СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного мероприятия «чудеса рядом с нами» для обучающихся 6-7 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Чудеса рядом с нами"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия «чудеса рядом с нами» для обучающихся 6-7 классов»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЧУДЕСА РЯДОМ С НАМИ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ



Аннотация: игра-путешествие экологической направленности «Чудеса рядом с нами» для обучающихся 6-7 классов. Состоит из шести конкурсов с использованием мультимедийного сопровождения. Конкурсы представлены как станции путешествия.  Конкурсные материалы соответствуют возрасту участников.

Ключевые слова:экология, Архангельская область.

Цель мероприятия: формирование интереса к экологии;  воспитание экологической культуры; организация интересного досуга обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1) гражданского воспитания:

готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

2) патриотического воспитания:

отношение к биологии и экологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;

3) духовно-нравственного воспитания:

готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;

понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине, биологии и экологии;

4) эстетического воспитания:

понимание роли биологии и экологии в формировании эстетической культуры личности;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;

6) трудового воспитания:

активное участие в решении практических задач (в рамках образовательной организации) биологической и экологической направленности;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

осознание экологических проблем и путей их решения;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

адекватная оценка изменяющихся условий;

принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.


Метапредметные результаты должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями:


Познавательные универсальные учебные действия

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи.

2) базовые исследовательские действия:

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

3) работа с информацией:

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

запоминать и систематизировать биологическую информацию.


Коммуникативные универсальные учебные действия

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

выражать себя (свою точку зрения) в устных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.


Регулятивные универсальные учебные действия

  1. самоорганизация:

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

  1. самоконтроль, эмоциональный интеллект:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

регулировать способ выражения эмоций.

  1. принятие себя и других

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


Задачи: повысить уровень знаний учащихся о живой природе, воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию мышления, внимания, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность, формировать  творческие способности детей, навыки работы в коллективе.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация, карта со станциями, клей, лепестки цветка, стебель с сердцевиной.

Предварительная подготовка: назначить ведущих (Флору и Фауну).


Ход игры:

Учитель: За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец люди это поняли.

Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, они стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.Надеюсь, что игра «Чудеса рядом с нами» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг! Вам сегодня будут помогать герои сказки: прекрасные богини Флора и Фауна, хозяйки царств Растения и Животные.

Флора:Дорогие ребята мы хотим пригласить вас  в путешествие, чтобы узнать что-то новое об удивительном мире живой природы.  

Фауна:Мы будем останавливаться  на разных станциях и выполнять различные задания. От вас требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Не сбиться с пути нам поможет карта нашего путешествия (Приложение 1).

Флора:Очень много загадок у живой природы! Есть свои секреты у всех растений и животных, которые вас окружают, на которые вы часто не обращаете внимания, и возможно несправедливы к ним. А мы должны беречь животный и растительный мир нашей планеты. Но спасти животных и растения можно, только зная и любя их.Отправляемся в путешествие.

Фауна: Первая остановка –Самые-самые Архангельской области (презентация)

1.Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м, может встречаться в Баренцевом море от Кольского полуострова до островов архипелага Новая Земля)

2.Самый крупный наземный хищник планеты (белый медведь, в Архангельской области обитает на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, на острове Вайгач.)

3.Самое распространенноедерево нашей области (ель, в Архангельской области встречается два вида ели – сибирская и европейская, часто они образуют гибридные формы)

4.Самый мелкий представитель тетеревиных? (рябчик)

5. Самый крупный грызун нашей области? (бобр)

6. В его плодах витамина С в 10 раз больше, чем в черной смородине(в ягодах шиповника содержится 4 - 6, иногда до 18%)

7.Самая любимая северная ягода М. В. Ломоносова (морошка)


Флора: Вторая остановка – Творческая

- Какие ягоды вы можете собирать у нас в лесу? Как мы можем помочь природе, чтобы эти растения и их плоды не исчезли?

- Представьте, что вы набрели на земляничную поляну. Составьте памятку «Правила сбора земляники».

Фауна: Третья остановка – Живущие в легендах

 О каком известном вам растении идет речь?

1. Существует легенда. Однажды в апреле богиня цветов Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Она перемешала все краски и цвета радуги и начала осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, Флора обнаружила, что все краски закончились, кроме фиолетовой. Тогда богиня брызнула на кусты лиловую краску, и выросла роскошная … (Сирень)

2. Жили-были муж да жена, и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя у неё было неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. А вот младшенького сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила ВосьмухаРоманушку и задумала погубить. Завела она его как-то в болото и утопила, и выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались. Как оно называется? (Рябина)

3. В переводе с латинского языка название этого цветка – молочно-белый цветок. По легенде, когда Адама и Еву изгнали из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник)

4. Как-то в красивого молодого пахаря влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с возлюбленным и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие цветки в полях, русалки плетут из них венки. (Васильки)

5. Полюбили друг друга молодая казачка и юноша, но старому атаману тоже нравилась красавица. Решил он разлучить влюбленных. И отправил молодого парня на военную службу. На прощание тот подарил своей возлюбленной кинжал. Атаман хотел, чтобы казачка вышла за него замуж, но она убила себя подаренным оружием. На месте, где пролилась ее алая кровь, и вырос куст, на котором выросли красивые цветки с обворожительным ароматом. Куст покрылся колючими шипами, как только атаман хотел сорвать цветок. И как не старался казак, у него ничего не получилось, только руки все изранил. Осенью на месте цветков появились яркие плоды, но никто не рисковал их даже попробовать, однажды старушка села отдохнуть с дороги под кустом и услышала, как он девичьим голосом промолвил, чтобы не боялась она, а приготовила чай из ягод. Послушалась старушка, выпила чаю и почувствовала себя на 10 лет моложе. Хорошая слава быстро разошлась об этом растении, стали его использовать в лечебных целях (Шиповник)[7].


Флора: Четвертая остановка - Зоологическая

1.Зачем улитке рога? (это щупальца, а не рога.Щупальцами она обнюхивает, пробует на вкус и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки).

2.Встречается ли в природе «водяная свинья»? (встречается; так называется одна из пресноводных рыб - карп. Он может достичь 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья)[1].

3.Когда медведица отправляется на охоту, она оставляет своих малышей одних. Едва завидев приближающуюся маму, медвежата залезают на тонкие деревца. Почему? (Медведи плохо видят, поэтому медвежата не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты.А ждать, пока медведь приблизится поближе – опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Взрослый медведь на тонкое дерево не заберется.).

4.Почему у снегиря и синицы клювы разные? (Синице нужен тонкий клюв для того, чтобы доставать насекомых из трещин коры. Снегирь питается в основном растительной пищей, лишь иногда добавляя в пищу насекомых и паукообразных, поэтому ему нужен крепкий клюв для добычи растительной пищи).

5.Зачем дятлу длинный и липкий раздвоенный язык? (Птица нащупывает и извлекает из дерева спрятавшихся насекомых с помощью языка).

6.Почему воробьи купаются в песке, пыли? (это единственный способ избавиться от паразитов).

7.Почему ящерица не может дышать кожей? (Газообмен возможен лишь при определенной влажности поверхности, а у  ящериц  кожа  сухая, покрыта чешуйками, через них дышать невозможно.).

Фауна:П ятая остановка – Ребусы (презентация)







Лось

На леса нашей области лоси оказывают большое влияние. В основу питания их составляют древесно-веточные корма — побеги различных пород деревьев и кустарников. При этом за сутки в среднем лось потребляет до 15 кг веточного корма. Численность популяции лосей в области колеблется в разные годы от 30 до 40 тыс. особей. От численности лосей зависит общее состояние древесно-кустарниковой растительности. Таким образом, проблема есть, ее решение важно как с точки зрения лесного, так и охотничьего хозяйства[8].







Лебедь-кликун в нашем регионе довольно редок.

— Это вид занесен в Красную книгу Архангельской области. Охота на них запрещена. Весной лебеди мигрируют из Западной Европы, где зимуют, в тундру и тайгу. Большая часть лебедей в Архангельской области останавливается лишь пролетом. Но часть остается и гнездится в лесотундровой зоне, на болотах, на таежных озерах, в наиболее глухих и малонаселенных местах. В Архангельской области основные причины сокращения численности лебедей – это беспокойство со стороны людей, а также разрушение мест обитания при рубках леса[4].







Загрязнение

Архангельская область когда-то богатая лесом, зверьем, рыбой, грибами и ягодами пережила в советское время настоящий промышленный бум. На её территории были построен ряд крупных предприятий. Благодаря техническому прогрессу Архангельская область в настоящее время переживает экологическую катастрофу. По данным Роспотребнадзора уровень загрязнения вод, воздуха и почвы в данном регионе постоянно растут [3].

А теперь разгадайте высказывание В.Распутина (раздаточный материал)



(Экологиястала самым громким словом на земле, громче войны и стихии) [2]

Как вы понимаете слова писателя?

Флора: Шестая остановка – Всезнайка, доскажи словечко

Шею вытянула птица,
Ну шипеть, щипаться, злиться,
В речку кинулась с разгона,
"Га-га-га!" - кричит ...гусь (ворона)

Лишь только свет дневной потух,
Заухал в темноте ...филин (петух)

В теплой лужице своей
Громко квакал...лягушонок (воробей)

В чаще голову задрал,
Воет с голоду ...волк (кабан)

Кто в малине знает толк?
– Косолапый, бурый ...медведь (волк)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу ...дятел (баран)[6]

Крылья пестрые расправит
И порхает и порхает,
Все любуемся мы ей,
Это крошка … бабочка (муравей)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая…белка (лисица)[5]

Фауна:И вот мы с вами вернулись обратно в школу. Путешествие наше закончилось. Мы рады, что вы все оказались истинными знатоками и любителями природы. До новых встреч!


Учитель: Закончилось ваше путешествие. Поднимите руки те, кто сегодня открыл для себя что-то новое и необыкновенное. Мы с вами сделаем необычный цветочек. Я приготовила стебель и сердцевинку, а вы выбирайте лепестки.

Голубой – если вам было очень интересно.

Красный – если вы много узнали нового.

Фиолетовый – кому было скучно.(приклеивают лепестки)



- По цвету лепестков видим, что мероприятие было ….

Спасибо за работу.


Используемые источники:

1.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Иванова Л. | Игровые задания по экологии | Газета «Биология» № 11/2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200401105(дата обращения 15.05.2023).

3. Нет отходам![Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ug-plastics.ru/ekoproblemy/problemy-arhangelska.html(дата обращения:09.05.2023).

4.Правда Севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravdasevera.ru/2019/05/07/60b0a060b43ef52e7c665427.html(дата обращения: 30.04.2023).

5.Праздник – сам[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.prazdnik-sam.ru/zagadki/obmanki-pro-zhivotnykh-s-podvohom.html(дата обращения: 10.05.2023).

6.Сайт для детей и родителей. Чудесенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://chudesenka.ru/2059-zagadki-obmanki.html(дата обращения: 09.05.2023)

7. Учебно-методический кабинет. Растения в легендах и сказаниях Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/rastenija-v-legendah-i-skazanijah-rusi.html(дата обращения: 11.05.2023).

8.Я Студик[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studik.net/vliyanie-populyacii-losej-arxangelskoj-oblasti-na-drevesno-kustarnikovuyu-rastitelnost/(дата обращения 10.05.2023).