СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Дети — жертвы Холокоста»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой план внеклассного мероприятия, направленного на ознакомление учащихся с трагическими событиями Холокоста и судьбой детей в этот период. Мероприятие способствует развитию у школьников уважения к человеческому достоинству, сострадания и понимания трагических последствий нацизм

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Дети — жертвы Холокоста»»


Титульный лист


Международный конкурс

«Холокост: память и предупреждение»

для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций

Российской Федерации, обучающихся и педагогических работников

образовательных учреждений из стран ближнего и дальнего зарубежья


Номинация: Методическая разработка


Методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему «Дети — жертвы Холокоста»






Орлов Владислав Сергеевич

Учитель русского языка и литературы

«Салтыковская ОШ»-филиал

МБОУ «Придорожная СШ» им. А.С. Новикова-Прибоя

Рязанская область,

Сасовский муниципальный округ, с. Салтыково



 

 

 

 Москва 2024

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Введение

  2. Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Дети- жертвы Холокоста»

  3. Заключение

  4. Список используемых интернет - ресурсов

  5. Приложение 1 — презентация

  6. Приложение 2 - видео



 

 















ВВЕДЕНИЕ

С течением времени меняются люди, общество и государство. Мы живём в XXI веке, который характеризуется гуманизацией общества и изменением мышления и мировоззрения людей в сторону мира и дружелюбия. Мы должны жить в мире и согласии, развиваться и обмениваться культурным опытом. Однако человек одновременно является творцом и разрушителем Земли и всего живого на ней.

Актуальность темы Холокоста определяется текущей ситуацией в разных странах. Конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают людям жить в мире и согласии.

Воспитание толерантности — один из способов предотвращения враждебного отношения к каким-либо группам людей. Чаще всего жертвами нетерпимости становятся наиболее уязвимые слои общества — дети. Представители некоторых национальностей часто подвергаются дискриминации, поэтому учителя должны создавать условия для формирования у учащихся уважения к себе и представителям других народов.

Актуальность темы Холокоста также обусловлена тем, что во многих странах “Западного" мира наблюдается нетерпимость к любой альтернативе и независимой мысли, где группы элит объявляют целые страны враждебными, придумывают некие «оси зла». Наблюдается процесс русофобии — враждебного и предвзятого отношения к русскому народу и нашему государству в целом. Можно провести параллель с Холокостом, где евреи также подвергались предвзятому отношению. Всё это говорит о том, что данная проблема является одной из самых важных, как для нашего государства, так и для всего мирового сообщества.

Тема холокоста не рассматривается в курсе истории России, а если и упоминается, то очень кратко, поэтому многие ученики не знают о ней. Когда мы спрашиваем, что такое Холокост, многие отвечают, что это праздник. К сожалению, это печальный факт. Необходимо больше рассказывать о важных событиях из истории России и мира. Дети должны понимать, к чему могут привести войны и неуважительное отношение к другим людям.

Как писал известный израильский историк И. Бауэр, один из ведущих специалистов по Холокосту: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не стали жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Целью данного мероприятия является ознакомление учащихся по вопросам Холокоста, формирование толерантного сознания и гуманистического мышления, которое будет основано на ценности человека и его жизни. Активизировать интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой войны.

Задачи:

Образовательная:

  1. Ознакомить учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста;

  2. Повысить информационную грамотность учащихся;

Воспитательная:

  1. Воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

  2. Научить защищать идеи гуманизма;

  3. Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

  4. Формирование толерантности, в основе которого должно лежать неприятие антисемитизма

Практическая значимость данной методической разработки состоит в том, что она может быть полезна всему педагогическому сообществу при проведении уроков, посвященных Второй Мировой и Великой Отечественной войне.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ «ДЕТИ — ЖЕРТВЫ ХОЛОКОСТА»


Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов.

Внеурочное мероприятие уместнее проводить ближе ко дню памяти жертв Холокоста (27 января).


Ход внеурочного мероприятия:

Мероприятие можно начать, прочитав стихотворение (читает ученик) :


«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых, 
Худеньких плечах».

(Евгений Скороход)


 Сегодня мы будем говорить о страшном явлении в жизни человеческого общества, о трагедии, которая имеет различные названия. Фашисты называли её «окончательное решение». В Израиле Холокост называют Шоа или Катастрофа. А так же услышим об истории двух очень разных и уникальных людей, непосредственно связанных с Холокостом.

Прежде, чем ответить на вопрос, что такое Холокост, необходимо познакомиться с некоторыми понятиями данной темы. А именно: Антисемитизм, Геноцид, Ксенофобия, Шовинизм.


1.   Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям, как этнической или религиозной группе.

2.   Геноцид – это преднамеренное уничтожение народа полностью или частично.

3.   Ксенофобия – нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как неприятного и опасного.

4.   Шовинизм – проповедь национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.

(Все понятия имеют негативный смысл, ученикам необходимо донести, что дискриминация бывает в разных формах, но в любом случае все это является злом).

Что такое Холокост?

 Холокост – это преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях  во время Второй мировой войны.

Во время Второй Мировой войны нацисты убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, а попытка полностью уничтожить еврейскую нацию. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов: евреи были объявлены "антирасой".

Почему именно сейчас, когда прошло уже много лет после Холокоста, мы снова говорим о нём? Сейчас, когда в разных частях света рвутся снаряды, летят смертоносные дроны, умирают тысячи людей, конфликтуют государства – ситуация с Холокостом может снова повториться.

Холокост – это мировая трагедия. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство, наше государство. Вот почему именно сейчас, в XXI веке, когда мир порождает хаос – мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 миллионов евреев.



А сейчас мы услышим обещанные истории (Прочитать может подготовленный заранее учащийся).


История 1-я: Николас Уинтон - человек, который спас 669 детей и забыл об этом

Род его деятельности – финансы. Но известен он не этим. 49 лет он хранил тайну, благодаря которой впоследствии его прозвали «Британским Шиндлером» (Слайд 1)

(По примеру Оскара Шиндлера — немецкого предпринимателя, известного тем, что во время Второй мировой войны спас жизни около 1200 евреев)

Он родился в 1909 году в Лондоне и дожил до 106 лет. Умер он также в Великобритании, маленьком городке Слау. Уинтон происходил из семьи немецких евреев, которые в начале ХХ века переехали в Англию. Его отец был банкиром, и молодой человек успешно работал в банке отца. Никки Уинтон вел прекрасную размеренную успешную жизнь – теннис, фехтование, горные лыжи. (Слайд 2)

В Рождественские каникулы в конце 1938 года компания молодых людей, как обычно, собралась провести праздники в Швейцарских Альпах, но один из друзей Уинтона вдруг позвонил ему и сказал, что не сможет присоединиться к компании, он должен был отправиться в Прагу по важному делу. Уинтон решил присоединиться к другу, изменил свои рождественские планы и тоже поехал в Прагу.

Чтобы понять, что происходило в этот момент в Праге, надо вернуться немного назад – примерно  на полгода. В конце сентября 1938 года главы государств Великобритании, Франции, Италии и Германии подписали «Мюнхенское соглашение», по которому Судетская область Чехословакии переходила Германии. По соглашению, все желающие могли покинуть Судеты. Так, в начале октября 1938 года, в оставшуюся свободной часть Чехословакии, особенно в крупные города, хлынул поток беженцев из Судет. Затем на приграничные области заявили свои права Польша и Венгрия, и поток беженцев увеличился. Стало очевидно, что сама Чехословакия с ним не справится.

Правительство Великобритании стало помогать чешскому населению решать проблемы беженцев. Были организованы поезда, которые вывозили желающих в Британию и другие европейские страны. Но чаще всего это было взрослое трудоспособное население. То, что надо спасать еврейских детей, было не очевидно в тот момент – в Чехии еще не было ни концлагерей, ни, собственно, оккупации. Хотя в ноябре уже произошла «хрустальная ночь», и 25000 евреев в Германии и Австрии были арестованы. И Никки Уинтон понял или, скорее, почувствовал, что этим детям опасно оставаться тут. Он стал добровольно заниматься их спасением. То, что он смог организовать в одиночку, назвали впоследствии «Чешским Киндертранспортом». (Слайд 3)

Приехав в Прагу, Уинтон поселился в отеле. Именно здесь он организовал свой офис, куда вереницей шли люди, просящие о помощи. Николас должен был составить списки детей, наиболее сильно нуждающихся в помощи, – сирот, или тех, у кого родители пропали, или были арестованы, больных, малоимущих. Уинтон ежедневно объезжал лагеря беженцев, разбитых вокруг Праги, и составлял списки.

Но составить список было еще не самым трудным. Чтобы дети могли выехать в Англию, для них нужно было найти приемные семьи. Детей нельзя было везти в никуда, их кто-то должен был ждать, кто-то должен был позаботиться о них. Эти приемные семьи также искал Николас Уинтон. Он давал объявления в газеты, обзванивал приюты для сирот. Кроме того, за каждого ребенка надо было внести залог, и Уинтон вносил его из своих денег.

14 марта 1939 года первый «уинтоновский» поезд покинул Прагу. Прямо перед выездом первого поезда полицаи потребовали больше денег, иначе никто никуда не поедет; комитет и сочувствующие буквально вывернули карманы!

В этом поезде ехали 20 детей. Чехословакия была еще независимой. Но уже на следующий день, 15 марта, нацистские войска ее взяли. Несмотря на это «Киндертранспорт» не был запрещен. Детей продолжали вывозить. Поезд следовал через Германию и Голландию, оттуда – через Ла-Манш – в Великобританию. Весь путь – примерно 1500 км. Пребывающих на лондонский вокзал детей встречал либо сам Николас, либо его мать, которая активно помогала сыну. Николас Уинтон смог организовать еще 7 таких поездов. В общей сложности он вывез 669 детей! (Слайд 4)

Девятый поезд должен был отойти от пражского вокзала 1 сентября 1939 года, в нем уже сидели 250 детей. На перроне стояли родители и родственники, они махали детям руками, дети плакали. Но нацистские войска вторглись в Прагу, и все, кто могли, спасались бегством. Детей спасти не удалось; из 250 детей, которые были в том поезде, выжили двое, остальные погибли в городских стычках и лагерях. Уинтон воспринял случившееся как личную трагедию.

С началом Второй Мировой войны, Уинтон пошел работать в Красный Крест, а потом поступил в Королевские военно-воздушные силы. В 1954 году вышел в отставку в чине лейтенанта. (Слайд 5)

Событиям 1939 года Уинтон не придавал большого значения, можно сказать, что он про них почти забыл. Были другие дела. Например, он активно участвовал в строительстве дома престарелых под Лондоном. А в 1988 году его жена обнаружила старые записные книжки. В них были длинные списки имен. Объяснительные записки, фотографии, отказы и придуманные Уинтоном «официальные» бланки, на которых он рассылал свои письма, чтобы те выглядели солидней. Уинтон рассказал своей жене о предвоенных событиях спустя 49 лет! Супруги стали думать, что делать с записями – несомненно, они представляли исторический интерес. (Слайд 6)

Его записные книжки попали в руки британского медиамагната Роберта Максвелла, который сам вполне мог оказаться в числе «уинтоновских детей» – будучи 17-летним чешским евреем он чудом бежал из Чехии через Вену, самостоятельно добрался до Англии, вступил в британскую армию и прошел всю войну. Его жена – Элизабет Максвелл – была историком, изучавшим Вторую мировую войну. Она подготовила публикацию о тех событиях и рассказала о деятельности Николаса Уинтона.

Ничего не подозревающего Уинтона пригласили на BBC в программу «Это жизнь!» в зрительный зал; его предупредили, что программа посвящена Холокосту. Внезапно ведущая программы заговорила о нем, а потом предложила встать всех, кого он спас. Около 20 человек вокруг него встали. Затем она предложила встать потомкам спасенных им детей; остальная часть зала поднялась с кресел. Уинтона начали обнимать, слезы текли из-под его очков.

С того знаменательного дня спасенные и их родственники стали находить друг друга, поддерживать отношения, и образовали общность, ныне известную как «Семья Никки».


(Просмотр видео)

Вторая история - о выжившем в Холокосте Максвелле Смарте. (Читает другой учащийся)

Семья Смарт жила в городе Бучач — сейчас он относится к Украине, а до войны был частью Польши. В 1941 году его оккупировали нацисты. (Слайд 7)

Отца Максвелла убили в первые три месяца оккупации, а его вместе с матерью и сестрой отправили в еврейское гетто. В 1943-м всех евреев решено было ликвидировать. Людей сгоняли в грузовики. Мать убедила мальчика бежать. Он остался в живых. И с тех пор не видел своих близких.

В 13 лет Максвелл Смарт оказался совершенно один в лесах под Бучачем. Он выкопал себе землянку, питался грибами и травой, прятался от нацистов и полицаев, которые им служили. И одиночество оказалось страшнее голода и стужи.

— Я стал лесным зверем, — вспоминает он.

Прошло несколько месяцев. И Максвелл случайно встретил у своего убежища мальчика в лохмотьях — Янека, который так же, как и он, пытался выжить в лесу. Теперь они были вместе. 

Смарт говорит, что, встретив друга, он обрел надежду. Ему стало легче бороться за выживание, потому что они поддерживали друг друга. 

— Янек стал моей жизнью, единственным человеком, которому я был нужен. Да, нам по-прежнему трудно было искать еду и прятаться. Но теперь я чувствовал — Бог слышит мои крики и ночные рыдания. Он послал мне друга, — признается Максвелл.

Однажды Максвелл и Янек услышали выстрелы. Когда все затихло, мальчики выбрались из убежища. На снегу у реки лежали семь погибших людей. Их убили нацисты. 

Смарт увидел, что на другом берегу кто-то есть. Они слышали сдавленный плач. Чтобы выяснить это наверняка, нужно было войти в ледяную воду.

Янек не хотел переходить реку вброд. Мальчики голодали и были слишком слабыми. От холода они могли погибнуть. Но Максвелл настаивал: «А что, если мы можем помочь?» Они взялись за руки и вошли в воду. 

На другом берегу лежала женщина. Она была мертва, а в руках держала маленькую девочку — это она плакала. Подростки унесли младенца в землянку. Но они понимали, что не смогут ухаживать за ней. 

Вскоре они разыскали в лесу еврейку, которой удалось спастись. Она оказалась тетей ребенка и пообещала, что позаботится о нем.

Но ледяная вода подорвала и без того слабое здоровье Янека. Мальчик сильно заболел. 

Максвелл пытался ему помочь. Вечером он отправился в деревню, чтобы раздобыть немного еды и лекарство. Фермер, который иногда помогал мальчикам, согласился помочь. Ему предложили ночлег — впервые за долгие месяцы мальчик ел вволю и спал в теплой постели. 

Когда утром он вернулся к землянке с теплым обедом, Янека не было. Он нашел его в лесу, мертвым. Болезнь погубила его.

До сих пор Максвелл Смарт винит себя в смерти друга. Ведь именно он убедил его войти в ледяную воду, чтобы спасти ребенка. Тяжелее становилось от того, что о судьбе девочки он ничего не знал. А что, если и она не спаслась? 

— Это была самая большая потеря в моей жизни. Янек помог мне пережить войну. Моя мать и сестра погибли, отец — исчез. Я сумел это принять, но я все еще оплакиваю Янека, — сказал Максвелл Смарт.

Он спасся. Сначала прятался в лесу, а в 1944-м встретил советских солдат и дошел с ними до Венгрии. 

Через четыре года Смарт переехал в Канаду по программе помощи детям-сиротам и беженцам, которой руководит Канадский еврейский конгресс. Он поселился в Монреале и стал художником.

Израильский исследователь Холокоста Наташа Недзельска была потрясена историей Максвелла Смарта. Она нашла мемуары женщины, которая пряталась у реки в лесу недалеко от Бучача — там же, где Максвелл и Янек. Она описывала, как бежала от нацистов, которые убили ее мать. Во время расстрела она держала маленькую сестру на руках — и та чудом осталась жива.

Во время съемок фильма «Обмануть Гитлера» об этом услышал и спаситель девочки, Максвелл Смарт. Он заплакал.

— Если бы этот ребенок оказался жив, мне было бы легче. Это означало бы, что Янек умер не зря, — сказал он.

В Хайфе Максвелл встретился с Товой Баркай — той самой девочкой. Она уже пожилая женщина, у нее есть свои дети, вместе с ними она живет в Хайфе, в Израиле. К сожалению, она перенесла тяжелое заболевание и не может говорить.  (Слайд 8)

Глядя ей в глаза и держа ее за руку, Смарт сказал: 

— Теперь я не чувствую себя виноватым. Да, мой друг Янек умер. Но он герой. Он спас тебя. И у тебя растут дети и внуки. Ты больше не безымянный ребенок, которого мы спасли. У жизни есть имя — Това!

Смарт разыскал семью Янека и рассказал его близким о том, как они вместе прятались в лесу. И о подвиге, который он совершил. 

По данным фонда Азриэли, только 6–11 процентов еврейского детского населения пережили конец войны. Смарт — один из 100 выживших евреев из Бучача. До войны в этом городе жили 8000 евреев.

Обсуждение:

1.   Какие эпизоды запомнились вам более всего?

2.   Какие проблемы поднимаются в этих рассказах?

3.   Какие чувства они у вас вызвали?

Что такое толерантность?

Толерантность - уважение прав человека, а также воздержание от причинения вреда другим людям, принятие особенностей другого человека.

Дискуссия:

1.   Приведите примеры толерантного и нетолерантного поведения из вашей жизни. Почему каждый человек хоть раз в жизни поступал не по законам совести?

2.   Чем могут отличаться от нас другие люди?

3.   Являются ли национальная или расовая принадлежность заслугой человека? Почему?

 Подводим итог: человек может отличаться от нас по разным признакам, он может иметь другие привычки, обычаи, мировоззрение, но человек – это высшее существо на планете, поэтому каждого человека нужно ценить и уважать.

Подведение итогов. Рефлексия.

Как вы считаете, нужно ли знать и помнить такие трагические моменты в истории человечества как Холокост или же в этом нет смысла?

Что нужно сделать, чтобы в будущем не допустить повторения Холокоста?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что каждому человеку, который заботится о своем будущем и о своей судьбе, необходимо знать и помнить о Холокосте. Это важно для того, чтобы мы осознавали, как один неверный шаг может привести к необратимым последствиям для миллионов людей.

История оставила нам память о Холокосте, чтобы мы никогда не забывали о толерантности и уважении к другим. Однако если мы перестанем быть терпимыми, история может повториться вновь!

Только извлекая уроки из прошлого и достойно живя в настоящем, мы сможем создать мир, в котором будут жить все народы. Давайте же будем помнить о том, что никогда не следует забывать о прошлом, чтобы не допустить повторения трагедий.











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРЕТ-РЕСУРСОВ
  1. Энциклопедия холокоста https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/introduction-to-the-holocaust

  2. https://www.pravmir.ru/posle-rasstrela-my-uslyshali-plach-vyzhivshij-v-holokoste-vstretilsya-so-spasennoj-im-devochkoj/

  3. https://www.pravmir.ru/ser-nikolas-uinton-spas-669-evrejskih-detej-ot-naczistov-no-molchal-ob-etom-50-let/

  4. https://www.miloserdie.ru/article/nikolas-uinton-chelovek-kotoryj-spas-669-detej-i-zabyl-ob-etom/

  5. https://youtu.be/6_nFuJAF5F0

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8

18