муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ульяновский городской лицей при УлГТУ»
(Кафедра дополнительного образования)
432002 г. Ульяновск ул. Радищева, д.102 тел. (8422) 44-25-97 e-mail: [email protected]
Методическая разработка
внеурочного воспитательного мероприятия
«Игра - викторина «Космический серпантин»
Направление: познавательное развитие детей,
возраст 1 – 6 класс
Разработала: педагог – организатор
Корж Светлана Викторовна
Ульяновск, 2019 г.
Методическая разработка
«Игра - викторина «Космический серпантин»
План внеклассного воспитательного мероприятия
Назначение: данная викторина будет полезна для работы учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования; материал викторины предназначен для детей 7 - 12 лет.
Тема: Игра-викторина ‹‹Космические виражи››.
Цель:
1. Систематизировать и расширить представления детей о космосе.
2. Закрепить знания о планетах Солнечной системы.
3. Закрепить умения работать в команде.
Задачи:
- расширение общего кругозора детей,
- развитие самостоятельности, мышления, любознательности,
воспитание патриотизма, гражданственности.
- формирование космического мышления детей, взглядов и
знаний о строении и эволюции Вселенной;
- ознакомление ребят с астрономическим фольклором,
- расширять кругозор ребят;
- закрепить общий обзор знаний по теме «Солнечная система»;
- популяризация космических знаний,
- повышение уровня астрономической культуры учащихся;
- формирование мотивов к активному изучению астрономии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ручки, листы бумаги, карточки с заданиями, медальки для награждения.
Форма: игра-викторина, соревнование.
Подготовка к викторине: в викторине участвуют ребята одного класса, которые делятся на группы по 4-5 человек.
Условия проведения:
1. Класс делится на 3 команды (можно провести игру между классами как внеклассное мероприятие).
2. Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией и по возможности эмблему команды и девиз.
3. Жюри игры - викторины формируется из учителя и 2-3х учеников класса.
4. По набранным баллам жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами и призами.
Правила проведения игры - викторины:
Игра - викторина состоит из нескольких этапов, каждый из которых оценивается жюри определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится определённое время (см. таблицу).
Команды получают задания данного этапа одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри.
Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего этапа. После выполнения задания второго этапа жюри сообщает результаты первого этапа (можно вносить записи в таблицу, начерченную на доске) и т.д.
Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Если всё задание, выполненные верно во временных рамках и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.
Число и очерёдность этапов ведущий может варьировать.
Таблица
№ | Название этапов | Время | Баллы | Команда | Победи- тель |
1 | 2 | 3 |
1 | Вопросы для разминки «Галактика» | 5 минут | 1 | | | | |
2 | Задание – космическая Анаграмма! | 5 минут | 1 | | | | |
3 | Вопросы для разминки «Космонавтика» | 5 минут | 1 | | | | |
4 | «Нарисуй такого же робота» | 5 минут | 1 | | | | |
5 | Из всех ответов нужно выбрать правильный. | 5 минут | 1 | | | | |
6 | Задание - дорожка до луны | 8 минут | 1 | | | | |
7 | Игра в слово | 5 минут | 1 | | | | |
8 | Вопросы на сообразительность | 5 минут | 1 | | | | |
9 | Предлагаем вспомнить знаки зодиака – созвездия | 5 минут | 1 | | | | |
10 | Викторина «Космические загадки» | 5 минут | 1 | | | | |
11 | Отгадай зодиакальный ребус | 5 минут | 1 | | | | |
12 | Задание - конкурс «Радиограмма». | 7 минут | 1 | | | | |
13 | Найди две одинаковые летающие тарелки | 5 минут | 1 | | | | |
14 | Разукрась картинку. Что получилось? | 5 минут | 1 | | | | |
Представление команды.
Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 3 балла).
Ход сценария:
1. Организационный момент.
2.Рассаживание по местам команд, членов жюри и счётной комиссии.
3.Ход мероприятия:
Учитель: Ребята, сегодня на мероприятии мы с вами проведем игру – викторину на тему астрономии и космонавтики под названием «Космические виражи». Ваша задача – ответить правильно на предложенные вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Внимание! Игра – викторина начинается!
Конкурсы для команд игроков
Учитель: 1-й этап: Вопросы для разминки «Галактика».
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Как называется наша галактика?
Ответ: Млечный Путь.
Чему равен возраст нашего Солнца?
Ответ: Около 4,5 – 5 млрд. лет.
Как называется защитный костюм космонавтом и астронавтов?
Ответ: Скафандр.
Назовите путеводную звезду на северном небе?
Ответ: Полярная звезда.
Когда и где стартовал первый в мире искусственный спутник Земли, открывший начало космической эры?
Ответ: 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур СССР.
Что такое астрономическая единица?
Ответ: Среднее расстояние от Земли до Солнца – 150 млн. км.
7). Самый удаленный космический объект, который можно разглядеть невооруженным глазом?
Ответ: Туманность Андромеды.
8) Кем были первые воздухоплаватели, взмывшие в высь в 1783 г. на
воздушном шаре, наполненном горячим воздухом?
Ответ: Петух, утка и баран.
9) Сколько звезд в созвездии Большая Медведица?
Ответ: Семь.
10) На ракетах летали разные животные: кролики, мыши, собаки.
Американцы запускали в космос шимпанзе. Какая страна послала в
космос кота?
Ответ: Франция.
Учитель: 2-й этап: Задание – космическая Анаграмма!
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Для тех, кто забыл, напоминаю: анаграмма – это слово, где все буквы перепутаны, стоят не на своих местах. Нужно восстановить слово в первоначальном виде.
Слова: ОРТЕМИТЕ; ТАКИКАГАЛ; РУИСИС; ТЕПАЛАН
Ответ: Метеорит, галактика, Сириус, планета.
Учитель: 3-й этап: Вопросы для викторины «Космонавтика»:
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1.Кто положил начало открытия космоса, теоретической космонавтики?
Ответ: К.Э.Циолковский.
2.В каком году и кто совершил первый полёт в космос?
Ответ: Ю.А.Гагарин,12.04.1961г..
3.Кто был вторым космонавтом после Ю.А.Гагарина?
Ответ: Герман Степанович Титов.
4.Как звали собак, которых посылали в космос, когда?
Ответ: Белка, Стрелка,1960 г..
5.Первая женщина-космонавт?
Ответ: Валентина Терешкова.
6.Какие у неё были позывные?
Ответ: «Чайка».
7.В каком году В.Терешкова совершила полёт в космос?
Ответ: 1963 г.
8.Кто первый из космонавтов вышел в открытый космос?
Ответ: Алексей Архипович Леонов.
Учитель: 4 этап. Задание для разминки «Нарисуй такого же робота!»
Команда, которая нарисует быстрее – получает 1 балл.

Учитель: 5 этап. Из всех ответов нужно выбрать правильный. Подчеркни.
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1.Как назывался космический «корабль», на котором был совершен
первый полёт? «Восток», «Восход», «Союз», «Аполлон»
Ответ: «Восток».
2.Кто из перечисленных фамилий «вторая» женщина космонавт? Кандакова, Терешкова, Савицкая.
Ответ: Савицкая.
3.Кто из перечисленных фамилий не является космонавтом? Комаров, Севастьянов, Водопьянов, Титов.
Ответ: Водопьянов.
4.Первая из женщин космонавтов, вышедших в открытый космос. Терешкова, Савицкая.
Ответ: Терешкова.
5.Назовите главного конструктора космических «кораблей». Циолковский, Королёв, Гагарин.
Ответ: Королёв.
6.Какое слово произнёс Гагарин, когда стартовал космический
«корабль»? Взлетаю, поехали, все готово.
Ответ: поехали.
Учитель: 6-й этап: Задание - дорожка до луны.
Команда, которая справится с заданием быстрее, получает - 1 балл.
Медвежонок Сладкоежка считает, что Луна медовая. Помоги ему добраться до Луны! Дорожка состоит из кружков, в которых получается “4”. Закрась эти кружки желтым цветом.
Команды выполняют задания, соревнуясь на время.
Учитель: 7-й этап: Игра в слово.
Команда, которая справится с заданием быстрее, получает - 1 балл.
Слово - Космонавтика.
Нужно составить как можно больше новых слов, используя буквы этого слова. Победитель игры тот, кто больше составит слов.
Напиши свои слова:__________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Учитель: 8-этап: Вопросы на сообразительность.
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1) Место, откуда стартовал первый космический корабль?
Ответ: Байконур.
2) Назовите отчество первого космонавта.
Ответ: Алексеевич.
3) Какая дата в космонавтике отмечается в 2019 году?
Ответ: 12 апреля – полет первого космонавта в космос.
4) В какой стране располагается космодром Байконур?
Ответ: Казахстан.
5) Как называется соединение 2 космических аппаратов?
Ответ: Стыковка.
6) Чудо- птица, алый хвост. Прилетела в стаю звёзд. Что это?
Ответ: Комета.
7) Какой космический прибор фотографировал лунную поверхность?.
Ответ: Луноход.
8) Что называется в космосе «млечным»?
Ответ: Путь.
Учитель: 9-й этап: Предлагаем вспомнить знаки зодиака – созвездия.
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1) Сколько ты знаешь созвездий?
Ответ: Двенадцать.
2) Порядок их расположения вдоль линии, по которой движется Солнце?
Ответ: 12 созвездий зодиакального круга: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
3) В каком знаке ты родился и напиши дату своего рождения?
Ответ: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Учитель: 10-й этап: Викторина «Космические загадки». Подчеркни правильный ответ.
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Сколько планет входит в состав Солнечной системы? 9, 11, 15.
Ответ: 9.
Что находится в центре Солнца? Протуберанцы, корона, ядро.
Ответ: ядро.
Как называется зонд, который обнаружил на Венере вулканы? Магеллан, Спутник
Ответ: Магеллан .
4. Как называется спутник Земли? Фобос, Деймос, Луна.
Ответ: Луна.
5. Сколько % земной поверхности находится под водой? Более 20%, 50%, 70%.
Ответ: 70%.
6. За сколько дней луна проходит все фазы? 10, 20, 29, 5 дней.
Ответ: 29.
7. На какой планете много ржавчины? На Венере, на Земле, на Марсе.
Ответ: на Марсе.
8. Где находится Космический Олимп? На Земле, на Луне, на Марсе.
Ответ: на Марсе.
9. Между какими планетами находится пояс астероидов? Между орбитой Земли и Меркурием, Юпитером и Сатурном, Марса и Юпитера.
Ответ: Марса и Юпитера.
10. Что такое Комета? Это мягкие образования, газообразования, твердые тела из камня и льда.
Ответ: твердые тела из камня и льда.
11. Сколько примерно лететь до Юпитера? 1 месяц, 1 год, 6 лет.
Ответ: 6 лет
12. Сколько спутников у Юпитера? 3, 10, 16.
Ответ: 16.
13. Какой самый крупный спутник Сатурна? Ганимед, Миранда, Титан.
Ответ: Ганимед.
14. На какой планете самые сильные ветра? Уран, Марс, Нептун.
Ответ: Нептун.
15. Какое самое холодное небесное тело во всей Солнечной системе?
И какова его температура? Тритон, Миранда, Ганимед. -100, -150, -235.
Ответ: Тритон, -235.
Учитель: 11-й этап: Отгадай зодиакальный ребус.
2
3
Ответ: Стрелец, Козерог, Рыбы
Учитель: 12-й этап: Задание - конкурс «Радиограмма». Расшифруй послание из космоса.
Команда, которая справится с заданием быстрее, получает - 1 балл.
3, 15, 10, 14, 1, 15, 10, 6!
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1
Ответ: Внимание! Посадка невозможна.
Учитель: 13-й этап: Найди две одинаковые летающие тарелки.
Команда, которая справится с заданием быстрее, получает - 1 балл.
1
2
3
4
Ответ: Первая и третья.
Учитель: 14-й этап: Разукрась картинку.
Учитель:

Что получилось?
Ответ: Космонавт.
Итоги мероприятия
Учитель:
-Чем полезно было мероприятие?
- Что понравилось?
- О чем задумались?
- Что запомнилось?
- О чем хотелось бы ещё узнать?
- Кто бы из вас хотел полететь в космос?
Ответы ребят и обсуждение.
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Спасибо за участие в ИГРЕ - ВИКТОРИНЕ
«КОСМИЧЕСКИЙ СЕРПАНТИН»
Литература:
1.http://pedsovet.su/forum/167-3849-1#52704
2.http://pedsovet.su/load/243-1-0-6843
3.http://pedsovet.su/load/11-1-0-461
4.http://pedsovet.su/load/47-1-0-3897
5.https://multiurok.ru/files/urok-ighra-astronomichieskii-boi-dlia-11-klassov-ili-kak-vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-uchashchikhsia-intieriesuiushchikhsia-astronomiiei.html