ТЕМА: Золотое правило нравственности.
Цель занятия:
- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.
Задачи:
Личностные:
развивать этические чувства как результат морального поведения;
знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;
Метапредметные:
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
знакомство с «Золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
узнать, почему появилось «Золотое правило нравственности»;
учиться применять «Золотое правило нравственности» в жизни.
Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация, толковый словарь Ушакова, картинки для схемы «Житель планеты Земля», Библия, клубок ниток для игры, схема алгоритма, конверты с пословицами, тест «Какой я?».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, поприветствуем их и подарим свои улыбки.
Когда мы говорим слово “здравствуйте”, тем самым желаем здоровья окружающим нас людям, даём положительный заряд и положительные эмоции на предстоящий день.
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на “нет” в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете.
- Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи! Подумайте, что необходимо вам для успешной работы на занятии?
II. Самоопределение к деятельности.
Работать мы будем по группам. На столе у каждой группы лежат цветные кружки.
Составьте слова из букв на цветных кружках.
Какие получились слова?
- 1 группа: золотое
- Что такое «золотой»?
- На столах у вас лежат страницы из толкового словаря под редакцией Ушакова.
- Золотой (в словаре Ушакова) – сделанный из золота;
- счастливый, блаженный, цветущий, блестящий;
- прекрасный, драгоценный, замечательный по
достоинствам.
Подоберите существительные к этому слову.
В прямом смысле мы говорим: золотые кольца, золотые серьги, золотая медаль.
По кого мы говорим «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова»?
Эти словосочетания уже в переносном смысле.
2 группа: правило
Что такое «правило»?
Пра́вило (в словаре Ушакова) — постановление, предписание, устанавливающее
тот или иной порядок в исполнении чего-нибудь,
норма;
- принцип поведения, тот или иной образ мыслей,
то или иное обыкновение.
3 группа
- Что такое «нравственность»?
- Нравственность (в словаре Ушакова) – совокупность норм, определяющих
поведение человека;
- само поведение человека;
- моральные свойства.
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему занятию?
- Мы будем говорить на занятии о правилах поведения.
– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом?
– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)
– Но если хорошо подумать, можно ответить по-разному:
С одной стороны да, потому что мы друзья, вместе встречаемся, учимся, мы – свои, с другой стороны мы чужие, потому что у каждого из нас свои интересы, есть свои тайны, разные любимые дела. Мы все разные, но мы вместе живём на планете Земля.
(На магнитной доске появляется человек.)
– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.
– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?
- У вас на столах есть картинки с теми предметами, которые необходимы для жизни человека. Прикрепите их к доске.
(Появляется дом, вода, деревья, цветы, люди.)
– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)
– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом, поддержать человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
- Темой нашего занятия будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
- Выскажите гипотезу: если следовать «золотому правилу», то и отношения между людьми будут доброжелательнее и наш человечек возможно к концу занятия станет веселым и счастливым.
- Сегодня мы подтвердим или опровергнем нашу гипотезу.
III. Работа по теме занятия.
Чтение Слов Христа из Библии.
-У вас на столах есть текст из Библии. Я буду читать текст, а вы за мной следите.
Слова Христа из Библии:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
— Как вы понимаете слова?
- Объясните выражения, которые у вас в текст подчеркнуты:
1 группа
«Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей
«Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки
2 группа
Лицемер – это человек, который осуждает других, не
замечая собственных ошибок, говорит неправду
3 группа
Быть милосердным – это значит уметь прощать других
- Назовите правило, по которому Библия призывает всех жить. Это и есть «золотое правило». Почему оно «золотое»?
Физминутка - игра “Паутинка”.
– У меня в руках клубочек ниток. Называйте хорошие качества людей и перекидывайте клубочек своим одноклассникам.
(Доброта, чуткость, вежливость, ум, сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка, порядочность, щедрость, любовь, аккуратность, творчество, дружелюбие, верность, патриотизм, героизм, отзывчивость, нежность, скромность, внимательность)
- Вот как мы связаны друг с другом, сколько у нас друзей, какая у нас получилась волшебная паутинка.
У вас на столах лежат действия из алгоритма, прикрепите их пожалуйста к доске.
Алгоритм.
Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
Каково будет мне, если со мной так поступят?
3.Это хороший поступок. - Лучше так не поступать.
4.Физминутка – игра “Сотвори солнце в себе”.
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. (Дети разводят руками)
- Для нашего человечка я прикрепляю к доске еще и солнышко.
Ребята, а школа наша тоже является источником тепла, уюта, источником знаний. Школа – это источник добрых дел.
5.Чтение стихотворений и обсуждение.
Учащиеся второй группы приготовили для нас стихотворения. Давайте их послушаем.
1. Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
2. На клумбе – цветок,
Его листья повисли
Грустит он…О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
3. А что же сестрёнка?
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём.
4. Хоть мама
Ёщё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
И ты совершаешь
Великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
5. Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки
Не делает зла.
6.Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошею
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
- О каких качествах идет речь в этих стихотворениях?
6.Физминутка - игра “Добрые мысли, добрые чувства”. (Психогимнастика)
- Нужно молча, только глазами выразить друг другу добрые пожелания. Играем в парах. Начали передавать добрые пожелания.
Вопросы:
- А какие пожелания вы передавали? (Добро, любовь, счастье)
- Это был поступок?
- Какие появились ощущения после поступка? (Стало очень хорошо и уютно)
- Передайте словами свои ощущения. (Радость, счастье)
- Понравилась игра?
Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку-Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.
7.Работа с пословицами.
-Ученики третьей группы получили задание подобрать к занятию пословицы о добре. Давайте послушаем.
- Какие пословицы о добре вы подобрали к занятию?
Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрые слова дороже богатства.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело и в воде не тонет.
От доброго корня добрая и отрасль.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
В добре жить хорошо.
От доброго дерева добрый и плод.
О добре трудиться, есть чем похвалиться.
Всяк хлопочет, себе добра хочет.
Красота до вечера, а доброта на век.
Доброе слово доходит до сердца.
Час в добре пробудешь, все горе забудешь.
Красоту уносят годы – доброту не унесут.
8. ИГРА: Собери пословицы и поговорки.
- На столах у вас лежат конверты с пословицами, но только они рассыпались.
- Соберите пословицы.
Около солнца - тепло, около матери – добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро в огне не горит и в воде не тонет.
Доброе братство лучше богатства.
Доброе дело два века живёт.
Не только слова, но и дела должны быть добрыми.
Доброе слово и кошке приятно.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
- Прикрепите пословицы к солнышку, как оно теперь засияло.
Вот и наш человечек заулыбался.
Не зря говорят: «Доброта, что солнце, а добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей».
IV. Рефлексия и итоги занятия.
-Наша гипотеза подтвердилась. Какой можно сделать вывод?
Вывод: золотое правило нравственности - общечеловеческая ценность взаимоотношений между людьми.
— Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе.