муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ульяновский городской лицей при УлГТУ»
(Кафедра дополнительного образования)
432002 г. Ульяновск ул. Радищева, д.102 тел. (8422) 44-25-97 e-mail: [email protected]
Методическая разработка
внеурочного воспитательного мероприятия
«Сурок – байбак в Ульяновской области»
Направление: познавательное и художественно-эстетическое развитие детей, возраст 1 – 5 класс
Разработала: педагог – организатор
Корж Светлана Викторовна
Ульяновск, 2019 г.
Методическая разработка
внеурочного воспитательного мероприятия
«Сурок – байбак в Ульяновской области»
План внеклассного воспитательного мероприятия
Тема: Внеурочное воспитательное мероприятие «Сурок – байбак в Ульяновской области».
Цель: Привлечь внимание взрослых и детей к вопросу изучения и охраны сурков в Ульяновской области.
Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.
Задачи:
Содействовать пропаганде идей охраны сурков.
Содействовать воспитанию у учащихся чувств любви и милосердия ко всему живому.
Способствовать формированию активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.
Способствовать развитию творческой активности учащихся.
Воспитывать умение сотрудничать, согласовывать действия для достижения цели через совместную работу двух классных коллективов.
Оборудование:
- ноутбук для презентации;
- иллюстрации сурка;
- репродукция картины «Савояр с сурком»;
- бумага для рисования;
- карандаши для рисования.
Ход мероприятия по презентации «Сурок – байбак в Ульяновской области»:
Учитель: Ребята, сегодня на мероприятии мы с вами познакомимся с интересным зверьком – сурком, узнаем, как и где он живет, как питается, много интересных фактов из его жизни, и даже нарисуем его в конце мероприятия.
Слайд №1
Учитель: Загадка:
Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его? ( Сурок!)
Ответы детей.
Живёт в Ульяновске у нас
В глубокой норке на лугах
Удивительный зверёк,
А зовут его сурок.
Ответы детей.
Слайд №2
Учитель: В альбоме репродукций «Сокровища Эрмитажа» есть картина Савояр с сурком 1716. Ватто Антуан 1684-1721.
История персонажа на картине заключается в том, что маленький житель бедной гордой Савойи покидает родные места, чтобы добывать себе на хлеб.
У него есть шарманка – такой музыкальный инструмент, где крутится ручка и из ящика слышна музыка.
Есть флейта – на которой мальчик тоже может играть, и учёный сурок с хитрыми глазами. Сурок умеет предсказывать будущее, вытаскивая билетики счастья.
История песни про сурка:
Первоначально никакой песни не было вообще. Текст был написан автором песни Гете в 1747 году для пьесы «Ярмарка в Плундерсвайлере», и лишь спустя некоторое время, специально для этого текста Бетховен написал музыку (1792).
Так, появилась песня, которая в русском языке известна как «И мой сурок со мною». Она рассказывает о бедных детях-скитальцах савоярах из горной Швейцарии (Савойи), которые бродяжничеством и попрошайничеством добывали себе средства на пропитание.
Ответы детей – ответная реакция на новую информацию, делятся своими впечатлениями.
Слайд №3
Учитель:
Сурок – милейший из зверей,
Он в норке спит среди полей.
Сурок он толстый, неуклюжий,
Но с остальными очень дружит.
Сурок некрупный зверёк. Длина тела до 60 см, масса 3-5 кг, но иногда и до 10 кг. Уши небольшие, округлые. Щёчные мешки рудиментарны. Мех грубоватый с густым сероватым подшёрстком. Окрас рыжеватый или красновато-коричневый. Тёмная окраска головы «шапочка» не явно выражена. Около носа белое пятно. Стопы чёрные, черновато-бурые. Хвост короткий 11-14 см. Большинство сурков живет в Новоспасском, Старокулактинском, Сингелеевском и Сурском районах
Он роет день за днем тоннели –
Он лучше всех это умеет.
На зависть всем людским проектам
Он строит чудо-лабиринт.
И каждый час спешит наладить
Сурячий свой уютный быт.
Слайд №4 (норка)
Учитель:
В жилище у него всё складно
Трава и корм лежат, как надо,
С восходом солнца он встаёт,
И в доме делает ремонт.
Ведь во владении зверей
Бывает много этажей.
Норы сурков достигают глубины 4-5 метров. Все норы делятся на временные и постоянные, среди которых выделяют зимние и летние. Норы имеют очень сложное строение и служат животным не одно поколение. Количество отверстий, которые в них ведут, может составлять от 12 до 15 единиц. Входное отверстие гнездовой норы напоминает воронку, откуда сурки осматривают окрестности.
Ход норы имеет наклон вниз на 2 метра. На глубине 2-3 метра располагается расширенная камера размером 50х100 см, их может быть несколько. Ходы нор образуют по несколько этажей. Имеются также специальные камеры-уборные.
Слайд №5 (питание)
Учитель:
Сурки с сурками очень дружат
У них на всех обед и ужин.
Кормёжка, как правило, происходит на земле. В рацион сурка входят листья, цветковые растения (подорожник, одуванчик, клевер, люцерна), зерновые культуры. Изредка поедают улиток, жуков и кузнечиков. На полях едят огородные культуры (горох, бобы).
В день взрослый сурок потребляет до 0,67 кг пищи, хотя обычно её количество не превышает до 250 г в день. Воду сурок получает из утренней росы или поедаемых растений. Запасов кормов сурки не делают.
Слайд №6
Учитель:
Сурки с сурками очень дружат
У них на всех обед и ужин.
Но есть и тут свой уговор:
Всегда нести дневной дозор.
Дежурный есть перестаёт
На лапки столбиком встаёт,
Опасность чует за версту,
Не даст в обед прийти врагу.
Слайд №7
Учитель:
Издаст он очень громкий свист,
Тогда, сурчата, берегись!
Бросай скорее свой обед
И в норку прячься ты от бед.
Характерный пронзительный свист слышен на расстоянии 200-300 метров. При угрозе прячутся в ближайшую нору. Обычно передвигаются со скоростью не более 3 км/ч, но при опасности могут развивать скорость до 16 км/ч. Могут забираться на деревья, спасаясь от преследователей.
Слайд №8
Учитель:
А после кушанья принятья
У всех сурков одно занятье
Перемещаются все в норы
И спят до ужина, обжоры!!!
Как только солнышко скрывается
Они из норок выбираются,
У них занятие опять:
Спать, кушать, норы охранять.
Как только осень наступает,
Сурки надолго в сон впадают.
А перед этим, в конце лета,
У них особая диета:
Побольше есть, почаще спать,
Чтоб жира на зиму набрать.
Покушают, взобьют подушки,
Закроют глазки, лягут спать.
Не шевелятся, как игрушки,
И до весны их не видать.
Обычно спячка продолжается с октября по март-апрель. Во время спячки число сердцебиений падает со 100 до 10-15 ударов в минуту. Температура тела уменьшается до 8 градусов, частота дыхания тоже снижается. Самцы выходят их спячки первыми, иногда ещё в феврале.
Слайд №9
Учитель:
2 февраля в США и Канаде празднуют День Сурка. Считается, что по поведению сурка, вылезшего из норы, можно предсказать близость наступления весны. Если он видит свою тень (т.е. светит солнце), значит весна уже близко, не видит – зима будет стоять, как минимум, дней 40.
Слайд №10
Учитель:
Наши степные сурки-байбаки просыпаются гораздо позже. Это происходит в конце марта, а то и в середине апреля, когда освобождаются от снега первые пригорки, т.е. они тоже вестники весны, правда уже наступившей.
2 февраля во всем мире отмечают День сурка. На Украине День сурка проводят 2 февраля на биостанции в Гайдарах Змиевского района Харьковской области с 2004 года.
Уже традиционно в этот день сотрудники биостанции Харьковского национального университета имени Каразина будят сурка Тимку. Украинский сурок-предсказатель напророчил раннюю и прохладную весну. По прогнозам Тимки, весна в Украине наступит через 6 недель.
Ещё одного сурка разбудят на праздник Сретения (15 февраля) во Львове.
Прогнозы сурков сбываются далеко не всегда, но это никого не смущает, более того, День сурка во многих странах стал народным праздником.
Слайд №11
Весной голодные, худые
Спешат на травы луговые.
Желают навестить соседей
И вместе с ними пообедать.
Слайд №12
Как только станут крепышами,
Обзаведутся малышами.
Такие милые зверята,
Смешные, толстые ребята»
Слайд №13
Учитель:
Детёнышей бывает в среднем 4-5 (от 2 до 11). Они голые, слепые. В месячном возрасте начинают показываться из норы, через 10 дней мать прекращает их кормить молоком. Пока детёныши сосут мать, самец живёт отдельно, но затем возвращается и занимается воспитанием потомства. Живут сурки до 15 лет.
Слайд №14
Учитель:
Пришёл сурок издалека
Жил в Америке далёкой
А теперь живёт в России
На лугах лесных массивов.
Сурки живут в безлесных местностях – в степях, на лугах, в холодных горных пустынях, на опушках лесов, лесных полянах, в горах, по сухим склонам. В горы звери поднимаются очень высоко, почти до 5 км.
Большинство сурков расселены в Ростовской и Ульяновской областях. В Ульяновской области сурков можно увидеть в Новоспасском, Старокулаткинском, Сенгилеевском и Сурском районах. (Показать на карте).
Ответы детей – ребята делятся своими знаниями и впечатлениями о сурках, т.к. у многих ребят дедушки и бабушки живут в местах обитания сурков..
Слайд №15
Учитель:
Но жить мешает им одно:
У них везде врагов полно:
Среди собак, среди волков,
Среди лисиц и хищных птиц
Есть самый злейший враг сурков,
Он, пострашнее всех клыков.
Его, сурки, поберегись!
Слайд №16
Учитель:
Опасный самый враг – не зверь,
Но всё же зверя пострашней.
Забавы ради он готов
Стрелять в беспомощных сурков.
В беде сурков повинен он,
Коварный человек с ружьём. (Фото: человек с ружьём).
Слайд №17
Учитель:
Численность сурков уменьшается по следующим причинам. Во-первых - это охота. Сурок – ценный пушной зверёк, используется в полном объёме: шкурка, мясо, целебный жир. За счёт этого они стали популярным объектом природы. Поэтому и охотятся на сурка ради тёплого и лёгкого меха. Его мясо съедобно. Жир используется в технике и медицине.
Сурячий жир применяется для лечения туберкулёза, плохо заживающих ран и болезней, связанных с истощением организма.
Во-вторых, при распашке целинных земель и выпасе домашнего скота разрушаются места обитания сурков. Им приходится уходить из обжитых мест в другие районы.
Врагов у сурка в природе в настоящее время немного, в основном это бродячие собаки и лисы. Из-за их нападений к осени в выводке редко остаётся более 3 сурчат. Охотятся на них и орлы.
Зверей осталось очень мало.
И надо, чтоб побольше стало.
Добром прославимся мы с вами,
Возьмём мы шефство над сурками.
Девиз сейчас у нас таков:
Беречь и охранять сурков!
Слайд №18
Учитель:
Оказывается многие люди заводят сурков в квартире. Перед ем как привести этого зверя в дом, нужно продумать всё до мелочей. Домом для сурка в квартире становится клетка с прочными металлическими прутьями. Размеры клетки должны быть или превышать в длину 66 см, ширину 55 см, высота 64 см. размер двери 41х43 см на дверь необходимо ставить прочный запор.
Клетку нельзя ставить рядом с батареей, обогревателем, под кондиционером.
Кормить нужно 2 раза в день: утром и вечером, желательно после прогулки.
Вы отнеситесь к суркам с пониманием.
Травы – это основа питания.
Ну, а ещё – семена и орешки.
Их будет грызть зверюшка без спешки.
Ещё обожают бананы порой.
Еду запивают чистейшей водой.
Сурков нельзя кормить острой, жареной жирной пищей и молочными продуктами.
Мыть сурка не обязательно, т.к. они боятся воды. При купании он будет кричать, визжать, вырываться и кусаться. За своим внешним видом сурок следит самостоятельно. Сурка достаточно вычёсывать щёткой и протирать время от времени детскими влажными салфетками.
Ответы детей – некоторые ребята рассказывают о содержании сурков у себя дома или о знакомых.
Слайд №19
Учитель:
Вот такой вот наш сурок,
Удивительный зверёк!
Охранять должны его,
Он законом защищён,
В красной книге занесён.
Красная книга… Она велика.
В ней много разных страниц.
Там есть и жуки, и цветы, и трава,
И очень много в ней птиц.
Наша природа богата пока,
Для каждого место она отвела.
Давайте же вместе спасём мы сурка,
Ведь человеком зовёт нас Земля.
Мы сделали огромную работу:
С тобою защищали мы сурков.
Пусть не дано нам запретить охоту –
Всё ж надо сохранить нам байбаков!
Слайд №20
Учитель:
Мы защитить сурков хотим
Всех маленьких зверьков!
И взрослым громко говорим:
«Мы сохраним сурков!»
Узнали много мы о них
И скажем не тая:
«Сурки – прекрасные зверьки!
Запомните, друзья!»
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами проведем викторину «Что я узнал о сурках?» по той информации, которую вы только что узнали и увидели из презентации. Готовы? Начинаем!
Викторина «Что я узнал о сурках?»
Чему равна длина тела сурка? Правильный ответ: 60 см.
Ответы детей - обсуждение.
Масса тела какая? Правильный ответ: 3 – 5 кг.
Ответы детей - обсуждение.
Какой длины хвост? Правильный ответ: Короткий 11 – 14 см.
Ответы детей - обсуждение.
Как называется жилище сурка? Правильный ответ: Норка
Ответы детей - обсуждение.
Какой глубины достигают норы сурков? Правильный ответ: Норы сурков достигают глубины 4-5 м.
Ответы детей - обсуждение.
Какое количество отверстий делают сурки, которые в них ведут? Правильный ответ: Может составлять от 12 до 15 единиц.
Ответы детей - обсуждение.
Делают ли сурки запасы на зиму? Правильный ответ: Запасов кормов сурки не делают, т.к. зимой они спят.
Ответы детей - обсуждение.
Откуда сурки берут воду? Правильный ответ: Воду сурок получает из утренней росы или поедаемых растений.
Ответы детей - обсуждение.
На каком расстоянии разносится свист сурка? Правильный ответ: 200-300 м
Ответы детей - обсуждение.
Любят сурки мыться? Правильный ответ: Нет, т.к. бояться воды.
Ответы детей - обсуждение.
Чему равна обычная скорость передвижения сурков? Правильный ответ: Не больше 3 км/ч, но при опасности развивает скорость до 16 км/ч.
Ответы детей - обсуждение.
Куда могут забираться сурки во время опасности? Правильный ответ: Могут забираться на деревья, спасаясь от преследователей.
Ответы детей - обсуждение.
Когда празднуют День Сурка в США и Канаде? Правильный ответ: 2 февраля.
Ответы детей - обсуждение.
У нас в России отмечают День Сурка? Правильный ответ: Да, на Украине – г.Львов, г.Харьков – тоже 2 февраля.
Ответы детей - обсуждение.
Какими рождаются детёныши сурков? Правильный ответ: Голыми, слепыми.
Ответы детей - обсуждение.
Сколько рождается детенышей у сорков в природе? Правильный ответ: Детёнышей бывает в среднем 4-5 шт. (от 2 до 11).
Ответы детей - обсуждение.
Объясни фразеологизм «Спит как сурок». Правильный ответ: Спят с октября по март-апрель.
Ответы детей - обсуждение.
Сколько лет могут жить сурки при благоприятных условиях? Правильный ответ: 15 лет.
Ответы детей - обсуждение.
Назовите заказники в Ульяновской области, в которых сурки взяты под охрану. Правильный ответ: В Ульяновской области сурков можно увидеть в Новоспасском, Старокулаткинском, Сенгилеевском и Сурском районах.
Ответы детей - обсуждение.
Перечислите причины по которым уменьшается численность сурков и кто является врагами у сурка? Правильный ответ: Охота, распашка целинных земель. Птицы, волки, лисы, собаки бродячие, человек с ружьем.
Ответы детей - обсуждение.
Кто автор песни «И мой сурок со мною»? Правильный ответ: Гете
Ответы детей - обсуждение.
Кто написал музыку к песне «И мой сурок со мною»? Правильный ответ: Бетховен
Ответы детей - обсуждение.
А кто нарисовал картину «Савояр с сурком»? Правильный ответ: Савояр с сурком 1716. Ватто Антуан 1684-1721 г.г.
Ответы детей - обсуждение.
Как называли нищих детей, которые бродили по улицам Германии и пели песню под шарманку? Правильный ответ: Дети-скитальцы савояры из горной Швейцарии (Савойи)
Ответы детей - обсуждение.
Можно ли сурка содержать дома? Правильный ответ: Да при определенных правилах.
Ответы детей - обсуждение.
В какую книгу занесены сурки? Правильный ответ: В красную книгу – по охране природы
Ответы детей - обсуждение.
Для чего мы должны охранять и заботиться о сурках? Правильный ответ: Т.к. они занесены в Красную книгу – как исчезающий вид, их осталось уже мало на земле. Для того чтобы их охранять, не обижать, не убивать, заботиться чтобы они жилы и размножались в природе.
Ответы детей - обсуждение.
Учитель:
Ребята, давайте подведем итг нашего мероприятия.
-Понравился ли вам урок?
-Что нового вы для себя узнали?
-Что необходимо делать, чтобы животных на нашей Земле было гораздо больше?
Ответы детей - обсуждение.
Учитель:
Мы рассказали всё, что нужно,
И для начала здесь, сейчас
Мы акцию «Беречь сурка»
Объявим дружно. Так за работу!
В добрый час!
Предлагаю, ребята, нарисовать сурка!
Учитель:
Как же нарисовать сурка?
Сейчас мы будем рисовать мультяшного сурка. Этот зверь известен тем, что ежегодно второго февраля он вылазит из своей норки и смотрит, пришла ли весна, в честь этого в Америке сделали - День сурка.
Сначала нарисуйте большой круг для головы вашего сурка. После нарисуйте два маленьких глаза, расположите их по центру головы вверху. Ниже его глаз нарисуйте перевернутый треугольник с вершиной, округленной для его носа. В нижнем угле его носа нарисуйте прямую линию почти до основания его головы.

Используя полукруги, нарисуйте вашему сурку уши. Под носом сурка нарисуйте два полукруга. После нарисуйте два больших зуба, они должны быть формой прямоугольников. Заметьте, что зубы должны быть соединены со щеками сурка.

Теперь нарисуйте своему сурку тело, для этого используйте кривые линии с обеих сторон. По центру тела нарисуйте руки сурку.

Добавьте необходимые элементы, такие как волосы, брови.

В конце поместите сурка в яму, для этого нарисуйте овал. Теперь остается только разукрасить своего сурка, для этого используйте цветной карандаш коричневого цвета. Все сурок готов к зимней спячке.
Ребята! Я очень рада, что вы освоили наш урок «Как нарисовать сурка», большое вам спасибо за внимание! У всех получились замечательные работы, из которых мы можем организовать выставку! Молодцы!






Источники информации и иллюстраций:
1. Г. А. Айкина. «Как сделать экологическое воспитание эффективным» // Журнал «Начальная школа» № 8 2008 год.
https://n-shkola.ru/storage/archive/1407230249-1176458336.pdf
2. О.Н. Индюшкина Сказка для детского кукольного театра «Ёж и Сурок».// Журнал «Начальная школа» № 5 2009 год.
http://flatik.ru/v-gostyah-u-surka
3. Журнал « Начальная школа» № 4 2010 год «Викторина о животных»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/07/31/igra-viktorina-o-zhivotnyh;
http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnaja-rabota-v-nachalnoi-shkole/igra-viktorina-o-zhivotnyh-v-nachalnoi-shkole.html
4. Интернет- сайт Байбак. Ру
http://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-zinovevna-fedorova/viktorina-v-mire-zhivotnyh-vneklasnoe-meroprijatie-dlja-uchenikov-3-4-klasov.html
5. Презентация и сценарий мероприятия «В гостях у сурка» руководители МБОУ СОШ № 82: учителя начальных классов -Ковалёва Татьяна Борисовна, Гордеева Ирина Викторовна.
http://flatik.ru/v-gostyah-u-surka
6. Рисуем сурка поэтапно.
https://svetlica-mama-blogger.ru/как-рисовать-сурка-поэтапно-рисуем-с-д/.