Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа село Уруп»
Методическая разработка:
«Внеурочное занятие с использованием оборудования ЦО «Точка роста» и ее роль в активизации познавательной деятельности на уроках химии и биологии»
Подготовила:
Самолевич Татьяна Владимировна-
учитель химии и биологии
высшей категории
.
2025 год
Я, Самолевич Татьяна Владимировна учитель химии биологии работаю в МКОУ «СОШ с. Уруп». За последние 3 года образования в нашей школе центра «Точка роста» работаю над темой: «Внеурочное занятие с использованием оборудования ЦО «Точка роста» и ее роль в активизации познавательной деятельности на уроках химии и биологии».
Цель внеурочной деятельности – развитие гармоничной личности учащегося.
Основные задачи:
формирование у учащихся:
-гражданской ответственности и правового самосознания;
- духовности и культуры;
- инициативности и самостоятельности;
- толерантности;
- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Поставленные задачи направлены на то, чтобы в школе создать доброжелательную и оптимистическую атмосферу, веру в силы и возможность каждого ребенка, его защищенности, развития, как на уроке, так и во внеурочное время.
Актуальность: данная тема очень актуальна на все времена, а в наше время особенно. Современное общество предъявляет новые требования в системе образования – воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации.
Переход к новым отношениям вызывает изменение роли человека в обществе, переоценку требований к нему как к профессиональному работнику. Становится необходимым формирование компетентного человека, способного самостоятельно, творчески участвовать в процессах, происходящих в обществе, адаптироваться к изменяющимся условиям. В частности, на первый план выходит необходимость формировать такие качества, как способность принимать самостоятельные решения, умение анализировать ситуацию, творческий подход к решению различных задач. Таким образом, необходимым требованием нашего времени является направленность образования на максимальное развитие умственного творческого потенциала обучающихся.
На передний план выдвигается задача целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, от владения которыми зависит эффективность решения проблемы усвоения новых знаний и их использования в процессе активной преобразовательной деятельности.
Проблема: в настоящее время в связи с уменьшением количества часов урочной деятельности каждый учитель стремиться как-то компенсировать упущенное время за счет внеклассной работы. Это время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:
– на увеличение учебных часов, запланированных на изучение отдельных учебных предметов;
– на введение учебных курсов, обеспечивающие различные интересы обучающихся.
Научно-методической базой в нашем центре является оборудование: микроскопы, мульти датчики по химии и биологии, химическая посуда, электронный микроскоп, ноутбук, методички по проведению опытов, коллекции насекомых, гербарии растений, муляжи.
Содержание: использование оборудования «Точка роста» в методе проектной деятельности. (Презентация, иллюстрирующая практическую деятельность, прилагается). Проектная деятельность в школе охватывает все ступени обучения, но выполняет разные функции и служит разным целям, строится по-разному.
Целью проектной деятельности в школе является не столько и не только получение продукта - проектных результатов, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уясняя сущности творческой исследовательской и проектной работы как показателя успешности (не успешности) данного вида деятельности.
Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную.
Учёт возрастных особенностей является главным критерием при проектировании образовательного процесса в массовой школе. В разные возрастные периоды ученики по-разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют, находятся в разных отношениях с действительностью. Каждую стадию развития человека характеризует определённый вид деятельности. Смена ведущей деятельности всегда обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменения места ребёнка в системе отношений с другими людьми.
Я составила программы кружков по химии и биологии для разного возраста детей.
Сначала работала в начальном звене как начинающий этап знакомства с моими предметами. Здесь дети учатся работать самостоятельно в группах, а также делать коллективные проекты в виде стенгазет, проектов. Теперь, эти дети уже в старшем звене и им требуется дополнительно время на усвоение учебного материала. Все внеклассные мероприятия требуют подготовки не только со стороны учителя, но и детей.
Согласно ФГОС нового поколения внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Другими словами, в связи с новой программой уменьшается количество часов по многим предметам, поэтому я как руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла и руководитель районного методического объединения учителей химии и биологии рассмотрев данный вопрос решила внедрять различные внеурочные формы деятельности учащихся.
Внеурочные занятия дополняют и обогащают урочную систему новыми формами (кружки, факультативы, секции, заседания научных обществ, общественно-полезные практики и т.д.). Формы подведения итогов отличаются публичностью. Как правило, это выставки, конференции, соревнования, олимпиады, конкурсы и т.д.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализоваться и профессионально определиться. Внеурочная работа – хорошая возможность для организации межличностных отношений в группе, между обучающимися и руководителем группы с целью создания коллектива.
Здесь можно осуществлять метапредметную связь с другими предметами, например, английский язык и химия, физика и биология и т. д.
Мои коллеги тоже согласились и проводят много мероприятий по внеклассной работе, а также и другие учителя химии и биологии практикуют данный вопрос на открытых заседаниях методического объединения.
Внеурочная работа связана с дополнительным образованием обучающихся, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов обучающихся и включает их в различную деятельность, а также помогает выявить одаренных детей и помочь им реализоваться в обществе.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей являются факультативы, научные общества, учебные курсы по выбору. Поэтому в данном случае можно развивать уже у старших детей более глубокую проектно-исследовательскую работу.
Это дает хорошие результаты и для детей, и для учителя. Поднимает ребенку самооценку и умение выступать на большую аудиторию. Данную работу в более глубоком обучении я использую уже с 5 класса на кружке «Проектная деятельность», где дети обучаются составлению проектов и их защите, поэтому уже в более старших классах уже не тратят время, не на то как это сделать, а больше времени тратят на поиск информации и исследования.
В 8 классе тоже есть кружки, где дети могут узнать то, чего не пишут в учебнике. В 9 классе на кружках идет подготовка выпускников к экзаменам.
Результатом применения данного метода является: 1) организация учебной деятельности, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
2) достижение поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету;
3) успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
4) проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
5) позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
6) приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
7) умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
- умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.
8) участие и призовые места в Республиканском учебно исследовательском конкурсе «ДАР» и места на олимпиадах.
Распространением педагогического опыта являются: выступление на школьных и районных заседаниях учителей химии и биологии с внедрением проектной деятельности во всем районе. Публикация внеклассных занятий в центре «Точка роста» на школьном сайте, в VK мессенджере, на собственном сайте в инфоуроке.
Идея воспитания россиянина, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из главных ценностей в семье и образовательном учреждении. А за качество образования должны отвечать школа и семья. Посмотрите, разве не этого мы добиваемся, чтобы ребенок с удовольствием, улыбкой и счастливыми глазами посещал наши уроки и получал за это высокие награды.