Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Интеллектуальный марафон «Путешествие по станциям страны Информатика» по информатике
Разработчик: преподаватель информатики первой категории ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум» Лисицына Н.В.
Участники мероприятия: обучающиеся групп В11 и Б11 (12 игроков), преподаватели, зрители.
Цели мероприятия:
Обучающие: обеспечить углубление, обобщение и систематизацию материала; создать условия усвоения знаний и умений.
Развивающие: способствовать формированию умения использовать приемы: обобщения, сравнения, выделения главного переноса знаний в новую ситуацию, развитие физического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к информатике, активности, организованности, умению общаться с окружающими.
Форма проведения: внеклассное мероприятие в форме игры
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. Приветствие участников мероприятия.
В ХХI веке мы живем –
Век компьютеров, технических открытий.
Наукой века – информатику зовем
От информатики весь мир зависит.
Сегодня у нас необычный урок, ребята. Мы проведем с вами интеллектуальный марафон. Будем путешествовать по стране Информатика.
И путешествовать сегодня у нас будут 2 команды, зрители и преподаватели. На каждой станции вас будут ждать интересные, увлекательные.
Цели данного мероприятия….
Давайте поприветствуем наши команды. Команда группы Б11….(название, девиз, капитан). Команда группы В11….(название, девиз, капитан). Оценки не выставляем.
1 станция. Отправление. Прежде чем начать наше путешествие, каждая команда получила своё домашнее задание. Составить доклад по теме «Роль информационных технологий в вашей профессии». Давайте послушаем…
Спасибо за доклады, мы прослушали и какой можно сделать вывод, ребята, что объединяет эти 2 доклада, профессии разные, но есть одно связующее слово.. Ответ учащихся (Это работа с информацией и информационными процессами).
Начинаем наше путешествие…Но сначала я хочу представить вашему вниманию начальников станций…(представление жюри). Они сегодня будут выставлять вам оценки за каждое препятствие.
2 станция. Растровая графика. И сразу возникает вопрос «Что называется растровой графикой, чем она особенна?» (это изображение, которое состоит из точек (пикселей) одинаковой формы и размеров, но разных цветов. Особенности в том, что она чувствительна к масштабированию, при увеличении появляется ступенчатый эффект, точки превращаются в квадраты и изображение становится не понятным).
Перед вами растровый редактор Paint 3d или программа для 3d моделирования. Вам нужно создать эмблему своей профессии. Соответственно Ветеринария и Бухгалтерский учёт. Выполняем 5 минут. А пока команды рисуют, мы поработаем со зрителями.
Проверяем эмблемы. За лучшую эмблему команда получает 5 баллов.
2 станция. Декодирование. Ответьте мне на вопрос «Что называется кодированием информации?» (перевод информации с одного языка на другой (запись в другой системе символов, в другом алфавите). На этой станции вас ждёт следующе задание с помощью кодировочной таблицы символов вам нужно разгадать высказывания великих людей о вашей профессии. За разгадку команда получает 2 балла.
Работа со зрителями:
Вам предлагаются факты из биографии некоторых знаменитых ученых. Смотрим на слайде.
1.Математик и философ, профессор Массачусетсского технологического института США. Автор работ по математической теории связи, математическому анализу, теории вероятностей, вычислительной технике.Первым понял, что появление цифрового компьютера поднимает вопрос о качественно новом уровне взаимодействия человека с машиной.(Норберт Винер)
2.Выдающийся программист и математик, академик АН СССР, автор первой в мировой практике монографии по автоматизации программирования. Под руководством Ершова разрабатывались одни из первых отечественных программирующих программ ("интегральные разработки" языка и системы программирования). Стал одним из создателей так называемой "школьной информатики" и признанным лидером отечественной школьной информатики, вошел в число ведущих мировых специалистов в этой области(Андрей Петрович Ершов.)
3. Назовите имя выдающегося средневекового ученого, который описал систему счисления и впервые сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями. От имени, которого произошло слово “Алгоритм”. (Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми).
4. Важным событием XIХ века было изобретение английского математика …, который вошел в историю как изобретатель первой вычислительной машины – прообраза современных компьютеров. Как звали этого математика?( Чарльз Беббидж)
5.Сыграл существенную роль в истории становления школьной информатики в СССР. С 1977 года работал и учился в Академгородке (Новосибирск), в аспирантуре Вычислительного центра. Помимо индивидуальной научной работы, много времени отдавал работе со школами юных программистов.(Геннадий Анатольевич Звенигородский)
6. С 18 лет он работал над созданием математической машины, которая могла бы производить четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готова к 1642 году, но ученый продолжал работу. В 1645 году арифметическая машина, была готова. В честь этого ученого назван один из популярных языков программирования. (Блез Паскаль).
7. немецкий философ, математик, физик и языковед. Он и английский ученый Ньютон создали (независимо ) основы важного раздела математики - математического анализа, ввел многие понятия и символы употребляемые в математике сейчас. Готфрид Вильгельм Лейбниц
8. Этот советский ученый внес свой вклад в создание отечественных ЭВМ и является основоположником отечественной вычислительной техники. Сергей Александрович Лебедев
9. Американский специалист в области теоретического программирования и основ информатики, совмещающий глубокие теоретические исследования с практикой создания широко используемых программных продуктов. Наибольшую известность принесла монументальная серия монографий "Искусство программирования" ("TheArtofComputerProgramming"), посвященная основным алгоритмам и методам вычислительной математики.(Дональд Кнут)
10. Один из основоположников отечественной информатики. Основные труды посвящены теоретической и прикладной кибернетике: теория цифровых автоматов, автоматизация проектирования ЭВМ, применение кибернетических методов в народном хозяйстве. На основе разработанных им новых принципов построения ЭВМ были созданы машины "Киев", "Днепр-2" и машины серии "Мир", предвосхитившие многие черты появившихся позднее персональных ЭВМ.(Виктор Глушков).
3 станция. Устройства ЭВМ. В текстовом редакторе создать схему устройства компьютера, применив фигуры. За правильно выполненную схему, команда получает 2 балла.
Работа со зрителями.
В наш компьютер «забрался» вирус, который перепутал все буквы в словах. Ваша задача восстановить исходные слова из предложенных исходных букв. Все они связаны с информатикой.
ТЕМСИСЙНЫ ЛКОБ (системный блок)
ТИРНРЕП (принтер)
СЙЖКОТДИ (джойстик)
РАВЛУАТИКА (клавиатура)
НОЛИКОК (колонки)
У вас на столах есть 11 обрывков слов. Ваша задача: из этих кусочков собрать два слова, связанные с информатикой. После этого у вас должно остаться 4 обрывка.
Р РЬ НЕ ТОР ТЕ ТА ИН ЕР НИ ПР МО
4 станция. Браузерная. Что называется Браузером? (это программа для просмотра веб-страниц.) Поиск в Интернете ответов на вопросы. Командам выдаются списки терминов, на которые они должны найти ответы, используя Интернет. Та команда, которая быстрее справится с заданием получает 1 балл.
Дисплазия тазобедренных суставов, Ветосмотр, Кардиомиопатия у животных, Калицивироз, Торакальная хирургия животных
Аккредитив, Акцепт счета, Бухгалтерская запись (проводка), Варрант, Забалансовые счета.
Подведение итогов игры. Раздать призы.