СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ликбез потребителя"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ликбез потребителя"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ликбез потребителя"»


Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»







Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия





дисциплина

Право

тема

Ликбез потребителя






Преподаватель: Анисимова Л.Н.

группы студентов: 1 курс

специальность: 43.02.02 «Парикмахерское искусство»,

43.02.10 «Туризм»







2016

Утверждаю

Зам. директора по УМР

_____________ И. Б. Дедяева

«___» _______________2016 г.







Рассмотрено и утверждено


на ПЦК социогуманитарных дисциплин

протокол № ____________

от “___” ______________2016 г. Зав.ПЦК: _________ Е.А. Максимова






Дата проведения: 20.05.2016



Преподаватель: ____________________ Л.Н. Анисимова




Оглавление



Методические рекомендации для преподавателей ……………………….………

4

План внеклассного мероприятия………………………………….………………..

6

Список использованных источников……………………………………….………

Приложение А Памятка потребителю при покупке товара………………….……

Приложение Б Презентация…………………………………………………………

Рецензия……………………………………………………………………………….

21

22

33

34


Методические рекомендации для преподавателей



Свобода вашего кулака заканчивается там,

где начинается свобода моего носа



Современное российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Никто не станет спорить, что подрастающие поколения попали под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу возникла невиданная духовно-нравственная эпидемия.

Разработка содержит план занятия и приложения позволяющее провести занятие компетентному педагогу.

Мероприятие проводится в форме гид-викторины для студентов первого курса.

Преподаватель выступает в роли ведущего. Начинает и заканчивает занятие, координирует ход дискуссии учащихся.

Целью данного мероприятия является актуализация правовых знаний студентов.

В мероприятии участвуют студенты 1 курса всех специальностей.

При проведении мероприятия используются:

- проектор;

- ПК, ноутбуки;

- вопросы викторины «Ликбез потребителя»;

- фильм «Право имею».

В подготовительной части определяются ведущие, оформляется доска, назначается дежурство.

После мероприятия подводятся итоги: определяются положительные и отрицательные стороны, вносятся корректировки.

Материал разработки создает возможности для успешной организации учебной деятельности, способствует формированию у студентов устойчивого интереса к правовым аспектам жизнедеятельности, повышению качества знаний.

Тема: Ликбез потребителя.

Методическая идея: активизация познавательной деятельности студентов с использование информационно-коммуникационных технологий

Цели мероприятия: создать условия для:

− усовершенствования и закрепления знаний студентов в области защиты прав потребителей;

− развития умения применять полученные знания о защите прав потребителя в конкретных жизненных ситуациях;

− формировать познавательный интерес и создавать мотивацию к изучению права;

− развития умения работать в команде, слушать друг друга, взаимодействовать в процессе работы.

Задачи внеклассного мероприятия:

  1. познакомиться в игровой форме с основными положениями Закона «О защите прав потребителей»;

  2. научиться анализировать условия договора купли-продажи;

  3. на основе приобретенных знаний формировать умения пользоваться экономическими понятиями в жизни;

  4. развивать культуру экономического мышления.

Тип внеклассного мероприятия: освоения новых умений и навыков.

Методы обучения: словесные, наглядные, интерактивные.

Оснащение урока: вопросы викторины «Ликбез потребителя», фильм «Право имею», фишки, призы, материалы презентации.

Оборудование: ПК, ноутбуки, мультимедиа проектор.

Программное обеспечение: PowerPoint, КонсультантПлюс.

Методическое обеспечение:

Отведённое время: 80 минут.


Этап деятельности

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент


3 мин


Добрый день, ребята!

Рада приветствовать вас.

Приветствуют присутствующих

Слайд 1



2. Мотивация деятельности студентов

7 мин

2.1 Сообщение темы мероприятия, значение первичных профессиональных навыков.

2.2 Представление приглашенных.

2.3 Актуализация знаний с помощью видеосюжета.


Видеосюжет


3. Постановка учебной цели

2 мин

Как вы считаете, какова цель нашего внеклассного мероприятия?



Итак, цель нашего мероприятия – усовершенствовать и закрепить знания в области защиты прав потребителей.

Усовершенствовать и закрепить знания в области защиты прав потребителей


4. Реализация плана.

30 мин


В древние времена, когда только появилась частная собственность, большое распространение получили договора, направленные на обращения вещей, на их переход от одного хозяина к другому. А одним из древних способов торговли является публичный рынок (базар). Практически во всех сводах законов древних государств были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Законы Хаммурапи, царя, правившего в Вавилонии в ХVIII в. до н. э., можно считать первым цельным изложением хозяйственного права. Так, законы Хаммурапи регулировали кредитные отношения, качество товаров и услуг, ценообразование, а также устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров.

Первый протест покупателей, который имел документальное подтверждение, был зафиксирован в штате Массачусетс в 1775 году, за которым последовало наказание продавцов испорченной пищи в виде приговора к позорному столбу. Это событие послужило первым шагом к формированию законодательной базы.

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.

  2. Право на безопасность.

  3. Право на выбор.

  4. Право быть услышанным.

  5. Право на возмещение ущерба.

  6. Право на потребительское образование.



Первой попыткой формирования потребительского законодательства РФ стал проект закона в 1988 году «О качестве продукции и защите прав потребителей». В Российской Федерации Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1992 г., когда потребительские права граждан получили законодательное закрепление.



  1. Если Вы покупаете товары, обращаетесь в службы быта, ездите на транспорте, пользуетесь коммунальными и медицинскими услугами и т.д.–Вы потребитель!


  1. Законы регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей:

- Закон РФ «О защите прав потребителей»

- Гражданский кодекс РФ

Права потребителей в законодательстве РФ регулируются также:

- правилами продажи отдельных видов товаров;

- правилами оказания отдельных видов услуг, утвержденными Правительством РФ.


  1. Кого закон считает потребителем

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. «Потребители — это все мы» — такую характеристику этому понятию дал президент США Джон Кеннеди в конгрессе США. Говоря русским языком, любой гражданин, который пользуется услугами мобильной связи, пополняет счет в банке, заказывает что-то в кафе или ресторане является потребителем, так как он использует эти продукты и услуги. 


  1. Кого Закон считает изготовителем

Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель, выполняющий работы для потребителя, оказывающий ему услуги или производящий товар для реализации.  Т.е. компания, непосредственно производящая данный товар или оказывающая данную услугу. 


  1. Кого Закон считает продавцом

Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.  Основная функция продавца – заключение сделки купли продажи, в ходе которой покупатель платит и получает товар (или услугу), а продавец передает товар покупателю и получает прибыль. В узком же смысле продавцом действительно называется человек, который работает в торговой организации (в том же магазине) и непосредственно общается с клиентами-покупателями.


6.Ваши основные права как потребителя

Как потребитель Вы имеете право:

  • на качество,

  • на безопасность,

  • на информацию,

  • на возмещение ущерба.


  1. Право на качество

Ваше право на качество означает, что:

- продавец должен передать Вам качественный товар,

- исполнитель должен качественно выполнить работу (оказать услугу).

При продаже товара по образцу качество товара должно соответствовать образцу и (или) описанию. Если при продаже товара есть обязательные требования к нему,

то товар должен соответствовать этим требованиям. 


  1. Право на безопасность

Это право означает, что товар, работа или услуга при обычных условиях их использования (т. е. по прямому назначению) не должны причинять вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде.


  1. Право на информацию

Право на информацию означает, что потребитель вправе потребовать, чтобы ему представили необходимую и достоверную информацию

- об изготовителе (исполнителе, продавце),

- режиме его работы,

- реализуемых им товарах,

- работах и услугах.


Необходимо также представить:

  1. информация о продавце (изготовителе, исполнителе);

  2. информация о товарах (работах, услугах).


  1. Информация должна предоставляться:

  • на русском языке,

  • в наглядной и доступной форме.

  • информация должна предоставляться своевременно - до заключения договора купли-продажи при покупке товара и до заключения договора о выполнении работ (услуг). 


  1. Где должна быть размещена информация и в каком виде?

Информация доводится до сведения потребителей:

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя

- фирменное наименование (наименование) своей организации;

- место ее нахождения (адрес);

- режим ее работы.


Информация доводится до сведения потребителей:

- в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам);

- на этикетках;

- маркировкой;

- иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).


  1. Право на возмещение ущерба

По общему правилу, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.


  1. Потребитель по своему выбору вправе потребовать:

Если Вам продан некачественный товар то только Вы решаете вернут ли Вам деньги или отремонтируют товар.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества,

по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.


  1. Если товар Вам не подошел по форме, цвету, размеру, фасону, габаритам, или по материи, то в течение 14 дней вы имеете право заменить его на аналогичный.


Обмен указанного товара производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.


  1. На товары устанавливаются срок службы, срок годности и гарантийный срок.


Эти сроки – сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. 


  1. Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать возможность использования товара (работы) по назначению, нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

В течение срока службы Вы имеете право

  • на обеспечение ремонта и технического обслуживания товара (работы),

  • на предъявление требований по поводу существенных недостатков в товаре (работе),

  • на возмещение вреда.


Установление срока службы товара (работы) - право, а не обязанность изготовителя


  1. Срок годности - это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Срок годности выполняет также функции гарантийного срока.

В течение срока годности Вы имеете право

  • на предъявление требований по поводу недостатков в товаре,

  • на возмещение вреда.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности на:

  • парфюмерно-косметические товары,

  • медикаменты,

  • товары бытовой химии

  • и иные подобные товары (работы).

Срок годности начинает течь со дня изготовления.


  1. Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара (работы) 

Установление гарантийного срока - право, а не обязанность изготовителя. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю.



  1. ПОТРЕБИТЕЛЬ ПОМНИ!

  • Потребитель должен быть всегда честен с собой и окружающими и соблюдать законы;

  • Будьте бдительны, что и где покупаете!

  • Всегда читать инструкции;

  • Сохранять товарные, кассовые чеки. Гарантийные талоны и квитанции;

  • Будьте предусмотрительны – правильно оформляйте документы (чеки, договора)

  • Предъявлять только обоснованные претензии.

  • Умейте защищаться!


Предлагаю вам к просмотру несколько роликов из юридической рубрики «Право имею» в программе «Утро на пять».

Студенты, слушают доклад, задают вопросы


























































Студенты, прослушав доклад, задают вопросы, обсуждают возможность изменения правовых норм.

Презентация




Слайд 1
































Слайд 2






Слайд 3








Слайд 4












Слайд 5









Слайд 6












Слайд 7






Слайд 8








Слайд 9





Слайд 10












Слайд 11








Слайд 12















Слайд 13








Слайд 14












Слайд 15









Слайд 16









Слайд 17















Слайд 18













Слайд 19
















Слайд 20









Видеосюжеты

5. Презентация продукта и его обсуждение

35 мин


А теперь предлагаю разбиться на группы по 7-8 человек и ответить на вопросы викторины.

Этап 1. Разминка.

Являются ли приведенные здесь герои потребителями с точки зрения закона «О защите прав потребителей»? Ответ обоснуйте.

  1. Муха-Цокотуха, когда «пошла Муха на базар и купила самовар». 

Является, если купила самовар для личных бытовых нужд у продавца, являющимся юридическим лицом.


  1. Соседи из «Простоквашино», покупающие у кота Матроскина молоко, которое он получает от коровы Мурки.

Не является, так как кот Матроскин является физическим лицом.


3. Буратино, купивший туристическую путевку в турагенстве «Алиса и Базилио» на Поле Чудес.

Является, так как купил путевку в турагенстве.


4. Чебурашка, купивший себе шляпу в салоне «Шапокляк».

Является, так как купил шляпу для личных нужд у юридического лица.


5. Мачеха Золушки, пришедшая на бал в платье, сшитым падчерицей.

Не является, так как Золушка не является представителем фирмы, а мачеха не платила за платье.


6. Баба Яга, которой Кощей Бессмертный перепродал ступу, приобретенную им на распродаже.

Не является, так как в акте купли-продаже задействованы два физических лица.


7. Кот, получивший в подарок от хозяина сапоги.

Является, если сапоги куплены в магазине.


8. Айболит – индивидуальный предприниматель, оказывающий жителям леса медицинские услуги, купивший медицинское оборудование для своей фирмы.

Не является, так как оборудование приобретено не для личных бытовых нужд.


9. Старик, просивший золотую рыбку исполнить его желания.

Не является, так как имеет место услуга за услугу.


Этап 2. «Потребительская лингвистика».

Ответьте на вопросы:

1. Место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Рынок


2. Документ, удостоверяющий право на интеллектуальную собственность.

Патент


3. Информация о товаре, имеющая целью его продвижение на рынок.

Реклама


4. Добровольное соглашение, в котором определены права, обязанности и ответственность сторон.

Договор


5. Документ, подтверждающий соответствие товара установленным требованиям или нормам.

Сертификат


6. Продукт труда, предназначенный для обмена, продажи.

Товар


7. Фирменное имя, товарный образ, защищенный юридически и признанный во всем мире.

Бренд


8. Период времени, в течение которого производитель отвечает за недостатки товара, обязуясь бесплатно отремонтировать или заменить товар.

Гарантийный срок


9. Продавец, предлагающий свои услуги, работу.

Исполнитель


10. Проверка конкретных свойств товара, важных с точки зрения потребителя.

Потребительское тестирование


11. Форма организации торгового процесса, позволяющая достичь ценового компромисса с продавцом.

Рынки и ярмарки


12. Форма торговли, позволяющая пользоваться вещью в долг, с постепенной выплатой этого долга.

Потребительский кредит


Этап 3. Знание статей закона.

1. Решил заяц построить себе избушку, заказав проект в фирме «Ни кола, ни двора». В назначенный срок строительные материалы были доставлены. Но, приступив к сборке, заяц обнаружил, что чертежи и инструкции по сборке отсутствуют. Какое право нарушено?

Право на информацию


2. Может ли Красная Шапочка вернуть в магазин, купленную два дня назад в фирме «Семь Гномов» корзину, если в нее не помещаются все пирожки, приготовленные для бабушки?

Может в течение 14 дней со дня покупки, если корзина не была в употреблении


3. Лягушка-путешественница приобрела путевку в фирме «Не доброго пути» на живописное лесное болото, По прибытии на место, лягушка оказалась в песчаной пустыне. Какие права есть у лягушки?

Право предъявить претензию о возмещении материального и морального вреда фирме, предъявив доказательства испорченного отдыха.


4. Мальвина обратила внимание на сумку в фирме «Три желания». На вопрос о цене ей ответили, что сумка продается только в комплекте с перчатками и косметичкой. Сумка стоит 500 золотых, перчатки 400, а косметичка - 200. Какое право потребителя нарушено?

Право на выбор


5. Может ли мадам Брошкина обменять золотую брошь, купленную ею вчера в ювелирном магазине, если брошь не подошла к ее вечернему туалету?

Не может, так как ювелирные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.


6. Отдала Снегурочка в химчистку свою белую шубку, а получила обратно с облезлым ворсом. Какие права есть у Снегурочки?

Химчистка должна вернуть Снегурочке точно такую же шубку, или возместить двукратную стоимость этой вещи.


7. Придя домой, Карабас Барабас с ужасом обнаружил, что лекарство из пиявок, купленное им у Дуремара, имеет истекший срок годности. Какое право нарушено?

Право на безопасность и качество товаров.


8. Может ли Белоснежка обменять 5 метров кружевной тесьмы на 7 метров, если ее не хватило для отделки платья?

Не может, так как мерные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат


9. Банифаций решил сделать модную стрижку перед поездкой в Африку. В парикмахерской его предупредили, что после этого в нем могут не узнать льва, но Банифаций был непреклонен. В итоге, лев не прошел фейс-контроль, и поездка в Африку не состоялась. Какие претензии может предъявить Банифаций работникам парикмахерской?

Никаких. Банифаций сам виноват в этой истории, так как его предупредили о возможных неприятностях.


По количеству правильных ответов 1 место занимает….

2 место… 3 место…. И 4 место..

Разбиваются на группы, отвечают на вопросы викторины.


























































































































































Подсчитывают фишки, получают призы



Слайд 1




Слайды


6. Обобщение. Подведение итога

3 мин

Давайте подведем итоги.

Вы сможете применить полученные знания?

Что вы еще хотели бы узнать из этой сферы?

Студенты отвечают, вносят предложения.


7. Организация рефлексии

2 мин

Что для вас сегодня было самым интересным?

Какого результата Вы достигли?

Спасибо за внимание. До свидания.






Список использованных источников

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] : закон от от 07.02.1992 №2300–1: ред. от 13.07.2015. – Режим доступа: КонсультантПлюс.

  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ : ред. от 23.07.2013. – Режим доступа: КонсультантПлюс.

Приложение А

Памятка потребителю при покупке товара

Значение законодательства

Работает только в случае изучения своих прав и их использования потребителями

Какие акты законодательства содержат нужные знания

Гражданский кодекс, Закон о «Защите прав потребителей», законы, касающиеся торговли отдельными видами продукции, а также специальные правила по отдельным видам, изданные правительством

Необходимы разрешения на торговлю отдельными товарами или подтверждающие их качество

Копии лицензий, разрешений, сертификатов должны вывешиваться на обзор в помещении или на прилавке, должны предъявляться покупателю по его просьбе, не являются закрытой информацией

 Требования к помещению

Необходимо выполнение требований к площади или раздельности торговли отдельными видами продукции (химия, металл, продовольствие, одежда)

Наличие документации

Товары промышленного производства должны при себе иметь необходимую инструкцию, документы с характеристиками изделий

Ознакомление

Продавец должен дать полные сведения, в частности указать все недостатки продукта, особенности, должна предоставляться возможность проверки работоспособности

Правила информирования

Предоставление информации через документацию, устно, через документацию или по предписанию правительства (по отдельным видам)

Доказательство факта покупки

Факт покупки можно доказать любыми платежными документами и с помощью свидетелей, по закону достаточно одного

Кто может помочь потребителю

Государственные или муниципальные органы или общественные организации или отдельные юристы, работающие в области защиты прав потребителей


Рецензия

на методическую разработку внеклассного мероприятия

по дисциплине «Право» по теме:

«Ликбез потребителя»

преподавателя Анисимовой Л.Н.


Данная разработка создана с целью методической помощи кураторам в проведении классных часов по правовому воспитанию. Занятие по предложенному автором плану рассчитано на студентов первого курса и проводится в форме гид-викторины.

В методической разработке Анисимова Л.Н. рассматривает основные этапы подготовительной работы, цели проведения мероприятия. Кроме того, приведены необходимые средства обучения, используемые для занятия.

В методическую разработку включен подбор следующих материалов:

  • план занятия;

  • презентация;

  • список использованных источников.

Тема актуальна в связи с необходимостью формирования у молодежи интереса к учебному процессу и искоренению правового нигилизма.

Содержание методической разработки способствует формированию систематических знаний в области права.

Структура изложения материала логична.

С одной стороны использование данной разработки дает возможность провести мероприятие самостоятельно, так как в ней подробно и последовательно изложен необходимый материал, а с другой стороны позволяет компоновать и изменять материал под возможности и потребности студентов и преподавателя.




Рецензенты: __________________ Е.А. Максимова


__________________ Т.Н. Ерохина










3