Методическая разработка внеурочного занятия в форме квест-игры «Уголок большой России»
Методическая разработка занятия для внеурочной деятельности по краеведению для учащихся начальных классов в форме квест–игры. Это путешествие по станциям. Цель путешествия: найти сундучок с посланием из прошлого. Основной замысел - систематизация знаний об истории родного края. Занятие способствует формированию коммуникативно–познавательной и творческой деятельности у учащихся. Применяются разнообразные формы и методы работы. Представленный материал можно использовать при проведении занятий по краеведению в родном крае.
Цель игры:
воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному краю.
Задачи:
- прививать любовь к «малой» родине – родному городу, его республике, его природе;
- воспитывать уважительное отношение к жителям родного края;
- показать, как история родного края неразрывно связана с Россией.
Оборудование: сундучок с леденцами, письмо из прошлого, маршрутные листы, конкурсные задания, фотографии с изображением поселка и известных людей, костюмы героев игры, таблички с названием станций, компьютер и музыкальное сопровождение для забав и исполнения песни, барабан, разделенный на сектора и конверты с заданиями для каждого сектора.
Порядок проведения игры:
предварительный этап;
организационный этап;
краеведческая квест-игра;
подведение итогов, награждение.
Предварительный этап:
формируем команды по 5 человек;
выбираем капитанов каждой команды;
каждая команда разрабатывает свою символику (девиз, название команды, эмблема);
выбор ответственных на станциях, их подготовка;
разработка заданий для станций;
определение аудитории (где будут находиться станции).
Сценарий проведения краеведческой игры–квест «Уголок большой России»
1. Организационный этап игры
Ведущий: Ребята, сегодня придя в школу, на столе я обнаружила письмо, адресованное ученикам нашей школы от таинственного незнакомца. Давайте прочитаем письмо, послушайте, что же в нем написано.
Мальчишки и девчонки!
Я таинственный незнакомец
Хочу вам подарить,
Старинный сундучок.
Сейчас вы удивитесь,
И удивленно спросите!
А где же сундучок?
Найти его вы сможете,
Пройдя пять испытаний
Играя в квест – игру.
Ведущий: Ребята, я думаю, что мы попробуем пройти все испытания. Найти сундучок таинственного незнакомца сможет только лучшая команда знатоков родного края.
Ведущий: Начать игру мы сможем только тогда, когда каждая команда представится и получит от жюри маршрутный лист следования по станциям. (Представление команд)
Ведущий: Сейчас, внимательно послушайте правила игры. У каждой команды есть маршрутный лист со схемой передвижения по станциям.
Командам на выполнение задания на каждой станции отводится 5 минут. Участники игры не могут покидать станцию, пока не прозвучит условный сигнал. Если команда справилась с заданием досрочно, то участники находятся в аудитории до момента истечения времени. Если команда не закончила выполнение задания за отведенный промежуток времени, то работа прекращается и определяется количество заработанных баллов в соответствии с объёмом выполненной работы.
Сигналом к началу и окончанию служит звонок школьного колокольчика.
Сигнал к началу даётся после того, как все команды благополучно добрались до своей «станции».
Ведущий: Ребята, ваша победа зависит от слаженных действий всех участников команды. Вы получили маршрутные листы, маршрут каждой команде понятен? К испытаниям готовы? В добрый путь! (Участники игры отправляются по указанному маршруту в маршрутном листе).
Таблица проведения квест-игры
№ п/п | Название станции | Задание | Необходимые материалы | Критерии оценки |
1. | «Страницы истории» | Вопросы викторины (смотреть приложение 1). | Вопросы викторины с правильными ответами для ведущего на станции. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
2. | «Природа и животный мир родного края» | Отгадать загадки о растениях, грибах и животных родного края (смотреть приложение 2). | Горянка, ширма, бланк с загадками для ведущего на станции. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
3. | «Предметы старины далёкой» | Игра «Узнай предмет старинного быта (смотреть приложение 3). | Предметы быта и одежды: кийиз, урчукъ, башлыкъ, мессиле, джамчы, чоюн, веретено. Бланк с заданием для ведущего. | Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
4. | «Старинные архитектурные здания» | Необходимо соотнести слово на табличке с фотографией старинного архитектурного здания. Доказать свой выбор. Рассказать известные сведения об истории архитектурного здания | Фотографии архитектурных построек прошлого: Сентинский храм, Шоанинский храм, Архызский храмовый комплекс Таблица с ответами для ведущего. | 2 балла ставится за соотнесение 1 слова с фотографиями прошлого. 3 балла ставится за правильно рассказанные сведения об истории архитектурного здания. |
5. | «Кто? Где? Когда?» | Игра «Интеллектуал» Рассмотреть фотографии известных людей, назвать их. Ответить на вопрос: как каждый из них связан с историей нашего города? | Барабан, разделённый на сектора и конверты с заданиями для каждого сектора. Вращать барабан они участники команды только один раз. Таблица с вопросами, фотографиями и правильными ответами для ведущего. | 3 балла за правильный ответ по фотографии. 4 балла, за то, как связан каждый из известных людей с историей города. |
3. Итоги игры. Награждение.
Команда, набравшая большее количество баллов возвращаются с сундучком бабушки Байдымат.
Ведущий: Уважаемая команда победителей, удалось ли вам найти сундучок бабушки Байдымат? Что же в сундучке? (В сундучке находятся леденцы на палочках, дети угощают ими всех участников игры). Жюри награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная», «Самая творческая», «Самая находчивая», «Самая активная», «Самая смекалистая»