – окно. Ванна |
АГИТБРИГАДА (исполнение частушки, по 1 от каждой команды) Пример частушек по теме: «Здоровый образ жизни»
П
ропоем мы вам частушки,
Слушайте внимательно,
И под музыку все вместе,
Хлопайте старательно!
Все здоровый образ жизни,
Мы с ребятами ведем,
Хоть еще мы школьники,
От взрослых мы не отстаем.
Будем мы всегда здоровы,
Будем крепкими расти,
Если спортом заниматься, -
Станешь самым сильным ты!
Мы дадим совет бабулькам,
Мамам, папам, дорогим:
Драгоценнейшим здоровьем,
Дорожите вы своим!
Про таблетки и лекарства,
Позабудьте навсегда,
Пусть у вас друзьями станут,
Солнце, воздух и вода!
Чтобы зубы не болели,
Мне купили Blend-a-med ,
-Aquafresh купите лучше,-
Посоветовал сосед!
Мыло Safeguard защищает,
От бактерий всю семью.
Счастлив я, здоров и весел –
И поэтому пою!
Вам понравились частушки?
Мы пропели их для вас!
Всем желаем мы здоровья,
В этот светлый добрый час!
Подведение итогов. Слово жюри.
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш классный час, надеюсь, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!”
И мы с вами выводим свою формулу здоровья и всем желаем: … (каждая группа говорит своё пожелание в соответствии с темой, по которой они работали)
Никогда не болеть;
Правильно питаться;
Соблюдать правила личной гигиены;
Заниматься спортом;
Заботиться об окружающей среде;
Соблюдать режим дня.
Всё о чём говорили принесёт пользу вашему здоровью.
В заключение хочется сказать: «Это ваше дело прислушиваться или нет к советам, к тому, о чём шла речь сегодня, но помните: «Здоровье - это то, что купить нельзя!!!»» Будьте здоровы!
Список использованной литературы и информационные ресурсы:
Волжская Н.Ю. О наркотиках с разных сторон (методическое пособие для работы с подростками). - М., 2000.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков — М., 1999.
Т. Н. Максимова «Путешествие в страну здоровья» Классные часы М. ВАКО 2008.
Журнал «Классный руководитель» № 5, 2007 год: «Программные обеспечения здоровьесберегающей деятельности школы»;
https://porgi.ru/magazin/
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-otkritogo-vneklassnogo-vospitatelnogo-meropriyatiya-na-temu-mi-za-zdoroviy-obraz-zhizni-3183086.html
Заключение
Здоровье - это неотъемлемый компонент полноценной жизни человека. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми. Поэтому считаю, что тема и содержание представленного мною внеклассного мероприятия всегда будут интересны и привлекательны для молодого поколения.
Методическая разработка направлена, в первую очередь, информировать подростков о губительном воздействии многих факторов на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека.
Поэтому, данное внеклассное мероприятие, на мой взгляд, поможет многим взглянуть на суть поставленной на классном часу проблемы, сделать для себя выводы, работать над собой, любить жизнь, а для этого необходимо крепкое здоровье!