СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кухни народов мира. Традиционная кухня малых народностей Алтая»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная идея этого мероприятия – рассказать обучающимся о традициях и кухне малых народностей Алтая.Это мероприятие способствует развитию эстетического вкуса у обучаюшихся, воспитанию толерантности, уважения к культуре и традициям других народов. Эта тема выбрана для формирования общих и профессиональных компетенций, для углубления и расширения знаний студентов по теме «Кухни народов мира».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кухни народов мира. Традиционная кухня малых народностей Алтая»»

Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»







    1. Методическая разработка
    2. внеклассного мероприятия



учебной дисциплины



Немецкий язык


тема


«Кухни народов мира. Традиционная кухня малых народностей Алтая»






преподаватель: Кряжева М. А.

группа студентов: 3 курс Т 1512

специальность: 19.02.10 «Технология

продукции общественного питания»








2018




Утверждаю

  1. Зав. учебно-методическим отделом

_____________ Е.Ю. Хижинкова

«___» ________________20 18 г.




Рассмотрено и утверждено

на заседании ПЦК (кафедры)

иностранных языков

протокол № ____________

от «___» ______________2018 г. Зав.ПЦК: ______ О.Г.Пантелеева















Дата проведения ____________

Преподаватель: __________ М.А. Кряжева










Содержание





Методические рекомендации для преподавателей ………………………………

4

План занятия ………………………………………………………………………..

6

Список использованных источников………………………………………………

11

Приложение А Критерии оценивания презентаций……..………………………..

Приложение Б Лучшие презентации ……………………………………………...

Рецензия……………………………………………………………………………...


12

13

14
































Методические рекомендации для преподавателей


Главная идея этого мероприятия – рассказать обучающимся о традициях и кухне малых народностей Алтая. Обучающиеся развивают навыки подготовленной речи и умение проверять и оценивать результаты своей деятельности. Это мероприятие способствует развитию эстетического вкуса у студентов, воспитанию толерантности, уважения к культуре и традициям других народов. Эта тема выбрана для формирования общих и профессиональных компетенций, для углубления и расширения знаний студентов по теме «Кухни народов мира». Обучающиеся развивают умения самостоятельно выбирать материал и правильно его использовать, развивают навыки и умения проверять и оценивать результаты своей деятельности.

Внеклассная работа направлена на то, чтобы повысить образовательный и культурный уровень обучающихся. В нашей академии она занимает важное место.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего процесса обучения, так, как помогает повысить интерес к изучаемым предметам, представляет учащимся возможность применить свои знания на практике.

Внеклассная работа должна строиться с учётом возрастных особенностей, знаний, умений и навыков обучающихся. Необходимо также учитывать степень трудности в усвоении подбираемого материала. Формы и методы проведения внеклассных мероприятий должны соответствовать уровню подготовки обучающихся.

Это мероприятие повысит уровень интеллектуального и эстетического развития обучающихся.


















Тема: Кухни народов мира. Традиционная кухня малых народностей Алтая.

Цели мероприятия: создать условия для:

- для углубления и расширения знаний студентов о традициях и кухне малых народностей Алтая;

- для развития умения самостоятельно выбирать материал и умения его правильно презентовать;

- для обучения студентов пользоваться подготовленным материалом;

- для развития навыков подготовленной речи и умения проверять и оценивать результаты своей деятельности;

- для формирования ответственности за выполнение поставленного задания;

- для развития эстетического вкуса у студентов;

- для воспитания толерантности, уважения к культуре других народов;

Задачи мероприятия: организовать деятельность обучающихся для:

- создания и представления презентации с целью получения нового личностного опыта;

- укрепления положительного отношения к немецкому языку;

- самореализации, повышения их социальной и творческой активности.

Форма внеклассного мероприятия: беседа

Оснащение урока:

Оборудование: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: Программа PowerPoint

Методическое обеспечение: тексты.


Отведённое время: 45 минут



Этап деятельности

Время (мин.)

Деятельность преподавателя(ведущий)


Деятельность обучающихся

Примечание


1 Организационный момент. Актуализация темы.


2

Добрый день, уважаемые студенты и гости!

Рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к мероприятию.

На уроках мы изучаем тему: «Кухни народов мира»

Сегодня мы продолжим изучение темы. Знания по данной теме Вам будут необходимы в Вашей профессиональной деятельности.


Приветствуют преподавателя. Слушают преподавателя и отвечают на вопросы.



2 Создание проблемной ситуации

2

Скажите, пожалуйста, какое задание вы должны были подготовить к этому мероприятию? Да. Вы должны были найти интересный материал о традициях и кухне малых народностей Алтая;

И, так, давайте определим тему нашего мероприятия.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на мероприятии?

- Что хотите вы узнать?



Обучающиеся повторяют слова за преподавателем хором


Слушают преподавателя и отвечают на вопросы.



3 Постановка учебной цели

3

Зная тему, определите цель нашего мероприятия. Да, цель нашего мероприятия:

- рассказать о национальностях, которые проживают на территории Алтая. Я думаю, что вам как технологам интересно знать, какая у них национальная кухня.

Сегодня на уроке вы будете работать самостоятельно. Каждый должен показать, что он знает и умеет.

Определяют цель занятия



4 Планирование

3

Составим план достижния цели.

- Как вы думаете, как будет проходить мероприятие? Сегодня мы будем не только смотреть презентацию и слушать сообщения, но вы будете отвечать на вопросы по прослушанной информации.


Слушают преподавателя и отвечают на вопросы.



5 Реализация плана.


25

Итак, мы спланировали свою деятельность, будем реализовывать план. Какие ассоциации возникают у вас со словом «Алтай»?
Алтай — это обобщенное название Алтайского края и Республики Алтай, которые в данный момент представляют собой два самостоятельных региона. Главное богатство Алтая — это природа. Именно этот ресурс сейчас пытаются задействовать, сделав Алтай центром туризма. Люди едут сюда и летом, и зимой. Посмотреть здесь есть на что. На Алтае красивая природа: высокие горы, бурные реки, глубокие озёра, величественные водопады, таинственные пещеры. Алтай называют «Жемчужиной Азии». Алтай лежит в самом центре Азии, на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном. В переводе с древних тюркских языков Алтай означает «Золотой». Это название отражает красоту, многообразие и богатство природы Алтая.




6 Презентация продукта и его обсуждение

5

Мы с Вами повторили необходимый для создания презентации материал, а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

Обучающиеся делают презентацию и представляют её) на немецком языке. (Приложение А)

Тубала́ры (самоназвание туба, устаревшее название тувинцы) — коренной малочисленнй тюркоязычный народ, живущий в северной части Республики Алтай РФ. Самоназвание туба (тува) кижи, тубалары, а также йыш кижи («лесные люди»). Тубалары живут к востоку от Катуни, вдоль реки Бия и по берегам Телецкого озера. В период освоения Сибири русские первопроходцы называли их «черневыми татарами».Из черневых татар был по китайским летописям и Чингисхан.


В личных хозяйствах теленгитов преимущественно сохранилось скотоводческое направление, которое позволяет им в рационе питания придерживаться традиционных блюд из молока и мяса. Теленгиты получали молоко от различных видов скота-овец, коз, коров. Самым распространенным сезонным напитком у теленгитов является айрак. Айрак-сквашенное молоко, оно является не только популярным напитком, но прежде всего это продукт, из которого готовятся различные виды традиционной молочной пищи, аарчы, курут, быштак. Хочется немного рассказать о технологии приготовления этих продуктов. Для приготовления айрака нужно сквасить молоко, закваска молока происходит в течении нескольких часов. А уже из айрака готовились курут, аарчы, быштак и.т.д. Чтобы приготовить аарчы, айрак варится на медленном огне, после закипения айрак сливают в мешок из ткани, чтобы стекала сыворотка. В результате после стека сыворотки получалось аарчы-творожная масса, ну а из аарчы уже готовился курут-сырчики. Для изготовления курута из влажной спресовавшейся творожной массы скатывали шарики, резали их на дольки, нанизывали на нитку,и сушили на солнце.
Также основой пищевого рациона теленгитов является мясо домашних и диких животных. Основная заготовка мяса производится на зиму,с наступлением первых морозов. К этому времени скот нагуливает жир,и имеет большой вес, чем в другое время года. В весеннее-летнее время домашний скот практически не забивается, а если это делается, то в основном при проведении религиозных и семейных праздников и обрядов. Большим лакомством теленгитов является кан-кровянная колбаса. Кровь для колбасы вычерпывается ложкой или половником из бараниной полости, затем эту кровь разминали в посуде до получения однородной консистенции, добавляли немного молока, внутреннего сала, измельченный лук, соль и разливали в кишки jумур ( тюмур), моон. Приготовленные так колбасы варили и ели в горячем виде. Также традиционными мясными блюдами теленгитов являются- jоргом (дёргом), кыйма и т.д., которые считаются деликатесами данной кухни.
Мясо любых видов животных телнгиты едят в варенном виде. Едят мясо запиваю бульоном - мюн, к которому подают дикорастущий или домашний лук. Из традиционных супов у теленгитов готовится кочо. Для приготовления его, в казан с водой нарезается много мяса, и густо заправляется перловой крупой. Также мясные бульоны заправляются макаронными изделиями, свежими и консервированными овощами. Конечно традиционная кухня теленгитов заимствует много рецептов из кухни разных народов. Может кому-то покажется, что кухня моего народа скудна и однообразна, но зато она высококалорийна, богата множеством витаминов, экологически чистая. Помогает нам быть здоровыми, выносливыми и стойкими.

 История

В XIII веке, после завоевания Алтая Чингисханом, южные алтайцы попали под власть монголов и частично ассимилировались с этим народом. Тубалары ушли в тайгу и не вступали в битвы. Но затем Алтай вошёл в Улус сына Чингисхана Джучи, и постепенно тубаларов объясачили. Дань платили белками и соболями. В XVII веке тубалары стали данниками Алтын-ханов. В XVIII веке тубалары - данники Джунгарии. В первой же четверти XVIII века стали русскими подданными.

Тубалары для русских были неясачные до 1627-1629г. И ясак не платили и бились в битвах с казаками, но перевес оказался на стороне казаков. Саракокшинские тубалары платили ясак русским по 2-3 соболя, по котлу и по тагану железному с человека в год. Эквивалентом пушного обращения был сначала только соболь, а потом и другие дорогие меха. Тубалары двоеданцы, они платили ясак России соболями, а джунгарам по котлу и железному тагану с человека (южские, кергежские и комляжские). У тубаларов управление было следующее: 1. Старейшины «байты» или «башлык». 2. Зайсаны. Власть зайсанов передавалась по наследству. Сеоки: Юз, Комдош, Тиргеш, Кузен, Челей, Калар, Карга, и т.д. Повинности русской власти: 1. Исправление и прокладка дорог. 2. Тушение пожаров. 3. Поставка лошадей для ямской гоньбы. 4. Заготовка дров для церквей и школ.

Питание[править | править код]

Основными способами получения сырья для растительной пищи у туба являлись мотыжное земледелие и собирательство[5]. Зерновые культуры, корни и стебли дикорастущих растений, картофель составляли основу их растительной пищи. Особенно важную роль в этом отношении играли мучные и крупяные полуфабрикаты. Наиболее простым в обработке ячменя и получения из него необходимого полуфабриката являлось дробление в ступе. Разломанные зёрна варили в подсоленной воде. В результате получалась похлебка (коже).

В процессе технологически более сложной обработки зерна туба получали также муку (кулур), толокно (талган) и крупу (шырак). Зерно на муку растирали на зернотёрке или мололи на ручной мельнице. Для получения толокна и крупы зерно подвергали термической и механической обработке. Процесс его обработки был аналогичен челканскому. При изготовлении талкана туба могли добавлять туда растёртые на зернотёрке семечки кендыря. Их ели также отдельно, предварительно обжарив в котле.

Из крупы готовили кашу уре. Крупу варили на подсоленной воде, часто добавляя молоко. Перед употреблением в кашу могли подсыпать толокно. Талган использовали также при изготовлении каши чарба. Её готовили на подсоленной воде, куда, помимо толокна, клали лук и мясо.

При изготовлении блюда ууту тертпек использовался солод. Получали его из пророщенных ячменных или ржаных зёрен. Их сушили и растирали на зернотёрке или мололи на ручной мельнице. Солод (30%) затем смешивали с талканом (70%) и замешивали на подсоленной воде или молоке. В результате получалось жидкае по консистенции масса, которую клали в обмазанную маслом сковородку и помещали в русскую печку. После готовности блюда в его середину клали сливочное масло.

Хлеб (тертпек) традиционно пекли из пресного теста, в которое добавляли масло или сметану. Тертпек по форме имел вид лепешки (диаметром 15–20 см). Пекли тесто в горячей золе. Позднее туба научились готовить дрожжевой хлеб (калаш). Его пекли в сбитой из глины русской печке. В ней также готовили пресные лепешки (толгочок).

Из пресного теста изготовлялось также блюдо казан тертпек (букв. «хлеб котла»). Сначала из пресного теста формировали лепёшки, а затем их опускали в кипящий мясной бульон (мюн), предварительно убрав оттуда мясо. К столу казан тертпек подавали отдельно от мяса и бульона.

Традиционным блюдом являлся также тутпач. Его варили без каких-либо мясных добавок или с различными видами мяса. Основным полуфабрикатом для его приготовления служило пресное тесто. Сочень для тутпач нарезали мелкими кубиками. Варили их в воде или мясном бульоне, добавляя дикий лук (согоне).

Из пресного теста туба готовили вареники, пироги и блины. Начинку для вареников делали из мелко раскрошенной калбы, а пироги пекли с растёртой на зернотёрке черёмухой. Блины готовили на сковородке и ели с чаем или молоком.

Муку использовали также для приготовления похлёбки. Это блюдо готовили из пареной в русской печке калины. Похлебку кипятили в воде и заправляли мукой. Аналогичное блюдо у челканцев называлось шанаш.

Значительное место в питании туба занимали луковицы, стебли и листья дикорастущих растений – кандыка, сараны (саргаш), калбы (черемша), пучки (палтыран) и других. Употребляли их в сыром и варёном виде. Кроме того, в пищу употребляли малину (агаш тейлек), красную и черную смородину (кызылкат, мурогот), черёмуху (тюрмут), клубнику, землянику (тер тийлек), чернику (кошпок), калину (палан). Из пожаренных и растертых на зернотерке кедровых орешков получали также жирную густую массу токчок.

Корни кандыка выкапывали в июне. Для этой цели использовали мотыгу. За день выкапывалось до 1–2-х ведер корней. Их ели в сыром и вареном виде. В последнем случае кандык готовили в подсоленной воде или на молоке.

Клубни сараны выкапывали в июне-августе. Их варили на воде или молоке. Кроме того, клубни пекли в горячей золе, предварительно завернув в лист пучки, а также могли добавлять в тутпач. Сарана в значительном количестве заготовлялась на зиму. Для этого ее раскрашивали и ссыпали в холщовые мешки.

В пищу употреблялись также стебли калбы, пучки (палтырган) и листья бадана (тавана). Черемшу заготавливали в середине мая, июне. Из нее делали салаты и начинку для вареников. Кроме того, практиковалось соление на зиму. Стебли пучки ели в сыром виде до цветения указанного растения. Листья бадана запаривали в кипятке, получая тем самым напиток.

Значительное место в традиционном питании туба занимали мясные полуфабрикаты и рыба. В пищу использовали мясо медведя, оленя, лося, марала, бурундука, зайца и некоторые другие виды диких животных. Из дичи в пищу шло мясо глухаря, рябчика, гуся и утки.

Летом мясо (эт) коптили. Делалось это следующим образом. Мясо сначала варили, подсаливали, нарезали лентами и раскладывали на специально подготовленном сооружении (атыс). Оно представляло собой поднятый на четырех столбиках настил с редко положенными черемуховыми прутьями (диаметром около 1 см). Под ним раскладывали костер из приготовленных из черемухи, рябины, березы дров.

На охоте варили мясо диких животных. Из дичи предпочтение отдавалось глухарю и рябчику. Помимо мяса в казан добавляли крупу и лук.

Скот кололи осенью. На зиму заготовляли преимущественно конину. Лошадь, держа за узду, сначала оглушали обухом топора, а затем перерезали горло. Мясо замораживали на улице и хранили зимой на крыше одной из хозяйственных построек, забрасывая его снегом.

Кровь только что заколотого животного сразу сливали в специально подготовленную емкость. Она служила основой для смеси идущей на изготовление кровяной колбасы кан (букв. «кровь»). Кровь подсаливали и смешивали с молоком (1–1,5 литра молока на ведро крови), добавляли лук. Полученную смесь сливали в кишки, концы которых стягивали суровыми нитками. Кровяную колбасу варили в простой воде или мясном бульоне. Ее готовность проверяли вилкой, если кровь не текла, то она была готова к употреблению.

Из рыбы (палык) туба преимущественно варили уху (палыктын мюны). Кроме того, ее могли класть в тутпач. Хариус и таймень шли также для приготовления пирогов из дрожжевого теста. Выпотрошенную рыбу клали туда целиком и выпекали в печке. Рыбу также жарили, солили и вялили.

Важным источником пищи у туба являлось также коровье молоко (сут) и приготовлявшиеся из него продукты. Однако они получили распространение, видимо, только в XX в. Чегень (скисшее коровье молоко), курут (твердый сыр), молочная водка (арак) и некоторые другие виды молочных продуктов были прежде совершенно неизвестны северным алтайцам.

Сметану (каймак/кайвык) получали, собирая ее с отстоянного молока. Из каймак/кайвык делали в свою очередь сливочное масло (сайрю). Для этого сметану сливали в маслобойку и сбивали до получения необходимой массы.

Из чегень туба получали целый ряд молочных продуктов, прежде всего – молочную водку (арак) и сыры (курут, пыштак). Процесс изготовления арак у туба был сходен с челканским.4 После перегонки чегень в самогонном аппарате в котле оставалась творожистая масса (арчин), которая шла на изготовление твердого сыра (курут). Ее собирали и клали в горячем виде в специально сделанный для этой мешок и подвешивали для того, чтобы вытекла сыворотка. Затем творожистую массу клали под пресс и сушили в печке.

Пресный сыр (пыштак) туба изготовляли следующим образом. Кипяченое молоко (ведро) сливали в корыто и размешивали с чегень (0,5 ведра). Через некоторое время оттуда выбирали творожистую массу и перекладывали в мешок, давая вытечь сыворотке. После этого сыр клали под пресс. Пыштак затем разрезали ножом и ели отдельно или с медом.

Таким образом, в традиционной структуре питания туба выделяется растительная, мясная и молочная пища. Их источниками являлись охота, рыболовство, собирательство, мотыжное земледелие и скотоводство. Однако характер питания туба уже в первой половине XX в. определялся продукцией земледельческой и скотоводческой отраслей хозяйства. На это указывает наличие разнообразных блюд и продуктов из муки, толокна, крупы и молока.








7 Обобщение. Подведение итога урока.


3


Давайте подведем итог нашего урока.

И, так, о ком мы сегодня говорили на мероприятии ?

- Какие произведения Моцарта мы прослушали?

- Кто может что-то добавить к сказанному?

Преподаватель анализирует мероприятие, просит сделать выводы. Итак, какую цель мы сегодня ставили в начале мероприятия?

Как вы считаете, достигнута ли цель?



Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.


8 Организация рефлексии.

2

Насколько вы сегодня успешно поработали?

Что нового вы сегодня узнали?

Какие трудности были на мероприятии?

Надо ли проводить такие мероприятия?

Благодарю всех, кто принял участие в этом мероприятии.

До свидания.


Отвечают на вопросы и выражают своё отношение к этому мероприятию.




Список использованных источников


1 Кондратьева Н. М. Алтайцы: алтай-кижи, теленгиты, тёлёсы, телеуты, тубалары, чалканцы, кумандинцы: книга / Н. М. Кондратьева. - Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1997.- 283с.

2 ru. wikipedia.org

3 posibiri.ru







































РЕЦЕНЗИЯ


на методическую разработку

внеклассного мероприятия по теме: «Традиционная кухня малых народностей Алтая» преподавателя КГБПОУ «ААГ» М. А. Кряжевой.

Тема «Традиционная кухня малых народностей Алтая» выбрана для углубления и расширения знаний обучающихся по темам: «Название продуктов питания, блюд», «Кухни народов мира». Эта тема выбрана для формирования общих и профессиональных компетенций, развития умения самостоятельно выбирать материал и умения его правильно использовать, развития навыков и умения проверять и оценивать результаты своей деятельности.

Разнообразные формы внеклассных мероприятий повышают у обучающихся уровень интеллектуального и эстетического развития.

Проведение внеклассного мероприятия по теме «Традиционная кухня малых народностей Алтая» способствует формирования общих и профессиональных компетенций, закреплению, расширению и углублению знаний, повышению культурного уровня обучающихся.

Обучающиеся учатся самостоятельно выбирать материал и правильно его использовать. У них развиваются навыки и умения проверять и оценивать результаты своей деятельности.

 Проведение таких внеклассных мероприятий очень необходимо для всего процесса обучения, так, как помогает повысить интерес к изучаемым предметам, к будущей профессии, даёт возможность обучающимся применить полученные знания на практике.







Рецензент: Почтарь Л.Я – преподаватель немецкого языка КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»




0