Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПМ 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и
инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни
МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний
МДК 03.02. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи
О КОНКУРСЕ САНИТАРНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ
«Здоровый образ жизни»
Сатка, 2024
Уважаемые преподаватели и студенты
Настоящие методические рекомендации определяют порядок выполнения конкурсной работы и содержат требования к содержанию и оформлению санитарных бюллетеней, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты. Данный конкурс проводится с целью популяризации знаний в области здорового образа жизни. Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить и защитить конкурсную санитарно-просветительскую работу.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Методическое пояснение………………………………………….…..…..5
II. Цели конкурса…………………………………………………..……..…..6
III. Требования к работам…………………………………………..…….….7
IV. Требования к студентам…………………………………… ….……...…8
V. Методические приемы…………………………………… .……….…..…8
VI. Оборудование и оснащение………………………… ……………..……8
VII. План проведения, расчет времени ………………… ………….…..…..8
VIII. Организация работы жюри………………… …………………….……9
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………11
Приложение 1……………………………………………….…………..…....11
Приложение 2…………………………………………….....……….…….…12
Приложение 3…………………………………………….……….…..…...…13
I МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Конкурс проводится на основании положения о конкурсе
Конкурс санитарных бюллетеней как форма внеклассного мероприятия на тему: «Здоровый образ жизни» является одной из форм внеклассного мероприятия по профессиональному модулю ПМ 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни.
Конкурс проводится среди студентов колледжа, специальностей 34.02.01 «Сестринское дело» после лекционного курса по программе модуля.
О проведении данного мероприятия студенты извещаются заблаговременно (в начале I семестра). В конкурсные задания включается теоретический материал из основного раздела программы, изученного в первом семестре.
В конкурсе принимают участие студенты по собственному желанию. Студенты, не вошедшие в состав участников, являются болельщиками, помогают преподавателю в организации и проведении конкурса.
Студенты заблаговременно получают задание
1. Выбрать соответствующую тему санитарных бюллетеней, которая отражала бы изучаемую дисциплину.
2. Подать заявку в установленные сроки.
3. Изучить методические рекомендации к оформлению и содержанию работы.
4. В назначенный срок сдать готовую работу для проверки.
5. Подготовить публичное выступление.
Подготовку и работы студентов оценивает жюри (преподаватели спец. дисциплин). Для каждого члена жюри готовятся материалы по конкурсу – характеристика конкурсного задания, критерии выставления оценки.
Методическая разработка конкурса предлагает описание основных моментов по его организации и проведению.
II ЦЕЛИ КОНКУРСА
1.Учебные цели:
– стимулирование творческой активности обучающихся, а также создание условий для формирования профессиональных и общих компетенций;
– активизация и повышения качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении ПМ 03. МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. МДК 03.02. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи
– просветить население в медицинских вопросах, в вопросах гигиены и санитарии;
– рассказать о различных заболеваниях и мерах их профилактики.
2.Развивающие цели:
– развитие навыков умственного труда, активизацию мыслительной деятельности, развитие умения свободно излагать свои мысли;
– выработку умения применять полученные знания при выполнении заданий;
– развить интерес к получаемой специальности.
3.Воспитательные цели:
– воспитание чувства долга, ответственности, трудолюбия, добросовестности;
выявление и поддержка учащихся имеющих выраженную мотивацию и способности к научно-исследовательской деятельности в области здорового образа жизни;
– пропаганда творческой работы среди обучающихся и ее широкое распространение в ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж».
4.Методические цели:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами;
соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности;
– активизация и повышения качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении ПМ 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни. МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. МДК 03.02. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи
III ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ РАБОТАМ
Общие требования к выполнению санитарных бюллетеней:
соответствие темы санитарных бюллетеней тематике конкурса;
соответствие содержания теме санитарных бюллетеней;
культура оформления;
вся содержательная часть санитарных бюллетеней должна иметь познавательное и воспитательное значение;
Санитарная бюллетень должна иметь изобразительную часть, которая иллюстрирует текстовую и может состоять из рисунков, фотографий, схем, аппликаций готовых санитарно-просветительных материалов;
Своевременно подготовить работы к сдаче.
Требования к оформлению санитарных бюллетеней:
IV ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ
1. Для успешного участия в конкурсе студенты должны знать теоретический материал по следующим основным разделам программы (ПМ 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни. МДК 03.01. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. МДК 03.02. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи).
2. Сформулировать/выбрать тему из предложенных тем
См. Приложение 2
3. Своевременно подготовить свои работы к сдаче.
V МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
– Поисковый метод
– Использование наглядных средств обучения
VI ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ
Дидактическое оснащение:
– темы, требование к оформлению санитарных бюллетеней.
VII ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ, РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
I. Этап: ЗАОЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Проверка и оценивание работ членами жюри.
II. Этап: Публичное слушание.
1.Организационный момент – 5 мин.
2. Представление участников – 5 мин.
3.Выполнение конкурсных заданий – 5 минут на каждого участника.
4.Подведение итогов конкурса и награждение команд – 15 мин.
VIII ХОД И СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСА
На I этапе: Заочная экспертиза членами жюри работ участников, по соответствующим критериям (Приложение №3 таблица 1).
На II этапе: Публичное слушание участников, оценивание работы, выступления по определенным критериям (Приложение №3 Таблица 2).
Организационный момент
– Объявление названия конкурса.
– Проверка готовности участников к работе (наличие готовой санитарной бюллетени).
– Представление членов жюри.
– Представление гостей конкурса.
2.Выполнение конкурсного задания
Каждый участник индивидуально представляет краткое содержание своей работы с демонстрацией санитарных бюллетеней.
3. Подведение итогов
– Подсчёт окончательных результатов
– Выступление председателя жюри и объявление о распределении призовых мест среди команд
– Награждение призами и грамотами победителей
– Выступления гостей конкурса
IX ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖЮРИ
В состав жюри входят преподаватели ПМ 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни. Сестринское дело.
Члены жюри оценивают работу каждого участника. Оценка результатов производится по пятибалльной системе. По каждому этапу конкурса разработаны критерии выставления оценки. Оценки за каждое выполненное задание выставляются в специально подготовленный экран. По окончании конкурса жюри подсчитывает сумму баллов, набранных каждым студентом, и распределяет призовые места с первого по третье.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Требования к оформлению санитарных бюллетеней
Требования к названию. Название должно быть крупным, метким и ярко выделяться. Термин «Санитарный бюллетень» не пишется.
Требования к тексту. Слова и буквы должны быть крупными и разборчивыми, чтобы текст хорошо читался и воспринимался на расстоянии. Изложенная информация должна быть достоверной.
Требования к содержанию. Бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно. Вопросы лечения не излагаются.
Требования к оформлению. Работа оформляется на листах А1. В правом нижнем углу работы обязательно указать: номер группы, фамилии и инициалы авторов.
Требования к изобразительной части. Наличие изобразительной части считается обязательным. Должна прослеживаться смысловая связь изображения с текстом. Рисунки могут быть нарисованы в любой технике (акварель, фломастеры, гуашь, цветные карандаши и т.д.).
Приложение 2
Примерная тематика санитарных бюллетеней
Алкоголь ― враг здоровья, труда и быта.
СПИД, пути заражения, профилактика.
Профилактика сахарного диабета.
Профилактика пневмонии.
Здоровое питание.
Закаливание здоровья.
Курение вредит здоровью
Туберкулез и его профилактика
Основные элементы здорового образа жизни.
Диспансеризация населения.
Защита от гриппа.
Профилактика бронхиальной астмы памятка
Здоровье – главное условие полноценной и продолжительной жизни
Витамины и здоровье.
Лекарственные травы, фитотерапия.
Иммунопрофилактика.
17. Здоровое питание детей и здоровый образ жизни.
Приложение 3
Критерии заочной экспертизы (оценки содержания) санитарных бюллетеней (Таблица 1).
№ | Критерии | Баллы |
1 | Соответствие санитарных бюллетеней теме, глубина и полнота раскрытия темы | 0-5 |
2 | Соответствие содержания теме санитарных бюллетеней | 0-5 |
3 | Структурная упорядоченность (наличие заголовка, введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение и логическая связь) | 0-5 |
4 | Акцентирование внимания на новых сведениях, определение целесообразности обращения к первоисточнику | 0-5 |
5 | Соблюдение требований к оформлению | 0-5 |
Критерии оценки публичной защиты санитарных бюллетеней
№ | Критерии | Баллы |
1 | Четкость и научность изложения представляемого материала. | 0-5 |
2 | Тема работы актуальна, раскрыта, присутствуют три части: раскрытие проблемы, возможные последствия для здоровья и профилактические рекомендации | 0-5 |
3 | Отсутствие фактических и грамматических ошибок, эстетичность оформления работы | 0-5 |
4 | Соответствие работы принципам санитарного просвещения (целенаправленность, научность; оптимистичность, дифференцированность). | 0-5 |
5 | Грамотное формулирование результатов работы и выводов. | 0-5 |
Дополнительные/снятие баллов: умение аргументировано отвечать на
вопросы.