СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «ЛЮБОВЬ – ДОБРО - ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочное время.

Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. В целях улучшения взаимоотношений между студентами важно затрагивать вопросыкасающиеся толерантности.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение между студентами разных национальностей, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

Представленные в данной разработке материалы состоят из мультимедиа презентации("Планета толерантности"), подробного сценария и приложений к классному часу. Мероприятие разработано для студентов 1 – 4 – го курса СПО.

Основные цели классного часа (воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания) будут способствовать успешной социализации личности студента в дальнейшем, а также развивать терпимость к различиям между людьми.

Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «ЛЮБОВЬ – ДОБРО - ТОЛЕРАНТНОСТЬ»»

Внеклассное мероприятие на тему «ЛЮБОВЬ – ДОБРО - ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Пояснительная записка


Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочное время.


Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. В целях улучшения взаимоотношений между студентами важно затрагивать вопросыкасающиеся толерантности.


Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.


И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение между студентами разных национальностей, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.


Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.


Представленные в данной разработке материалы состоят из мультимедиа презентации("Планета толерантности"), подробного сценария и приложений к классному часу. Мероприятие разработано для студентов 1 – 4 – го курса СПО.


Основные цели классного часа (воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания) будут способствовать успешной социализации личности студента в дальнейшем, а также развивать терпимость к различиям между людьми.


Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.



Методические рекомендации



Методика подготовки и проведения внеклассного мероприятия в системе СПО прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей подростков, их опыта.


При подготовке и проведении данного внеклассного мероприятия используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим их обсуждением…


Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.


В период завершения подготовки мероприятия педагог окончательно определяет его структуру (план).


Назначение вступительной части - мобилизовать внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека вообще и молодежи в частности. Время вступительной части ограничено до 5-7 минут. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.


Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа, функциями или формой проведения. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.


В заключительной части важно создать у всех студентов чувство удовлетворения от состоявшегося разговора, возбудить у старших подростков желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах СПО. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.


План внеклассного мероприятия



Тема. «ЛЮБОВЬ – ДОБРО - ТОЛЕРАНТНОСТЬ»


Цель: расширить знания студентов о понятии “толерантность”, познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;


развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.


дать студентам возможность оценить степень своей толерантности;


Задачи:


образовательные


актуализация знаний студентов о понятии «толерантность»;


развивающие


способствовать развитию:


внимания, памяти, творческого мышления;


уважительного отношения между студентами;


воспитательные


воспитание чувства коллективизма, сплочённости;


формирование ответственности за себя, активной жизненной позиции


методические


совершенствование методики проведения внеклассных мероприятий


показать методику применения:


словесной передачи информации и её слухового восприятия;


наглядной передачи информации и её зрительного восприятия.


здоровьесберегающие


способствовать:


охране и укреплению физического и психического здоровья студентов;


созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.


и зрения ущерба или пользы для здоровья.


Техническое и методическое обеспечение внеклассного мероприятия.


Мультимедийная установка.


Презентационный материал.


Тест.


Планвнеклассного мероприятия



1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (3 мин.)


Приветствие.


Определение наличия студентов.



Объявление темы и цели мероприятия.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ(25мин.)



Вступительноеслово педагога.


Понятие «толерантность».


Рассказ «Перед вами две дороги. Выбирайте…»


Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».


Тестирование «Насколько вы толерантны».



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (12 мин.)




Итоговое задание «Дерево толерантности».


Просмотр видео.


Подведение итогов внеклассного мероприятия.


Заключительное слово педагога.


Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.


Предварительная работа: студентам заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги”).




Ход внеклассного мероприятия


Нашу встречу мы бы хотели начать с разговора о значении дня толерантности.16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.


Понятие «толерантность»


- Студент колледжа… Каким должен быть он, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.


В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.


(Далее преподаватель обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?


Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.


Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному (зачитывают преподаватели):


в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;


во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;


в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;


в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;


в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;


в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


А что же объединяет эти определения? (Ответы).


Почему так актуальна толерантность в настоящее время, особенно для нас, живущих на Северном Кавказе? (Ответы).


- Слово толерантностьможно представить в виде следующей схемы.


Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...


В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.


Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...


Рассказ “Перед вами две дороги. Выбирайте...”


Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.


- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.


- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.


- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.


- А нам-то что? Он сам виноват.


- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.


- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?


- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.


- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.


- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!


Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.


- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.


- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.


- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.


- Спасибо, леди, спасибо...


- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?


Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.


- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.


- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.


Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.


- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.


- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.


Почему молодой человек отказался помочь?


Как бы вы поступили в этом случае?


Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?


Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?


Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.


Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.


Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”


- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.


- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:


Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.


Толерантная личность


Интолерантная личность


Терпение


Чувство юмора


Уважение мнения других


и т.д.


Непонимание


Игнорирование


Эгоизм


и т.д.




Тестирование «Насколько Вы толерантны»


1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?


а) да;


б) нет.


2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?


а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;


б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.


3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?


а) да;


б) нет.


4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?


а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;


б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать


5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?


а) мне трудно было бы это сделать;


б) я не обращаю внимание на такие вещи.


6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?


а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;


б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.


7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело»?


а) да;


б) нет.


8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?


а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;


б) я лишь радуюсь за него (неё).


9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:


а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;


б) вступите в спор.


А теперь подсчитайте количество баллов.


За ответы № 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а поставьте по 2 балла.


От 0 до 4 баллов:вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.


От 6 до 12 баллов:вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?


От 14 до 18 баллов:твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.


Итоговое задание “Дом толерантности”


- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы колледж стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Студенты на листочках бумаги в форме квадратов пишут, что надо сделать, чтобы колледж стал “Пространством толерантности”, квадратыв виде окон наклеиваются на символический рисунок дома, и он вывешивается в кабинете).


Заключительное слово.


А в завершении нашего сегодняшнего разговора нам хочется сказать, что наша группа– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание.


Мы провели тестирование студентов среди первых курсов, вторых и третьих на степень толерантности, проанализировали данные и пришли к выводу, что самую высокую степень толерантности (17-18 баллов) имеют студенты старших курсов, что составляет примерно от количества опрошенных 15 %, средней степенью толерантности обладают примерно 75 % (14-16 баллов) опрошенных студентов и самой низкой степенью - около 10 % опрошенных.


Проведя итоговое задание "Дом толерантности" мы выяснили, что по мнению студентов каждый из них имеет свое мнение и возможность для создания толерантности в колледже.












Список использованной литературы и интернет – ресурсов


1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.


2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.


3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.


Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.


Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.


Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.


Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!